СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое устное собеседование 9 класс. Опыт, перспективы, проблемы, пути решения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое  устное собеседование 9 класс. Опыт, перспективы, проблемы,  пути решения

Просмотр содержимого документа
«Итоговое устное собеседование 9 класс. Опыт, перспективы, проблемы, пути решения»

Итоговое устное собеседование 9 класс  Опыт, перспективы, проблемы, пути решения Выполнил : учитель высшей категории МБОУ «СОШ №8» г. Сафоново Смоленской области Игнатова Е. В. 2018

Итоговое устное собеседование 9 класс Опыт, перспективы, проблемы, пути решения

Выполнил : учитель высшей категории МБОУ «СОШ №8»

г. Сафоново Смоленской области Игнатова Е. В.

2018

«Высокая культура разговорной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни»  В.В.Виноградов
  • «Высокая культура разговорной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни» В.В.Виноградов
Чтобы найти партнеров в бизнесе и личной жизни и стать им интересным, нужно овладеть искусством устной речи.  Для этого нужно научиться создавать устное высказывание в соответствии с определенным типом речи; грамотно выстраивать монологи в зависимости от целей высказывания; вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения; представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге.

Чтобы найти партнеров в бизнесе и личной жизни и стать им интересным, нужно овладеть искусством устной речи. Для этого нужно научиться

  • создавать устное высказывание в соответствии с определенным типом речи;
  • грамотно выстраивать монологи в зависимости от целей высказывания;
  • вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
  • представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге.
Структура устного собеседования 1. Чтение текста 2. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты 3. Монологическое высказывание 4. Участие в диалоге

Структура устного собеседования

  • 1. Чтение текста
  • 2. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты
  • 3. Монологическое высказывание
  • 4. Участие в диалоге
Памятка к чтению научно – популярного текста Критерии оценки чтения текста Признаки выразительного чтения выразительность речи во время чтения; соблюдение норм; искажение/ верное прочтение слов; темп чтения умение соблюдать паузы и логические ударения;  умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; хорошая дикция, ясное четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп

Памятка к чтению научно – популярного текста

Критерии оценки чтения текста

Признаки выразительного чтения

  • выразительность речи во время чтения;
  • соблюдение норм;
  • искажение/ верное прочтение слов;
  • темп чтения
  • умение соблюдать паузы и логические ударения;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп

Характерные ошибки, допускаемые учащимися при чтении текста медленный, быстрый или «скачкообразный» темп; замены звуков, слов; пропуски слов, звуков; перестановки; добавления; искажения: повторы звуков, слогов и слов; неправильное прочтение окончания зависимого слова; ошибки при постановке ударения в словах; употребление числительных.

Характерные ошибки, допускаемые учащимися при чтении текста

  • медленный, быстрый или «скачкообразный» темп;
  • замены звуков, слов;
  • пропуски слов, звуков;
  • перестановки;
  • добавления;
  • искажения: повторы звуков, слогов и слов;
  • неправильное прочтение окончания зависимого слова;
  • ошибки при постановке ударения в словах;
  • употребление числительных.

Примерные упражнения, помогающие избежать ошибок при прочтении текста

Прочитайте текст, выделите трудные для прочтения слова, поставьте в них ударения, дайте лексическое толкование.

Александр Александрович Алябьев – родоначальник русского романса. Творчество этого замечательного музыканта во многом предвосхитило будущие достижения русской композиторской школы. Свои первые произведения он написал , находясь на службе в русской армии, в которую вступил добровольцем после начала Отечественной войны 1812 года. Художественное наследие Алябьева Насчитывает около 200 романсов и песен, 6 опер и множество других произведений.

Музыка композитора была очень популярна у современников. Его оперы и балет шли на сцене Большого театра, романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых отдаленных городах.

