СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение-2022. Обзор раздела №3. "Природа и культура в жизни человека".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение-2022. Обзор раздела №3. "Природа и культура в жизни человека".»

   ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. ОБЗОР РАЗДЕЛА №3 «ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Егязарян Ануш Власовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 станицы Незлобной

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. ОБЗОР РАЗДЕЛА №3 «ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Егязарян Ануш Власовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №13 станицы Незлобной

В 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч) 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека   1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества  1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом  1.3. Познание человеком самого себя  1.4. Свобода человека и ее ограничения 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека   2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции  2.2. Человек и общество  2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека 3. Природа и культура в жизни человека   3.1. Природа и человек  3.2. Наука и человек  3.3. Искусство и человек

В 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч)

  • 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека  1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом 1.3. Познание человеком самого себя 1.4. Свобода человека и ее ограничения
  • 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека  2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции 2.2. Человек и общество 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
  • 3. Природа и культура в жизни человека  3.1. Природа и человек 3.2. Наука и человек 3.3. Искусство и человек
Комментарии к разделам тем итогового сочинения Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Темы этого раздела:  → связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;  → нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;  → касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;  → позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;  → побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Комментарии к разделам тем итогового сочинения

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела: → связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; → нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; → касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; → позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; → побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека Темы этого раздела:  → связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;  → нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;  → касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;  → позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;  → побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела: → связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; → нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; → касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; → позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; → побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек 3.2. Наука и человек 3.3. Искусство и человек Темы этого раздела:  → связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии ;  → нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта , ценности художественного творчества и научного поиска , о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;  → касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);  → позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;  → побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек

3.2. Наука и человек

3.3. Искусство и человек

Темы этого раздела: → связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии ; → нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта , ценности художественного творчества и научного поиска , о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки; → касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); → позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; → побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

3.1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК    положительное отрицательное (жестокое)  Л.Н.Толстой «Война и мир» Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»  А.С.Пушкин «Евгений Онегин» И.С.Тургенев «Муму»  Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Ч.Т.Айтматов «Плаха»  Б.Л.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» единение с природой  постижение прекрасного   «Слово о полку Игореве» Ю.Яковлев «Разбуженный соловьями»  А.П. Чехов «Степь»   Взаимодействие человека и природы Отношение человека к природе

3.1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

положительное отрицательное (жестокое)

Л.Н.Толстой «Война и мир» Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» И.С.Тургенев «Муму»

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Ч.Т.Айтматов «Плаха»

Б.Л.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

единение с природой постижение прекрасного

«Слово о полку Игореве» Ю.Яковлев «Разбуженный соловьями»

А.П. Чехов «Степь»

Взаимодействие человека и природы

Отношение человека к природе

«Слово о полку Игореве». Ярославна видит в природе защитницу и помощницу. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Л.Н.Толстой «Война и мир » (Наташа Ростова) Звездная ночь в Отрадном.

«Слово о полку Игореве».

Ярославна видит в природе защитницу и помощницу. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь.

Л.Н.Толстой «Война и мир »

(Наташа Ростова)

Звездная ночь в Отрадном.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».  Егор Полушкин заботится обо всем живом, любит природу, переживает за нее. Природа дарит Егору вдохновение, является для него воплощением истинной красоты живого. В. Астафьев «Царь-рыба» Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи. «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи» (Игнатьич)

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». 

Егор Полушкин заботится обо всем живом, любит природу, переживает за нее. Природа дарит Егору вдохновение, является для него воплощением истинной красоты живого.

В. Астафьев «Царь-рыба»

Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи.

«Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи» (Игнатьич)

 Что читать? 3. 1.Природа и человек    Слово о полку Игореве И.С. Тургенев

Что читать? 3. 1.Природа и человек

  • Слово о полку Игореве
  • И.С. Тургенев "Записки охотника«, "Ася», «Отцы и дети», «Бирюк»
  • А.И. Куприн "Олеся"
  • М.М. Пришвин "Кладовая солнца"
  • М.А. Шолохов "Тихий Дон"
  • В.П. Астафьев "Царь-рыба"
  • В.Г. Распутин "Прощание с Матёрой«, «Пожар»
  • В.П. Катаев "Белеет парус одинокий"
  • Ч. Айтматов "Плаха"
  • В.М. Шукшин "Заревой дождь"
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н.Толстой «Война и мир»
  • М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Примерные темы. Размышления о вопросах экологии. Размышления о взаимодействии человека и природы. 346. Гармония природы и несовершенство человека. (декабрь 2014)  301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? (декабрь 2014)  302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. (декабрь 2014)  303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? (декабрь 2014)  310. Почему картины зимы так интересны писателям? (декабрь 2014)  341. Что может дать человеку общение с природой? (декабрь 2014)  Философские и социальные проблемы  305. Может ли природа помочь человеку понять себя? (декабрь 2014)  306. Способна ли природа воспитывать человека? (декабрь 2014)  308. Чему человек может научиться у природы? (декабрь 2014)  309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? (декабрь 2014)  344. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»? (декабрь 2014)

Примерные темы.

Размышления о вопросах экологии. Размышления о взаимодействии человека и природы.

346. Гармония природы и несовершенство человека. (декабрь 2014) 301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? (декабрь 2014) 302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. (декабрь 2014) 303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой? (декабрь 2014) 310. Почему картины зимы так интересны писателям? (декабрь 2014) 341. Что может дать человеку общение с природой? (декабрь 2014) Философские и социальные проблемы 305. Может ли природа помочь человеку понять себя? (декабрь 2014) 306. Способна ли природа воспитывать человека? (декабрь 2014) 308. Чему человек может научиться у природы? (декабрь 2014) 309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? (декабрь 2014) 344. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»? (декабрь 2014)

 3.2. Наука и человек    Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед.  В.Г. Распутин «Прощание с Матерой

3.2. Наука и человек

Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой" М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце» Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха» А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Гадкие лебеди» А. Азимов «Позитронный человек», «Академия»

А.П. Платонов «Песчаная учительница», «В прекрасном и яростном мире» А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» С.Алексеевич «Чернобыльская молитва»

Т.Толстая «Кысь»

И.Левшин «Полет»

С. Лем «Солярис», «Сумма технологии» Д. Киз «Цветы для Элджернона» Ж. Верн «20000 лье под водой»

Научный прогресс

Его влияние на жизнь общества

Примерные темы 231. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества? (февраль 2022)  233. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный? (февраль 2022)  244. Человек науки – каким он должен быть? (май 2022)  245. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса? (май 2022)  251. Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования? (май 2022)  304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса? (апрель 2020)  503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? (апрель 2020)  532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение? (апрель 2020)  551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? (май 2020)  213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? (декабрь 2021)  248. Стал ли человек другим в эпоху технологий? (май 2022)  250. Технический прогресс на службе у человека или наоборот? (май 2022)

Примерные темы

  • 231. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества? (февраль 2022) 233. Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный? (февраль 2022) 244. Человек науки – каким он должен быть? (май 2022) 245. Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса? (май 2022) 251. Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования? (май 2022) 304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса? (апрель 2020) 503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? (апрель 2020) 532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение? (апрель 2020) 551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? (май 2020) 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»? (декабрь 2021) 248. Стал ли человек другим в эпоху технологий? (май 2022) 250. Технический прогресс на службе у человека или наоборот? (май 2022)
В. Г.Распутин «Прощание с Матёрой» Реальное событие Развитие новых технологий не должно разрушать связи с прошлым

В. Г.Распутин «Прощание с Матёрой»

Реальное событие

Развитие новых технологий

не должно разрушать связи с прошлым

Должен ли ученый нести ответственность за свои изобретения?  М.Булгаков. Повесть«Собачье сердце» А. Р. Беляев «Человек- амфибия

Должен ли ученый нести ответственность за свои изобретения?

