СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый контроль по теме "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении темы "Природные зоны России" учащимся предлагается таблица, которая помогает раскрыть  главную характеристику понятия "природная зона": различный климат и рельеф сформировали у живых организмов такие свойства (особенности), которые позволяют им выживать именно в этой природной зоне. Таблица позволяет систематизировать работу учащихся с текстом учебника, картой, выявить особенности каждой зоны: температуру  воздуха, длительность холодных (теплых) месяцев, характеристику почв, специфику растительного и животного мира

Просмотр содержимого документа
«Итоговый контроль по теме "Природные зоны России"»

Итоговый контроль по теме

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»

1.Заполните таблицу:


Название природной зоны

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Хозяйственная деятельность

Охрана природы

Имена на карте

Арктика

Зима – длинная, суровая (t ниже -30ºС). Лето – короткое, холодное (t 5-6 ºС).

Ледяной покров – зимой, летом – каменистая поверхность

Фитопланктон – крошечные водоросли,

Полярная сова, полярный волк, полярная лисица (песец), моллюски, краснозобая гагара, краснозобая казарка, белый медведь, белый гусь, крачка полярная, морж, нарвал, лахтак (тюлень), крабы

Судоходство (Северный морской путь), рыболовство, охрана государственной границы, добыча полезных ископаемых

Заповедник (о.Врангеля)

Фердинанд Петрович Врангель, Витус Беринг, Семён Дежнев

Тундра

Зима – холодная, долгая. Лето – прохладное, короткое. Средние t - ниже 0 ºС.

Сильная заболоченность, 8-10 см – вечная мерзлота

Полярная ива, карликовая береза (низкорослые, прижаты к земле – 20-30 см), мхи, лишайники, лютики, голубика, брусника, морошка, колокольчики

Белая сова, северный олень, заяц-русак, полярная бабочка-перламутровка, гагара, лемминг, кречет, суслик-овражка, тюлень, чайки, утки, насекомые

Оленеводство, рыболовство, пушной промысел, сбор гагачьего пуха, резьба по кости, шитье одежды из меха и кожи, живопись, плетение кружев


Михайло Васильевич Ломоносов, Петр I,

Дмитрий Яковлевич Лаптев, Харитон Прокофьевич Лаптев,

Тайга

Выражены четыре времени года

Бедны перегноем, сильно увлажнены, непроходимые болота

Ярусность: верхний ярус – сосна, ель, лиственница; нижний ярус – папоротники, мхи. Ольха, осина, береза, ива, клен, липа, травы

Соболь, медведь, росомаха, рысь, бурундук, клест, гадюка, ящерица, кедровка, сойка, глухарь, дятел, белка, полевки, лисицы, заяц, лебеди

Добыча нефти, угля, охота, рыболовство, заготовка леса

Посадка новых лесов, запрещение охоты и рыбалки во время гнездования птиц, нереста рыб, периода размножения животных

Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Клавдиевич Арсеньев

Смешанные леса

Выражены четыре времени года


Сосна, ель, осина, береза, кустарники, травы, грибы, медуница, фиалка душистая, ветреница, заросли иван-чая, ландыша, черника, земляника, брусника.

Кабан, косуля, горностай, рысь, соня, сойка, благородный олень, кукушка, сова-неясыть, медведь, ласка, волк, дятел, синица, иволга, зяблик

Сбор грибов, ягод, охота, заготовка леса, животноводство, растениеводство, сбор меда



Степь

Малое количество осадков


Травянистые растения: маки, фиалки, тюльпаны, ковыль. Дикая вишня, шиповник, малина

Мелкие грызуны-полевки, заяц-русак, степной хорь, ласка, лисица, птица дрофа, сайгак, летучие мыши

Земледелие

Жигулёвский заповедник, искусственное орошение, посадка лесозащитных зон


Пустыня

Недостаток влаги. Короткий период весенних дождей

Большое количество соли (3-6 см), песчаники, земля бесплодна

Травянистые растения, саксаул, верблюжья колючка, кактусы

Верблюды, тушканчики, ящерицы, антилопы, скорпион, тушканчик, змеи, черепахи.




Влажные субтропики



Вечнозеленые рододендроны, душистые магнолии, туя, каштаны, дубы, буки, кипарисы, тис, самшит, плодовые деревья и кустарники

Птицы,

Организация курортных и санаторных зон, виноградарство, плодоводство, овощеводство





2.Ответьте на вопросы и выполните задания:


  1. Почему большинство животных Арктики имеет белую или очень светлую окраску?

  2. Говоря о полярной иве, мы указываем, что она достигает пяти метров в длину, а не в высоту. Почему так?

  3. Кого называли поморами? Кого называли землепроходцами?

  4. Как теперь называют Студеное море?

  5. Какой город был основан на северной реке Волхов рядом с озером Ильмень в 982 году?

  6. Почему люди осваивали новые земли?

  7. Что такое прииски?

  8. Как вы понимаете: ярус леса? Что такое тайга?

  9. Как животные и растения приспособились к жизни в пустыне?

  10. Где на территории России расположена зона влажных субтропиков?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя