СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Размышляем над прочитанным…» (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Размышляем над прочитанным…» (8 класс)»

Итоговый  урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Размышляем над прочитанным…» (8 класс) 

Цели и задачи:

  1. Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа.

  2. Закрепить умения: работы по вариантам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами.

  3. Продолжить работу над развитием речи: построением  четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме. 

Оборудование: проектор, презентация к уроку, распечатанные таблицы с заданием (Приложение 1).

Оргмомент: приветствие, объявление темы урока (слайд 1).

Слово учителя: Занятие является итоговым, обобщающим. На данном уроке имеют место разные формы задания: устные ответы, заполнение таблицы, соотнесение предложенных вариантов (как в тесте), задания по вариантам, а также краткие письменные ответы на поставленные вопросы с целью проверить, насколько внимательно было прочитано произведение. Таким образом, оценку получит каждый, которая будет складываться из совокупности выполненных заданий.

Ход урока.

Объявление целей урока (слайд 2). Сегодня мы с вами, кроме анализа самого произведения, будем отрабатывать навыки индивидуальной работы и выполнения заданий по вариантам, обратимся к некоторым необходимым для нас терминам.

Вспомните, что представляет нашему вниманию автор в самом начале произведения? (Эпиграф: Береги честь смолоду). Что такое эпиграф? (Короткая цитата, крылатое выражение, пословица, поговорка, помещенные автором перед текстом произведения с целью толкования основной идеи, замысла автора). К выявлению значения эпиграфа мы придем в конце занятия. К нашему же уроку следующий  эпиграф: роман о чуде, совершаемом любовью (слайд 3). В начале занятия только об одном скажем – кто подразумевается под этими словами? (Петр Гринёв и Маша Миронова).

Именно их изображение мы видим на иллюстрации – кадр из одного фильма.

Приступим к характеристике главного героя …. (Петра Гринёва)  (слайд 4)

Ответьте на следующие вопросы: 

  1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»? (Завершая повесть, Пушкин пишет: «Здесь прекращаются записки Петра Гринёва…Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Себя поэт называет только издателем повести (1; 292) .)

  2. Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва? (Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений. «Капитанская дочка» - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.)

Вспомните – что такое ирония? (слайд 5)

Приведите примеры иронического изображения в первой главе. («Бумажный змей» из географической карты; «выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля» и т.д.)

Почему ирония присутствует в описании детства? (Человеку свойственно вспоминать своё детство с теплотой. Гринёв – не с насмешкой, а с улыбкой.)

Теперь возьмите листочки с заданием №1 (приложение№1), вспомните, кто к какому варианту относится (по рядам). Отвечаем кратко, несколько слов на каждый пункт, определяем основные черты характера Петра Гринева, исходя из его следующих поступков (слайд 6).

  1. Уплата долга за проигрыш.

  2. Благодарность за спасение.

  3. Поединок за честь девушки.

  4. Отказ присягнуть бунтовщику.

  5. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

  6. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

(честность, порядочность, хорошее воспитание, храбрость, верность родине − патриотизм, благородность, преданность, великодушие и др.)

Мы уже сказали и о том, что Гринёв – главный герой повести, дали ему характеристику, выявляя основные черты характера. Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью (Швабрин). Что общего у этих героев?

(оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову). Найдем теперь различия, заполните сравнительную таблицу, указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации (слайд 7). На ваших листочках задание №2.

 

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1.Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

2.Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3.Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу.

4.Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство.

Описывает «совершенною дурочкою». Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву.

5.Поведение с Пугачёвым

Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина.

Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение.

 

Скажите, какие моменты повествования отражены на иллюстрациях? (слайд 7) (Дуэль двух офицеров, ранение Гринёва, Савельич поддерживает юношу). Необходимо отметить, что Швабрин несет на себе печать переходности своего времени, он порождение, причудливо совмещающее в себе самодержавие, крепостничество с взрывами протеста и бунтарства – «герой своего времени» (2; с.51-52).

Как вы считаете – каков же основной сюжет произведения – восстание Пугачева, верность Савельича, любовная линия или еще что-то. (Конечно, любовная линия. Чувства Гринева к Маше и её взаимность на протяжении всей повести являются основными значимыми моментами всего повествования.)