Алябьев создавал красивые и задушевные мелодии, выбирал стихи самых лучших поэтов: Дениса Давыдова, Василия Жуковского, Петра Вяземского, Михаила Лермонтова. Композитор по праву считается основателем музыкальной пушкинианы. Более 20 романсов написаны им на стихи Пушкина, и 15 из них – при жизни поэта.

Романсы Алябьева , самыми известными из которых являются «Соловей», и «Вечерний звон», и сегодня узнаваемы и любимы во всем мире. Выдающиеся певцы включают их в концертные программы, чтобы продемонстрировать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Примерные упражнения, помогающие избежать ошибок при прочтении текста Родонач а льник Ром а нс основоположник небольшое музыкальное произведение Предвосх и тить Пушкини а на познать что-либо раньше других произведения А.С.Пушкина Продемонстр и ровать Исполн и тельское (искусство) показать наглядным способом искусство исполнителя (музыканта, чтеца, композитора и др.) – - – ) -

Примерные упражнения, помогающие избежать ошибок при прочтении текста

Родонач а льник

Ром а нс

основоположник

небольшое музыкальное произведение

Предвосх и тить

Пушкини а на

познать что-либо раньше других

произведения А.С.Пушкина

Продемонстр и ровать

Исполн и тельское (искусство)

показать наглядным способом

искусство исполнителя (музыканта, чтеца, композитора и др.)

  • -
  • ) -
Примерные упражнения, помогающие избежать ошибок при прочтении текста  1. Прочтите скороговорки: Патрулируя патруль получил пять сотен пуль Чем чаще чищу, тем чашка чище. Под скалой вода – над водой скала. 2. Найдите в тексте прилагательные и причастия, задайте к ним вопрос от определяемого слова, объясните написание окончания.  Романса (какого?) русск ого , достижения (какие?) будущ ие , наследие (какое?) художественн ое , в городах (каких?) отдаленн ых , певцы (какие?) выдающ ие ся, мелодии (какие?) задушевн ые .

Примерные упражнения, помогающие избежать ошибок при прочтении текста

1. Прочтите скороговорки:

  • Патрулируя патруль получил пять сотен пуль
  • Чем чаще чищу, тем чашка чище.
  • Под скалой вода – над водой скала.

2. Найдите в тексте прилагательные и причастия, задайте к ним вопрос от определяемого слова, объясните написание окончания.

Романса (какого?) русск ого , достижения (какие?) будущ ие , наследие (какое?) художественн ое , в городах (каких?) отдаленн ых , певцы (какие?) выдающ ие ся, мелодии (какие?) задушевн ые .

Примерные упражнения, помогающие избежать ошибок при прочтении текста На уроке можно также  проводить пятиминутку «выразительного чтения», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика); давать образцы чтения для домашнего задания; предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания; использовать приём «чтение с остановкой»; в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.

Примерные упражнения, помогающие избежать ошибок при прочтении текста

На уроке можно также

  • проводить пятиминутку «выразительного чтения», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика);
  • давать образцы чтения для домашнего задания;
  • предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания;
  • использовать приём «чтение с остановкой»;
  • в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.
Ошибки, допускаемые учащимися при пересказе текста нарушена логика высказывания (абзацы переставлены местами, вставлены предложения из разных абзацев); пропущены микротемы; высказывание опущено или вставлено логически неверно; большие паузы при ответе.

Ошибки, допускаемые учащимися при пересказе текста

  • нарушена логика высказывания (абзацы переставлены местами, вставлены предложения из разных абзацев);
  • пропущены микротемы;
  • высказывание опущено или вставлено логически неверно;
  • большие паузы при ответе.
Примерные задания, помогающие избежать ошибок при пересказе текста Прочитайте текст Определите микротему каждого абзаца.  Помните, что при пересказе количество микротем исходного текста должно остаться неизменным. Выпишите ключевые слова:  Например, родоначальник романса, доброволец, композиторская школа, художественное наследие, Большой театр, основатель музыкальной пушкинианы, концертные программы, исполнительское искусство, красота голоса.

