СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юлия Жадовская. Тема любви в лирике Юлии Жадовской. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет - литература Костромского края (региональный компонент базисного учебного плана).

Цель урока - духовное, нравственное воспитание учащихся на материале лирических произведений Юлии Жадовской.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1.



План неподробного анализа лирического произведения


  1. Структура образов и развитие конфликта


  1. Тема и идея.

  2. Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесённость с жизнью человека, его чувствами.

  3. Черты лирического героя.



  1. Основные особенности поэтического языка


  1. Особенности интонации.



  1. Личное восприятие стихотворения

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Юлия Жадовская. Жизнь и творчество. Тема любви в лирике Юлии Жадовской.

Урок литературы Костромского края

(региональный компонент базисного учебного плана))

9 класс



Характеристика урока:

Уровень образования: основное общее образование.

Целевая аудитория: учащиеся.

Класс(-ы): 9 класс.

Предмет(-ы): литература Костромского края (региональный компонент базисного учебного плана)

Цель урока: духовное, нравственное воспитание учащихся на материале лирических произведений Юлии Жадовской.

Задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством костромской поэтессы Юлии Жадовской, темой любви в её лирике;

  • совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Юлии Жадовской;

  • продолжить отработку навыков выразительного чтения поэтического произведения;

  • развивать навыки составления конспекта лекции;

  • развивать творческие способности учащихся, их нравственную и духовную культуру.

Тип урока: комбинированный урок, сочетающий в себе усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков.

Учащихся в классе: 5.

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Используемые ЦОР: мультимедийная презентация «Юлия Жадовская. Исповедь женской души…» (приложение на диске)

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Составление кластера.

  3. Знакомство с жизнью и творчеством костромской поэтессы Юлии Жадовской, темой любви в её лирике (показ мультимедийной презентации).

  4. Индивидуальная работа учащихся – анализ стихотворений о любви.

  5. Выступления учащихся, включающие выразительное чтение стихотворения и сообщение о его художественном своеобразии.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке речь пойдёт о самом прекрасном чувстве на земле, воспетом многими поэтами древности и современности – о любви. Без любви наша жизнь не имеет смысла, она заставляет сильнее биться наши сердца, во имя любимых совершаются подвиги, в любви рождаются дети и продолжается человеческий род. Французский писатель Габриель Марсель когда-то написал: «Сказать человеку: «Я тебя люблю» - то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрёшь».

  1. Составление кластера.

-

поцелуй

Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «ЛЮБОВЬ»? (составляется кластер).





ухаживание

семья

взаимная

счастливая

и т. д.



















Таким образом, у каждого человека любовь своя, неповторимая. У кого-то она счастливая, а кому-то приносит много огорчений и переживаний. Но без этого чувства мир был бы неинтересен и неярок. Какая бы любовь ни была – это очень сильное чувство, которое человек проносит через всю жизнь. Такая сильная любовь была и у нашей сегодняшней героини. Она пролегла яркой полосой не только через всю её жизнь, но и через многие её стихи.

Мы продолжаем с вами знакомство с жизнью и творчеством Юлии Жадовской и откроем для себя новую грань её творчества – тему любви в её лирике.





Слайд I











  1. Знакомство с жизнью и творчеством костромской поэтессы Юлии Жадовской, темой любви в её лирике (показ мультимедийной презентации).

Слайд II

















Родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в селе Субботино, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. По материнской линии принадлежала древнему роду Готовцевых.

Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца.

На четвертом году она осталась еще и сиротой. Овдовевший отец отдал ее на воспитание в село Панфилово Буйского уезда Костромской губернии к бабушке Н.Л.Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития.

Слайд III











Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением.

"Она поглощала все то, что заключала в себе небольшая библиотека бабушки, - рассказывает ее брат Л.В.Жадовский в своих воспоминаниях.

Слайд IV















Она росла, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый".

Слайд V















Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А.И. Готовцевой - Корниловой, которая сама писала стихи, печатала их в "Сыне Отечества", "Московском телеграфе", "Галатее".

Она приветствовала Пушкина стихами "О, Пушкин! Слава наших дней", а он ответил ей мадригалом "И недоверчиво и жадно смотрю я на твои цветы".

А.И. Готовцева очень серьезно отнеслась к воспитанию племянницы, обучала ее французскому языку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой.

Через год она определила племянницу в пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф. Акатова, но в целом преподавание в пансионе ее не удовлетворяло, о чем она и сообщила своему отцу.

Слайд VI













Отец вызвал дочь в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Петра Мироновича Перевлесского, который и сам увлекался литературой и уже опубликовал в "Москвитянине" статью "Свадебные обряды и обыкновенная у крестьян Ярославской губернии" (1842, No.8).

Он был доволен успехами своей ученицы, особенно по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Некоторые первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже высоко оценил Добролюбов.

Тайно от ученицы Перевлесский отправил в Москву ее стихотворение "Водяной", которое в 1844 г. было напечатано в «Москвитянине».

Слайд VII















Лучший перл таится
В глубине морской;
Зреет мысль святая
В глубине души.
Надо сильно буре
Море взволновать,
Чтоб оно, в бореньи,
Выбросило перл;
Надо сильно чувству
Душу потрясти,
Чтоб она, в восторге,
Выразила мысль.

Как вы понимаете, о чём это стихотворение? (Душа в стихотворении сравнивается с морем. Как буря волнует море, так и чувство волнует душу. И всё прекрасное в человеке рождается в этих душевных бореньях).

Слайд VIII















Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где впоследствии стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.

А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви.

Слайд IX















Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины.

В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять».

Чтобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия Валериановна взяла на воспитание сироту, двоюродную сестру А.Л. Готовцеву, вышедшую впоследствии замуж за профессора Демидовского лицея В.Л.Федорова.

Интересные воспоминания А.П.Федоровой раскрывают многие стороны личности Юлии Жадовской.

Слайд X















Отец, узнавший о таланте дочери, чтобы несколько искупить вину перед ней, личное счастье которой он так грубо разрушил, стал способствовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а потом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву, Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями.

Слайд XI















Ее стихи стали печататься в "Москвитянине", "Русском Вестнике", "Библиотеке для чтения".

В 1846 г. в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Белинский в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года", отмечая бесспорный поэтический талант поэтессы, выражал сожаление, что источник вдохновения этого таланта не жизнь, а мечта. Он писал: "Но нужно слишком много смелости и героизма, чтобы женщина, таким образом отстраненная или отстранившаяся от общества, не заключилась в ограниченный круг мечтаний, но ринулась бы в жизнь для борьбы с нею".

Суровая критика Белинского имела очень большое значение для дальнейшего идейного и творческого развития Жадовской. Она с благодарностью вспоминала: "Он один умел, хотя и резко, но верно обозначить достоинство того или другого произведения. Его сухая правда ценилась мною дорого".

Ее творчество приобретает гражданский, социальный характер.

Слайд XII















При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники. Ее глубоко волнует положение крестьян, и она пишет профессору И.Н. Шиплю: "Отчего так долго тянется крестьянский вопрос и будет ли конец? Будет ли конец этой истоме, этому лихорадочному ожиданию бедных людей?«

В 1858 г. выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева.

Указывая на отдельные недостатки, Добролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь.

Слайд XIII















Большое место в творчестве Жадовской занимает любовная лирика.

Основными мотивами ее являются желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни.

"Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд", "Я все еще его, безумная, люблю", "В сердце стало грустно и уныло", "Мне грустно", "Я плачу", "Боролась я долго с судьбою", - рассказывает поэтесса о своих чувствах в различных стихотворениях.

В ее стихах чувствуется сознание общности своей женской доли с судьбами многих русских женщин, обусловленными всем образом жизни того времени.

Слайд XIV















Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты скоро меня позабудешь" Глинки, "Я все еще его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков" и другие), а стихотворение "Я люблю смотреть в ясну ноченьку" стало народной песней.