(слайд 8) Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. Отметьте нужные цифры к каждой из четырех букв (А - 3; Б – 4; В - 1; Г – 2).

Подскажите, пожалуйста, кто же в рассматриваемом произведении является историческим лицом, реально существующим? (Емельян Пугачёв) (слайд 9). Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел.

Историческая правда

Художественный вымысел

«Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили

Взаимоотношения с Гриневым «В Пугачеве-разбойнике побеждает человек»:

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга

Способен проявить милость

 

Умный, отважный, энергичный

Может быть благородным: на добро отвечает милостью

Жестокий

Способен оценить честь и мужество противника 

Трагическая судьба

 

 

Кого еще из героев мы не имеем права отодвинуть на второй план? Кто является главной героиней повести? (Капитанская дочка – Маша Миронова, возлюбленная Петра Гринёва).

(слайд 10) ответьте кратко, устно на следующие вопросы: 

1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась? 

(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)
 2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»?  (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)
 3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)

Мы с вами охарактеризовали Пугачева, указывая и историческую правду и художественный вымысел, упомянули о милости государыни Екатерины II (слайд 11).  Как вы считаете, кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»? (Мнения детей могут разойтись. Здесь главное – обоснованное доказательство учеников. Пугачев – в повести проявляет великодушие к Гринёву, Екатерина – именно благодаря её милости воссоединились сердца влюбленных.)

Все в данном случае правы, аргументируя свою позицию. Вернемся к началу урока, где мы указывали эпиграфы к произведению и к уроку (слайд 12). Объясните смысл эпиграфа к повести «Береги честь смолоду». (Можно отнести и к чести Гринёва, который является ярким примером – он не предал родину, не стал упоминать имя Маши, выполнял свои обещания. Высшее проявление чести – самопожертвование ради другого человека. А также Маша  выступает носительницей высокой нравственности и чести.) Мы можем также отметить: А. С. Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.

Каков же смысл эпиграфа к уроку «Роман о чуде, совершаемом любовью»…? (Мы говорили, что основной в сюжете является именно любовная линия. Это поистине чудо - добиться милости государыни и восстановить справедливость простому офицеру. Именно любовь подтолкнула Миронову к рискованной и, казалось бы, безнадежной, поездке.)

Какие моменты изображены на иллюстрациях (слайд 12) (отец провожает Петрушу на службу, Миронова ухаживает за раненым Гринёвым. Таким образом, здесь и честь, унаследованная от отца и любовь, которая проходит через весь сюжет.)
 
 Итог урока:

Мы вспомнили сегодня и охарактеризовали основных главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», проанализировали смысл отдельных моментов повести, выявили исторические моменты, вспомнили такие понятия, как ирония, сюжет, композиция. Рассмотрели разнообразные иллюстрации к произведению. Услышали мнения по поводу названия повести и её эпиграфа. Все плодотворно поработали – ответили устно, заполнили таблицы и выполнили соотношения между отдельными понятиями. Оценка каждого из присутствующих дополнится еще заданием, которое вы выполните дома.

 

Рефлексия: Ребята, скажите честно, повесть оставила вас равнодушными? Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?


 

Домашнее задание (слайд 13).

Письменно ответьте на вопросы, перепишите каждый 2 вопроса – один общий и два разных, в зависимости от варианта:

1.“Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что

хотел нам сказать Пушкин своим романом? 

2.

1 вариант: Где и при каких обстоятельствах встречается в романе Зурин? Какую роль он сыграл в развитии характера Петра Гринёва? (В первой главе, когда Гринёв играет с ним и проигрывает 100 рублей. В конце произведения, в 13 главе «Арест», Пётр попадает в отряд Зурина, где и остается, а Миронову отправляет к родителям. Именно в этих моментах повествования решается вопрос чести главного героя – оплатит проигрыш или нет, женится на Маше или последует совету Зурина. Будучи на службе, Гринёв узнает о роковом письме – приказе Следственной комиссии.)