Примерные задания, помогающие избежать ошибок при пересказе текста

  • Прочитайте текст
  • Определите микротему каждого абзаца.

Помните, что при пересказе количество микротем исходного текста должно остаться неизменным.

  • Выпишите ключевые слова:

Например, родоначальник романса, доброволец, композиторская школа, художественное наследие, Большой театр, основатель музыкальной пушкинианы, концертные программы, исполнительское искусство, красота голоса.

Примерные задания, помогающие избежать ошибок при пересказе текста Составьте план текста 1. Алябьев – родоначальник русского романса. 2. Популярность музыки композитора. 3. Красота и задушевность мелодий Алябьева. 4. Популярность романсов Алябьева в современном мире. Перескажите текст по данному плану

Примерные задания, помогающие избежать ошибок при пересказе текста

Составьте план текста

1. Алябьев – родоначальник русского романса.

2. Популярность музыки композитора.

3. Красота и задушевность мелодий Алябьева.

4. Популярность романсов Алябьева в современном мире.

Перескажите текст по данному плану

Примерные задания, помогающие избежать ошибок при пересказе текста Работа в группах. Класс делится на две группы, одна группа задает вопросы по тексту, а вторая отвечает на эти вопросы. Какой композитор был родоначальником русского романса? Когда Алябьев написал свои первые произведения? Почему музыка композитора была популярна? На чьи стихи Алябьев писал свои мелодии? Почему? Почему современные певцы включают романсы Алябьева в свой репертуар?

Примерные задания, помогающие избежать ошибок при пересказе текста

Работа в группах.

Класс делится на две группы, одна группа задает вопросы по тексту, а вторая отвечает на эти вопросы.

  • Какой композитор был родоначальником русского романса?
  • Когда Алябьев написал свои первые произведения?
  • Почему музыка композитора была популярна?
  • На чьи стихи Алябьев писал свои мелодии? Почему?
  • Почему современные певцы включают романсы Алябьева в свой репертуар?

Примерные задания, помогающие избежать ошибок при пересказе текста

Переставьте абзацы текста так, чтобы получился связный текст

Александр Александрович Алябьев – родоначальник русского романса. Творчество этого замечательного музыканта во многом предвосхитило будущие достижения русской композиторской школы. Свои первые произведения он написал , находясь на службе в русской армии, в которую вступил добровольцем после начала Отечественной войны 1812 года. Художественное наследие Алябьева Насчитывает около 200 романсов и песен, 6 опер и множество других произведений.

Романсы Алябьева , самыми известными из которых являются «Соловей», и «Вечерний звон», и сегодня узнаваемы и любимы во всем мире. Выдающиеся певцы включают их в концертные программы, чтобы продемонстрировать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Алябьев создавал красивые и задушевные мелодии, выбирал стихи самых лучших поэтов: Дениса Давыдова, Василия Жуковского, Петра Вяземского, Михаила Лермонтова. Композитор по праву считается основателем музыкальной пушкинианы. Более 20 романсов написаны им на стихи Пушкина, и 15 из них – при жизни поэта.

Музыка композитора была очень популярна у современников. Его оперы и балет шли на сцене Большого театра, романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых отдаленных городах.

Ошибки, допускаемые учащимися  в монологической речи непродуманность высказывания; нарушение порядка расположения частей высказывания; нарушена смысловая цельность, связность; паузы, уточнение мысли, повторы; наличие речевых ошибок; объем высказывания менее 10 фраз; короткие предложения

Ошибки, допускаемые учащимися в монологической речи

  • непродуманность высказывания;
  • нарушение порядка расположения частей высказывания;
  • нарушена смысловая цельность, связность;
  • паузы, уточнение мысли, повторы;
  • наличие речевых ошибок;
  • объем высказывания менее 10 фраз;
  • короткие предложения
Примерные задания, помогающие избежать ошибок в монологической речи Составление плана ответа Подбор рабочих материалов Собственные устные рассказы (например, о летних впечатлениях, о временах года) Письменные тексты устных рассказов Обсуждение устных высказываний учащихся Прослушивание аудиозаписи с устными высказываниями учащихся Анализ и самоанализ устных высказываний учащихся

