Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение-2018»
Итоговое сочинение-2018 года
«Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!»
(Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» )
- Лабораторная работа по написанию итогового сочинения.
(из опыта работы
учителя русского языка
и литературы Постригань О.В.
Задача учащихся
В рамках выбранной темы необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору).
Этапы подготовки к итоговому сочинению
- Подготовка к ГИА-9 по русскому языку в части выполнения
- заданий:
- 15.2 – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом
- текста
- 15.3 - сочинение-рассуждение на тему, связанную с
- толкованием слова
- 2. Глубокое изучение литературного материала в 8-11 классах
- 3. Ознакомление с требованиями к написанию итогового
- сочинения (10 класс)
- 4. Ознакомление с критериями оценивания итогового сочинения
- (10 класс)
- 5. Ознакомление с порядком проведения экзамена (11 класс)
- 6. Проведение пробного итогового сочинения в формате экзамена (11 класс, ноябрь )
Методика обучения написанию сочинения
Два способа анализа темы:
- 1. Выделить ключевые слова в
формулировке темы сочинения.
- 2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.
Композиция сочинения
- Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок».
- Композиция сочинения на литературную тему трехчастная:
- 1.ВСТУПЛЕНИЕ – тезис, переформулированная в вопрос тема.
- 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ответы на вопросы, в которые была переформулирована тема, аргументы и ссылки на текст произведения.
- 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ – подведение итогов сказанного, подтверждение тезиса.
Трудности
- Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде
цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно,
тот ничего не знает о войне»
- • Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке
темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово
«страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
- • Нехватка базового литературного материала.
- • Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить
произведения, которые они читали в основной школе, например,
- «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
- • Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
- • Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-
следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
ОШИБКИ
- • Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос,
проблему.
- • Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и
смысловые блоки; как следствие – не соответствие
сочинения теме, сочинение «около темы».
- • Не соответствие аргументов теме – искусственно
«притянутые» аргументы.
- • Констатация фактов, перечисление литературных
примеров, но не рассуждение.
- • Отсутствие стройности композиции, нарушение логики
Рассуждения.
- • Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Первоочередная задача:
- Учитель русского языка и литературы в первую очередь должен обратить внимание учащихся на тему сочинения , её формулировку, её границы .
- Он должен научить правильно читать тему.
Лабораторная работа
- Прочитайте предложенные темы и подумайте, каким содержанием будет наполнена каждая тема:
- 1.Родители и дети: спор или диалог?
- 2.Является ли вечным спор поколений?
- 3.Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
- 1.Что такое подлинное искусство?
- 2.Какое искусство называется вечным?
- 3.Какую роль играет искусство в жизни человека?
Важным моментом в обучении сочинению является составление плана.
- Как наполнить план правильным содержанием?
- Нужно тему сформулировать в виде вопроса.
- Предлагаю составить план для двух похожих тем. (2и 3 из первого блока)
- Благодаря тому, что мы будем составлять их параллельно, мы увидим, в чём же между ними разница.
Прием, развивающий умение формулировать идею
- Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот, - для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.
- Совет : Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы .
Попробуйте самостоятельно составить план к сочинению № 1 и 2 из второго блока тем.
- Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей.
- И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.
Составляем план сочинения
- Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
- Существует прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
- Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.
Прием "Кластер" также помогает выбрать ключевые понятия
милосердие
благожелательность
Помощь людям
отзывчивость
Доброта
Жестокость
бесчеловечность
эгоизм
грубость
зависть
Прием "Дневник памяти".
- Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев".
Пишем сочинение
Ряд вопросов по теме
- Рассуждение о заглавии .
- Диалог с собеседником
- Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
- Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
- Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения
А начинать лучше с… заключения .
- Здесь работает "правило Штирлица": в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.
Анализ сочинений
- Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе
«Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса»
- Основная мысль: столкновение взглядов, интересов, целей родителей и детей было и будет всегда, но необходимо искать взаимные уступки, разрешать конфликтные ситуации, искать компромисс, потому что в нем залог гармоничных отношений в семье
- Вопросы: - как можно достичь компромисса?
- - кто должен идти на компромисс? Дети? Родители?
- - в каких произведениях встречается конфликт детей и родителей и как они находят компромисс?
- Аргументы : 1) Конфликт детей и родителей встречается в произведении «Война и мир». Семья Болконских. Марья Болконская, которая принимает своего отца таким, каков он есть. Именно ее любовь и принятие отца сглаживали напряженную обстановку в семье.
- 2) Родители идут на компромиссы с детьми, потому что любят детей, несмотря ни на что, готовы понять их. Аркадий Кирсанов и Николай Петрович («Пилюля горька, а проглотить ее нужно») роман Тургенева
- «Отцы и дети».
- Подобрала аргументы, а потом от них буду формулировать микротезисы.
Проверка сочинений.