СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый проект по обществознанию «Знают ли подростки свои права?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый проект по обществознанию "Знают ли подростки свои права?" выполнен учеником 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый проект по обществознанию «Знают ли подростки свои права?»»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»









Итоговый проект по обществознанию



«Знают ли подростки свои права?»





Над проектом работал: Иванов Никита Михайлович,

9 «Б» класс

Руководитель проекта: Козлова Елена Владимировна,

учитель истории и обществознания.















п. Шумячи, 2020г.



Содержание



Введение………………………………………………………………………… ..3 ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

1.1 Обязанности и ответственность человека и гражданина, подростка ……………………………………………………………………………………..6

1.2 Права ребенка в сфере образования………………………………………..11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

2.1 Правовое просвещение в процессе уроков обществознания………………………………………………………………….18

2.2 Внеклассные формы работы по правовому просвещению подростков……………………………………………………………………….26

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «НЕДЕЛЯ ПРАВА» В ШКОЛЕ

3.1 Рекомендации по подготовке и проведению недели права в общеобразовательной организации…………………………………………….29

3.2 Итоги работы над проектом……………………………………………...…34

Заключение………………………………………………………………………37

Список литературы..…………………………………………………………….38











Введение

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Актуальность правового воспитания объясняется особенностями современного развития Российского государства (экономическая и политическая нестабильность, рост негативных процессов – преступность, межнациональные войны, проблема наркомании, алкоголизма и т.д.).

Кроме того, каждый из нас ежедневно встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм.

Не смотря на то, что вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений достаточно актуален, все чаще в поле зрение общественности попадают факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.

Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать - закон». Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий. Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства.

В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.

Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в обществе и в школе.

Задачи:

- познакомиться c понятиями: «право», «основные отрасли права», «правовой статус подростка», «обязанность», «ответственность», «классификация прав граждан»;

- изучить документы, отражающие права, обязанности и ответственность подростка;

- проанализировать права и обязанности ребенка в сфере образования, в школе;

- выяснить виды юридической ответственности подростка и возможные наказания;

- провести анкетирование по проблеме «Формирование правового сознания и поведения современных школьников;

Предмет исследования:  права подростков в обществе, школе, дома.

Гипотеза: чем больше подростки знают о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность их попадания в сложную жизненную ситуацию.

Методы исследования

- анализ литературы и нормативно - правовых документов,

- обобщение и систематизация материала по данной теме;

- опросно-диагностические методы (интервьюирование, беседы и анкетирование).

Место и сроки проведения исследования: МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина» поселка Шумячи, декабрь-март 2019 года, участники – учащиеся 8-10 классов.



Практическая значимость работы.

Материалы данной проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на Неделе правовых знаний, на уроках обществознания.







































ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

1.1 Обязанности и ответственность человека и гражданина, подростка

Российская Федерация в основном законе обязывает своих граждан:

- каждый человек обязан уважать права и свободы других, соблюдать законы РФ;
- родители обязаны заботиться о детях;
- совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
- уплачивать налоги и иные сборы;
- защищать Родину, в том числе воинский долг;
- получить среднее образование;
- бережно относится к культуре, сохранять памятники культуры и истории;
- бережно относится к окружающей среде.

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Каждый     правонарушитель,  даже несовершеннолетний,  несет  юридическую ответственность: материальную, уголовную, административную (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей). А это означает, что и к нам, подросткам, могут применяться предусмотренные законом меры принуждения, но только при условии, что ты совершил правонарушение.

Предлагаю познакомиться с основами Гражданского, Семейного, Уголовного, Уголовно-процессуального и Административного права в части, касающейся ответственности несовершеннолетних.

Ребенок несет ответственность:

- перед своей совестью;

- перед родителями и лицами, их заменяющими;

- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;

- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок, которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает:

- уголовная ответственность;

- ответственность за грубые и неоднократные нарушения устава школы – исключение из школы;

- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;

- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

- ответственность за возмещение причиненного вреда.

 С 16 лет наступает:

- административная и полная уголовная ответственность.

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет:

1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

2. Если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

3. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

4. Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских организаций или иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет:

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

2. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

3. Если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

4. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Административным  правонарушением    признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность наступает по достижении 16 лет (ст. 2.3 КАП РФ).

- Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9 КАП РФ);

- Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (статья 6.10 КАП РФ);

- Занятие проституцией (статья 6.11 КАП РФ);

- Уничтожение или повреждение чужого имущества (статья 7.17   КАП РФ);

- Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте (статья 11.1 КАП РФ);

- Безбилетный проезд (статья 11.18 КАП РФ);

- Мелкое хулиганство (статья 20.1 КАП РФ);

- Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (статья 20.3 КАП РФ);

- Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.22 КАП РФ).





































1.2 Права ребенка в сфере образования

В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.

Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.

Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны.

В Федеральном Законе “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ, вступившем в силу с 01.09.2013 г. целая глава 4 посвящена правам ребенка - Обучающиеся и их родители (законные представители). В данной Главе 4 помещены следующие статьи:

- Статья 33. Обучающиеся (кто к ним относится).

- Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

- Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

- Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты.

- Статья 37. Организация питания обучающихся.

- Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся.

- Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях.

- Статья 40. Транспортное обеспечение.

- Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.

- Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

- Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся.

- Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

- Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Каковы права ученика в школе?

  1. Ребёнок имеет право на полноценную школьную программу.

  2. На уважение своей личности – педагог не должен ребёнку грубить и хамить.

  3. Ребёнок имеет право на доброжелательную и спокойную атмосферу во время учёбы.

  4. Школьник имеет право на объективную оценку своих знаний: учитель не должен занижать или завышать баллы ребёнку.

  5. Ученик может высказать своё мнение, а педагог обязан выслушать мысли ученика и объяснить ему, прав он или нет.

  6. Ребёнок имеет право на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях.

  7. На неприкосновенность своих личных вещей – педагог или сверстники не должны брать без разрешения ученика такие предметы, как телефон, планшет, учебник и др.

  8. На отдых – педагог не должен занимать часть перемены, продолжая свой урок.

  9. Ученик имеет право на консультацию с юристом или психологом.

  10. Каждый ребёнок имеет право на свободу передвижения по школе на перерыве.

  11. Каждый школьник должен знать свои права.

Права ученика на уроке:

  1. Ребёнок должен знать, какой балл поставили ему за знание.

  2. Ученик имеет право знать все свои оценки за предмет.

  3. Ребёнок может высказать своё мнение по теме урока.

  4. Школьник имеет право на уроке выйти в туалет не отпрашиваясь, но поставив учителя в известность.

  5. Ученик на уроке может исправить педагога, если тот оговорился.

  6. Школьник имеет право поднять руку и ответить, если это касается темы урока.

  7. Ученик может по окончании урока выйти из класса (когда прозвенел звонок)

Права школьника на здоровое и качественное обслуживание:

1. Ребёнок имеет право на получение качественного и бесплатного медицинского обслуживания в течение рабочего дня.

2. Для школьника администрация должна создать чистоту на всей территории учебного заведения.

3. Каждый класс должен быть хорошо освещён.

4. Уровень шума не должен превышать норму.

5. Температура в школе должна быть комфортной для занятий.

6. Еда должна быть здоровая и качественная. На её приём отводится не меньше 20 минут.

7. Для гигиены в туалете должно быть все необходимое: мыло, бумага, полотенце.

8. Взрослые должны защищать права ребёнка в школе. Ведь только от них зависит умственное и физическое воспитание ученика.

Права ребёнка на уроке классного часа:

В каждой школе классный руководитель проводит с детьми воспитательную работу. Этот урок называется классный час. Права школьника в России на этом занятии:

1. Дети имеют право выбирать тему обсуждения. Они обязаны прийти к общему знаменателю. Ученик имеет право приготовить по теме урока интересную презентацию или рассказать занимательную историю.

2. Каждый школьник может в спокойной атмосфере обсудить рассказ или презентацию, высказать свою мысль. Учитель не должен перебивать ребёнка. Если ученик неправ, педагог обязан его исправить и объяснить, что сказано неверно.

Правила поведения на уроках:

  1. Каждый ребёнок должен приходить на занятия за 15 минут до звонка, чтобы успеть переодеться и приготовиться к уроку.

  2. Ученик не должен находиться в помещении в верхней одежде или шапке.

  3. Школьник обязан быть в классе в тот момент, когда прозвенел звонок.

  4. Ребёнок не должен заходить на занятия вместе с учителем или после него.

  5. В то время, когда зашёл педагог, дети должны подняться для того, чтобы поприветствовать его.

  6. Ребёнок обязан на уроке вести себя тихо и не отвлекать других детей.

  7. Когда идёт урок, ученик не должен жевать жвачку или употреблять пищу.

  8. Во время занятий запрещается пользоваться мобильной связью.

Правила поведения ученика на переменах:

Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Поведение ученика на переменах:

  1. В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.

  2. На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.

  3. Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).

  4. Со всеми работниками школы здороваться.

  5. Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.

Права ребёнка на уроке классного часа:

  1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.

  2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.

  3. Запрещается на территории школы играть в карты.

  4. Нельзя курить и распивать спиртное.

  5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.

  6. Запрещается грубить и хамить старшим.

  7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.

  8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.

  9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

Обязанности ученика в школе:

Обязанность – безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям; служба, круг действий, связанных с исполнением какой-нибудь должности.

Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности, как на уроке, так и в школе. Обязанности школьника в учебном учреждении:

  1. Каждый школьник должен уважать всех работников школы.

  2. Каждый ученик обязан здороваться со старшими.

  3. Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.

  4. Ученик должен соблюдать школьный режим.

  5. Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.

  6. Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).

  7. Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.

  8. Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.

  9. Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.

  10. Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.

  11. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.

  12. Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.

Обязанности школьников на уроке:

Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.

  1. Каждый школьник обязан добросовестно выполнять домашнее задание по каждому предмету.

  2. Ребёнок обязан предъявить дневник учителю по первому требованию.

  3. Ученик должен внимательно слушать всё, что говорит педагог на уроке.

  4. Школьник обязан приносить все необходимые принадлежности на занятия: ручку, линейку карандаш, книги и тетради.

  5. У ребёнка не должно быть лишних предметов и игрушек в рюкзаке.

  6. Ученик обязан по указанию учителя подойти к доске или отвечать с места, не пререкаясь.

  7. Пройденную тему каждый школьник обязан выучить и сдать учителю тогда, когда тот потребует.

  8. Ученик обязан приходить на урок вовремя, без опозданий.

  9. Во время занятий школьник должен вести себя тихо. Если у него есть желание ответить на уроке, необходимо поднять руку.

  10. Ученик обязан слушаться учителя.

Таким образом, я постарался подробно выстроить цепочку: права ребенка, правила правильного поведения, обязанности, ответственность, т. е. указал на Правовой статус ребенка (совокупность прав и обязанностей, закрепленных за ребенком) в школе.





















ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

2.1 Правовое просвещение в процессе уроков обществознания

Правовое образование в общеобразовательной школе начинается в начальной школе в рамках интегрированного курса обществоведческого характера «Окружающий мир», содержащего ряд правовых дидактических единиц (3 часа из 264 часов, 1,1 %).

Учащиеся знакомятся с конвенцией о правах ребенка, основами конституционного права. На этой ступени правового образования наиболее эффективным является использование теоретико-ориентированного подхода, который позволяет формировать у учащихся минимальные представления о правах человека и ребёнка.

В рамках основного общего образование право изучается до 9 класса в курсе «Обществознание» в незначительном объеме:

В 5-7 классах правовые вопросы рассматриваются минимально, за три года праву отводится лишь 17 из 102 часов, что составляет 17%.

- в 5 классе – 5 из 35 часов от общей программы обществознания, рассматривающей вопросы государственного права. Также происходит повторение материала, изученного в начальной школе;

- в 6 классе 6 часов посвящены изучению раздела «Политика и право»;

- в 7 классе 12 из 35 часов посвящены изучению вопросов прав и свобод человека и гражданина, обязанностям гражданина Российской Федерации, правовому статусу несовершеннолетнего, теме правонарушений;

- в 8–9 Изучению правовых вопросов уделяется 22 из 68 часов за 2 года. Право представлено единым содержательным блоком в курсе» Обществознание».

- в 8 классе изучение правовых вопросов не предусмотрено;  в 9 классе на блок права приходится 22 часа. Обзорно изучаются ключевые вопросы теории государства и права, происходит знакомство с содержанием отраслей права.