Романс на стихотворение «Мне не жаль» Юлии Жадовской в исполнении Антона Макарского, С. Ли, Арины был саундреком к телевизионному сериалу «Бедная Настя» OST-студии. (Слайд XV – просмотр видеоклипа)

Слайд XVI















В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Это объясняется не тем, что она была противницей некрасовского направления в литературе и не могла насиловать свой талант, заставляя себя писать на злобу дня, как утверждал ее биограф Л.В. Быков и уединилась в своем родовом имении (которого у нее не было!), а тяжелыми и сложными семейно-бытовыми условиями.

Когда у друга их семьи ярославского доктора К.И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Все это, как справедливо писал Л.Ф. Лосев, мало способствовало плодотворной творческой деятельности.



Слайд XVII















Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии. Жадовская всю свою жизнь страстно желала дождаться "утра мира, когда заря с зарей сойдется". К сожалению, она не дожила до этого времени. Она ушла из жизни в самое цветущее время года – в конце июля (28 июля (9 августа) 1883 года. Местом последнего её упокоения стало маленькое кладбище в селе Воскресенье…



  1. Индивидуальная работа учащихся – анализ стихотворений о любви.

Давайте познакомимся с одними из самых лиричных произведений Юлии Жадовской о любви и постараемся понять её интерпретацию этого чувства в поэзии

Предлагаю вам проанализировать по плану (Приложение 1) несколько стихотворений Юлии Жадовской о любви:

  • «Ты скоро меня позабудешь»

  • «Я всё ещё его, безумная, люблю»

  • «Признание» (отрывок)

  • «Прощай»

  • «Всё бы я теперь сидела да глядела!»

А также подготовить их выразительное чтение, учитывая интонацию и чувства лирической героини. (Даётся время).



  1. Выступления учащихся, включающие выразительное чтение стихотворения и сообщение о его художественном своеобразии.

1 выступление: выразительное чтение стихотворения «Ты скоро меня позабудешь» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.

Ты скоро меня позабудешь,
Но я не забуду тебя;
Ты в жизни разлюбишь, полюбишь,
А я - никого, никогда!
Ты новые лица увидишь
И новых друзей изберешь;
Ты новые чувства узнаешь
И, может быть, счастье найдешь.
Я - тихо и грустно свершаю,
Без радостей, жизненный путь;
И как я люблю и страдаю -
Узнает могила одна! 1844

Тема данного стихотворения – любовь девушки, покинутой её избранником. Юлия Жадовская показывает чувства и переживания бедной девушки, которая находит в себе силы простить своего возлюбленного. Лирическая героиня не упрекает его ни в чём, стойко переносит свои страдания, держит их внутри себя. Стихотворение построено на приёме контраста – глубоким переживаниям лирической героини противопоставлены чувства юноши-повесы (« Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя», «Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я – никого, никогда!»). Подчёркивают уверенность героини в своих силах перенести измену и предательство восклицательные предложения. Стихотворение грустное, с одной стороны, но, с другой, в нём слышны волевые интонации, поскольку о страдании героини никто не узнает, только могила.

Вывод: Какая же любовь изображена в данном лирическом произведении? (Любовь жертвенная, самоотверженная). (Составляется кластер на доске и в тетрадях).

2 выступление: выразительное чтение стихотворения «Я всё ещё, безумная, его люблю» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.

Я все еще его, безумная, люблю!
При имени его душа моя трепещет;
Тоска по-прежнему сжимает грудь мою,
И взор горячею слезой невольно блещет.

Я все еще его, безумная, люблю!
Отрада тихая мне в душу проникает,
И радость ясная на сердце низлетает,
Когда я за него создателя молю. 1846

Тема этого стихотворения – непроходящая любовь. Идут годы, отношения с любимым давно прекратились, но любовь лирической героини по-прежнему жива. И, как любой живой организм, она растёт и видоизменяется («тоска сжимает грудь мою», «отрада тихая мне в душу проникает»). Рефрен «Я всё ещё, безумная, его люблю!» подчёркивает, что любовь всё ещё жива, как и прежде. Уверенность в этом придаёт восклицательное предложение. Возможно, это безумие для героини так любить (эпитет «безумная» повторяется несколько раз), но в этом и заключается сила этого чувства. Стихотворение очень лиричное, в нём страдание и тихая печаль.