2 вариант: Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, где Гринёв заплатил долг за проигрыш. В чем сходство и различие?   
 (Гринёв дарит тулуп незнакомому человеку в благодарность за спасение, иначе в такую погоду не найти ему верного пути. Этот момент подчеркивает честь главного героя. В первой главе же главе уплатить долг было необходимо из-за  своей глупости, но Петр сдерживает свое честное слово и не отступает назад.)

 

Спасибо за внимание! (слайд 14) Здесь вы видите обложки различных изданий повести «Капитанская дочка».

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Пушкин А. С. Повести. Романы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2003. – 352 с.

  2. Слинько А. А., Свительский В. А. Русская литературная классика XIX века: учебное пособие. – Воронеж: Родная речь, 2003. – 426 с.

 





УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ


ТЕМА: «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Итоговый урок».























Цели урока:


1. Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа; подвести итоги, необходимые для создания целостности эстетического впечатления от произведения.

2. Прививать навыки анализа эпизода.

3. Закрепить умения:

- выразительно читать;

- оперировать литературоведческими терминами, воспитывая чуткость к образной стороне литературного произведения.

4. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность.

5. Продолжить работу над развитием речи: построением развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

Эпиграф на доске: Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. (Н. В. Гоголь)



Оборудование: 1) портреты А.С. Пушкина (О.А. Кипренский), Екатерины Второй (Боровиковский,Б Эриксен), Пугачёва (гравюра, сделанная для книги «История Пугачёвского бунта»);

2) индивидуальные тесты по произведению;

3) материалы для анализа эпизода.

Этапы урока:


  1. Организационный момент. Объявление темы и задач урока.


  1. Актуализация знаний.

Вопрос: Определите жанр произведения.

От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»?

Завершая повесть, Пушкин пишет: «Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринёва… Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Себя поэт называет только издателем повести.

Вопрос: Верите ли вы тому, что перед нами записки действительно жившего человека? (историческая правда и вымысел)

Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринева?

Все события даются с точки зрения Гринева, несут на себе печать его убеждений. «Капитанская дочка» - это история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.

Вопрос: Что называется эпиграфом? Назовите эпиграф, который предваряет всё произведение. Как вы понимаете его? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?


3. Индивидуальные тесты.

4. Обобщающая беседа.


Вопрос: Назовите главных героев произведения (2-х)

Почему же повесть названа «Капитанская дочка»?

По этому поводу литературоведы высказывают различные мнения:

- Таким названием Пушкин хотел отвлечь внимание от темы Пугачевского восстания;

- Вокруг Маши, ее судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета;

- Маша выступает в повести как носительница высокой нравственности и чести. И эпиграф к повести относится и к ней.

Видимо потому, что Маша становится центром лирического сюжета. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встречается с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Ради неё Гринёв отправляется в ставку Пугачева на верную смерть, ей Екатерина оказывает царскую милость. Именно Маша вызволяет Гринева из тюрьмы.

Вопрос: Одна из проблем в повести Пушкина – проблема роли народа в развитии общества. Назовите другие проблемы, поднимаемые в произведении.

- проблема любви;

- проблема чести, долга, милосердия.

Вопрос: Сюжетные линии в повести соотносятся с этими проблемами.

Задание: соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца.

Б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше.

В) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении.

Г) развязка 4) знакомство Гринева с Машей Мироновой.

Вопрос: Пушкин широко использует в «Капитанской дочке» народнопоэтическое творчество. Чаще всего для создания образа Пугачева. Назовите эти жанры фольклора.

- сказки (калмыцкая 11 глава);

- песни ( эпиграфы, 8 глава – про виселицу);

- пословицы и поговорки ( Казнить так казнить, миловать так миловать; тайный разговор во 2 главе)

Вопрос: Только честно. Повесть оставила вас равнодушными? Почему же произведение о таких далёких событиях читается с неослабевающим интересом?

Вопросы, которые ставит и решает герой не устаревают; честь, благородство, любовь, верность – понятия вне времени. Уроки, усвоенные Гринёвым, становятся и нашим жизненным опытом.

5. Анализ эпизода.

Литературное произведение состоит из глав, частей, эпизодов. Каждый из них, даже самый маленький играет важную роль в развитии конфликта. Сегодня я покажу вам, как анализировать эпизод.