- в 10-11 классах в большинстве школ раздел права изучают более 50 % учеников на базовом уровне (22 из 134 часов) и не сдают ЕГЭ по обществознанию.

Необходимо отметить, что изучение происходит во втором полугодии 11 класса, когда учащиеся уделяют основное внимание подготовке к ЕГЭ по другим дисциплинам, и, как следствие, внимание на правовой программе акцентируется ими поверхностно. В классах социально-гуманитарного профиля отдельный курс права изучается в объеме 134 часов. В классах социально-экономического профиля- 68 часов. Эти профили выбираются учащимися, сдающими обществознание как ЕГЭ. Недостаточному изучению правовых вопросов способствуют и контрольно-измерительные материалы по обществознанию.

Педагогическая теория и практика условно выделяет три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный, институциональный.

Предметный подход предполагает проведение факультативов, правовых курсов, основанных на национальной системе законодательства. Учащиеся получают правовую информацию, приобретают опыт осмысления и отстаивания прав человека, правил и норм жизни законодательства. Учащиеся получают правовую информацию, приобретают опыт осмысления и отстаивания прав человека, правил и норм жизни.

Интегрированный подход обеспечивает активное вовлечение учащихся в образовательный процесс при помощи активных и интерактивных методов обучения. Учащиеся приобретают возможность участвовать в дискуссиях, общаться с людьми, принимать взвешенные решения. В процессе обучения наиболее эффективны интерактивные методы: лекции, диспуты, дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры.

Институциональный подход предполагает применение понятия «правовое образование» к организации школьной жизни. Т.е. приоритетными становятся вопросы выстраивания демократических и правовых отношений между всеми участниками образовательного процесса - педагогами, учащимися, родителями. Преподаванием права в школе должны заниматься учителя-правоведы, получившие соответствующую подготовку на уровне высшего образования. Структура правового обучения должна быть выстроена по отдельным проблемам.

Такая деятельность может быть осуществлена правоведом самостоятельно с учетом:

- наличия того или иного профиля обучения;

- уровня подготовки учащихся;

- особенностей работы образовательной организации;

- профессионального педагогического мастерства преподавателя;

- наличия качественной учебной и методической литературы.

В результате обучения у школьника должно сформироваться цельное представление о правовой системе и его месте в ней. В это время школа должна подготовить учащихся к тому, что они должны научиться прогнозировать правовые последствия своих действий, самостоятельно несут ответственность за определенные поступки и правонарушения.

Весь процесс правового обучения и воспитания должен соответствовать ступенями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. Правовое обучение и воспитание в начальных классах должно отличаться большим нравственно - эстетическим характером процесса привития школьникам общечеловеческих норм поведения, создавая при этом своего рода морально-психологическую базу.

Основными задачами для начальной школы являются:

- знакомство в игровых ситуациях с основами социальных норм и основными нормативными документами, регулирующими права и обязанности детей;

- информирование детей о важности и значимости для каждого человека соблюдения правил поведения в повседневной жизни;

- донесение до учащихся значимости и важности правил поведения в повседневной жизни, приобретение опыта регулирования отношений как между детьми, так и со взрослыми;

- информирование о правилах, которые обеспечивают безопасность человека (в особенности правилах дорожного движения);

- ознакомление с этическими правилами и нормами: правилами поведения в общественных местах, транспорте, образовательной организации и т.д.;

- ознакомление с правилами, регулирующими деятельность образовательной организации;

- получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.);

Работа с учащимися основной школы должна выстраиваться на решении следующих задач:

- формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

- знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий таких как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.;

- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

- формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

- умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

- накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);

- получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач.

