СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый проект в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Альбом, посвященный жизненному пути М.В. Ломоносова (каждая страница - новый этап в науке или творчестве).

Просмотр содержимого документа
«Итоговый проект в 9 классе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ КОБ-КОРДОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА















Тема работы: «Альбом, посвященный жизненному пути М.В. Ломоносова (каждая страница - новый этап в науке или в творчестве)».









Автор: Бель Александра, ученица 9 класса

Руководитель: Николаева О.П.,

учитель русского языка и литературы,

без квалификационной категории.















2020-2021 уч. г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..........3

Основная часть

Глава I. Теоретическая часть……………………………………………….....4

1.1. Страницы биографии……………………………………………………..4

1.1.1. Детство…………………………………………………………………..4

1.1.2. Обучение………………………………………………………………...5

1.2. Научная деятельность ……………………………………………………5

1.2.1. Физика…………………………………………………………………...5

1.2.2. Химия……………………………………………………………………6

1.2.3. Филология……………………………………………………………….7

1.2.4. Математика……………………………………………………………...8

1.2.5. Геология…………………………………………………………………9

1.2.6. География………………………………………………………………..9

1.2.7. Астрономия……………………………………………………………..10

1.2.8. История……………………………………………………………….....11

1.2.9. Мозаика……………………………………………………......………..12

1.3. Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие образования ….12

Глава II. Практическая часть…………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………. ...16

Список литературы …………………………………………………………...18

Приложение……………………………………………………………………19

















Введение

Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества.

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия - вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. А. С. Пушкин писал, что «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».
В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения - славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием.
Поэтому случай с Михаила Васильевича Ломоносова можно считать уникальным.

Цель работы: Узнать больше о биографии М. В. Ломоносова.
В соответствии с этой целью сформулированы следующие
задачи:
1) изучить биографию Михаила Васильевича Ломоносова;

2) осветить научную деятельность М. В. Ломоносова;

3) подготовить продукт;

4) презентовать проект.





Глава I. Теоретическая часть

1.1. Страницы биографии (Приложение 1,2)

1.1.1. Детство

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Ломоносовых. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.
Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время суда уже имели компаса, а с помощью угломерного прибора поморы умели находить высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и огромный опыт.
В 1763 году, составляя «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», Ломоносов уверенно писал, что продвижение судов в северных морях зависит от течения и направления ветра, «Сие приметил я по всему берегу Норманнского моря от Святого носу до Кильдина острова».
Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Как сообщают современники, будущий учёный начал постигать грамоту в 11-12 лет. И скоро мог переписывать церковные книги. В 14 лет Ломоносов мог грамотно и чётко писать. Страсть к науке, тяжёлая обстановка заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года, когда ему было 19 лет. Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками, и свой выбор он остановил на древней столице [12].

1.1.2. Обучение

Будучи уже девятнадцати лет от роду, Михайло Ломоносов ушёл в Москву. Учиться. Но сыну крестьянина дорога в учебные заведения была закрыта. И только скрыв своё происхождение, Ломоносов смог поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию. За первый год обучения Михайло выполнил программу трёх классов. И когда в 1735 году в академию пришло предписание отрядить учеников, « в науках достойных », для дальнейшего обучения в Петербурге, то среди двенадцати человек оказался и М. Ломоносов. Однако в Петербурге он пробыл недолго. В сентябре 1736 года несколько студентов, на сей раз Петербургской Академии наук, отправились в Марбург изучать химию и горное дело. Ломоносов провёл на чужбине пять лет. В Россию он вернулся в 1741 году, будучи уже достаточно известным учёным [14].
1.2. Научная деятельность

1.2.1. Физика (Приложение 3)

В многосторонней научной деятельности Ломоносова физика занимает особое место. Она была первой областью его научных интересов, способствовала формированию материалистического мировоззрения и выработке своей собственной, строго научной методологии. Его "корпускулярная философия"  стала логическим центром всех естественнонаучных исследований ученого.
Ломоносову удалось преодолеть идеалистические взгляды и встать на очень последовательные материалистические позиции. Создаваемая им картина Мира была материалистическо-механической.

