СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит вопросы по теории литературы, содержанию произведений М.Ю.Лермонтова, развивает ассоциативное мышление учащихся

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова»

УРОК 49 Литература, 9


ТЕМА: «Итоговая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова»

ЦЕЛИ: выявить уровень усвоения темы, развивать ассоциативное мышление учащихся

ХОД УРОКА:


1. Чтение и анализ 1—2 сочинений (сильных учеников), с комментарием степени раскрытия темы и речевой грамотности


II. Тестовая работа


Задание 1

Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

1. В 1814—1841 гг.

2. В 1824—1849 гг.

3. В 1812—1837 гг.


Задание 2

Определите мотивы (темы) лирики М Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:

1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел»,

2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».

3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».

4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия...», «Кинжал».

5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия...».

6. «И скучно и грустно...», «Утес», «На Севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».

7. «Я к вам пишу», «Кавказ».


 тема поэта и поэзии

 любовная лирика

 мотив богоборчества

 тема родины

 тема природы

 философская лирика

 вольнолюбивая лирика


Задание 3

Определить размер стихосложения:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом небесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

1. Ямб.

2. Хорей.

3. Дактиль.

4. Амфибрахий.

5. Анапест.


Задание 4

Укажите количество стоп в стихе:

«Сижу за решеткой в темнице сырой...».

1. 2 стопы

2. 3 стопы


Задание 5

Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:

1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить...».

2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».

 романтический

 реалистический


Задание 6

Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:

1. «В пространстве брошенных светил...».

2. «Под ним Казбек, как грань алмаза...»

 метафора

 сравнение

Задание 7

Гипербола — это:

1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.

2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.


Задание 8

Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:

Я тот, чей взор надежду губит,

Я тот, кого никто не любит,

Я бич рабов моих земных.

Я царь познанья и свободы.

Я враг небес.

Я зло природы.

И, видишь, — я у ног твоих!

Тебе принес я в умиленьи

Молитву тихую любви,

Земное первое мученье

И слезы первые мои.


Задание 9

По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:

1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя — могучей личности с нереализованными возможностями.

2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.

3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.

 «Песня про купца Калашникова...»

 «Мцыри»

 «Демон»


Задание 10

К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:

1. Романтизм

2. Критический реализм

3. Сентиментализм

4. Просветительский реализм

5. Классицизм


Задание 11

Тема художественного произведения — это:

1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.


Задание 12

Определите идею романа «Герой нашего времени»:

1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.


Задание 13

О ком сказано:

«Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

1. Печорин

2. Онегин

3. доктор Вернер

4. Грушницкий


Задание 14

В чем трагедия Печорина:

1. В конфликте его с окружающими.

2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).

3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

4. В эгоистичности.


Задание 15

Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:

1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.

5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.


 Грушницкий

 княжна Мери

 Максим Максимыч

 доктор Вернер

 Бэла


Задание 16

О ком из героев романа идет рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. Бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... да-с, с большими был странностями...».

1. Грушницкий

2. Печорин

3. Максим Максимыч

4. доктор Вернер


Задание 17

Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».

1. «Бэла»

2. «Максим Максимыч»

3. Предисловие к журналу Печорина

4. «Тамань»

5. Окончание журнала Печорина

6. «Княжна Мери»

7. «Фаталист»


Задание 18

Определите, чей это портрет?

«...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли, В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».

1. Грушницкий

2. Печорин

3. Вернер

4. Максим Максимыч


Задание 19

Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж:

«...Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

1. Дуэль Печорина и Грушницкого

2. Похищение Карагеза

З. Гибель Бэлы

4. Выстрел Вулича


Задание 20

По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:

1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.

2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.


Задание 21

Печорина звали:

1. Максим Максимыч

2. Григорий Александрович

3. Сергей Александрович

4. Александр Григорьевич


Задание 22

Соотнесите иллюстрации с героинями романа М.Ю. Лермонтова:

А. Бэла

Б. Ундина

В. Княжна Мери

Г. Вера


1 2







3 4


Задание 23


Почему получилось именно такое соотношение «героиня-ассоциация»? (4-5 предложений)



Ответы к тесту

№ задания

Ответ

1

1

2

1 — любовная лирика

2 — мотив богоборчества

3 — тема поэта и поэзии

4 — вольнолюбивая лирика

5 — тема родины

6 — философская лирика

7 — тема природы

3

1

4

2

5

1 — романтический

2 — реалистический

6

1 — метафора

2 — сравнение

7

3

8

-

9

1 — «Демон»

2 — «Мцыри»

3 — «Песня про купца Калашникова…»

10

2

11

3

12

1

13

1

14

2

15

1 — Максим Максимыч

2 — Грушницкий

3 — Вернер

4 — Бэла

5 — княжна Мери

16

2

17

4—«Тамань»

6 — «Княжна Мери»

7 — «Фаталист»

1 — «Бэла»

2 — «Максим Максимыч»

3, 5 — журнал Печорина

18

3

19

1

20

3

21

2

22

А-1

Б-4

В-2

Г-3

23

Примерный ответ:

Жизнь Бэлы напоминает листок, который до срока сорвался с ветки. Ундина оставила слепого мальчика и старуху, бросив мелкую монету. Роскошная шляпка напоминает дорогие вещи, которые окружали княжну Мери всюду. Вера, уезжая, написала прощальное письмо Печорину.

(ответы учащихся могут быть и другими)


III. Итог урока

Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».

Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?


Домашнее задание:

1) повторить биографию Гоголя по учебнику-хрестоматии (с. 259—262);

2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!