СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юбилей В.Закруткина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по рассказу В.Закруткина "Подсолнух". Урок проведен в рамках муниципального конкурса методических разработок.

Просмотр содержимого документа
«Юбилей В.Закруткина»


К юбилею В.А.Закруткина 



Воспитание нравственных начал, идеалов патриотизма, чести, достоинства становится все более актуальным в настоящее время .Любовь к своему краю начинается с уважения к памяти предков, гордости за своих соотечественников. Произведения В.А.Закруткина помогают решать эти воспитательные задачи ,дают ответ на вопрос, как жить и для чего жить.

Из литературного наследия В.А.Закруткина я выделила произведения, в которых поднимается тема подвига русского народа в Великой Отечественной войне ,памяти и благодарности молодого поколения, распределив их следующим образом:

8 класс «Подсолнух»

9 класс «Замок Шоннинг»

10 класс «Матерь человеческая»

Идею этих произведений обучающиеся могут определить и самостоятельно : мы должны вечно помнить о подвиге, героизме и мужестве нашего народа.

Главным методом изучения произведений являются различные виды чтения:

-чтение всего текста;

-чтение –нахождение отрывка по рисунку;

-нахождение отрывка, заключающего главную мысль;

-чтение отрывка, содержащего описание героя.

Системное изучение творчества В.А.Закруткина создает условия для каждого ученика проявить свои способности, развить диапазон коммуникативных качеств.

Добиться положительных эмоций в процессе знакомства с произведением помогает ситуация успеха. Уже на подготовительном этапе обеспечивается условие успешного выполнения задания. Заключительный этап урока усиливает активное отношение к учению.

































Не забудьте о нас…

(По рассказу В.А.Закруткина «Подсолнух»)

Оформление урока.

На экране портрет В.А.Закруткина, эпиграф

За Кавказ, Кубань и Волгу,

За великий Дон

Всем солдатам воевавшим

Низкий наш поклон…

По солдатам, в битве павшим,-

Колокольный звон…

(И.Мордовина)

На доске выставка рисунков.

Цели для учителя:

-Вызвать интерес к личности и творчеству писателя.

-Формировать умение создавать устное монологическое выступление.

-Научить составлять синквейны.

Цели для обучающихся:

-Знать содержание рассказа.

-Уметь находить языковые особенности произведения.

-Уметь анализировать текст.

Подготовительная работа:

Обучающиеся класса делятся на группы. Каждая группа получает задание прочитать рассказ «Подсолнух».Подготовиться по вопросам.

1.Подготовить небольшое сообщение о жизни и творческом пути В.А.Закруткина.

2.История главного героя.

3.История подсолнуха.

4.Подготовить выразительное чтение описания цветущего подсолнуха. Какие художественные приемы подчеркивают красоту растения .Подготовить иллюстрации (для обучающихся, посещающих ДХШ )

Для всех групп: проанализировать финальный эпизод, определить основную мысль.

Информационные ресурсы :текст рассказа «Подсолнух» В.А.Закруткина

Ход урока.

Учитель читает эпиграф .

-Какое настроение передает стихотворение?

-Как связано содержание стихотворения с темой нашего урока?

-Назовите задачи, которые должны быть решены на уроке.(обучающиеся формулируют, учитель дополняет)

-Какая информация о В.А.Закруткине заинтересовала вас?

1 группа(обучающиеся рассказывают о фактах из биографии)

-Вы познакомились с персонажами рассказа. Расскажите о главном герое.

2 группа

(Обучающиеся кратко рассказывают об Отце, говорят о трепетном отношении к семечку подсолнечника, найденном в стеганке сына. Отец бережно хранит память о нем. Зачитывают текст)

-Сколько раз автор описывает подсолнух?

3 группа

(Семь раз .Зачитывают описание, которое понравилось больше. Делают вывод: для отца растение как родной сын. Он ухаживает, переживает, боится потерять. Его отношение – воплощение памяти о погибшем сыне.)

4группа

Выразительно читают подготовленные отрывки и представляют свои иллюстрации (обучающиеся называют средства выразительности :олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты, антитеза, диалектная лексика)

-Какова основная мысль рассказа?

Идет обсуждение в группах, обучающиеся приходят к выводу. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне бессмертен , и мы не должны забывать о тех, кто отдал свою жизнь за нашу свободу и счастье. Цветущий подсолнечник –это символ памяти.

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А.Беловой.

Как же мне позабыть, 
не писать о войне? 
Если золотом буквы на белой стене 
Повторяют бессчётно солдат имена 
Тех, которых навеки украла война! 
Как же мне не писать 
про жестокость войны?

Если слышу - 
Из той нежилой глубины. 
Над которой, как память, 
огонь не угас, 
Голос наших отцов: 
- Не забудьте о нас!

Подведение итога.

Составление синквейна- от французского слова пять (памятки на столе)

Первая строка-тема, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка- описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка- описание действия тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка-фраза из четырех слов, выражающая отношение автора.

Пятая строка- одно слово- синоним к первому, на философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Рассказ

Глубокий, пронзительный

Учит, помогает, воспитывает

Помним героев своей страны

Эпос

-Спасибо за урок, всего доброго.

Домашнее задание: составить синквейн к образу Отца.





Виталий ЗАКРУТКИН

ЗАМОК ШОННИНГ

Я ещё раз взглянул на карту. За голубой линией Одера пестрели выдвинутые вперёд стрелы наших наступающих армий; синим крестом был помечен штаб конно-гвардейского корпуса в городке Тамзель; лес, в котором стоял наш пышащий жаром «виллис», растекался по карте зелёным пятном, вокруг которого не было ни одного селения; всё же я заметил на зелени чёрный топографический значок и короткую надпись внизу: «Замок Шонинг».