Ломоносов внёс значительный вклад в развитие физической науки. Его активная творческая деятельность была посвящена самым актуальным в то время направлениям физики и, говоря современным научным языком, смежным с физикой областям: физической химии, геофизике, физике атмосферы, астрономии, физической минералогии, математической физике, биофизике, метрологии, гляциологии, физике северных сияний, физике «хвостов» комет [12].

 Среди наиболее значимых научных достижений Ломоносова в области физики является его атомно-корпускулярная теория строения вещества и материи. В рамках этих представлений он объяснил причины агрегатных состояний веществ (твёрдое, жидкое и газообразное состояния) и разработал теорию теплоты [3]. 

1.2.2. Химия (Приложение 4)

Михаил Васильевич Ломоносов считал химию одной из главных областей своего научного творчества. Он начал заниматься химическими исследованиями уже в ранний период своей деятельности, будучи студентом Марбургского университета. В 1740-х годах Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, отдельные положения которой предвосхитили представления атомно-молекулярного учения. Атомы он назвал элементами, а  молекулы - корпускулами. "Корпускулы разнородны, - считал Ломоносов, - когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел».

Вернувшись в 1741 г. на родину Ломоносов приступил к экспериментальным исследованиям в области химии. В одной из своих ранних работ, «Элементы математической химии», он предложил краткое определение химии.

Многие из работ Ломоносова в области химии содержали глубокие мысли, значительно опережавшие науку своего времени.  Поэтому в 1745 году Ломоносову за его успехи в разработке вопросов химической науки было присвоено звание профессора химии.

        И, пожалуй, самое важное в его трудах - это пропаганда химических знаний. Непревзойденным образцом такого рода остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные им тогда слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания» [2].

1.2.3. Филология (Приложение5)

Ломоносов стоял у истоков многих филологических дисциплин – лингвистики, сравнительного языкознания, литературоведения, стиховедения и др. В «Российской грамматике» (1755), выдержавшей пятнадцать изданий и остающейся одним из наиболее значимых источников для изучения русского литературного языка XVIII века, Ломоносов разработал понятия о частях речи, систематизировал проблемы русской орфографии и пунктуации.

Книги Ломоносова «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) стали первыми руководствами на русском языке и оказали влияние на все последующие этапы развития этой дисциплины в России, а вместе с тем и на литературную эволюцию.

С именем Ломоносова связан важнейший этап формирования силлабо-тонической системы стихосложения в России: в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он доказал, что русский язык даёт возможность писать как двусложными, так и трёхсложными размерами, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины; именно Ломоносов создал классический русский четырёхстопный ямб.

Академическая и придворная деятельность Ломоносова содействовали укреплению ценностного статуса поэзии в русской культуре. Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв., а в начале ХХ века своеобразно отозвалась в творчестве Маяковского и некоторых других поэтов Серебряного века. В.Г. Белинский писал, что с Ломоносова начинается русская литература: «он был её Петром Великим», так как дал направление «нашему языку и нашей литературе»[4].

1.2.4. Математика (Приложение 6)

Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.

Успехи в химической науке, по мысли Ломоносова, возможны только с применением математики.

Рассуждая о химии, Ломоносов фактически излагает свои взгляды на необходимость математики для успешного развития естественно-научного знания: наука должна строиться на прочном аксиоматическом основании, выводы должны быть в духе математических рассуждений, а проверяться всё должно опытом, экспериментом, то есть привычка математика строго рассуждать должна приводить к развитию теории на основе экспериментальных фактов.

Называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании»[5].

1.2.5. Геология (Приложение 7)

Геологию - горную науку – Ломоносов считал «главным своим делом».

В самом начале своей научной деятельности Михаил Ломоносов считал физическую химию основой для изучения геологических наук. Он первым выдвинул идею строения кристаллических тел, что послужило толчком в развитии кристаллографии и минералогии.

