СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый проект по литературе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учащегося по литературе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова" раскрывает содержание и художественное своеобразие поэзии М.Ю.Лермонтова по данной теме. В работе есть анализ произведений великого поэта.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый проект по литературе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"»





Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дашковская средняя общеобразовательная школа»











Проект по литературе

«Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

























2021 год

Содержание

1. Введение:


1.1. Актуальность темы;


1.2. Цель работы;


1.3. Задачи исследования;


1.4. Методы исследования.


2. Анализ и обзор информации по исследуемому вопросу:

2.1. Анализ и обзор информации по писателю М.Ю. Лермонтову.


2.2. Что такое одиночество?


3. Основная часть


3.1. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова


4. Заключение


5. Список использованной литературы


6. Приложение












  1. Введение

1.1 Актуальность темы

Когда я выбрал эту тему, я опирался на проблему одиночества, как и в современном мире, так и в произведениях. Это чувство заинтересовало меня, и я решил рассмотреть примеры, связанные с ним. Узнать, почему люди чувствуют себя одинокими.

1.2. Цель работы

На примере лирики М.Ю. Лермонтова рассмотреть проблему одиночества, изучить систему образов и художественное своеобразие произведения, выявить причины возникновения одиночества.

1.3. Задачи проекта

Проанализировать эпизоды лирики М.Ю. Лермонтова, раскрывающие все проблемы и тайны этого явления; определить свою собственную позицию; выяснить, какую роль играет тема одиночества в лирике; ознакомиться с научной литературой по теме проекта.

1.4. Методы изучения

Исследование и изучение биографии автора. Также чтения произведений и стихов, их анализ.



2. Анализ и обзор информации по исследуемому вопросу.

2.1. Анализ и обзор информации по писателю М.Ю. Лермонтову.

Михаил Юрьевич Лермонтов (15 октября 1814, Москва —27 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями. Большое количество произведений писателя М. Ю. Лермонтова направлено на рассмотрение одиночества. Поэт не считает это чувство проблемой, а наоборот считает его обычным своим состоянием. В его лирике

Библиография

  • «Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);

  • «Бородино (стихотворение)» («Современник», 1837, т. VI);

  • «Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);

  • «Беглец» (около 1838 г.; опубликовано в сб. «Вчера и сегодня» в 1846 г.);

  • «Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);

  • Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), (там же, т. II, № 2, отд III);

  • «Бэла» (там же, т. II);

  • «Русалка» (там же, т. III, № 4, отд. III);

  • «Не верь себе…» (там же);

  • «Ветка Палестины» (там же, т. III);

  • «Еврейская мелодия» (Из Байрона), (там же, т. IV, № 6, отд. III);

  • «Три Пальмы» (там же, т. IV);

  • «Фаталист» (там же, т. VI);

  • «Дары Терека» (там же, т. VII);

  • «Узник» («Одесский альманах на 1840 год», Одесса);

  • «Ангел», (там же);

  • «Тамань» (там же, 1840, т. VIII);

  • «Воздушный корабль» (там же, т. X);

  • «И скучно, и грустно» («Литер. газ.», № 6, 20 янв.);

  • «Казачья колыбельная песня» (там же);

  • «Валерик» (1840)

  • «Ангел» («Одесский Альманах», 1840)

Самые известные произведения М.Ю.Лермонтова – “Кавказский пленник”, “Хаджи Абрек”, “Мцыри”, “Демон”.

Экранизации

  • Маскерад (2020)

  • Печорин (2011)

  • Самая одинокая планета (2011)

  • Княжна Мери (2006)

  • Герой нашего времени (сериал, 2006)

  • Завеса в храме (2003)

  • Ашик-Кериб (1988)



2.2. Что такое одиночество?

Одиночество — это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Люди, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Они считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие люди не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.

В нашем мире есть место чувствам, таким как любовь, надежда, страх, вина, но самое страшное по моему мнению чувство одиночества. Оно поглощает человека изнутри. Человек, который потерял родных, друзей борется с этим чувством постоянно.


3. Основная часть

3.1 Одиночество в лирике Лермонтова

О Михаиле Юрьевиче говорили многое. Один из литературных критиков выразился о нем как о “Поэте другой эпохи”, сравнивая его с Пушкиным.

