СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иудейские святыни Иерусалима

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иудейские святыни Иерусалима

Просмотр содержимого документа
«Иудейские святыни Иерусалима»

Хра́мовая гора (араб. الحرم القدسي الشريف‎, аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — «благородное святилище»; ивр. ‏הַר הַבַּיִת‏‎, Хар а-Баит, она же ивр. ‏הַר הַמוריה‏‎, Хар а-Мория) — обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Высота — 774 метра над уровнем моря.

Высота каменной стены в самом высоком месте 45 метров. Общий объём каменной кладки стены порядка двухсот тысяч кубических метров — чуть менее объёма кладки, например, третьей пирамиды (пирамиды Менкаура) на плато Гиза.

Наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама. На территории Храмовой горы находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

5

Пещера Патриа́рхов (также пещера Махпела́ от ивр. ‏מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה‏‎, Ме‘ара́т а-махпэла́ — букв. «Двойная пещера»; араб. الحرم الإبراهيمي‎, Ха́рам-ал-Ибраһи́ми — букв. пещера Ибрахи́ма) — склеп патриархов в древней части Хеврона, в котором, согласно Библии (Быт. 23; 49:29—32; 50:13), похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Авраам купил это место у хетта Эфрона за 400 шекелей серебра. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы.

В иудаизме почитается как второе по святости место (после Храмовой горы), также почитается христианами и мусульманами. Находится в зоне H2 под военным контролем Израиля[1][2][3].

Название «Махпела́» (на иврите — «двойная, парная») означает, как видно из контекста, «этаж» или «терраса» и прилагается то к пещере (Быт. 23:9; 25:9), то к полю, в котором находилась эта пещера (Быт. 23:19; 49:30; 50:13), то ко всей местности (Быт. 23:17), но всегда в связи с местом, купленным Авраамом для фамильного склепа. Трудно установить, относится ли это слово к террасовидной местности вблизи Хеврона, или же означает, что пещера-гробница имела несколько ярусов[4].

Пещера Махпела расположена в центре современного Хеврона. Над пещерой возвышается древнее монументальное строение со стенами высотой до 12 м. Кладка (тёсаные камни длиной до 7,5 м) характерна для эпохи Ирода, однако практиковалась и ранее.[7] Иосиф Флавий[8] сообщает, что гробницы патриархов сделаны искусно, из прекрасного мрамора, однако не упоминает внешнюю стену. Согласно Талмуду (как и мусульманской традиции), гробницы Авраама и Сарры расположены в центре строения, Иакова и Лии — в северо-западной части (вероятно, у первоначального входа), Исаака и Ревекки — в юго-восточной части. Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши.[7] В византийскую эпоху южная оконечность здания с гробницами Исаака и Ревекки была превращена в церковь, ставшую впоследствии мечетью. В полу мечети имеются два отверстия, ведущие в пещеру, одно — закрыто каменными плитами, другое — открыто; сюда, по мусульманскому обычаю, опускается неугасимая лампада. Вид подземелий пещеры Махпела неизвестен, однако по записям путешественников можно заключить, что они представляют собой двойную пещеру, соединённую проходом; возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера. О существовании входов в эти пещеры, кроме находящихся в мечети отверстий, неизвестно.[7]

Многие евреи желали быть похороненными вблизи пещеры праотцов. По свидетельству Вениамина Тудельского (XII век), в пещере перезахоранивались кости евреев, похороненных в других местах[9].

В 1267 году мамлюкский султан Бейбарс I запретил евреям и христианам вход в пещеру, при этом, евреям было дозволено подниматься только на пять (позднее — на семь) ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвёртой ступени[7].

Через 700 лет после запрета на посещение, по окончании Шестидневной войны (1967), доступ в пещеру Махпела был открыт для всех. Она стала местом паломничества евреев, где они возносят молитвы у гробниц патриархов. Территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса в определенные дни функционирует как синагога. В остальные дни Махпелу посещают мусульмане.

