Итоговая работа. Русский язык. 6 класс
Итоговая
диагностическая работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению работы
На выполнение работы отводится 60 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
Часть 1
В заданиях части 1 из предложенных вариантов ответов выберите единственный правильный результат.
Прочитайте внимательно текст!
1. Сосну-красавицу с красноватым стволом и тёмно-зелёной хвоей встретишь всюду: и в бору, и на песках, и на скалах, и над оврагами. 2. Сосна растёт везде, на самой различной почве. 3. Сосна - лесной пионер, завоеватель новых земель.
4. Молодые сосёнки быстро растут, увеличиваются в год на 30 - 50 сантиметров. 5. Сосёнки не боятся ни морозов, ни влаги, ни засухи, ни ветров. 6. У сосны крепкие корни, стойкий ствол, и она нетребовательна к условиям жизни. 7. Сосна доживает обычно до 350 лет, достигая высоты 35 метров.
8. Сосна - прекрасное дерево и надежный помощник человека. 9. Её сажают там, где нужно оказать сопротивление вредным явлениям природы. 10. Вдоль железных дорог трудолюбивые сосны задерживают снег, на берегах водоемов и в пустынях - движущиеся пески. 11. Сосны - хранители вод: под их сенью не высыхают и не мелеют реки. 12. Высокие, гладкие, тонкие стволы сосен в течение многих столетий двигали бесчисленные корабли, поддерживали паруса, наполненные ветром.
(По Н.М. Верзилину)
1. Предложение, в котором наиболее точно сформулирована тема текста:
-
Скорость роста молодых сосёнок.
-
Использование человеком данных сосны.
-
Климатические условия произрастания сосны.
-
Нетребовательность сосны к условиям жизни.
2. Предложение, в котором содержится основная мысль текста:
-
3
-
5
-
8
-
12
3. Утверждение, которое противоречит содержанию текста:
-
Автор утверждает, что сосна растет на самой различной почве.
-
По мнению автора, сосна требовательна к условиям жизни.
-
Автор доказывает, что сосна оказывает сопротивление вредным явлениям природы.
-
Автор считает, что сосны не боятся ни морозов, ни влаги.
4. Предложение, в котором есть слова, употребленное в переносном значении:
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
5. В. Солодухин пишет о соснах: «В бору дерево вытягивается, растет длинное и ровное… Тогда говорят «строевой лес», а в пору зрелости – «корабельная роща». В каком предложении текста Н. Верзилина говорится о таких соснах?
1) 4
2) 6
3) 7
4) 12
6. Слово ПИОНЕР в предложении №3 употреблено в значении:
1) первопроходец-исследователь
2) родоначальник нового
3) член детской организации
4) первый поселенец в новой местности
7. Словосочетание, в котором определение является эпитетом:
1) тонкие стволы
2) трудолюбивые сосны
3) крепкие корни
4) тёмно-зелёная хвоя
8. Слово, в котором звуков больше, чем букв:
1) хвоя
2) земель
3) осенью
4) вдоль
А9. Слово, которое соответствует морфемному составу: приставка-корень-суффикс-окончание:
1) красноватые
2) железных
3) пароходный
4) бесчисленные
10. Ряд, где все слова пишутся с Ь:
1) солов...и, б...ют, руж...ё
2) ин...екция, вороб...и, осен...ю
3) зел...е, бул...он, с...ёжились
4) в...юга, под...езд, павил...он
11. Ряд, где во всех словах пропущена буква А:
1) препод...вать, пол...гается, упр...щать
2) предст...влять, предназн...чение, дек...рация
3) д...роженька, ф...нтазия, л...боратория
4) пригл...шать, уг...сать, выр...сти
12. Ряд, где все слова пишутся с одной буквой Н:
1) стекля...ый, ветре...ый, тума...ый
2) кожа...ый, румя...ый, ю...ый
3) революцио...ый, си...ий, лу...ый
4) каме...ый, сте...ой, орли...ый
13. Слово пишется через дефис:
1) (полу) остров
2) (темно)синий
3) (судо)строительный
4) (железно)дорожный
14. Ряд, где все слова пишутся с приставкой ПРЕ-:
1) пр...ступник, пр...накрыть, пр...зидиум
2) пр...бавить, пр...вращение, (знаки) пр...пинания
3) пр...следовать, пр...спокойный, пр...увеличить
4) пр...дорожный, пр...ближение, пр...подаватель
Часть 2
При выполнении заданий 15-17 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждой позиции, данной в левом столбце, надо подобрать соответствующую из правого столбца и вписать полученный ответ в таблицу бланка ответов.
15. Соответствие прилагательного характеристике
-
гладкие стволы | -
притяжательное прилагательное |
-
железные дороги | -
качественное прилагательное |
-
звериные тропы | -
относительное прилагательное |
Таблица ответов
16. Соответствие между родом существительного и примерами
-
завоеватель | -
ж.р. |
-
явление | -
м.р. |
-
высота | -
ср.р. |
Таблица ответов
17. Соответствие между склонениями и примерами
-
хранитель | -
III скл. |
-
красавица | -
I скл. |
-
жизнь | -
II скл. |
Таблица ответов
18. Последовательность предложений в тексте:
-
В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц.
-
Наблюдать Солнце в том зодиакальном созвездии, в котором оно находится в данный день года, можно только во время полного солнечного затмения.
-
Мы знаем, что на своем видимом пути Солнце пересекает двенадцать созвездий Зодиака.
-
Эта возможность представляется очень и очень редко.
Ответ_______________
19. Из данных предложений выпишите прилагательные в простой превосходной степени.
Сосны с самыми ровными стволами выбирались для мачт кораблей. Это были стволы высочайших деревьев.
Ответ _______________________
20. Из данных предложений выпишите глагол I спряжения.
Сосны сохраняют почву, не боятся морозов, засухи. Сосну можно встретить повсюду.
Ответ _______________________