Итоговая викторина по экологии «Знатоки природы» в подготовительной группе.
Цель: повторить и обобщить знания детей о природе в игровой форме, в форме проведения викторины.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. Формировать устойчивый интерес к природе.
Развивающие: развивать память, сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление. Развивать речь, обогащать словарный запас, умение делать выводы, обобщать.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание изучать и наблюдать за ней.
Оборудование и материалы: магнитная доска,полянки и цветы из бумаги, плакаты- зимнее и летнее деревья, клей, картинки зимующих и перелётных птиц в конверте (2 комплекта), клей- карандаш, жетоны (листики), фонограмма «Звуки леса», схемы для звуко- буквенного разбора слов, аудиозаписи звуков природы, медальки для награждения.
Ход викторины:
Организационный момент:
-Природа всегда делится с нами самым хорошим. Летний лес дарит нам грибы и ягоды, зимняя речка -звонкий лёд, а весеннее утро- песни птиц и ручейков. А ещё, природа дарит нам чудеса, но найти их не так-то просто. Тут нужны глаз да глаз, ухо да ухо. Сегодня мы поиграем с вами в увлекательную викторину «Знатоки природы».
Викторина-это игра, это соревнование. А соревноваться будут две команды: «Бабочки» и «Пчёлки». ( Дети разбирают листочки, перевёрнутые вниз картинками и разбиваются на команды). У каждой команды есть своя полянка. Если команда отвечает правильно, на полянке распускается (появляется) цветок.
Правила: слушать до конца, не выкрикивать, поднимать руку.
Основная часть:
1. Разминка. Игра «Назови быстро».
«Бабочки»:
1. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
2. Какое растение может обжечь? (крапива)
3. Время года, когда просыпается природа? (весна)
4. Дерево с белым стволом. (берёза)
5. Кто является санитаром леса? (волк)
6. Муха, муравей, комар, бабочка, стрекоза- это……(насекомые)
7. Жилище медведя. (берлога)
8. Красногрудая птица. (снегирь)
9. Человек, который охраняет лес и следит за порядком. (лесник)
10. Новогоднее дерево. (ель)
«Пчёлки»:
1.Когда расцветает подснежник? (весной)
2. Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)
3. Что делает ёж зимой? (спит)
4. Птица-санитар леса. (дятел)
5. Дом муравья. (муравейник)
6. Когда опадает с деревьев листва? (осенью)
7.Как называется, когда с неба падают горошинки-шарики льда. (град)
8. Воробей, соловей, синица, голубь- это….(птицы)
9. Хитрый пушистый зверёк. (лисица)
10.На каком дереве растут желуди? (дуб)
За каждый ответ команда получает жетон или листик. Подсчитываем. У команды с большим количеством правильных ответов появляется цветок на полянке.
2. Второе задание: «Засели птиц».
-Всех птиц можно разделить на две группы - зимующие и перелётные. Дети выбирают конверт с птицами. Два плаката - зимнее дерево и дерево с листочками. Одна команда выбирает и приклеивает зимующих птиц, другая – перелётных. Проверяем. Появляется на полянке цветок.
3. Минутка отдыха «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса», дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения:
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
-Продолжаем. Трудное задание. За него можно получить два цветка.
4. (Звуко- буквенный анализ слова)
«Бабочки»:
Тёмной ночью вылетает
На охоту и хватает
И лягушек и мышей.
Лучше не встречаться с ней.
Да, большая голова.
Угадали кто? (сова)
«Пчёлки»:
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто? (Лиса)
Получают цветок на полянку.
5. Следующий конкурс: «Кто как говорит».
Все мы знаем, что животные, птицы тоже умеют разговаривать, только на своем языке. Да и, звуки у природы тоже необычны и красивы. Команды, в этом конкурсе я включаю вам звуки, которое издает природа, а вы по нему должны догадаться, что это или кто. Итак, готовы? Начнем.
Аудиозаписи голосов зверей и птиц, журчание ручейка, капель, дождь и т.д. Получают цветок на полянку.
6. «Цветочный конкурс»
Команды по очереди называют цветок. Команда, последняя называющая цветок, получает цветок на полянку.
7. Игра «Да – Нет».
-Мало просто любить природу нашей Земли, нужно правильно о ней заботиться. То есть, выполнять определенные правила! Вот я сейчас и посмотрю, известны ли вам эти правила.
Я по очереди буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Яму закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Итог: Подсчитываем цветы на полянках, раздаём медальки «Юные знатоки природы»