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил ее как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворенность собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Но при всем это в стихах нет безнадежности и равнодушия к жизни. В ранних произведениях поэт находится в непонимании окружающих. В творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. В своих стихах он выражал всю глубь и необъятность этой темы. Его лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Так в одном из его произведений он рассказывает от лица своего лирического героя об одиноких мечтаниях о будущем, около камина и его одинокой судьбе:

Никто моим словам не внемлет… Я один.” (1835)

Никто моим словам не внемлет… Я один.
День гаснет… Красными рисуясь полосами,
На запад уклонились тучи, и камин
Трещит передо мной. – Я полон весь мечтами

О будущем… И дни мои толпой
Однообразною проходят предо мной,
И тщетно я ищу смущенными очами
Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!


В его стихах можно понять, что герой не сторонится одиночества и давно его принял, как что-то естественное и неотъемлемое. Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Еще одно его яркое произведение - стих “Узник”, который был написан поэтом в плену. В нем строки описывающее всю ужасную тоскливость и скуку в объятьях плена, и будто бы вечное одиночество:

Одинок я - нет отрады” (1837)

Одинок я — нет отрады;
Стены голые кругом;
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем...

В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта», которое являлось откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина, Лермонтов высказывает своё мнение о светской «толпе», о её страстях и желаниях, по сути, он обвиняет её в убийстве великого поэта. Герою скучно на балу среди “пестрой толпы”, “дикого шепота затверженных речей”, среди “образов бездушных людей”, “приличье стянутых масок”. У поэта появляется желание бросить вызов этому бездушному царству масок. Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках», карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и не понимаем в свете:

Как часто, пестрою толпою окружен...”

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
‎При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
‎Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
‎Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружаясь в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
‎Погибших лет святые звуки.


Смерть поэта” (1837)

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабского поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!


Здесь лирический герой одинок перед целым миром, перед вселенной. Отчетливо звучат мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаянья:

Выхожу один я на дорогу...” (1841)

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.


Поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный образ романтического героя, трагедия которого в том, что он не находит себе места в мире людей. Наполеон противопоставлен всему миру (ему нет покоя даже после смерти). Воздушный корабль в стихотворении - яркий символ одиночества:

Баллада “Воздушный корабль” (1840)

Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок,

Потом на корабль свой волшебный,
Главу опустивши на грудь,
Идет и, махнувши рукою,
В обратный пускается путь.


Лирический герой поэта не знает, что такое счастье. Он не находит его не в дружбе, не в любви разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний: “...что пользы напрасно и вечно желать?..” Эти слова он связывает с предательством, обманом, разочарованием и изменой. Поэт чувствует одиночество даже при взаимной любви. Его герой живет идеей невозможности дружбы, любви, он принципиально предпочитает одиночество из-за неприязни к нынешнему поколению в целом. Бездуховность, маскарад высшего света, безразличие, равнодушие толпы рождают ответную реакцию у лирического героя: он тоже вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы. В этих стихах мотив одиночества выражается или в неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей:

И скучно и грустно...” (1840)

И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… Но кого же?.. На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…


Утес” (1841)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

На севере диком...” (1841)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.


Листок” (1841)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.


Также особое место в лирике поэта, имела тема Родины. Он относился к ней неоднозначно. С одной стороны, поэт любил природу своей необъятной страны. С другой, он с презрением относился к власти, к ее самодержавию, законам и порядкам, которые были в русском обществе в 30-е годы XIX столетия. Поэт с нежной любовью пишет про Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.

Желание” (1831)

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.

На протяжении всей своей короткой жизни Михаил Юрьевич Лермонтов также увлекался рисованием и живописью. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста: «...он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...» — писал Аким Павлович Шан-Гирей, вспоминая о его детских годах. Лермонтов писал картины на многие темы, но лучшие его работы связаны с Кавказом и трактованы в духе романтической живописи, созданные во время и после первой ссылки. Изображая Кавказ, он выражал свои чувства.

Великий писатель использует большое количество средств художественной выразительности; эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, фразеологизмы. Тем самым украшая свой рассказ в стихах



4. Заключение.

Тема одиночества одна из главных в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В жизни поэт действительно часто чувствовал себя лишним, очень страдал из-за этого; и его произведения, посвященные такому личному опыту очень пронзительны, и точно передают ощущения поэта. В заключении можно сказать о сложном духовном мире поэта. Будто бы один во всем мире он боролся не только с реальностью, но и с самим собой.

 



5. Список использованной литературы

Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организации. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский] ; под ред. В. Я. Коровиной. - 3-е изд. - М. : Просвещение. 2016 – 415 с. : ил. - ISBN 978-5-09-037582-5

Собрание произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. Авторский сборник. Год выпуска 1989. Букинистика. 1372 с. Составитель: Найдич Эрик Эзрович. ISBN 5-265-00974-4




11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!