Для старшей школы отмечают следующие задачи:

- приобретение систематических знаний в правовой сфере;

- формирование уважения к праву и его неукоснительному исполнению;

- развитие собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

- развитие компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Исходя из полученных сведений, мы пришли к выводу, что профильные учебно-методические комплексы по праву требуют серьезного обновления, так как они были созданы еще в начале предыдущего десятилетия. Начальная школа почти не затрагивает правовой блок в процессе обучения, фактически же изучение права начинается в 7 классе, а более полное содержание права раскрывается для учеников лишь с 9 класса. Более 50% учащихся старших классов не получают необходимых знаний по праву из-за непродуманной структуры базового обществознания и значительного влияния ЕГЭ на образовательный процесс. Системно не изучаются Конституция РФ, основные международные нормативные акты и отраслевое законодательство. Происходит размытие содержательной стороны права в курсе «Обществознание». Правое образование в школах не является системой, как правило, проводятся лишь разовые мероприятия, а календарь важнейших правовых дат не является ориентиром в воспитательной работе. Большое количество школ не имеет преподавателей специалистов в области права, право преподают учителя истории и обществознания, что допустимо в 5–9 классах и 10–11 для базового курса, но недостаточно для преподавания профильного права, где необходим другой уровень знаний и подготовки. Общеобразовательные школы при этом не поддерживают связь с юридическими факультетами вузов, даже при наличии в них студенческих юридических консультаций по оказанию правовой помощи населению.

Курс «Право» должен стать ключевым предметом школьного учебного процесса, без которого невозможно завершить становление человека и гражданина. Его необходимо преподавать в простой и интересной форме в течение всего процесса школьного образования в соответствии с функциями и компетенциями, выделенными Федеральным государственным образовательным стандартом в процессе обучения, важнейшими из них являются: формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.

Во время изучения правовых вопросов преподаватели, кроме учебного материала, могут использовать примеры из жизни школ, чтобы убедить учащихся, что каждый противозаконный поступок обязательно влечет за собой соответствующее наказание. Воспитание сознательных навыков правомерного поведения, честности, принципиальности, доброты, взаимного уважения и взаимной выручки у детей должно проводиться и на положительных примерах: героических поступках работников МЧС, ОВД, отдельных граждан, которые зачастую с риском для собственной жизни спасают жизнь и здоровье людей, обеспечивают сохранность государственной собственности, охраняют общественный порядок.




































2.2 Внеклассные формы работы по правовому просвещению подростков

Базовые знания по отдельным предметам в общеобразовательных организациях обучающиеся получают в результате освоения учебной программы, но для эффективного и успешного практического применения полученных знаний этого объема не достаточно, вследствие чего и растёт актуальность дополнительного образования.

Главной задачей внеклассных форм правового просвещения является развитие интереса у подрастающего поколения в сфере знания и грамотного применения правовых норм и правового законодательства, в процессе выполнения которой можно будет заметить рост правовой грамотности среди учеников, повышение уровня личной ответственности, эффективное предупреждение совершения правонарушений и преступлений, профилактику вредных привычек, привитие основ здорового образа жизни и другие положительные изменения.

Внеклассные формы работы со школьниками могут быть представлены в вариантах:

- Проведения бесед на актуальные и интересующие школьников темы: «Курение: правдивая статистика», «Безопасность в сети Интернет», «Что такое эмансипация и как получить данный статус», «Знай свои трудовые права», «Ответственность несовершеннолетних» и т.п. Стоит отметить, что наибольший воспитательный эффект дают беседы, которые проводятся в группах лицом, имеющим влияние и авторитет у школьников, поскольку они позволяют в максимальной мере сосредоточить внимание подростков и ответить на интересующие их вопросы. К организации и проведению таких бесед следует привлекать медицинских работников, сотрудников судебной системы, прокуратуры, Комитета по делам несовершеннолетних, МЧС, МВД, органов опеки и попечительства, представителей юридических консультаций, юристов и адвокатов.

- Организации тематических встреч с работниками судебной системы, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, центров занятости и т.п.

- Ознакомительных экскурсий в музеи, библиотеки, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в суд, в следственный изолятор, в отделы органов внутренних дел и т.д.

- Разработки и проведении олимпиад, викторин, игр и конкурсов, включая массовые мероприятия различных уровней (общешкольные, городские, региональные, общероссийские и т.п.).

- Выполнения творческих заданий по подготовке проектов, исследовательских работ, презентаций, разработка стенгазет, памяток, плакатов с актуально информацией, тематические конкурсы рисунков и газет и т.д. Творческая деятельность способствует активному вовлечению в процесс самостоятельного изучения материала, созданию новых идей и подходов, психологическому развитию (процессов восприятия, внимания, мышления).