А) Запишем план в тетрадь.

Б) Перечитаем сцену ( учебник Коровиной стр. 203)

В) Тест поможет разобраться в этом эпизоде; выполняем задания А3, А4, А5, А6.

Г) Обращаемся к портретам. Вопрос: Какой из портретов ближе всего к изображению Екатерины Пушкиным. Свой ответ объясните.

Выполняем задания В1, В2, В3, В4, В6.


План анализа эпизода.

1. Место эпизода в произведении, характер изображаемого события, действующие лица.

2. Характеристика персонажей, их поведение и переживания на момент изображаемых событий.

3. «Сцепление» эпизода с другими эпизодами произведения.

4. Роль эпизода в развитии конфликта.



А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка». Тест.

Глава «Суд». «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась… Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю».


А1. Творчество А. С. Пушкина соотносится с историко-литературным периодом:

1) конца XVIII - начала XIX века

2) первой трети XIX века

3) середины XIX века

4) второй половины XIX века


А2. Действие повести «Капитанская дочка» разворачивается на фоне

1) крестьянской войны под предводительством Степана Разина

2) истории пугачёвского бунта

3) подготовки к восстанию декабристов

4) Отечественной войны 1812 года


А3. Данный эпизод становится в определении судьбы Гринёва

1) завязкой 2) кульминацией

3) лирическим отступлением 4) развязкой


А4. «Дама», с которой случайно разговорилась Марья Ивановна, оказалась

1) матерью Гринёва 2) случайной прохожей

3) российской императрицей 4) женой председателя суда


А5. Марья Ивановна приехала «просить милости, а не правосудия», потому что

1) тоже считает, что Гринёв виновен

2) боится обращаться в официальные инстанции

3) правосудие постановило, что Гринёв виновен, и апеллировать к нему бессмысленно

4) для самого автора «милость к падшим» важнее официального решения правосудия


А6. Эта встреча, судьбоносная для героев повести происходит

1) в Белогорской крепости 2) в Москве

3) в Оренбурге 4) в Царском Селе


В1. Укажите имя героя, о помиловании которого Маша Миронова хочет «подать просьбу государыне».________

В2. Как называется композиционный компонент: «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро стояло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег»? __________

В3. Как называется композиционный компонент, ставший средством создания образа одной из героинь: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»._______

В4. Как называется средство образной выразительности, придающее особую эмоциональную окрашенность: «утро прекрасное», «прекрасный луг». _________

В5. Как называется художественный прием, который использовал А.С. Пушкин, сознательно (или невольно) воспроизводя в данном фрагменте повести образы и мотивы произведений Карамзина, Жуковского и др. ___________________________


В6. Напишите название литературного направления, стилистику которого А.С. Пушкин пародирует в этом фрагменте повести__________________________


Задание: попробуйте составить монологическое высказывание об этом эпизоде, опираясь на записанный план.

Данный эпизод находится в финальной главе повести, под названием «Суд». В нем два персонажа: Мария Ивановна и милая дама, гулявшая с собачкой в парке. Между ними происходит диалог. Дама, узнав о том, кто такая Маша, изъявляет желание ей помочь. Но её настроение меняется, как только она слышит имя Гринева.

(Можно провести параллель между встречей Гринева и Пугачева на постоялом дворе. Мотив чудесного покровителя.)

Этот эпизод кульминационный в судьбе героя. Ибо искренний рассказ Маши, убежденность в правоте решили участь ее любимого. Дама ее поняла как женщина женщину, как человек человека. Закон отступает перед милосердием.

Спасение чудесное: Гринев «родился в рубашке». (1 глава: мать хранила его паспорт в шкатулке вместе с крестильной рубашкой)

6. Итог урока.

«Милости, а не правосудия»

С точки зрения закона Гринев виновен: вошел в сотрудничество с бунтовщиками, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринев не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши. Он осужден вполне справедливо, и спасти его может именно милость государыни. Свою историю Маша рассказывает милой даме, которую встретила в саду. Дама ее поняла как женщина женщину, как человек человека. Закон отступает перед милосердием.

Екатерина произносит фразу: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова». В каком долгу?

Капитан Миронов не изменил своей присяге. Из-за этого Маша осталась сиротой, а государыня не оставляет ее без покровительства. Пугачев как-то сказал Гриневу: «Долг – платежом красен». Этому следует и Екатерина.

Таким образом, по замыслу Пушкина, Гриневу оказывают милость два императора – настоящий и самозванец, непримиримые враги. Перед честностью и человечностью отступает слепой и беспощадный закон.

Литературовед Т. Алпатова пишет: ««Капитанская дочка» - «это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью». Да, всего этого могло на самом деле не быть, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.

7. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы к классу: Что нового мы сегодня узнали? Какие задания больше понравились? Какие вызвали затруднения?

Домашнее задание: прочитать прозаические произведения Пушкина «Повести Белкина»,

Роман «Арап Петра Великого»

Выставление оценок.

Урок литературы в 8 классе.

р/р. АНАЛИЗ ДОМАШНЕГО СОЧИНЕНИЯ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО РОМАНУ
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Цели урока: подвести итог изучения романа, отметить жанровое своеобразие произведения, особенности сюжета и композиции; выяснить позиции автора и рассказчика; учить восьмиклассников рецензировать работы товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ учителем домашних сочинений учащихся.

Чтение 2–3 наиболее ярких, удачных работ, 1–2 неудавшихся сочинений с последующей оценкой умения размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание.

III. Заключительная беседа по роману «Капитанская дочка».

1. Какие события легли в основу «Капитанской дочки»? Какова история замысла романа?

(А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг.

Вспомним историю создания романа: Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей. Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей. Результатом явился труд «История Пугачевского бунта».

Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.)

2. Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.

(«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи (Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).

Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта.)

3. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в романе?

(Основная тема – тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Кроме того, Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.)

4. В чем проявляется своеобразие композиции «Капитанской дочки»?

(Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно условно выделить 2 части: историческая повесть о Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе части композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина» обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой.

«Не любовь, но события восстания стали школой воспитания 17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде всего, о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место». 1 (см. Примечание.))

5. Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым? Какие черты характера определяют его поведение?

(Пугачев появляется окруженный ореолом таинственности при романтических обстоятельствах:

«(...) я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья и дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружева метели. (...) Вдруг увидел я что-то черное... Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал передвигаться мне навстречу».

Второй раз Пугачев предстает уже в образе «государя».

В обеих сценах появления Пугачева дается описание его внешности:

1) «Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

2) «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».

Во втором портрете героя еще не выявлена эволюция характера, но одежда уже указывает на превращение его из бродяги в «царя».

Создание образа происходит в движении от «наружного» портрета к портрету психологическому, в постепенном раскрытии его нравственного мира. В связи с этим очень важны для понимания образа Пугачева его диалоги с Гриневым. Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Именно эти качества подчеркиваются автором в его отношении к Гриневу: помня о подарке, сделанном Петром Гриневым за оказанную ему услугу (Пугачев помог главному герою добраться до постоялого двора в сильную пургу, и за это Гринев даровал ему стакан вина и заячий тулуп), самозваный государь вступает на защиту Гринева и, более того, практически устраивает его семейную жизнь, спасая Машу от посягательств Швабрина, по достоинству оценив благородство Гринева.)

6. Насколько объективно автор показывает в повести своего героя – Пугачева?

(На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.

Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди»).

Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.)

7. С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания?

(Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем».

Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона.

А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева.)

8. Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

(Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.)

9. В чем привлекательность образа Маши Мироновой?

(Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько чисто женского обаяния и моральной чистоты, она обладает чуткостью сердца, которая помогает ей разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня не может строить свое счастье на несчастье других. Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе (казнь родителей) не сломало ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательствам Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и защитить свое счастье.

«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка».

(Из книги Г. П. Макагоненко

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина». – Л., 1977.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.

Завершая цикл уроков о Пушкине, очень надеюсь, что мы не прощаемся с великим мастером слова, который всем своим творчеством воздвиг себе «памятник нерукотворный».

2. Чтение подготовленными учениками стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мой Пушкин» с использованием лексики со значением странности художественного произведения, его открытия: обыденное, привычное преображается поэтом; становится художественным открытием; сколько раз доводилось встречать ... , наблюдать ... , и только в пушкинских строках ... ; на все откликающийся гений поэта.

Заключительный урок по повести "Капитанская дочка"

«Земли родной минувшая судьба»
Итоговый урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока:
повторить и обобщить изученный материал по теме;
развивать навык самостоятельной исследовательской работы, навык работы в группе;
воспитывать интерес к классической литературе.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование.
Ход урока:
I Оргмомент
II Вступительное слово учителя
Мы завершаем изучение повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Повести о чести и бесчестии, любви и верности, подлости и трусости. Эта повесть, написанная около 200 лет назад, остаётся понятной, близкой и современной и сейчас. Как близок и А. С. Пушкин каждому, кто прикоснулся к его творчеству.
Сегодня у нас итоговый урок, а начнём мы его с того, с чего начинался наш разговор об этом произведении. Так получилось, что А. С. Пушкин всего два дня был на казахстанской земле, и эти два дня связаны со сбором материала именно к «Капитанской дочке». И на первом этапе нашего урока мы вновь поговорим о пребывании А. С. Пушкина в Уральске, о музее Пушкина, который открыт в этом городе, о памятниках А. С. Пушкину в Казахстане. Об этом расскажут презентации, подготовленные группами.
III Просмотр и защита презентаций
« Поездка Пушкина по пугачевским местам», «Музей Пушкина в Уральске», « Имя Пушкина на карте Казахстана».
IV Слово учителя
А. С. Пушкин в своей повести рассказал о реальных исторических событиях и рассказал историю любви, верной и преданной. Героями повести являются реальные личности и выдуманные автором персонажи. Сейчас каждая группа представит героя повести, который расскажет о себе.
V Представление героев повести: Пугачева, Петра Гринева, Маши Мироновой. Монологи героев.
VI Слово учителя
Осенью 2011 года в нашем городе проводился фестиваль «Пушкинская осень», посвящённый 200-летию открытия Царскосельского лицея. Команда нашей школы заняла 1 место в конкурсе драматизации. А показывали ребята отрывок из повести «Капитанская дочка». Мы сейчас посмотрим выступление нашей команды и ещё раз увидим полюбившихся героев.
VII Просмотр видео
VIII Викторина по повести (от каждой группы по три ученика)
1. Кому посвятил П. Гринёв свои любовные стихи? (М.Мироновой).
2. Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А.П. Гринёва? (Придворный календарь).
3. Работая над каким произведением Пушкин одновременно решил создать художественное произведение об эпохе пугачёвских восстаний? (“История Пугачёва”).
4. Чей это портрет: “Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”? (Швабрин).
5. Чей это портрет: “Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах”? (И.И. Зурин).
6. Чей это интерьер: “Чистенькая комната, убранная по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел офицерский диплом за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки”? (Интерьер дома коменданта).
7. Какие книги брал П. Гринёв у Швабрина? (Французские).
8. Определите вид рифмовки, которую использовал П. Гринёв в стихотворении, прочитанном Швабрину. (Перекрёстная).
9. Сколько строф в стихотворении, посвящённом М. Мироновой? (Три).
10. Какое название, состоящее из словосочетания “существительное + “существительное”, носит 1 глава? (“Сержант гвардии”).
11. Какое обращение использовал А.П. Гринёв в письме Савельичу (в 5 главе)? (Старый пёс).
12. Под чьим “надзором” на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте? (Савельича).
13. Что обозначает слово “паспорт”, использованное в речи А.П. Гринёва? (Паспорт).
14. Назовите лексическое значение слова “китайчатый” (халат). (Сделанный из китайки – плотной ткани, первоначально шёлковой, ввозимой из Китая, позднее – хлопчатобумажной, производимой в России).
15. Что такое фортеция? (Крепость).
16. Этот подарок П. Гринёва Пугачёву воспевает группа “Любэ”. (Тулупчик).
17. Какую заунывную бурлацкую песню поют пугачёвцы в 8 главе? (“Не шуми, мати, зелёная дубравушка”.)
18. К какому виду народных песен относится песня, из которой взят эпиграф к главе №3 “Крепость”? (Солдатская песня).
19. Из меха какого животного был сделан тулуп, подаренный П. Гринёвым Пугачёву? (Из меха зайца).
20. Какой породы была собачка императрицы, с которой она гуляла по парку? (Английской).
21. Какой тулуп подарил Пугачёв Гринёву? (Овечий).
22. Каких животных пригрозил отправить пасти А.П. Гринёв Савельичу в своём письме за то, что тот “утаил правду и потворствовал молодому человеку”? (Свиней).
23. Какое животное, согласно русской пословице, использованной Савельичем в письме барину, “о четырёх ногах, да спотыкается”? (Конь).
24. В какой губернии находилось село, где жили родители П. Гринёва? (В Симбирской).
25. Из какого города для Петра была выписана географическая карта? (Из Москвы).
26. К какому месту на географической карте приделывал мочальный хвост Пётр, сооружая из неё воздушного змея? (К мысу Доброй Надежды).
27. Откуда родом был мосье Боре? (Из Франции).
28. Куда отправил служить Петра его отец? (В Оренбург).
29. Как называлась крепость, в которой стал служить П. Гринёв? (Белогорска).
30. Куда по приговору суда был сослан П. Гринёв? (В Сибирь).
31. По берегу какой реки шла дорога от Оренбурга в Белогорскую крепость? (Яик – Урал)).
32. В каком парке встретилась Маша Миронова с императрицей? (В парке Царского села).
33. На границе, каких земель находилась Белогорска крепость? (Киргиз-кайсайских (казахских)).
34. В каком городе находилась тюрьма, куда был доставлен после ареста П. Гринёв? (Казань).
35. Какую пословицу использовал Пушкин в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду).
36. Из произведения какого жанра фольклора взяты слова, являющиеся эпиграфом к главе №6 “Пугачёвщина”? (Из песни).
37. Эпиграф к 14 главе “Суд” (Мирская молва — мирская волна) является пословицей или поговоркой? (Пословица).
38. Кто рассказал Пугачеву сказку об орле и вороне? (Старая калмычка).
39. К какому виду песен относится эпиграф к главе “Сирота”:
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому? (Свадебная песня).
40. Продолжите пословицу, сказанную Пугачёвым: “Будет дождик, будут и ...(Грибочки).
41. О каком историческом событии рассказал А.С. Пушкин в повести Капитанская дочка”? (О восстании под предводительством Е. Пугачёва).
42. В каком веке происходит действие повести? (В XVIII веке).
43. Назовите имя императрицы, с которой общалась Маша Миронова. (Екатерина I).
44. В скольких верстах от Оренбурга находилась Белогорская крепость? (В сорока).
45. Сколько детей было в семье Гринёвых и умерло в младенчестве? (Девять).
46. Сколько лет было П. Гринёву, когда отец решил его отправить на службу? (16 лет).
47. Сколько раз в год получал А.П. Гринёв Придворный календарь? (Один).
48. Какое количество денег проиграл П. Гринёв Зурину? (Сто рублей).
49. Сколько лет назад (до приезда Гринёва) был переведён Швабрин в Белогорскую крепость за смертоубийство? (Пять).
50. Сколько душ крестьян было у А.П. Гринёва? (300 душ).
IX Подведение итогов урока



общающий урок по повести А.С. Пушкина « Капитанская дочка".Подготовка к домашнему сочинению.

Цели урока:

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

  • развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

  • помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

  • воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вступительное слово учителя:

Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить проблемы, поднятые автором в произведении, а также сосредоточим своё внимание на выборе темы домашнего сочинения, которое вы должны написать. (запись в дневниках).

Но для того, чтобы наша работа была плодотворной, я предлагаю вам обратиться к содержанию повести и принять участие в литературном аукционе, где каждый вопрос будет иметь реальную цену. (класс делится на 3 группы)

Вопросы к литературному аукциону.

1.Литературная викторина по повести А.С. Пушкина

Капитанская дочка”

Первый раунд

(Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.)

Савельич



20 — На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда

Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему

приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.)

30 — Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик

выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.)

40 — За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой

маленького барина? (“...за трезвое поведение”.)

Гринёв-отец

20 — В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку

премьер-майором.)

30 — “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да

будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. (“...солдат, а не шаматон”.)

40 — С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею

Карловичу? (“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)

Гринёв-сын

10 — Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?

(Песенка.)

20 — Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: “В каком полку

изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на

последний вопрос ответил Гринёв? (“Такова воля начальства”.)

30 — Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.)

Швабрин

10 — Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)

20 — Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)

30 — Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня

обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)

Пугачёв

10 — Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? (“Ваше благородие, ты...”)

20 — Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около

трёх часов.)

30 — Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В

красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми

кистями.)

Капитан Миронов

20 — Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? (“Все они люди беспутные и

горькие пьяницы”.)

30 — Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)

40 — Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана

Миронова? (130 солдат.)

Второй раунд

Пословицы

20 — Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести

“Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду.)

40 — Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и

забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и

замёрз бы на дороге”? (Долг платежом красен.)

60 — Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив:

солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”.

И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)

80 — Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич?

Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцевв

офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)

Одежда

20 — Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)

40 — Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться

коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с

платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке.)

60 — Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет

комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)

80 — В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни

самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и

окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как

именно? Ответьте одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул

головою.)

Проблемные вопросы:

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?(группа художников, фрагменты фильма.)

2Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

3 Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность

 

 

властность




4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге? (Кузина, словарь)

2. Я приглашаю вас к размышлению о самой важной проблеме современной цивилизации – воспитании человека.

II. Первая учебная ситуация. "Честь истинная – всегда в соответствии с совестью" (Д. Лихачев).

В процессе беседы выявить, насколько у учащихся развито представление о нравственных качествах: чести, совести, достоинстве.

-С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?

(Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).

-Что же нужно человеку, чтобы жить правильно?

-Так как вы очень молоды, прошу вас обратиться к мудрости величайшего гуманиста ХХ века академика Д.С. Лихачева.

Демонстрация портрета Д. С. Лихачева.

Чтобы правильно жить, необходимо:

  1. Не совершать никаких поступков, которые бы роняли достоинство человека;

  2. Уметь жертвовать собой;

  3. Ничего не делать против своей совести. (Запись в тетради)

-Какой смысл вы вкладываете в слово "совесть"?

-Автор толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль дает такое определение этому слову:

Совесть - внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.

-Какие качества являются слагаемыми совести? (Истина и добро);

-Вновь обратимся к Д. С. Лихачеву. Что сопутствует совести? (Честь);

-В чем видит выражение чести ученый? (В том, что человек держит слово, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство и т. д.);

-Близко ли мнение Лихачева определению "чести" В.И. Даля?

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.

Вывод: Что необходимо человеку, чтобы быть Человеком? Как говорит об этом академик Д.С. Лихачев? Зачитайте.

III. Вторая учебная ситуация. "Да кто его отец?"

-Кто является образцом чести и совести в повести?

На основе исследования выяснить наказ А.П. Гринева – обычное напутствие при прощании или передача семейных традиций. (выступление учащихся с исследовательской работой)

Учитель: Совесть, благородство, честь – понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке. Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").

-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления.

Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.



-Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца - беречь честь смолоду?

(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви.

Гринев - младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева».

И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)

Вывод: За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?

(Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, зачесть в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)

Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка».

Третья учебная ситуация. "Пушкин – это наше все!"

Выяснить, в чем современность Пушкина.

  • Почему повесть А. С. Пушкина близка нам, живущим в 21 веке?

  • Чем стало творчество А. С. Пушкина для русского человека?

Обсуждение тем домашнего сочинения.

ТЕМА 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»



  • Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  • Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  • Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  • История любви к Маше.

  • «Благие» потрясения.

  • История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).

  • Основные черты героя, типичность образа.

Тема 2.»Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.



  • Что общего у Гринева и Швабрина?

  • Как поступает герои в ситуациях выбора?

  • Как каждый из героев относится к людям?

  • Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  • Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Заключительное слово учителя.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!