СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение-2018

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет опыт работы педагога по формированию умений написания сочинений на литературную тему в соответствии с требованиями написания итогового сочинения в 11 классе. Содержит материал  полезный для молодых педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение-2018»

Итоговое сочинение-2018 года «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!» (Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» ) Лабораторная работа по написанию итогового сочинения.  (из опыта работы учителя русского языка и литературы Постригань О.В.

Итоговое сочинение-2018 года

«Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!»

(Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» )

  • Лабораторная работа по написанию итогового сочинения.

(из опыта работы

учителя русского языка

и литературы Постригань О.В.

Задача учащихся   В рамках выбранной темы необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору).

Задача учащихся

В рамках выбранной темы необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору).

Этапы подготовки к  итоговому сочинению    Подготовка к ГИА-9 по русскому языку в части выполнения заданий: 15.2 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста 15.3 - сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием слова 2. Глубокое изучение литературного материала в 8-11 классах 3. Ознакомление с требованиями к написанию итогового сочинения (10 класс) 4. Ознакомление с критериями оценивания итогового сочинения (10 класс) 5. Ознакомление с порядком проведения экзамена (11 класс) 6. Проведение пробного итогового сочинения в формате экзамена (11 класс, ноябрь )

Этапы подготовки к итоговому сочинению

  • Подготовка к ГИА-9 по русскому языку в части выполнения
  • заданий:
  • 15.2 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом
  • текста
  • 15.3 - сочинение-рассуждение на тему, связанную с
  • толкованием слова
  • 2. Глубокое изучение литературного материала в 8-11 классах
  • 3. Ознакомление с требованиями к написанию итогового
  • сочинения (10 класс)
  • 4. Ознакомление с критериями оценивания итогового сочинения
  • (10 класс)
  • 5. Ознакомление с порядком проведения экзамена (11 класс)
  • 6. Проведение пробного итогового сочинения в формате экзамена (11 класс, ноябрь )
Методика обучения  написанию сочинения   Два способа анализа темы: 1. Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения. 2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.

Методика обучения написанию сочинения

Два способа анализа темы:

  • 1. Выделить ключевые слова в

формулировке темы сочинения.

  • 2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.
Композиция сочинения    Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок».  Композиция сочинения на литературную тему трехчастная: 1.ВСТУПЛЕНИЕ – тезис, переформулированная в вопрос тема. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ответы на вопросы, в которые была переформулирована тема, аргументы и ссылки на текст произведения. 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ – подведение итогов сказанного, подтверждение тезиса.

Композиция сочинения

  • Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок».
  • Композиция сочинения на литературную тему трехчастная:
  • 1.ВСТУПЛЕНИЕ – тезис, переформулированная в вопрос тема.
  • 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ответы на вопросы, в которые была переформулирована тема, аргументы и ссылки на текст произведения.
  • 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ – подведение итогов сказанного, подтверждение тезиса.
Трудности   Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» • Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?». • Нехватка базового литературного материала. • Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького. • Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста. • Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно- следственные связи между явлениями, событиями, фактами.

Трудности

  • Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде

цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно,

тот ничего не знает о войне»

  • • Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке

темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово

«страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».

  • • Нехватка базового литературного материала.
  • • Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить

произведения, которые они читали в основной школе, например,

  • «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
  • • Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
  • • Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-

следственные связи между явлениями, событиями, фактами.

ОШИБКИ • Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему. • Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не соответствие сочинения теме, сочинение «около темы». • Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы. • Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение. • Отсутствие стройности композиции, нарушение логики Рассуждения. • Речевые ошибки: косноязычие, штампы.

ОШИБКИ

  • • Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос,

проблему.

  • • Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и

смысловые блоки; как следствие – не соответствие

сочинения теме, сочинение «около темы».

  • • Не соответствие аргументов теме – искусственно

«притянутые» аргументы.

  • • Констатация фактов, перечисление литературных

примеров, но не рассуждение.

  • • Отсутствие стройности композиции, нарушение логики

Рассуждения.

  • • Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Первоочередная задача: Учитель русского языка и литературы в первую очередь должен обратить внимание учащихся на тему сочинения , её формулировку, её границы . Он должен научить правильно читать тему.

Первоочередная задача:

  • Учитель русского языка и литературы в первую очередь должен обратить внимание учащихся на тему сочинения , её формулировку, её границы .
  • Он должен научить правильно читать тему.
Лабораторная работа Прочитайте предложенные темы и подумайте, каким содержанием будет наполнена каждая тема: 1.Родители и дети: спор или диалог? 2.Является ли вечным спор поколений? 3.Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? 1.Что такое подлинное искусство? 2.Какое искусство называется вечным? 3.Какую роль играет искусство в жизни человека?

