«Литературный Калязин»
Ю.М.Нагибин «Колокольня» работу выполнили учащиеся 9 класса МУО Лучинниковская оош Руководитель-Смирнова О.А.
Цели и задачи реферата:
- Изучить биографию Ю.М.Нагибина и изложить ее кратко;
- Познакомиться с произведением Ю.М.Нагибина «Колокольня», созданным после посещения Калязина в 80-х годах;
Страшную в своей беспросветной и тупой тяжести запись в дневнике сделал писатель Ю. Нагибин в 80-х годах:
"А Калязин и колокольня мне снятся, и я плачу во сне не облегчающими слезами".
Нагибин Юрий Маркович
Русский писатель,
автор многочисленных сценариев. Учился на сценарном факультете ВГИКа (1939—1941). Писатель, литературовед, знаток кино, живописи и музыки,
автор многих монографий о деятелях искусства.
Литературную деятельность начал в 1939, еще будучи студентом. В 1941, не закончив институт, ушел на фронт. Участник Великой Отечественной войны. После ранения работал военным корреспондентом в газете «Труд».
В 1943 выпустил сборник прозаических произведений «Человек с фронта».
Опубликовал сборники: «Перед праздником» (1960),
«Далекое и близкое» (1965),
«Переулки моего детства» (1971), «Остров любви» (1977), «Река Гераклита» (1984);
повести «Поездка на острова» (1986), «Встань и иди» (1987) и другие.
Рассказы: «Калязинский бессребряник и его музей» и «Колокольлня»
Один из самых экранизируемых писателей. В кино — с 1956 года, первый сценарий — «Гость с Кубани». Последняя работа — видеофильм о Сергее Рахманинове (1994).
В 1984 году в издательстве «Современник» вышел новый сборник произведений писателя «Река Гераклита». Название сборника выразило главную тему : «Река Гераклита» - река жизни и времени, в которую « никому не дано войти дважды». Эта тема стала для Юрия Нагибина символом вечного обновления и неразрывности исторической и культурной связи поколений.
Так впервые появился рассказ « Колокольня»
связанный с нашим краем.
Герой рассказа – Сергеев, однажды, увидев «пожелтевшую печальную фотографию, …«где одиноко торчит и упирается в серое небо колокольня в своей ненужной облезлой ампирной прелести – памятник старины», дал себе обещание – «рано или поздно побывать здесь».
Глядя на колокольню, Сергеев испытывал странное чувство, казалось, что «колокольня всплыла со дна – посланница верхневолжской Атлантиды»…
«Мода на большую стоячую воду накрыла и город К.»
- Читая рассказ, я вместе с героем искала ответы на вопрос: «Зачем она оставлена здесь? Что за этой хрупкой высью – диковинная бессмыслица? Ничему не служащий торчок? Кроткий и гордый символ терпения? Необходимость? Или в умном провидении разрушительная сила пощадила ее?»
… старая полузатопленная колокольня рождает музыку, «превращая вои и стоны непогоды в звон колокола и звуки фл ейты, рождает протяжные, редк ой нежнос ти и красоты звуки…».
Побеждала гармония. Хотя преобладали «и мука, и тоска, но не хаос, не распад, за болью угадывалось спасение, пробуждение каких-то новых сил.»
Автор проводит параллель межу судьбой колокольни и судьбой девочки-вдовы Люды. «Вот через какой ад ведешь ты себя, …ты выбрала самый мучительный способ уцелеть,… но , наверное, единственно приемлемый
для такого сильного существа. Хотя на самом деле ты ничего не могла сделать…»
Слова эти о девушке, но их можно отнести и к колокольне.
Рассказ заканчивается словами не Сергеева, а самого Ю.Нагибина, которые звучат как наказ для будущих поколений : «…живи так, будто без тебя
не обойдутся ни камень, торчащий из воды, ни девочка-вдова. Тогда ты и сам спасешься ими…»
«С того времени вечным восклицанием стоит по колено в волжской воде затопленная колокольня притопленного города Калязина…»
В память всем городам, деревням и погостам, ушедшим под воду грандиозных водохранилищ…
Прочитанный рассказ подводит к мысли,
что нельзя стоять в стороне от жизни и жить по принципу «моя хата с краю», надо стараться идти по жизни прямой дорогой и строить настоящее, не разрушая прошлого.
«Мы жили на этой земле, не давайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы – потомки Пушкина, с нас за это спросится..» К. Паустовский