- Создание и активное участие в работе правового клуба, в котором необходимо практическое применение полученных правовых знаний. Важно отметить, что руководство и проведение занятий должен проводить педагог - правововед, обладающий полным набором компетенций и знаниями методики преподавания права, педагогики и психологии.

Для расширения правовых знаний школьников необходимо изучение теории и практики, а также обучение составлению юридических документов, таких как: иски, договоры, обращения, жалобы, заявления, ходатайства и т. д.

В ходе организованных педагогом ролевых игр, обучающиеся научатся грамотно выходить из сложных правовых ситуаций, основанных на конкретных правовых ситуациях, таких как: судебное заседание, подача жалобы или заявления, возврат некачественного товара в магазин, устное и письменное обращение к должностному лицу и т. п.

Научно-исследовательские работы с приобретением правовых знаний могут расширяться в работы законотворческого проектного характера. А это особенно плодотворно может проявиться в участии обучающихся в конкурсах различных уровней, от районных до всероссийских, таких как всероссийские конкурсы молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу, проводимые Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации «Моя законотворческая инициатива», «Национальное достояние России» и т. п. Для полноценной и повсеместной работы правовых клубов важно развивать систему дополнительного образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», разрабатывать образовательные программы для будущих педагогов клуба, а также программы деятельности клубов. Таким образом, внеклассные формы работы по правовому просвещению несовершеннолетних являются неотъемлемой частью всестороннего правового образования.
















ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «НЕДЕЛЯ ПРАВА» В ШКОЛЕ

3.1 Рекомендации по подготовке и проведению недели права в общеобразовательной организации

Несовершеннолетние относятся к наиболее незащищенным социальным группам, которые значительно чаще полностью дееспособных граждан подвергаются негативному воздействию со стороны общества. Именно поэтому они нуждаются в правовых знаниях и особой защите своих прав и законных интересов.

Важнейшей задачей современной системы образования является правовое просвещение и воспитание обучающихся. Но в приоритете развития гражданского государства стоит устранение правового нигилизма во всех слоях населения, поэтому важно направить работу не только на учеников, но и на родителей, учителей.

Методическая разработка комплекса мер по повышению правового сознания обучающихся разных возрастных групп является необходимым условием высокой правовой культуры личности в обществе. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.

Основой правосознания можно считать уважение и знание законодательства, своих гарантированных прав и обязанностей, уяснение правовых требований. При соотношении этих требований с реальной правовой практикой человек формирует соответствующие оценочные суждения о праве, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Всё это делает проблему правового просвещения и воспитания актуальной и необходимой для проведения ознакомительных, воспитательных и профилактических мероприятий у школьников, в связи с чем мы и предлагаем проведение правовых недель в общеобразовательных организациях.

Актуальность проведения «Недели права» заключается в нравственном и патриотическом воспитании, в формировании активной гражданской позиции и умении применять правовые знания в практической деятельности.

«Неделя права» - это комплекс мероприятий, включающих в себя правовые знания из различных сфер общественной жизни в удобной, понятной и доступной для усвоения форме обучающихся всех возрастов, их родителей и учителей. Привлекая сотрудников органов внутренних дел, медицинских работников, психологов данное мероприятие позволяет разносторонне познакомиться с различными правовыми явлениями путем проведения семинаров, лекций, олимпиад, конкурсов, викторин, экскурсий и игровых занятий.

Нами были выделены основные цели проведения «Недели права»:

1) Изучить правовую грамотность учащихся, определить список необходимых мероприятий для повышения уровня правосознания.

2) Акцентирование внимания обучающихся, их родителей и учителей на необходимости знания права и законодательства.

3) Познакомить и способствовать усвоению правовых норм.

4) Способствовать предупреждению совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

И поставлены следующие задачи:

1) Изучить основные нормативно-правовые документы по правам детей.

2) Определить правовую грамотность учащихся МБОУ « Шумячская СШ имени В.Ф. Алешина;

3) Разработать комплекс мероприятий для повышения уровня правосознания обучающихся, их родителей и учителей.

4) Познакомить учащихся с Конституцией РФ, основами гражданского, административного, семейного и уголовного права, с нормами поведения, принятыми в обществе и правилами дорожного движения.

5) Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении.

6) Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.

7) Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

В результате проведения «Недели права» нами ожидается повышение уровня правовой грамотности у педагогического коллектива, родителей и обучающихся. Усвоение правил дорожного движения, основ гражданского, семейного, административного, уголовного права; мер административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений и преступлений.

Одной из продуктивных форм внеурочной деятельности учащихся является проведение предметных недель, которые связаны с основным программным курсом обучения и призваны углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся.

Школьные предметные недели должны проводиться ежегодно методическими объединениями учителей с целью повышения их профессиональной компетенции в рамках плана методической и научно-методической работы. Сущностью «Недели права» является создание эффективной системы взаимодействия обучающихся, их родителей, педагогического коллектива и сотрудников органов внутренних дел, направленной на активную познавательную творческую деятельность, которая поможет сформировать развитое правосознание.

«Неделю права» для максимального воздействия и развития мотивация можно приурочить к таким значимым датам, как:

- 4 ноября «День народного единства»;

- 3 декабря «День юриста» и «Юридическая неделя;

- 10 декабря «Всемирный день прав человека»;

- 12 декабря «День конституции Российской Федерации»;

- 27 января, 3 февраля «День воинской славы России»;

- 2 апреля «День единения народов»;

- 1 июня «День защиты детей» и др.

В ходе исследовательской работы мы выделили основной перечень международных актов, которыми необходимо руководствоваться и беспрекословно соблюдать при реализации «Недели права», это:

1) «Всеобщая декларация прав человека» (принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948г.);

2) «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. (ратифицированная Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.).

А также обозначили основной перечень нормативных актов Российской Федерации, это:

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Уголовный Кодекс Российской Федерации;

- Семейный Кодекс Российской Федерации;

- Кодекс об административных правонарушениях;

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ;

- Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ;

- Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ;

- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996 № 159-ФЗ;

- Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 № 15-ФЗ;

- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного 39 потребления наркотических средств и психотропных веществ" от 07.06.2013 N 120-ФЗ;

- Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 N 98-ФЗ;

- Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ;

- Приказ Минобрнауки России "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от 29.08.2013 N 1008;

- Приказ Минтруда России (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" от 18.10.2013 N 544н;

- Федеральные государственные образовательные стандарты.

Целевая группа: учащиеся 1-11 классов; педагоги Общеобразовательной организации.

Формы работы: викторины, классные часы, выставки, конкурсы, правовые игры, экскурсии, лекции.

По окончанию «Недели права» необходимо подвести итоги и вручить всем участвующим грамоты о её прохождении, усвоении полученных знаний и дальнейшей мотивации. «Неделя права» позволит дать возможность детям заинтересоваться самим правом в целом, старшеклассникам углубить свои знания в конкретной области, а младшим классам избежать развития правового нигилизма, привить патриотизм.

Акцентировать внимание на таких важных вопросах как:

- права и обязанности несовершеннолетних;

- гражданские и политические права несовершеннолетних;

- права и обязанности несовершеннолетних в семье;

- обязанности несовершеннолетних;

- права несовершеннолетних в области социального обеспечения;

- права несовершеннолетних в области жилищного права;

- права несовершеннолетних в области трудового права;

- имущественные права несовершеннолетних;

- правила дорожного движения;

- административная, материальная и уголовная ответственность несовершеннолетних.

«Неделя права» при регулярном и систематическом проведении направлена на формирование фундамента правовых знаний у обучающихся образовательной организации, их родителей и педагогического коллектива. Данные мероприятия носят ознакомительный, профилактический и воспитательный характер, что позволит уберечь несовершеннолетних от совершения правонарушений и преступлений. А также познакомить всех субъектов образовательного процесса с законодательством РФ, акцентировать важность знания прав, обязанностей и ответственности, сформировать ценностные ориентации, умения, навыки и привычки правомерного поведения, воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, развивать творческий потенциал.

3.2 Итоги работы над проектом

В процессе работы над проектом «Недели права» в целях правового просвещения на базе МБОУ « Шумячская СШ имени В.Ф. Алешина нами было сделано:

1) Распространены буклеты по правовой грамотности среди учащихся школы и их родителей;

2) Разработаны и частично проведены мероприятия, направленные на формирование правовой грамотности учащихся: «Конкурс плакатов по правовой тематике», обучающие игры и викторины, лекции, беседы, экскурсии.