Лабораторная работа

  • Прочитайте предложенные темы и подумайте, каким содержанием будет наполнена каждая тема:
  • 1.Родители и дети: спор или диалог?
  • 2.Является ли вечным спор поколений?
  • 3.Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  • 1.Что такое подлинное искусство?
  • 2.Какое искусство называется вечным?
  • 3.Какую роль играет искусство в жизни человека?
       Важным моментом в обучении сочинению является составление плана.          Как наполнить план правильным содержанием?  Нужно тему сформулировать в виде вопроса. Предлагаю составить план для двух похожих тем. (2и 3 из первого блока) Благодаря тому, что мы будем составлять их параллельно, мы увидим, в чём же между ними разница.

       Важным моментом в обучении сочинению является составление плана.

  •        Как наполнить план правильным содержанием? 
  • Нужно тему сформулировать в виде вопроса.
  • Предлагаю составить план для двух похожих тем. (2и 3 из первого блока)
  • Благодаря тому, что мы будем составлять их параллельно, мы увидим, в чём же между ними разница.
Прием, развивающий умение формулировать идею   Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот, - для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения. Совет : Работу можно провести в игровой форме,  разделив класс на небольшие группы .

Прием, развивающий умение формулировать идею

  • Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот, - для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.
  • Совет : Работу можно провести в игровой форме,  разделив класс на небольшие группы .
Попробуйте самостоятельно составить план к сочинению № 1 и 2 из второго блока тем. Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей.  И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Попробуйте самостоятельно составить план к сочинению № 1 и 2 из второго блока тем.

  • Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей.
  • И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.
Составляем план сочинения   Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.  Существует прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому. Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.

Составляем план сочинения

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
  • Существует прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.
Прием

Прием "Кластер"  также помогает выбрать ключевые понятия

милосердие

благожелательность

Помощь людям

отзывчивость

Доброта

Жестокость

бесчеловечность

эгоизм

грубость

зависть

Прием

Прием "Дневник памяти".

  • Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев".
Пишем сочинение   Ряд вопросов по теме Рассуждение о заглавии . Диалог с собеседником Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения. Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении. Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения  

Пишем сочинение

Ряд вопросов по теме

  • Рассуждение о заглавии .
  • Диалог с собеседником
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения  
А начинать лучше с…  заключения . Здесь работает

А начинать лучше с…  заключения .

  • Здесь работает "правило Штирлица": в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.
Анализ сочинений Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Анализ сочинений

  • Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе
«Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса»   Основная мысль: столкновение взглядов, интересов, целей родителей и детей было и будет всегда, но необходимо искать взаимные уступки, разрешать конфликтные ситуации, искать компромисс, потому что в нем залог гармоничных отношений в семье Вопросы: - как можно достичь компромисса?  - кто должен идти на компромисс? Дети? Родители?  - в каких произведениях встречается конфликт детей и родителей и как они находят компромисс? Аргументы : 1) Конфликт детей и родителей встречается в произведении «Война и мир». Семья Болконских. Марья Болконская, которая принимает своего отца таким, каков он есть. Именно ее любовь и принятие отца сглаживали напряженную обстановку в семье. 2) Родители идут на компромиссы с детьми, потому что любят детей, несмотря ни на что, готовы понять их. Аркадий Кирсанов и Николай Петрович («Пилюля горька, а проглотить ее нужно») роман Тургенева «Отцы и дети». Подобрала аргументы, а потом от них буду формулировать микротезисы.

«Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса»

  • Основная мысль: столкновение взглядов, интересов, целей родителей и детей было и будет всегда, но необходимо искать взаимные уступки, разрешать конфликтные ситуации, искать компромисс, потому что в нем залог гармоничных отношений в семье
  • Вопросы: - как можно достичь компромисса?
  • - кто должен идти на компромисс? Дети? Родители?
  • - в каких произведениях встречается конфликт детей и родителей и как они находят компромисс?
  • Аргументы : 1) Конфликт детей и родителей встречается в произведении «Война и мир». Семья Болконских. Марья Болконская, которая принимает своего отца таким, каков он есть. Именно ее любовь и принятие отца сглаживали напряженную обстановку в семье.
  • 2) Родители идут на компромиссы с детьми, потому что любят детей, несмотря ни на что, готовы понять их. Аркадий Кирсанов и Николай Петрович («Пилюля горька, а проглотить ее нужно») роман Тургенева
  • «Отцы и дети».
  • Подобрала аргументы, а потом от них буду формулировать микротезисы.
Проверка сочинений.

Проверка сочинений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!