Примерные задания, помогающие избежать ошибок в монологической речи

  • Составление плана ответа
  • Подбор рабочих материалов
  • Собственные устные рассказы (например, о летних впечатлениях, о временах года)
  • Письменные тексты устных рассказов
  • Обсуждение устных высказываний учащихся
  • Прослушивание аудиозаписи с устными высказываниями учащихся
  • Анализ и самоанализ устных высказываний учащихся
Примерные вопросы для самоанализа устного высказывания Доволен ли учащийся тем, как выступил? Все ли сказал, о чем хотел? Над чем надо поработать? В чем сильные и слабые стороны выступления? Что мешало?

Примерные вопросы для самоанализа устного высказывания

  • Доволен ли учащийся тем, как выступил?
  • Все ли сказал, о чем хотел?
  • Над чем надо поработать?
  • В чем сильные и слабые стороны выступления?
  • Что мешало?
монологическое высказывание (Описание фотографии) При описании фотографии воспользуйтесь следующим планом 1. Рассмотрите внимательно фотографию. 2. Какое явление, событие изображено на снимке? 3. Почему фотограф изобразил именно этот момент? 4. Что выделено на снимке особо(цветом или композиционно)? 5. Опишите изображенное на фотографии:  а) главных героев, их занятия;  б) внешний облик: лицо, волосы, одежду;  в) позу, жесты, динамику движений;  г) взаимоотношения между героями, их настроение  6. Опишите предметы на переднем, заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.  7. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, цвет, яркие детали)? 8. Что больше всего привлекает в фотографии? 9. Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?

монологическое высказывание (Описание фотографии)

При описании фотографии воспользуйтесь следующим планом

1. Рассмотрите внимательно фотографию.

2. Какое явление, событие изображено на снимке?

3. Почему фотограф изобразил именно этот момент?

4. Что выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?

5. Опишите изображенное на фотографии:

а) главных героев, их занятия;

б) внешний облик: лицо, волосы, одежду;

в) позу, жесты, динамику движений;

г) взаимоотношения между героями, их настроение

6. Опишите предметы на переднем, заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

7. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, цвет, яркие детали)?

8. Что больше всего привлекает в фотографии?

9. Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?

монологическое высказывание  (Описание фотографии) Используйте следующие конструкции для описания фотографии Фотограф запечатлел на данной фотографии… Если внимательно посмотреть на фотографию, то… Фотография полна красоты и правды жизни… Фотограф запечатлел один из моментов действительности… Передать атмосферу события помогает… Фотопортрет хорошо передает внутреннее состояние человека в (позе, повороте головы, выражении лица и т.д.) Фотография передает (среду, обстановку, событие, настроение) Фотопортрет не только фиксирует внешние черты, но и передает характер человека… Нельзя не увидеть талант фотографа, умеющего (наблюдать за выражением лица, движением, жестом снимаемого человека) Свое описание хочется закончить…

монологическое высказывание (Описание фотографии)

Используйте следующие конструкции для описания фотографии

  • Фотограф запечатлел на данной фотографии…
  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то…
  • Фотография полна красоты и правды жизни…
  • Фотограф запечатлел один из моментов действительности…
  • Передать атмосферу события помогает…
  • Фотопортрет хорошо передает внутреннее состояние человека в (позе, повороте головы, выражении лица и т.д.)
  • Фотография передает (среду, обстановку, событие, настроение)
  • Фотопортрет не только фиксирует внешние черты, но и передает характер человека…
  • Нельзя не увидеть талант фотографа, умеющего (наблюдать за выражением лица, движением, жестом снимаемого человека)
  • Свое описание хочется закончить…
монологическое высказывание   Темы для монолога:    отдых, спорт, досуг, ветераны войны, книга в моей жизни, социальные сети, праздник, космос, посещение музея, профессия, любимый предмет, выходной, достопримечательности, кино, концерт, поездка на море, экскурсия, природа, описание города, 1 сентября - День знаний, поход, концерт, соревнование, семья (помощь в семье).