7

Гробни́ца Рахе́ли — надгробие и помещение, построенное вокруг надгробия, расположенные там, где, согласно традиции, была погребена праматерь Рахель (Рахиль). Находится севернее Бейт-Лехема (Вифлеема), в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима. На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, а также святым местом для христиан и мусульман. Гробница находятся под контролем Израиля и окружена бетонными стенами[1][2]. В здании находится синагога.

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахили приводятся в Ветхом Завете: «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (Быт. 35:19—20).



В книге пророка Иеремии (31:14-16), при описании изгнания евреев из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахель провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:

«(14) Так сказал Господь: слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, потому что не стало их. (15) Так сказал Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, потому что есть воздаяние за труд твой, — сказал Господь, — возвратятся они из вражеской страны. (16) И есть надежда будущности твоей, — сказал Господь, — возвратятся сыны в пределы свои.»

Эти слова, сказанные две с половиной тысячи лет назад превратили гробницу Рахели в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахели упоминается также в книге Шмуэль I (10:2), где сказано, что Рахель была похоронена на границе надела колена Вениамина. Там же, на территории колена Вениамина, находится Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Бейт-Лехем находится на территории колена Йегуды. Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахели» является местом захоронения праматери Рахели.

Из поколения в поколение гробница праматери Рахели была местом молитвы, к которому приезжали евреи со всего мира. Вениамин Тудельский повествует об обычае паломников оставлять своё имя на надгробии. Существовали специальные молитвы, читаемые возле этого места.

Путешественник из Праги, побывавший в земле Израиля в 17 веке, рассказывает об обычае приходить на могилу Рахели в полупраздничные дни Песаха и в Лаг ба-Омер, там молиться, слушать проповеди, есть, пить и танцевать.

В других источниках упоминается обычай молиться на могиле Рахели в траурные дни перед Тиша бе-Ав, в месяц Элул и в дни Трепета между Рош а-Шана и Йом Кипуром.

Днем наиболее массового паломничества из поколения в поколение было 11 Хешвана.

10

КЕДРОНСКАЯ ДОЛИНА

Считается, что именно в Иосафатовой долине прозвучит труба архангела и воскресшие мертвые предстанут пред Судом Божьим

Кедро́нская долина (от ивр. ‏נחל קדרון‏‎, Нахаль Кидрон — «ручей Кидрон»; араб. وادي الجوز‎, Вади аль-Джоз; также просто Кедро́н или Кидро́н, поток Ке́дрский) — долина, ограничивающая Старый город Иерусалима с востока и отделяющая Храмовую гору от Елеонской, многократно упоминается в Библии.

Кедронская долина пересекает с севера на юг значительную часть Восточного Иерусалима и проходит вдоль восточной стены Старого города. Затем по удалении от Иерусалима долина продолжается на расстояние 30 км на юго-восток через Иудейскую пустыню к Мёртвому морю, теряя при этом 1200 м высоты. Над долиной расположено израильское поселениe Кедрон; арабский район поблизости носит название Вади-аль-Джоз, по арабскому названию долины.

В долине у подножия «Города Давида» (чуть ниже Старого города) находится источник Гион, чистая вода которого, пройдя через туннель Езекии, попадает в Силоамский водоём и затем выходит в долину. Далее, при выходе из Восточного Иерусалима, по дну ущелья в Мертвое море идет поток канализации со всех окрестных селений, в том числе из самого Восточного Иерусалима.

Долина известна своими кладбищами. Здесь расположены гробница Авессалома, гробницы сыновей Хезира, Захарии и Иосафата, а также многие христианские святые места, в том числе гробница Богородицы и гробница апостола Иакова.

Название Кедронская долина происходит не от кедров, как многие ошибочно считают (кедров в долине никогда не было), а от названия ручья — Кедрон (ивр. «кедар» — темнота), протекающего в темной долине.

Кедронская долина начинается у подножья горы Скопус, идет вдоль стен Старого города, огибает гору Офель, соединяется с долиной Тиропейон, и на юго-западе от Сиона с долиной Еннома, далее устремляется на юг — к лавре Саввы Освященного и Мёртвому морю.