3) Проведено собрание для родителей, направленное на изменение отношения родителей к процессу воспитания своих детей и формированию у них основ правовой грамотности.

Делая вывод, мы смело можем сказать, что реализацией проекта смогли привлечь обучающихся, а также и подростков «группы риска» к различным видам творческой, познавательной, коммуникабельной деятельности, в результате которой нам удалось помочь повышению уровню правовой грамотности, развитию правосознания и ответственности за свои поступки у школьников.

Данные проекта показывают, что уровень правовой культуры у обучающихся школы находится на недостаточно высоком уровне, 50 преобладают поверхностные знания, необходимо продолжать активную работу над этой проблемой.

Уровень компетентности в вопросах правового воспитания также низкий и у родителей школьников, поэтому были проведены родительские собрания с целью распространения необходимых знаний, формирования четкого понимания прав и обязанностей своих детей, необходимости проведения бесед с ними. Стоит отметить, что учащихся старших заинтересовали вопросы, связанные с профессией юриста, сотрудников органов внутренних дел, прав и обязанности школьников, знания законов. Данный проект очень актуален и применим в любой школе России, так как дает реальные положительные результаты по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, повышает уровень правовой культуры и способствует приобретению, практическому применению и закреплению правовых знаний. Цель исследования была достигнута, нам удалось изучить правовую грамотность учащихся 7-9 классов МОУ СОШ № 29 г. Екатеринбурга и определить список необходимых мероприятий для эффективного повышения уровня правосознания.
































Заключение.


Работая над проектом мы изучили повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в обществе и в школе.

Мы получили огромное удовольствие, занимаясь исследовательской работой, так как, поставив перед собой цель – изучить права ребёнка, международные и российские документы по правам ребёнка с помощью различных форм и методов.

На наш взгляд, поставленная цель достигнута. Это было нелегко, но в то же время интересно, т.к. мы узнали много интересного и полезного, а заявленная нами тема мы считаем раскрыта полностью .

Для достижения намеченной цели по ходу работы были выполнены следующие задачи:

- познакомились c понятиями: «право», «основные отрасли права», «правовой статус подростка», «обязанность», «ответственность», «классификация прав граждан»;

- изучили документы, отражающие права, обязанности и ответственность подростка;

- проанализировали права и обязанности ребенка в сфере образования, в школе;

- выяснили виды юридической ответственности подростка и возможные наказания.

Мы считаем, если дети будут хорошо владеть знаниями своих прав и обязанностей, то в будущем смогут многое изменить в этом мире.

Список литературы



1.. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.

2.Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.

3. Всеобщая декларация прав человека

4Декларация прав ребенка

4. Конвенция о правах ребенка

5. Конституция РФ

6. Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011

5. Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г

6.Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2

7.Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»



















Отзыв

на проектную работу

Иванова Никиты Михайловича,

9 «Б» класс МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»,

по теме: «Знают ли подростки свои права?»


Тема, выбранная учеником для проекта, является весьма актуальной и значимой, так как в современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Кроме того, каждый из нас ежедневно встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм. Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать - закон». Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий. Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства.

Объект исследования:   права подростков в обществе, школе, дома.

В ходе работы над проектом были использованы разнообразные методы:

интервьюирование, социологические опросы сверстников.

Проект состоит из нескольких частей. Во введении говорится об

актуальности работы, намечаются цели, задачи, определены предмет и

объект работы.

В основной части излагается теоретическое содержание проекта, на

основании систематизированного материала создан отчет по исследованию.

В заключении сделаны выводы по важнейшим разделам проекта.

В целом работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения, об умении самостоятельно мыслить. Продемонстрирована способность приобретать новые знания.


У автора выявлена способность к собеседованию и коммуникации. В ходе выполнения проекта Даниил своевременно выполнял задания, получаемые на консультациях, исправлял недоработки. В ходе выполнения проекта показал себя инициативным, самостоятельным и ответственным. Уровень сформированности навыков проектной деятельности базовый.

Вывод: проектная работа Иванова Никиты Михайловича отвечает требованиям к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется к защите.



Руководитель проекта: ______________ Е.В. Козлова 20.03.2020г.











27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!