СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок "Город и человек. Социальное значение дизайна архитектуры в жизни человека"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю. 

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок "Город и человек. Социальное значение дизайна архитектуры в жизни человека"»

Предмет изобразительное искусство

Класс 7

Урок № 26

Дата 13.03.2020

Тип урока: проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся

Общая тема: «Город и человек. Социальное значение дизайна архитектуры в жизни человека»

Тема урока: Итоговый урок по теме: «Город и человек. Социальное значение дизайна архитектуры в жизни человека»

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наи­более эффективные способы решения учебных и познаватель­ных задач.

Предметные:  осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности. Закрепить полученные знания по теме, о стилях архитектуры.

Оборудование: презентация к теме урока; ноутбук, простой карандаш, ластик, бумага.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, мотивационный настрой

  1. Объяснение нового материала

Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, вспомним какая была архитектура разных народов и эпох.

Давайте вспомним, что стало причиной для человека искать жилище?

(непогода, хищники, смена дня и ночи, приготовление и приём пищи).

С древнейших времён человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды, хищников. Искать удобное место для сна, приема пищи. Сделать свое жилище удобным и безопасным. Люди переходили с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди из имеющихся материалов вели строительство удобное для проживания.

Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Постройки для домашних животных, для хранения запасов пищи и разных инструментов для труда.

- С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».

Сегодня мы с вами вспомним все, что мы изучили о дизайне и архитектуре.

Стиль в искусстве — это сложившаяся под влиянием духовных, нравственных, социальных и эстетических тенденций общественного развития в ту или иную эпоху форма продукта любой отрасли искусств, носящая к тому же отпечаток их взаимного влияния друг на друга.

Античный стиль является самым древним из всех, основателями его стали греки. Произошел он из-за того, что в те времена стал вопрос о необходимости расширения площади зданий, таким образом, благодаря своим конструктивным особенностям, архитектура античного стиля получила широкое распространение при проектировании сооружений.

Она давала возможность возводить здания практически любой геометрии и площади, за счет применения колоннады в их конструкциях. Таким образом, древние греки начали возводить массивные, величественные здания, некоторые из которых стали чудесами света, так как их размеры велики и по сегодняшним меркам, это когда технологии шагнули далеко вперед.

Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов) строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения. Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии.

 Строгие романские храмы во многом подготовили готику, которая пришла на смену романскому стилю в середине XIII века.

Иная духовная страстность породила иные архитектурные творения. С середины XII столетия романский стиль начал сменяться готическим стилем. Самыми значительными сооружениями готики были соборы, в архитектонике которых нашло отражение «устремленности души к небу». Готические храмы примерно вдвое выше романских. Храм стал ажурнее, воздушнее, все архитектурные детали — стрельчатые арки, окна, нервюры сводов — словно устремлялись ввысь. Каменный скульптурный декор, цветной свет витражей и звуки органа создавали неповторимо тонкую, экстатическую атмосферу. Ажурные формы, уходящие ввысь, делают интерьер светлее, он как бы весь наполняется светом и воздухом.

На смену готике приходит новый стиль в искусстве – ренессанс (приблизительно XV—XVI вв.). Это положило началу эпохи Возрождения в архитектуре. Родиной ренессанса считается Флоренция, где в 1436 г. архитектор Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель Фьере.

Мастером, хронологически замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микеланджело Буонарроти, он же - первый архитектор нового архитектурного стиля – барокко, который пришел на смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в.

Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь широкого распространения. Искусству свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. В этом стиле наблюдается слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. (Слайд 20-21). Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью прямолинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором. Просуществовал этот стиль в искусстве Европы с конца XVI - до середины XVIII в.

На смену барокко появляется новый стиль – рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий.

С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм.

Начиная с середины ХVII в., во Франции господствующим стилем становится классицизм, который с конца ХУШ в. широко распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура.

Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил столь большое развитие в королевской Франции и в царской России. Вершиной классицизма становится стиль ампир, появившийся в начале XIX века.

Новый стиль - ампир выражался, прежде всего, массивностью монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий. Преобладание наблюдается в архитектуре начала 19 века (первые 30 лет). Это крайний этап эволюции европейского классицизма. Влияние духа империализма заставило перейти от изящной простоты форм к монументальной выразительности.

Архитектурный стиль ампир также держит ориентир на античное искусство, но только на некоторые черты, которые подчеркивали имперскую мощь. Массивные портики, монумент, военные эмблемы (лавровые венки, воинские доспехи, орлы и прочее), использующиеся для оформления интерьеров и фасадов, - вот главные составные части ампира
В начале 19 века начинает свое развитие и романтизм – своеобразное отрицание ампира с его грандиозностью и тоталитарностью. Данный стиль объединяет пастушескую идиллию, седую старину и пряную экзотику.

В конце XIX в начале XX в. появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны

Возникновение этого стиля архитектуры датируется началом 20-х годов прошлого столетия. Главные черты архитектурного стиля функционализм – демократизм, снижение материальных затрат, стремление к созданию большей жилой площади без увеличения расходов. Человек (но не какая-либо конкретная личность, а социальное и биологическое существо) выдвигается в центр проектирования. Функции строений – результат общественных и физиологических потребностей человека.

Направление в советском искусстве 1920 г. – конструктивизм. Сторонники конструктивизма показной роскоши стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм. Дома в стиле конструктивизма отличаются чётким. Рациональным планом и выявленной конструктивной основой здания (железо-бетонным каркасом).

Для архитектуры постмодернизма прошлого века характерно появление многих иных движений и направлений: структурализм, историзм, интернациональный стиль и прочее. Но не все оказали влияние на облик домов частного характера, так как заказчик зачастую не готов к столь авангардным идеям. Вот почему современная архитектура зачастую оказывается элитарной. Не спасает данное положение даже ее чудесная простота. Но в любом случае последнее слово только за заказчиком. Выбор стиля архитектуры не обязательно должен заключаться в копировании: цитирование только приветствуется, позволяя раскрыть собственное «я».

Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами являлись необычная интерпретация классической ордерной системы, отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены.

Брутализм зародился на просторах Англии в 50-х годах 20 века. Особенностью является желание обнажить конструкции, используемые при построении здания, максимально выделить умышленно простые и грубые архитектурные массы.

Стиль хай-тек в архитектуре вляется стилем высоких технологий, своеобразной противоположностью брутализма (стилизация низких технологий). Хай-тек же утончен, изыскан и аккуратен. Это обилие стекла в совокупности с конструкциями из металла (наиболее приветствуется алюминий). Архитектурная композиция подразумевает даже присутствие элементов инженерного оборудования зданий, куда входят различные трубопроводы, воздуховоды, вентиляционные шахты и прочее.

Эклектизмэто произвольное сочетание элементов разнородных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве, а также разнообразных взглядов и теорий в науке.

Биотек современное направление в архитектуре и дизайне, в котором формы и линии построек и интерьеров заимствуются из живой природы.

- Как вы думаете, какие главные принципы были заложены в строительство дома? (Здание должно быть прочным. Здание должно быть полезным. Здание должно быть красивым).

Физкультминутка

  1. Самостоятельная работа учащихся

Создайте карандашный рисунок здания в любом стиле, на ваш выбор. Учитель контролирует работу учащихся, если требуется помощь помогает практически.

  1. Закрепление пройденного материала

Сейчас мы с вами проведем небольшое тестирования для закрепления полученных знаний

Тест «Архитектурные стили в искусстве»

  1. Особенности стиля ампир

А) относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.

Б) регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк. 

В) стиль проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. 

2. Стиль высоких технологий

А) барокко

Б) хай-тек

В) биотек

3. Основной признак модерна

А) творчество для пользы и гармонии

Б) единые конструктивные приемы

В) декоративность

4. Выделите стили в искусстве XX века

А) ампир, барокко, романтизм

Б) конструктивизм, постмодернизм, хай-тек

В) классицизм, ренессанс, готика

5. Главные принципы в строительстве дома

А) здание должно быть полезным

Б) здание должно быть красивым

В) здание должно быть прочным

5. Итог. Рефлексия

О чём шла сегодня речь на уроке? (о стилях в архитектуре)

Какие стили вы запомнили?

Какие отличия или схожесть они имеют?

Будет ли полученная информация вам полезна?

Справились ли вы с заданием с легкостью или было сложно?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!