Кедронскую долину ассоциируют с Царской долиной, местом, где Авраама встретили содомский царь и Мелхиседек, пришедший благословить его (Быт. 14:17).



13

Гробница Захарии – древний, высеченный из скалы монумент (II век до н. э. – I век н. э.) в Иерусалиме, в Кедронской долине возле Храмовой горы. Расположена в комплексе монументальных гробниц, рядом с гробницей Авессалома и гробницей Бней Хайзир. Не имеет погребальной камеры. Возможно, является нефешем гробницы Бней Хазир.

По иудейской традиции гробница принадлежит пророку Захарии. Христианские традиции связывают гробницу как с пророком Захарией, так и со священником Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Еще одна христианская традиция, восходящая к византийскому периоду, соотносит монумент с гробницей Святого Иакова – брата Господня и первого Епископа Иерусалима. На протяжении истории в связи с гробницей упоминались и другие библейские персонажи[4].

14

Гробница Бней Хезир — старейшая из четырех гробниц Кедронской долины, целиком вырезанных в камне, относится к периоду Второго Храма.

Это — комплекс погребальных пещер.

Изначально в гробницу можно было войти по единственной высеченной в камне лестнице с севера. В более поздний период был сделан дополнительный вход-туннель от Гробницы Захарии. Этот вход является современным входом в комплекс.

Над архитравом расположен дорический фриз и карниз. Архитектурный стиль гробницы находится под влиянием только древнегреческой архитектуры (две колонны с дорическими капителями) без древнеегипетских архитектурных влияний.

16

Стена́ Пла́ча, За́падная Стена́ или Ха-Ко́тель ха-Маарави (ивр. ‏הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‏‎, Ашкеназское произношение: Косель) — часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.

В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Самый ранний источник, увязывающий евреев со Стеной, датируется IV веком. С созданием Сионистского движения в начале XX века Стена стала одной из причин трений между еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами.

Рав Реувен Куклин:



Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Божественное присутствие).

На иврите она не называется «Стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — The Western Wall. Её называют так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.

Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.[4]

Наименование «Стена Плача» и такие определения, как «место плача», регулярно появляются в английской литературе в течение 19 века.[5][6][7] Во французском языке использовался термин Mur des Lamentations, в немецком — Klagemauer.

Обычно под Западной Стеной понимается 57 метров открытого фрагмента древней стены, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Этот фрагмент выходит фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале и отведён для молитвы. Однако в полную свою величину та часть Западной Стены, которая выступает над землёй, тянется на 488 метров, и на большей протяжённости скрыта за жилыми постройками, возведёнными по её длине вдоль всего склона Храмовой Горы. Другие открытые фрагменты включают в себя южную часть Стены, насчитывающую примерно 80 метров, и ещё один, гораздо более короткий, восьмиметровый фрагмент, известный, как Маленькая Западная Стена, расположенный близ Железных Ворот в Мусульманском квартале Старого Города.

Полная высота Стены от её основания в районе Площади Западной Стены оценивается в 32 метра, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 метров в высоту. Стена состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй.[8] Первые семь видимых слоёв относятся к Иродианскому периоду. Этот фрагмент стены сложен без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтёсанных камней из известняка мелек (мелеке), добытых, возможно, либо из Пещеры Седекии[9], расположенной под Мусульманским Кварталом, либо из Рамат Шломо[10] в четырёх километрах к северо-западу от Старого Города. Средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, а остальные весят ещё больше — включая один экстраординарный, так называемый Западный камень, 13 метров в длину и весом примерно 570 тонн, расположенный в северной части Арки Уилсона. Каждый из этих камней на лицевой стороне окружён слегка выступающими прямоугольными филёнками тонкой резки. Сами филёнки насчитывают от 5 до 20 сантиметров в ширину, в то время как их глубина составляет 1,5 сантиметра.