Вывод: Какую грань любви мы увидели в этом стихотворении? (Любовь вечную, не проходящую со временем, а развивающуюся, динамичную) (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).

3 выступление: выразительное чтение отрывка из стихотворения «Признание» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.

ПРИЗНАНИЕ
(Отрывок)

Когда б ты знал, как больно мне
Всегда в душевной глубине
Таить и радость и печаль,
Всё, что люблю, чего мне жаль!
Как больно мне перед тобой
Не сметь поникнуть головой,
Шутить, смеяться и болтать!
Как часто я хотела дать
Свободу сдержанным речам,
Движенью сердца и слезам...
Но ложный стыд и ложный страх
Сушили слезы на глазах,
Но глупого приличья крик
Оковывал мне мой язык...
И долго я боролась с ней,
С печальной участью моей...
Но полно! Больше нету сил!
Мне мой рассудок изменил!
Мой час настал... теперь узнай,
Что я люблю тебя! Один
Всех дум моих ты властелин,
В тебе мой мир, в тебе мой рай!
Себя и исповедь мою
В твою я волю предаю, -
Люби, жалей иль осуждай!

Тема данного стихотворения – признание в любви. Поэтесса показывает борьбу между страхом признания в своих чувствах и любовной страстью, охватившей сердце девушки. Рефрен «как больно мне» даёт почувствовать, как глубоки переживания героини, как сложно ей скрывать свои чувства, прятать от всех. Она сначала пытается это делать («таить и радость и печаль», «шутить, смеяться и болтать»), но страсть оказывается сильнее перед страхом и стыдом, девушка признаётся в своем чувстве. Подчёркивают силу эмоций героини восклицательные предложения, которых в стихотворении очень много.

Вывод: Какой предстаёт любовь в этом стихотворении? (Здесь мы видим любовь – страсть) (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).

4 выступление: выразительное чтение стихотворения «Прощай» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.

Прощай
Прощай! Не нужно мне участья:
Не жалуюсь, не плачу я,
Тебе - вся прелесть бытия,
Тебе - весь блеск земного счастья,
Тебе - любовь, тебе - цветы,
Тебе - все жизни наслажденья; -
Мне - сердца тайные мученья
Да безотрадные мечты.
Прощай! Пришла пора разлуки...
Иду в печальный долгий путь...
Бог весть, придется ль отдохнуть
Мне здесь от холода и скуки!

Тема стихотворения – расставание с возлюбленным. В стихотворении показано мужество, душевная сила героини, которая не впадает в истерику, а принимает с достоинством этот жизненный удар. Лирическая героиня не плачет, не жалуется, а, вопреки своему горю, желает счастья возлюбленному, что ярко подчёркивает анафора («Тебе - вся прелесть бытия, Тебе - весь блеск земного счастья, Тебе - любовь, тебе - цветы, Тебе – весь блеск земного счастья»). Стихотворение очень трогательное и печальное.

Вывод: Какой мы видим любовь в этом стихотворении? (В этом произведении любовь горькая, но и одновременно жертвенная, ведь героиня жертвует своим счастьем во благо счастья любимого человека) (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).

5 выступление: выразительное чтение стихотворения «Всё бы я теперь сидела да глядела» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.

