СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ю. М. Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов. «Переправа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ю. М. Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов. «Переправа»»

Дата: 07.03.2024

  1. Предмет: Родная литература (русская)

  2. Класс: 9

  3. Тема: Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа»

  4. Тип урока: урок открытия новых знаний.

  5. Цели: познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне на примере произведений творчеством Ю. М. Нагибина, Е. И. Носова; проанализировать особенности произведений Ю. М. Нагибина, Е. И. Носова.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: навыки смыслового чтения.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь.

  1. Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  • Почему люди отправились на фронт Великой Отечественной войны?

  • Какую утрату понесла Родина?

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне

  1. Первичное усвоение новых знаний.

    1. Чтение статьи на с. 134-135

Очень молодыми были и Ваганов, герой одноимённого рассказа Юрия Марковича Нагибина, и солдат-обозник Товарняков из рас­сказа Евгения Ивановича Носова «Переправа». Стихи погибших по­этов стали и им вечным памятником.

Работа в группах.

  1. Самостоятельное чтение статьи о Ю. М. Нагибине (с.143-144).

Записать в тетради:

  • Юрий Маркович Нагибин (1920—1991) — писатель-прозаик, журналист, сце­нарист, участник Великой Отечественной войны. Нагибин писал рассказы, повести, сценарии, но главным своим произведением считал «Дневник», исповедальную книгу воспоминаний.

  1. Самостоятельное чтение статьи о Е. И. Носове (с.151).

Записать в тетради:

  • Евгений Иванович Носов (1925—2002) после окончания 8 класса в 1943 году ушёл на фронт. К военной теме Носов долго не обра­щался, но в первых произведениях о вой­не проявилась его писательская сдержанность, отсутствие ярких картин военных подвигов. Писатель рассматривал войну через при­зму народной жизни и рассказывал чаще всего не о боевых действи­ях, а о людях в военное время, об их внутренней жизни.

Физминутка

  1. Первичная проверка понимания.

    1. Прочитайте рассказ Ю. М. Нагибина «Ваганов». Подумайте, чем похож его главный герой на поэтов военного поколения. (С. 144-150).

  • Размышляем над прочитанным (c.150).

  • Разделите рассказ на смысловые композиционные части. Определите их реальную последовательность. Почему автор начинает повествование со смерти Ваганова, а потом рассказывает, каким он был в жизни? Что даёт такая «обратная» композиция для понимания смысла рассказа?

  • Почему солдаты не верили в смерть Алёши Ваганова?

  • Докажите, что внешность генерала Башилова и его внутренний мир не совпадают.

  • Сравните Алёшу Ваганова и генерала Башилова: портреты, отноше­ние к войне, поступки, речь, оценки автора и других героев. Найдите общее и различия в образах этих героев.

  • Проанализируйте художественные детали, связанные с героями рас­сказа: Башиловым, Вагановым, хозяйской дочерью. Докажите, что Наги­бин — мастер художественной детали.

    1. Прочитайте рассказ «Переправа» и подумайте, почему эту книгу о войне отличает светлый настрой и вера в лучшее. Удивил ли вас этот рассказ? Чем? (c.152-157).

  • Размышляем над прочитанным (c. 157).

  • Какие чувства, несмотря на описание тягот войны, вызывает у читате­ля этот рассказ?

  • Почему начальника переправы волнует внешний вид полковых обо­зов? С какими чувствами он пропускает на другой берег «пёструю обшар­панную базарщину»? Объясните смысл этого выражения.

  • Найдите в тексте рассказа описание верблюда. С какой целью автор называет его поведение на переправе «буддийским спокойствием»? Чему оно противопоставляется?

  • Какую роль играет в рассказе приём контраста? Приведите примеры из текста.

  • Какими способами создания комического пользуется автор? С какой целью? Найдите в тексте рассказа примеры неожиданности и несоответствия.

  • Найдите в рассказе элементы композиции: пейзаж, портрет, художе­ственные детали. Объясните их роль в рассказе.

  1. Первичное закрепление.

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Искусство стремилось проанализировать те невидимые «нити» духовной жизни, благодаря которым человек в самых невыносимых условиях оставался человеком. Есть корни, которые держат каждого на земле: здесь и долг, и любовь к жизни, и преодоление страха смерти, и чувство ответственности перед будущими поколениями, перед своей страной. О войне написаны тысячи книг, но эта тема неисчерпаема и до сих пор волнует читателей, потому что именно в них человек осознает силу духа и стойкость своего характера – это самые жизнеутверждающие произведения в мире литературы .

Продолжите фразу: Я узнал…

Мне было интересно….

Мне было сложно….

  1. Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений о Великой Отечественной войне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!