Еврейские мидрашные тексты, скомпилированные в поздней античности, описывают западную стену Храма, которая «никогда не будет разрушена».[1] Некоторые учёные придерживались того мнения, что в этих текстах речь идёт о стене самого Храма, которого к тому времени давно уже не существовало. Другие считали, что тогда стена ещё стояла и была на самом деле выжившей стеной храмового двора. Сегодня, однако, нет сомнений в том, что под стеной понимается западная поддерживающая стена Храмовой Горы, и Мидраш имеет в виду Храм в его широком понимании — то есть, Храмовую гору.[17] Еврейские источники учат, что когда римский император Веспасиан приказал разрушить Храм, он велел Пангару, герцогу Аравийскому, разрушить Западную Стену. Однако Пангар не смог её разрушить, ибо Творец поклялся, что эта часть стены никогда не будет разрушена. Будучи спрошен Титом о том, почему он её не разрушил, Пангар ответил, что она будет стоять, как напоминание о совершённом Титом завоевании (после чего был должным образом казнён).[95]

Откуда пошла традиция вкладывать записки с пожеланиями в стену

Каждый год тысячи туристов приезжают в Иерусалим. Стена Плача (фото представлено в статье) принимает множество посетителей, чтобы одним подарить надежду, другим - утраченную веру, а для кого-то это последнее место, где можно излить душу перед Богом. Но судя по тому, сколько в расщелинах между камнями записок, большинство непременно хочет отправить послание Богу, в надежде на то, что так просьба дойдет к Всевышнему быстрее. Традиция вкладывать в расщелины стены записки с просьбами повелась с давних времен. Существует легенда, что когда-то давным-давно один мудрец – Раба Хаим Бен Атар - написал записку Богу с просьбой о ниспослании своему ученику достатка. И попросил этого юношу отнести ее к Стене Плача и вложить между камнями. Вскоре ученику Раба Хаим Бен Атара улыбнулась удача. И мы его знаем как мудреца по имени Хида. Каждый еврей свято верит: как бы он далеко ни находился от родного места, если его мысли и молитвы направлены туда, где Стена Плача возвышается над площадью Иерусалима, он будет услышан Богом. Один раз в год смотрители за Стеной Плача выгребают записки и относят на Масличную гору, где складывают послания в специальном захоронении.

21

Соломон начал строительство на 4-й год своего правления, в 480 году после исхода из Египта евреев, т.е. в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа. Наиболее дорогой материал того времени - кипарисы и кедры из Ливана - был использован при возведении такого величественного здания, как Храм царя Соломона. Использовался также песчаник. Его обтесывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн применяли медь, добытую в Эдоме из медных копей Соломона. Также строительство Храма Соломона проходило с использованием золота и серебра. Около 30 тыс. израильтян трудилось на его возведении, а также примерно 150 тыс. финикиян и ханаанеев. 3,3 тыс. надсмотрщиков, специально назначенных для этого ответственного задания, руководили работами

Великолепием, богатством и величием поражал иерусалимский Храм Соломона. Построили его по образцу Скинии Моисеевой. Только размеры были увеличены, а также использованы приспособления, необходимые для богослужения. Из 3 частей состояло сооружение: притвор, святилище и Святая святых. Большой двор, предназначенный для народа, окружал его. В скинии находился умывальник, предназначенный для ритуальных омовений. Целая система сосудов существовала при жертвеннике этого храма: 10 умывальников на подставках, художественно сделанных, а также большой бассейн, называвшийся из-за своей величины Медным морем. Коридор 20 локтей в длину и 10 - в ширину представлял собой притвор. Две медных колонны стояли перед ним.

Святилище и Святая святых отделялись друг от друга каменной стеной. В ней была сделана из масличного дерева дверь. Из массивного тесаного камня были выложены стены Храма. Они обложены были белым мрамором снаружи, а внутри - листовым золотом и деревом. Золото покрывало также потолок и двери, а пол был выполнен из кипариса, поэтому внутри Храма камня не было видно. Орнаменты в виде различных растений (колокинтов, пальм, цветов), а также изображения херувимов украшали стены. В древности пальма считалась райским деревом. Она являлась символом величия, красоты, нравственных совершенств. Это дерево в Храме стало символом торжества Бога в еврейской земле. –



В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (Улам), Зала (Хейхал[51] или Кодеш[52]) и Святая святых (Давир[53] или Кодеш а-Кодашим[54]).

  • Притвор (Улам), составлявший восточную часть Храма, отделял святое от мирского. Он имел 20 локтей в ширину (с севера на юг) и 10 локтей в длину (с востока на запад)[55]. Его высота указана в Хрониках в 120 локтей[56], однако не исключено, что слово меа (сто) в тексте лишнее. Притвор, таким образом, был одной высоты со Святая святых и на 10 локтей ниже Хейхала. Эти 10 локтей, вероятно, занимала вышка[57]. В то же время, по мнению многих еврейских комментаторов (в том числе, РаДаКа), высота Притвора была действительно 120 локтей, в то время как высота Хейхала и Святая святых составляла всего 30 локтей.[58]

В Притвор поднимались по ступеням[59], а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз»[60]. Каждая колонна имела в окружности 12 локтей и была высотой 18 локтей и ещё 5 локтей занимал венец[61].

В Притворе, по-видимому, ничего не помещалось.

  • Святилище Хейхал, где велось богослужение, был самым большим помещением Храма и по размерам не уступал большим храмам Ближнего Востока. Он был длиной 30 локтей, шириной — 20 и высотой — 30 (приблизительно 15 × 10 × 15 м).

В Хейхал вела из Притвора двустворчатая кипарисовая дверь шириной 10 локтей, украшенная вырезанными на ней херувимами, пальмами и распускающимися цветами. На косяке двери была укреплена мезуза из оливкового дерева. Толщина стены между Притвором и Хейхалом была 6 локтей.

В верхней части стен располагались окна.[62]

Внутри стояла золотая Менора Моисея, по обеим сторонам от которой[63] (вдоль северной и южной стен Хейхала) располагались ещё по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил Хирам[64]. Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днём и ночью. Также у стен помещались по пяти золотых Столов хлебов предложения[65]. Перед входом в Святая святых стоял небольшой (1 × 1 × 1,5 м) Жертвенник воскурения[66] из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама.

  • В глубине Хейхала находилась Святая святых (Двир), отделённая от него каменной стеной, обшитой кедром[67], в которой была кипарисовая дверь, с косяками из оливкового дерева[68], закрытая дорогой завесой (парохет).

Святая святых была кубической формы, 20 × 20 × 20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем Хейхал, по-видимому, из-за более высокого пола и более низкого потолка, над которым находилась вышка (как другая над Притвором), служившая для хранения священных предметов.

В Святая святых находился только Ковчег Завета, в котором хранились Скрижали Завета. Ковчег был установлен на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался Эвен а-Штия — легендарный Камень Основания, который, по преданию, находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего. Длинной своей стороной Ковчег был поставлен от востока к западу, а его шесты упирались в противоположные стены[69].

Два гигантских херувима из оливкового дерева, покрытые золотом простирали по одному крылу над Ковчегом, касаясь стен другими[70]. Херувимы были высотой 10 локтей (5 м), а каждое их крыло было 5 локтей (2,5 м).

В Святая святых не было окон, и она ничем не освещалась. Туда не входил никто, кроме первосвященника, который совершал там обряд воскурения раз в году, в Йом Киппур.

26

Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.[1]) — 70 н. э.) — Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.

В отличие от Первого Храма (Храм Соломона), который просуществовал 364 года (950 — 586 до н. э.), Второй храм (Храм Зоровавеля, позже полностью реконструированный Иродом Великим) простоял 586 лет. Период между двумя храмами, когда Иерусалимский Храм оставался разрушенным, составляет 70 лет (586 — 516 до н. э.).



Об устройстве Храма Зоровавеля имеются лишь немногие разбросанные заметки, на основании которых нельзя составить цельного представления об этом здании. Сохранившиеся у Иосифа Флавия[9] сообщения Гекатея из Абдеры, современника Александра Македонского, немного дополняют библейские данные[10]. В Мишне, трактат Миддот посвящён устройству Второго Храма. Остаётся, однако, неясным, относится ли это описание к Храму до перестройки его Иродом или после.

Пророческое описание грядущего Храма Иезекиила (Иез. 40 — 48) довольно туманно и неопределённо, поэтому, по мнению Маймонида[11], строители Второго Храма были вынуждены сочетать в нём архитектуру Храма Соломона с теми элементами Храма Иезекиила, описание которых достаточно ясно и понятно.

Иерусалимский храм был восстановлен на прежнем месте и, вероятно, занимал ту же площадь, что и Храм Соломона, по образцу которого он был построен. Однако по роскоши и славе Второй Храм не мог сравниться с Первым, его главная святыня — Ковчег Завета — была утрачена. В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев здание расширяли и украшали.

Основанием Храму служила Храмовая гора, имевшая площадь 500×600 локтей (приблизительно около 250×300 = 75.000 м²). Низшая её точка находилась на востоке, постепенно повышаясь, она достигала высшей точки на западе. Со всех сторон Храмовую гору окружали стены.

  • Главным входом на Храмовую гору, через который на неё поднимались десятки тысяч евреев, служили расположенные на юге, почти в середине стены, двойные ворота. Ворота направо служили для входа, налево — для выхода[12]. Ворота эти назывались «Алдама» или «Хульда» (חולדה), по имени пророчицы, которая, по преданию, пророчествовала на этом месте. Здесь же находилась свободная площадь в 265 локтей ширины.

  • Следующая за ней площадь имела лишь 115 локтей и находилась на востоке. Восточные ворота назывались «Шушан» (שושן), то есть Сузские, поскольку на них был изображён город Сузы, столица Персии, в качестве знака признательности персидскому царю, который дал разрешение на постройку Храма, а также должен был служить напоминанием народу о том, откуда он пришёл[13].

  • Северные ворота — «Тади», «ворота лишений», были сделаны в виде треугольника. Их название объясняется тем, что ими пользовались во время траура, ритуально нечистые и те евреи, кто был отлучён от общины (херем). Площадь перед ними была всего в 100 локтей².

  • Наименьшая площадка, в 65 локтей², находилась на западе. Западные ворота назывались «Kironus», то есть «садовые», так как примыкали к садам и огородам, посаженным первосвященником Иехошуа, доходы с которых шли на фимиам. Размеры ворот были: 20 локтей ширины и 10 локтей высоты.

Высота стен, окружавших Храм, не указана. По-видимому, они не очень высоко поднимались над крышей. Согласно письму Аристея (III в. до н. э.), они были высотой около 70 локтей. Восточная стена, однако, была ниже других, вероятно не выше 20 локтей, для того, чтобы первосвященник, сжигающий рыжую корову на Масличной горе, мог видеть Храм[14]. Толщина стен Храмовой горы составляла 5 локтей.

На восточной стороне шли 39 ступеней, по 1/2 локтя каждая, за исключением одной, которая была в целый локоть (всего 20,5 локтей). Эти ступени вели в Хейхал, находившийся почти на одном уровне с верхней частью восточной стены. На Офеле (южный склон Храмовой горы) и на территории между внешней стеной Храма и городской стеной жили священники и храмовые служители.

Решётчатая деревянная изгородь (сорег) высотой 10 ладоней, на расстоянии 10 локтей от внешней стороны стен, окружавших храмовые дворы, охватывала Храм со всех его сторон, и площадь, отделяемая ею от стен, называлась Хель («мирское»). За её границу было запрещено заходить ритуально нечистым и язычникам[15]. Входы в неё, напротив ворот, охранялись. Эта ограда вызывала неприятное чувство у язычников, и, захватив Храм, греки проломили 13 отверстий в сорег, который был, однако, снова восстановлен после победы Маккавеев.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!