В 1741 году ученый составил Каталог окаменелостей и камней Минерального кабинета Кунсткамеры Российской Академии наук. Сейчас известно намного больше минералов, около четырех с половиной тысяч, но трудов отечественного гения это нисколько не умаляет, и далеко не все знают, что есть даже минерал, названный его именем – «ломоносовит».

Имеется мнение академика Л. Мельникова, что Михаил Ломоносов мог быть «медиумом», то есть мог в моменты озарения подключаться к космической информации, и тогда великие идеи приходили к нему свыше.

Именем русского гения названы некоторые города, многие площади и улицы, учебные заведения (в том числе и главный университет России), музеи, конкурсы, медали и олимпиады [6].

1.2.6. География (Приложение 8)

В 1758 году он возглавил Географический Департамент Академии Наук. По его инициативе АН стала собирать описания русских земель для составления точных географических карт. Работа не была закончена, но собранный материал впоследствии лег в основу изданного в 1792 году Атласа России.

В 1753 году он издал труд «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», где описал электрическую природу грозы и принцип создания громоотводов. Также Ломоносов связал с атмосферным электричеством такие явления, как зарницы и северное сияние.

Ломоносов открыл вертикальные токи воздуха в атмосфере.

Ломоносов также положил начало научному изучению строения земли. В 1763 году им была написана работа «О слоях земных». В этой работе он изложил свои взгляды о принципах залегания полезных ископаемых и о том, как их искать.

Ломоносов положил начало геоморфологии – учении о рельефе. Он впервые высказал мысль, что формирование рельефа происходит за счет внутренних и внешних сил. Выдвинутое им предположение, что крупные формы рельефа создаются из-за поднятий и опусканий земной коры нашла понимание лишь в конце 19 века.

Ломоносов ввел в научный язык такие понятия, как средняя высота и средняя глубина, а также понятие относительной высоты.

Ломоносову принадлежит идея об органическом происхождении торфа, нефти, каменного угля[7].

1.2.7. Астрономия (Приложение 9)

Среди множества наук, в развитие которых Ломоносов внёс cущественный вклад, одно из наиболее видных мест занимает астрономия. Главным результатом астрономических исследований Ломоносова, несомненно, является открытие им наличия у Венеры атмосферы. Это открытие Ломоносов совершил во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца 26 мая (6 июня) 1761 года. Таким образом, в 2011 году исполнилось не только 300 лет со дня рождения Ломоносова, но и 250 лет совершенному им фундаментальному астрономическому открытию.

Помимо открытия атмосферы Венеры Ломоносов сыграл важную роль в подготовке и организации ряда астрономических, геодезических и географических экспедиций. Он также усовершенствовал конструкцию отражательного телескопа (ныне эта конструкция называется системой Ломоносова-Гершеля) и, предвосхитив использование светосильной оптики, создал «ночезрительную трубу», позволяющую видеть удалённые предметы в глубоких сумерках.

К сожалению, большинство достижений Ломоносова в естествознании, включая астрономию, не было по достоинству оценено современниками учёного, а после его смерти надолго забыто. В частности, приоритет в открытии атмосферы Венеры приписывался английскому астроному В. Гершелю и немецкому астроному И.И. Шрётеру, которые через 30 лет после наблюдений Ломоносова независимо друг от друга обратили внимание на удлинение окончаний «серпа» Венеры (наличие у нее фаз, подобных лунным, было открыто еще в 1610 году Г. Галилеем) и объяснили это удлинение наличием у планеты атмосферы.

Достижения Ломоносова в астрономии отмечены присвоением его имени малой планете и кратерам на Луне и Марсе [8].

1.2.8. История (Приложение 10)

Ломоносов не был профессиональным историком. Его исторические работы должны были служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа. В то же время они свидетельствуют о профессиональном подходе к освещению русской истории. Его указания на принципы подбора источников, использование исторических методов исследования, концептуальные оценки исторического процесса, внимание к методологическим аспектам исследования, в частности, периодизации, позволяют говорить о Ломоносове-историке.

Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761).

В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести специальный параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком «надежным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию» [9].

1.2.9. Мозаика (Приложение 11)

Мозаики М.В. Ломоносова - часть деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле  и потребностей (мебель и т.д)

В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол.

Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла.

 В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году.

  Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялась смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие, нужные в быту вещи.

В 1753 году мыза Усть-Рудица вместе с 4-мя другими деревнями была пожалована императрицей Елизаветой «для делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов» Ломоносову. 6 мая 1753 Ломоносов заложил в Усть-Рудице фабрику по изготовлению цветного стекла и смальты. К 1754 фабрика начинает выпускать первую продукцию.

В 1753-65 гг. на фабрике мозаичных стекол создано 27 портретов и картин, в том числе «Полтавская баталия».

Со смертью М. В. Ломоносова производство на фабрике сошло на нет [10].

1.3.Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитии образования

Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний, видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения. Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук и улучшение её работы учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект её устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И.И.Шувалова в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал “Штаты и регламенты” для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношения гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления»,то главная обязанность гимназистов – «к наукам простирать крайнее прилежание». Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В1743 году Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Изданная в 1748 году «Риторика» Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе «Риторики», отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка – «Российская грамматике» (1755, опубликована 1757) [11].

























































Глава II. Практическая часть

Пояснительная записка



Актуальность продукта обусловлена тем, что в наше время мы продолжаем пользоваться трудами М.В. Ломоносова, который заложил основы таких наук как: оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия.

Практическая значимость работы. Материалы данного проекта могут быть использованы учителями и учениками в процессе обучения как на уроках, так и в процессе проведения интегрированных занятий.

Цель: расширение знаний по данной теме. На основе теоретического и практического материала был создан информационно-иллюстрированный альбом «Жизненный путь М.В. Ломоносова (каждая страница - новый этап в науке или в творчестве)».































Заключение

Творчество Ломоносова – эта ослепительная вспышка национального самосознания – явилось плодотворным завершением, историческим оправданием многовековых усилий русской культурной традиции выработать органически целостный взгляд на мир. Сын своего столетия, глубоко проникший в его противоречивую сущность, свидетель и участник коренного переворота в русских умах, гений созидательный, нацеленный на преодоление разрушений, сопутствующих любому перевороту, гений всеобъемлющий, умеющий прозреть в ныне разрозненных частях грядущее единство, Ломоносов - поэт, как никто из его современников, был подготовлен к воспеванию того “священного ужаса”, которым, по его же слову, сопровождается постижение великих идей, определяющих судьбы народов.

Он вошел в науку как первый русский химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых – одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он утвердил основания современного русского литературного языка, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки.

Об энциклопедизме М.В. Ломоносова с определенностью говорит и сам перечень его трудов. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаичные произведения, и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка», - писал о Ломоносове А.С. Пушкин.















































Список литературы

1.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447978

2.https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/09/12/vklad-mv-lomonosova-v-razvitie-khimii

3.https://www.sites.google.com/site/priznatelnyevnuki/-naucnye-miry-lomonosova/vklad-v-razvitie-fiziki

4.https://www.msu.ru/lomonosov/science/philol.html

5.https://www.msu.ru/lomonosov/science/math.html

6.http://news-mining.ru/news/geolog_lomonosov/

7.https://obrazovaka.ru/question/lomonosov-geografiya-kratko-88010

8.https://www.msu.ru/lomonosov/science/astronom.html

9.https://www.msu.ru/lomonosov/science/hist.html

10.https://www.sites.google.com/site/500lomonosov2013/restavrator/mozaika

11.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/09/25/rol-mv-lomonosova-v-stanovlenii-i-razvitii-rossiyskogo-universitetskogo

12.Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук. – М.: Знание, 2001;
13.Кудрявцев. «Курс истории физики». - М.: 1999;
14.Курмачева М. Д. Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. - М.: Просвещение, 2000.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!