УРОК 49 Литература, 9
ТЕМА: «Итоговая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова»
ЦЕЛИ: выявить уровень усвоения темы, развивать ассоциативное мышление учащихся
ХОД УРОКА:
1. Чтение и анализ 1—2 сочинений (сильных учеников), с комментарием степени раскрытия темы и речевой грамотности
II. Тестовая работа
Задание 1
Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
1. В 1814—1841 гг.
2. В 1824—1849 гг.
3. В 1812—1837 гг.
Задание 2
Определите мотивы (темы) лирики М Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел»,
2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия...», «Кинжал».
5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия...».
6. «И скучно и грустно...», «Утес», «На Севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».
7. «Я к вам пишу», «Кавказ».
тема поэта и поэзии
любовная лирика
мотив богоборчества
тема родины
тема природы
философская лирика
вольнолюбивая лирика
Задание 3
Определить размер стихосложения:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
1. Ямб.
2. Хорей.
3. Дактиль.
4. Амфибрахий.
5. Анапест.
Задание 4
Укажите количество стоп в стихе:
«Сижу за решеткой в темнице сырой...».
1. 2 стопы
2. 3 стопы
Задание 5
Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:
1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить...».
2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».
романтический
реалистический
Задание 6
Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
1. «В пространстве брошенных светил...».
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза...»
метафора
сравнение
Задание 7
Гипербола — это:
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
Задание 8
Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
Я враг небес.
Я зло природы.
И, видишь, — я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
Задание 9
По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя — могучей личности с нереализованными возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине.
3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.
«Песня про купца Калашникова...»
«Мцыри»
«Демон»
Задание 10
К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:
1. Романтизм
2. Критический реализм
3. Сентиментализм
4. Просветительский реализм
5. Классицизм
Задание 11
Тема художественного произведения — это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.
Задание 12
Определите идею романа «Герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
Задание 13
О ком сказано:
«Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».
1. Печорин
2. Онегин
3. доктор Вернер
4. Грушницкий
Задание 14
В чем трагедия Печорина:
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
Задание 15
Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
Грушницкий
княжна Мери
Максим Максимыч
доктор Вернер
Бэла
Задание 16
О ком из героев романа идет рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. Бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... да-с, с большими был странностями...».
1. Грушницкий
2. Печорин
3. Максим Максимыч
4. доктор Вернер
Задание 17
Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
1. «Бэла»
2. «Максим Максимыч»
3. Предисловие к журналу Печорина
4. «Тамань»
5. Окончание журнала Печорина
6. «Княжна Мери»
7. «Фаталист»
Задание 18
Определите, чей это портрет?
«...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли, В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
1. Грушницкий
2. Печорин
3. Вернер
4. Максим Максимыч
Задание 19
Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж:
«...Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».
1. Дуэль Печорина и Грушницкого
2. Похищение Карагеза
З. Гибель Бэлы
4. Выстрел Вулича
Задание 20
По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Задание 21
Печорина звали:
1. Максим Максимыч
2. Григорий Александрович
3. Сергей Александрович
4. Александр Григорьевич
Задание 22
Соотнесите иллюстрации с героинями романа М.Ю. Лермонтова:
А. Бэла
Б. Ундина
В. Княжна Мери
Г. Вера
1 2
3 4
Задание 23
Почему получилось именно такое соотношение «героиня-ассоциация»? (4-5 предложений)
Ответы к тесту
№ задания | Ответ |
1 | 1 |
2 | 1 — любовная лирика 2 — мотив богоборчества 3 — тема поэта и поэзии 4 — вольнолюбивая лирика 5 — тема родины 6 — философская лирика 7 — тема природы |
3 | 1 |
4 | 2 |
5 | 1 — романтический 2 — реалистический |
6 | 1 — метафора 2 — сравнение |
7 | 3 |
8 | - |
9 | 1 — «Демон» 2 — «Мцыри» 3 — «Песня про купца Калашникова…» |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 2 |
15 | 1 — Максим Максимыч 2 — Грушницкий 3 — Вернер 4 — Бэла 5 — княжна Мери |
16 | 2 |
17 | 4—«Тамань» 6 — «Княжна Мери» 7 — «Фаталист» 1 — «Бэла» 2 — «Максим Максимыч» 3, 5 — журнал Печорина |
18 | 3 |
19 | 1 |
20 | 3 |
21 | 2 |
22 | А-1 Б-4 В-2 Г-3 |
23 | Примерный ответ: Жизнь Бэлы напоминает листок, который до срока сорвался с ветки. Ундина оставила слепого мальчика и старуху, бросив мелкую монету. Роскошная шляпка напоминает дорогие вещи, которые окружали княжну Мери всюду. Вера, уезжая, написала прощальное письмо Печорину. (ответы учащихся могут быть и другими) |
III. Итог урока
Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».
Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?
Домашнее задание:
1) повторить биографию Гоголя по учебнику-хрестоматии (с. 259—262);
2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе».