Дата: 07.03.2024
Предмет: Родная литература (русская)
Класс: 9
Тема: Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне на примере произведений творчеством Ю. М. Нагибина, Е. И. Носова; проанализировать особенности произведений Ю. М. Нагибина, Е. И. Носова.
Планируемые результаты
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные: навыки смыслового чтения. Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Почему люди отправились на фронт Великой Отечественной войны?
Какую утрату понесла Родина?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне
Первичное усвоение новых знаний.
Очень молодыми были и Ваганов, герой одноимённого рассказа Юрия Марковича Нагибина, и солдат-обозник Товарняков из рассказа Евгения Ивановича Носова «Переправа». Стихи погибших поэтов стали и им вечным памятником.
Работа в группах.
Самостоятельное чтение статьи о Ю. М. Нагибине (с.143-144).
Записать в тетради:
Юрий Маркович Нагибин (1920—1991) — писатель-прозаик, журналист, сценарист, участник Великой Отечественной войны. Нагибин писал рассказы, повести, сценарии, но главным своим произведением считал «Дневник», исповедальную книгу воспоминаний.
Самостоятельное чтение статьи о Е. И. Носове (с.151).
Записать в тетради:
Евгений Иванович Носов (1925—2002) после окончания 8 класса в 1943 году ушёл на фронт. К военной теме Носов долго не обращался, но в первых произведениях о войне проявилась его писательская сдержанность, отсутствие ярких картин военных подвигов. Писатель рассматривал войну через призму народной жизни и рассказывал чаще всего не о боевых действиях, а о людях в военное время, об их внутренней жизни.
Физминутка
Первичная проверка понимания.
Разделите рассказ на смысловые композиционные части. Определите их реальную последовательность. Почему автор начинает повествование со смерти Ваганова, а потом рассказывает, каким он был в жизни? Что даёт такая «обратная» композиция для понимания смысла рассказа?
Почему солдаты не верили в смерть Алёши Ваганова?
Докажите, что внешность генерала Башилова и его внутренний мир не совпадают.
Сравните Алёшу Ваганова и генерала Башилова: портреты, отношение к войне, поступки, речь, оценки автора и других героев. Найдите общее и различия в образах этих героев.
Проанализируйте художественные детали, связанные с героями рассказа: Башиловым, Вагановым, хозяйской дочерью. Докажите, что Нагибин — мастер художественной детали.
Какие чувства, несмотря на описание тягот войны, вызывает у читателя этот рассказ?
Почему начальника переправы волнует внешний вид полковых обозов? С какими чувствами он пропускает на другой берег «пёструю обшарпанную базарщину»? Объясните смысл этого выражения.
Найдите в тексте рассказа описание верблюда. С какой целью автор называет его поведение на переправе «буддийским спокойствием»? Чему оно противопоставляется?
Какую роль играет в рассказе приём контраста? Приведите примеры из текста.
Какими способами создания комического пользуется автор? С какой целью? Найдите в тексте рассказа примеры неожиданности и несоответствия.
Найдите в рассказе элементы композиции: пейзаж, портрет, художественные детали. Объясните их роль в рассказе.
Первичное закрепление.
Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Искусство стремилось проанализировать те невидимые «нити» духовной жизни, благодаря которым человек в самых невыносимых условиях оставался человеком. Есть корни, которые держат каждого на земле: здесь и долг, и любовь к жизни, и преодоление страха смерти, и чувство ответственности перед будущими поколениями, перед своей страной. О войне написаны тысячи книг, но эта тема неисчерпаема и до сих пор волнует читателей, потому что именно в них человек осознает силу духа и стойкость своего характера – это самые жизнеутверждающие произведения в мире литературы .
Продолжите фразу: Я узнал…
Мне было интересно….
Мне было сложно….
Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений о Великой Отечественной войне.