Замок? Ну, что ж… По всем данным, этот замок находится километрах в тридцати от линии фронта, и в нём, очевидно, мы хорошо отдохнём…

Повернувшись к шофёру, я решительно махнул свёрнутой в трубку картой:

— Возвращайся назад, доедешь до перекрёстка и свернёшь вправо. В трёх километрах от поворота должен быть замок.

Шофёр тронул ногой стартер, повернул рычаг скоростей. «Виллис», фыркнув, попятился, описал полукруг и запрыгал по выбоинам дороги. Лиловеющие стволы деревьев побежали назад.

Поглядывая по сторонам, я думал: «Шонинг — знакомое имя… Пушкин писал рассказ о Марии Шонинг… но я встречал это имя в другой связи… Граф Эрих-Гуго Шонинг — так, кажется, мне запомнилось». Напрягая память, я вспоминал, кто такой граф Эрих-Гуго Шонинг и откуда мне известно это имя. Я мысленно перечислял знакомых мне героев Марлинского, Вальтер Скотта, Гофмана, но среди них как будто не было ни одного с таким именем.



— Смотришь? — раздельно прошептал я, глядя в лицо всадника. — Смотри…

Всадник не пошевелился. Недвижным был его тяжёлый конь, беззвучной оставалась раскрытая пасть свирепого дога.

— Смотри!..

И вдруг отсюда, из лунного зала, стала видна промёрзшая, звонкая, покрытая ледком, затянутая дымной снежной позёмкой русская степь…

В степи чернел разрытый лопатами ров. Вокруг рва — твёрдые, как камни, бурые комья земли. На комьях — свинцово-серые срезы — тусклые следы тупых лопат.

Во рву трупы. Застывшие, звонкие, как земля, насквозь промёрзшие, мертвецы сплелись друг с другом.

Колко сверкает на рваных ранах мертвецов кровяной ледок, тусклые глаза засыпаны нетающим снегом.

Над мертвецами стоят дети. Мальчики и девочки. У детей тёмные от холода лица. Продрогшими руками сжимают они задубевшие на морозе верёвки. На верёвках салазки. Обычные, грубо вытесанные салазки, на которых любят кататься зимой русские дети.

Дети ждут.

Согбенная старуха ходит от мёртвого к мёртвому, трясущимися руками поворачивает вверх лица трупов. И тогда девочка в истоптанных валенках или мальчик, который согревает дыханием окостеневшие пальцы, говорит:

— Моя мама!..

— Мой папа!..

Старуха кладёт труп на салазки, а дети ей помогают, уязывая мёртвого, как увязывают мешок — крест-накрест.



«Я верю в святую миссию моего народа на этой скучной и тесной земле. Мои предки завещали мне право жестокости, и я был и буду жестоким, чтобы победить варваров. Но, если мы покинем бесконечную страну русских, если враг одолеет нас, клянусь умертвить в замке Ш. всё живое, вплоть до моего верного дога, и умереть так, как умирали…»

На этом запись в книжке обрывалась. Ниже я увидел знакомую подпись владельца, сделанную более разборчиво, и я был почти уверен в том, что разобрал фамилию: «Граф Эрих-Гуго Шонинг»…

Таково было моё случайное заочное знакомство с последним графом Шонинг, имя которого я не имел права забыть. Два с половиной года стёрли в моей памяти это имя, но теперь, когда я попал в дубовый зал графского замка, увидел раненую собаку и портрет фельдмаршала, я сразу вспомнил полковника, который умертвил в горах Верхней Сванетии сотни больных людей.

По всему было видно, что граф не выполнил свою клятву: покидая замок, он выстрелил в дога, а сам бежал за Одер.

Долго лежал я в постели, думая обо всем, что произошло со мной в замке Шонинг. И, хотя тут не произошло, собственно, почти ничего внешне заметного, того, что можно было назвать «случаем» или «происшествием», я никогда не забуду ночи, проведённой в замке, потому что я тут нашёл следы преступника, имя которого услышал на Кавказе и который теперь шёл к своему смертному часу.

* * *



Воспитание нравственных начал, идеалов патриотизма, чести, достоинства становится все более актуальным в настоящее время .Любовь к своему краю начинается с уважения к памяти предков, гордости за своих соотечественников. Произведения В.А.Закруткина помогают решать эти воспитательные задачи,дают ответ на вопрос, как жить и для чего жить.

Из литературного наследия В.А.Закруткина я выделила произведения, в которых поднимается тема подвига русского народа в Великой Отечественной войне ,памяти и благодарности молодого поколения, распределив их следующим образом:

8 класс «Подсолнух»

9 класс «Замок Шоннинг»

10 класс «Матерь человеческая»

Идею этих произведений обучающиеся могут определить и самостоятельно : мы должны вечно помнить о подвиге, героизме и мужестве нашего народа.

Главным методом изучения произведений являются различные виды чтения:

-чтение всего текста;

-чтение –нахождение отрывка по рисунку;

-нахождение отрывка, заключающего главную мысль;

-чтение отрывка, содержащего описание героя.

Системное изучение творчества В.А.Закруткина создает условия для каждого ученика проявить свои способности, развить диапазон коммуникативных качеств.

Добиться положительных эмоций в процессе знакомства с произведением помогает ситуация успеха. Уже на подготовительном этапе обеспечивается условие успешного выполнения задания. Заключительный этап урока усиливает активное отношение к учению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!