Всё бы я теперь сидела да глядела!
Я глядела бы всё на ясное небо,
На ясное небо да на вечернюю зорю, -
Как заря на западе потухает,
Как на небе зажигаются звезды,
Как вдали собираются тучи
И по ним молнья пробегает...
Всё бы я теперь сидела да глядела!
Я глядела бы всё в чистое поле, -
Там, вдали, чернеет лес дремучий,
А в лесу гуляет вольный ветер,
Деревам чудные речи шепчет...
Эти речи для нас непонятны;
Эти речи цветы понимают, -
Им внимая, головки склоняют,
Раскрывая душистые листочки...
Всё бы я теперь сидела да глядела!..
А на сердце тоска, будто камень,
На глазах пробиваются слезы...
Как, бывало, глядела я другу в очи, -
Вся душа моя счастьем трепетала,
В моем сердце весна расцветала,
Вместо солнца любовь светила...
Век бы целый на него я глядела!.. 1847

Тема стихотворения – неутолённая любовь. Ярко изображается, как нелёгкая судьба лирической героини тесно переплетается с судьбами простых русских женщин с помощью использования фольклорных образов и мотивов. Чтобы подчеркнуть связь с народом в стихотворении используются постоянные эпитеты («ясное небо», «чистое поле», «вольный ветер», «лес дремучий»), сравнение «тоска, будто камень», метафоры «гуляет вольный ветер, Деревам чудные речи шепчет», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «головки», «листочки». Лирическая героиня одинока, она тоскует по любимому, она хочет любить, но его нет рядом. А ей необходимо хотя бы просто глядеть на него. Это подтверждает повторяющийся несколько раз рефрен «Всё бы я теперь сидела да глядела!» как молитва. Стихотворение проникнуто настроением печали, грусти. Оно похоже на русскую народную песню, поэтому очень мелодично.

Вывод: Какой гранью раскрывается чувство любви в этом лирическом произведении? (Здесь любовь неутолённая, трепетная). (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).

Общий вывод: Итак, любовь в лирике Юлии Жадовской - чувство сложное, многогранное.



Получившийся кластер

Жертвенная, самоотверженная





Вечная, развивающаяся

Неутолённая, трепетная









Любовь в лирике Жадовской









Горькая

Любовь - страсть





Мы это увидели на примере нескольких её стихотворений. В них есть желание любви, страсть, разлука, одиночество, тоска и ещё целый спектр оттенков этого потрясающего чувства.

А чем вам запомнился образ лирической героини? (Лирическая героиня отличается высокой нравственностью, умением прощать и мужественно переносить все жизненные невзгоды. Она страдает и терпит по-христиански, никого не упрекая и никому не жалуясь. В этом её духовная красота).





  1. Рефлексия.

Я предлагаю вам написать синквейны о Юлии Жадовской или о любви, какой мы её увидели в творчестве поэтессы (на выбор), подводящие итог нашему уроку.



К примеру, (синквейны, написанные учащимися):

Юлия

Любящая, переживающая.

Любит, страдает, терпит.

Юлия – искренняя поэтесса.

Одиночество.

Любовь

Сильная, горькая.

Помнит, живёт, не проходит.

Любовь даёт силы жить.

Разлука.





Слайд XVIII















Имя Жадовской и лучшие ее стихи сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии. Писарев утверждал, что в ее стихах отразилась мягкая нежная душа женщины, которая понимает несовершенство жизни, что многие из ее стихотворений стоят наряду с лучшими созданиями русской поэзии. Жадовская – это чуткий и задушевный лирик.

Сама поэтесса сказала о своём поэтическом таланте так: «Я не сочиняю стихи, а выбрасываю на бумагу, потому что эти образы, эти мысли не дают мне покоя, преследуют и мучают меня до тех пор, пока я не отвяжусь от них, перенеся их на бумагу».



  1. Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Признание».

  2. Полный письменный анализ одного стихотворения Юлии Жадовской о любви (на выбор):

  • «Сила звуков»,

  • «Ты всюду предо мной…»,

  • «Тихо я бреду одна посаду».

Просмотр содержимого презентации
«Ю. Жадовская»

Родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в селе Субботино, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. По материнской линии принадлежала древнему роду Готовцевых. Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца. На четвертом году она осталась еще и сиротой. Овдовевший отец отдал ее на воспитание в село Панфилово Буйского уезда Костромской губернии к бабушке Н.Л.Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития.

Родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в селе Субботино, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. По материнской линии принадлежала древнему роду Готовцевых.

Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца.