монологическое высказывание

  • Темы для монолога:  

отдых, спорт, досуг, ветераны войны, книга в моей жизни, социальные сети, праздник, космос, посещение музея, профессия, любимый предмет, выходной, достопримечательности, кино, концерт, поездка на море, экскурсия, природа, описание города, 1 сентября - День знаний, поход, концерт, соревнование, семья (помощь в семье).

Участие в диалоге    Особенности диалога: краткость высказывания; широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты); большая роль интонации; разнообразие особых предложений неполного состава; свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания; преобладание простых предложений

Участие в диалоге

Особенности диалога:

  • краткость высказывания;
  • широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты);
  • большая роль интонации;
  • разнообразие особых предложений неполного состава;
  • свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания;
  • преобладание простых предложений
Ошибки, допускаемые учащимися в диалоге дан односложный ответ на вопрос собеседника; при ответе не учтена речевая ситуация; используются односложные синтаксические конструкции; ответ отличается бедностью словаря

Ошибки, допускаемые учащимися в диалоге

  • дан односложный ответ на вопрос собеседника;
  • при ответе не учтена речевая ситуация;
  • используются односложные синтаксические конструкции;
  • ответ отличается бедностью словаря
    Формы работы, используемые для устранения ошибок   неподготовленная или подготовленная беседа; диспут; игра, правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие; словесные игры («Садовник», «Факты»); чтение по ролям; инсценирование литературных текстов

Формы работы, используемые для устранения ошибок

  • неподготовленная или подготовленная беседа;
  • диспут;
  • игра, правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие;
  • словесные игры («Садовник», «Факты»);
  • чтение по ролям;
  • инсценирование литературных текстов
На заметку учителям Вовлекайте учащихся в диалог на публицистические темы (образ жизни, круг деятельности, окружающий мир и т.д), добиваясь решения коммуникативной задачи путём исключения односложных ответов. Добивайтесь от учащихся развёрнутого ответа на вопрос, обращая внимание на смысловую цельность, речевую связность и последовательность монологического высказывания.

На заметку учителям

  • Вовлекайте учащихся в диалог на публицистические темы (образ жизни, круг деятельности, окружающий мир и т.д), добиваясь решения коммуникативной задачи путём исключения односложных ответов.
  • Добивайтесь от учащихся развёрнутого ответа на вопрос, обращая внимание на смысловую цельность, речевую связность и последовательность монологического высказывания.
Список литературы Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы. – М., 2018. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование : типовые варианты : 20 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. Егораева Г. Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. –М.: Издательство «Экзамен», 2018. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., Флинта, 2002. Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1983. http://togirro.ru/assets/files/COKO/2018/IS11042018/sobesed11042018 . pdf https://multiurok.ru/files/ustnyi-ekzamien-po-russkomu-iazyku.html http://helpiks.org/6-14520.html https://studopedia.ru/15_119232_samie-chastie-oshibki-v-dialoge.html

Список литературы

  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы. – М., 2018.
  • ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование : типовые варианты : 20 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
  • Егораева Г. Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. –М.: Издательство «Экзамен», 2018.
  • Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., Флинта, 2002.
  • Соловьева Н. М. Выразительное чтение в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1983.
  • http://togirro.ru/assets/files/COKO/2018/IS11042018/sobesed11042018 . pdf
  • https://multiurok.ru/files/ustnyi-ekzamien-po-russkomu-iazyku.html
  • http://helpiks.org/6-14520.html
  • https://studopedia.ru/15_119232_samie-chastie-oshibki-v-dialoge.html

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!