М.Булгаков. Повесть«Собачье сердце» А. Р. Беляев «Человек- амфибия

 3.3. Искусство и человек ( р ассуждения об искусстве, феномене таланта, о миссии художника и значении великих творений искусства)   Что такое искусство? Чем искусство отличается от хобби, ремесла?  Искусство - это особый вид человеческой деятельности, способ духовной самореализации, основанный на передаче материального мира в художественные образы. Искусство исходит из души человека, оно не создается намеренно. Ремесло- это профессиональное занятие определенным видом деятельности, направленное прежде всего на получение прибыли. Влияние на человека Чтение (книга) Живопись Музыка А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Б.Екимов «Музыка старого дома» Л.Н. Толстой «Война и мир» Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту» В.Тендряков «Свидание с Нефертити» В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

3.3. Искусство и человек ( р ассуждения об искусстве, феномене таланта, о миссии художника и значении великих творений искусства)

Что такое искусство?

  • Чем искусство отличается от хобби, ремесла?

Искусство - это особый вид человеческой деятельности, способ духовной самореализации, основанный на передаче материального мира в художественные образы. Искусство исходит из души человека, оно не создается намеренно.

Ремесло- это профессиональное занятие определенным видом деятельности, направленное прежде всего на получение прибыли.

Влияние на человека

Чтение (книга) Живопись Музыка

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Б.Екимов «Музыка старого дома» Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту» В.Тендряков «Свидание с Нефертити» В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Литературные аргументы В.Г. Короленко «Слепой музыкант». (музыка помогла слепому человеку стать известным, талантливым пианистом). Л.Н.Толстой «Война и мир» ( пение Наташи спасло Николая от отчаяния и отвлекло героя от своих переживаний и сомнений). И.А. Гончаров «Обломов» (музыка Ольги Ильинской пробудила в Обломове чувство любви, наслаждения и даже заставила его измениться, переродиться). А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (гробовщик Яков сам страдал от собственного тяжелого характера, он находил успокоение только в музыке. Играя на скрипке, он чувствовал себя лучше, музыка придавала ему силы. А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (под влиянием музыки героиня осознает, как сильно любил ее Желтков и что она навсегда потеряла эту любовь. Именно музыка помогает передать все чувства и переживания героя и изменила отношение Веры к Желткову).

Литературные аргументы

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». (музыка помогла слепому человеку стать известным, талантливым пианистом).

Л.Н.Толстой «Война и мир» ( пение Наташи спасло Николая от отчаяния и отвлекло героя от своих переживаний и сомнений).

И.А. Гончаров «Обломов» (музыка Ольги Ильинской пробудила в Обломове чувство любви, наслаждения и даже заставила его измениться, переродиться).

А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (гробовщик Яков сам страдал от собственного тяжелого характера, он находил успокоение только в музыке. Играя на скрипке, он чувствовал себя лучше, музыка придавала ему силы.

А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (под влиянием музыки героиня осознает, как сильно любил ее Желтков и что она навсегда потеряла эту любовь. Именно музыка помогает передать все чувства и переживания героя и изменила отношение Веры к Желткову).

Темы сочинений 1. Что можно считать подлинным искусством? 2.  В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства? 3.  В чем разница между ремеслом и искусством? 4.  Может ли ремесленник стать художником? 5.  Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»? 6.  Могут ли способности превратиться в талант? 7.  Кто такой талантливый человек? 8.  Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик? 9.  Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»? 10.Какова роль искусства в развитии человечества? 11.Чем настоящее искусство привлекает человека?

Темы сочинений

1. Что можно считать подлинным искусством?

2.  В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?

3.  В чем разница между ремеслом и искусством?

4.  Может ли ремесленник стать художником?

5.  Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?

6.  Могут ли способности превратиться в талант?

7.  Кто такой талантливый человек?

8.  Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?

9.  Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

10.Какова роль искусства в развитии человечества?

11.Чем настоящее искусство привлекает человека?

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя