Итоговый урок литературы в 10 классе по изучению пьесы А.Островского на тему
«Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что"
Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.
Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).
Тип урока: обобщение по теме «жертвы темного царства», их протест, их нравственный выбор.
Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.
Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования технологий составления интеллект-карт, дискуссии).
Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты пьесы.
Задачи:
1) познавательные:
- вспомнить содержание пьесы «Гроза»;
- выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы;
- сопоставить между собой «жертв темного царства»;
- выявить сильные и слабые стороны представителей молодого поколения в пьесе;
- совершенствовать работу с тестами;
- подготовиться к контрольному тесту.
2) развивающие:
- развитие внимания (при работе с фрагментами);
- развитие мышления (наблюдения над поступками героев, выводы);
- развитие воображения (связь с современностью);
- развитие устной и письменной речи.
3) воспитательные:
- воспитание чувства собственного достоинства;
- формирование активной жизненной позиции;
- преодоление страха перед нравственным выбором.
Ход урока
Сегодня мы продолжим разговор о жизни, о любви, о мужчине и женщине, о семье, воспитании, о совести, пройдем путь с главной героиней от первой минуты нашего знакомства до последней минуты жизни.
Я сегодня думала «Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
Вы, конечно, узнали монолог Катерины конечно,
НЕ ЛЕТАЮТ – что значит для вас летать?
( мечтать, любить, верить, жить свободно, сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с окружающими)
ЛЮДИ – о каких людях говорится в драме? Где происходит действие драмы?
В городе на Волге. В Калинове. Монолог Кулигина.
Что за семья Кабановых?
Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары-“делай что хочешь, только бы шито да крыто было”.
По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать.
Лагерь Кабановой и Дикого
КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ГЕРОЕВ СПОСОБЕН ЛЕТАТЬ?
неизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому.
Ключевые положения: 1. Все мы родом из детства… (Что заложено в Катерине в родительском доме?) «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. … что хочу, бывало, то и делаю»
В образе Катерины сплетается языческая вера в силы природы с христианской верой. Божественные силы неотделимы у нее от сил природы. Язык героини изобилует народными выражениями: ветры буйные, грусть-печаль…
Но уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), это не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.
2. «У вас я завяла совсем…» (Жизнь в доме Кабановых)
Борис: «Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно…»
3.Что за семья Кабановых?
Встреча с Борисом. Почему Катерина влюбилась в Бориса?
О мужчине и женщине. Тихон. Борис
Борис слабый духовно человек. Он «плывет по течению» жизни, не способен на решительный поступок, не способен защитить любимую. «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго.»
Известно, что человека формирует его среда обитания, какие-то обстоятельства.
(«… что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю».)
Чего не хватает Катерине в доме Кабановых? (Жизнь лишена живого, искреннего чувства, «как будто все из-под неволи»)
-Чему учит Варвара Катерину? («У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».)
- Как Катерина относится к обману? (Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же приятно!»)
-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)
- Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.
-Как раскрывается сила чувства героини? («Такая уж я зародилась, горячая.» «…уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…») Именно этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.
-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)
- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что, когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)
Учитель: Правильно. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки.
В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.)
Вывод: -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?
Качества характера Катерины
(дети поочередно называют основные черты характера героини, открывающиеся на слайде: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)
РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ
Учитель: Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовная страсть к Борису шепчет ей соблазны по ночам, зовет ее, обнявшись, кататься на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом. Обратите внимание на д.2 явл.10.
- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)
Ключ держат в руках многие известные нам литературные персонажи.
-Кого вы можете назвать? И для чего им ключ? (Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе)
- Действительно. «Запирают», закрывают в себе все лучшее, человеческое Барон, Плюшкин – это мотив «души». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви.
..Почему Варвара с такой охотой дает Катерине ключи от калитки для свидания с Борисом ("Гроза"), наперед зная, что ни скрыть, ни утаить Катерина не может?
Рассуждают: "от доброты сердца", "горькая женская долюшка", "чтобы оживить событиями убогую атмосферу дома".
- Всё так. Но есть и другой расчет: разве не интересно знать, говоря метафорой, с какой целью нам иногда (по дружбе) дают ключи?
В Варвариной услуге - и тайное желание "запачкать" Катерину. Безгрешную, чье лицо светом совести светится, уподобить себе и этим оправдать себя. Пожалуй. Иной не утешится, не запачкав другого. Один и тот же ключ открывал беду для Катерины и давал некий смысл, душевный покой Варваре. Но в том-то и сила, душевная красота, чистота героини А. Островского, что, даже взяв ключи, она остается незамаранной, хоть и грешной.
"Варварины ключи"
Один из последних поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах - старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).
Катерина - верующий, религиозный человек. Но главное - голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается ее удержать.
Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.
Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).
- Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?
1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?
2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.
3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.
Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.
-Так чем же для Катерины стала любовь? (Грех, погибель – слайд 17) (Ответы учеников:
1. Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.
2. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты»)
КАТЕРИНА В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ
По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.
Добролюбов Николай Александрович «Луч счета в темном царстве» и «Мотивы русской драмы»
Писарев Дмитрий Иванович
"Гроза" не трагедия любви.
Почему гибнет Катерина? Кто толкает ее к обрыву?
- Кабаниха? исходя из слов Тихона: "Маменька, вы ее погубили!"
Безразличие Тихона?
- отказ Бориса убивает Катерину?
- физическое отвращение к домашней тюрьме, неволе...
"Гроза" не трагедия любви?
назвать скорее трагедией совести...
В ней самой, в ее любви, в ее душе, в нравственных представлениях и высокой моральной требовательности лежат причины трагического исхода ее жизни"!
"Ее любовь и совесть - вот главные соперники и виновники ее гибели"; "Она была человеком со светлой и чистой душой, она не умела притворяться, врать и лицемерить"; "Она боится Бога, а Бог живет в ней. Бог - ее совесть. Как же она будет жить с пятном на совести".
О том же пишет и М. Свердлов в своей книге о "Грозе": "Катерина не жертва "темного царства", судьбы или страха перед внешней угрозой - грозой, а "жертва собственной чистоты" (М. Достоевский), жертва "внутренней грозы", "грозы совести" (Писарев).
Драма Островского «Гроза» своим появлением вызвала множество
неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа
Катерины Кабановой, девушки с горячим сердцем. Одни критики
воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным
поступком осветить мрачный мир «темного царства» и тем самым
способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали,
что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать
«лучом света», это всего лишь «привлекательная иллюзия»
(Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая
Писарева в неспособности объективной оценки (Антонович). Но
были и те, кто стоял «над схваткой», не желая видеть ничего,
кроме прекрасно написанного художественного произведения.
Таков был взгляд А. Григорьева.
Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все
зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект
критики.
Добролюбов увидел только бунтарскую сторону характера Катерины, а Писарев заметил лишь исключительную
темноту молодой женщины.