На четвертом году она осталась еще и сиротой. Овдовевший отец отдал ее на воспитание в село Панфилово Буйского уезда Костромской губернии к бабушке Н.Л.Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития.

Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением.

Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением.

"Она поглощала все то, что заключала в себе небольшая библиотека бабушки, - рассказывает ее брат Л.В.Жадовский в своих воспоминаниях.

Она росла, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый

Она росла, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый".

Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А.И. Готовцевой - Корниловой, которая сама писала стихи, печатала их в

Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А.И. Готовцевой - Корниловой, которая сама писала стихи, печатала их в "Сыне Отечества", "Московском телеграфе", "Галатее".

Она приветствовала Пушкина стихами "О, Пушкин! Слава наших дней", а он ответил ей мадригалом "И недоверчиво и жадно смотрю я на твои цветы".

А.И. Готовцева очень серьезно отнеслась к воспитанию племянницы, обучала ее французскому языку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой.

Через год она определила племянницу в пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф. Акатова, но в целом преподавание в пансионе ее не удовлетворяло, о чем она и сообщила своему отцу.

Отец вызвал дочь в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Петра Мироновича Перевлесского, который и сам увлекался литературой и уже опубликовал в

Отец вызвал дочь в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Петра Мироновича Перевлесского, который и сам увлекался литературой и уже опубликовал в "Москвитянине" статью "Свадебные обряды и обыкновенная у крестьян Ярославской губернии" (1842, No.8).

Он был доволен успехами своей ученицы, особенно по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Некоторые первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже высоко оценил Добролюбов.

Тайно от ученицы Перевлесский отправил в Москву ее стихотворение "Водяной", которое в 1844 г. было напечатано в «Москвитянине».

Лучший перл таится  В глубине морской;  Зреет мысль святая  В глубине души.  Надо сильно буре  Море взволновать,  Чтоб оно, в бореньи,  Выбросило перл;  Надо сильно чувству  Душу потрясти,  Чтоб она, в восторге,  Выразила мысль.

Лучший перл таится В глубине морской; Зреет мысль святая В глубине души. Надо сильно буре Море взволновать, Чтоб оно, в бореньи, Выбросило перл; Надо сильно чувству Душу потрясти, Чтоб она, в восторге, Выразила мысль.

Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где впоследствии стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и опубликовал рад интересных работ по русской литературе. А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви.

Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где впоследствии стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.

А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви.

Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала:

Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки.

Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины.

В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: " Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять».

Чтобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия Валериановна взяла на воспитание сироту, двоюродную сестру А.Л. Готовцеву, вышедшую впоследствии замуж за профессора Демидовского лицея В.Л.Федорова.

Интересные воспоминания А.П.Федоровой раскрывают многие стороны личности Юлии Жадовской.

Отец, узнавший о таланте дочери, чтобы несколько искупить вину перед ней, личное счастье которой он так грубо разрушил, стал способствовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а потом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву, Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями.

Отец, узнавший о таланте дочери, чтобы несколько искупить вину перед ней, личное счастье которой он так грубо разрушил, стал способствовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а потом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву, Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями.

Ее стихи стали печататься в

Ее стихи стали печататься в "Москвитянине", "Русском Вестнике", "Библиотеке для чтения".

В 1846 г. в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Белинский в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года", отмечая бесспорный поэтический талант поэтессы, выражал сожаление, что источник вдохновения этого таланта не жизнь, а мечта. Он писал: "Но нужно слишком много смелости и героизма, чтобы женщина, таким образом отстраненная или отстранившаяся от общества, не заключилась в ограниченный круг мечтаний, но ринулась бы в жизнь для борьбы с нею".

Суровая критика Белинского имела очень большое значение для дальнейшего идейного и творческого развития Жадовской. Она с благодарностью вспоминала: "Он один умел, хотя и резко, но верно обозначить достоинство того или другого произведения. Его сухая правда ценилась мною дорого".

Ее творчество приобретает гражданский, социальный характер.

При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники. Ее глубоко волнует положение крестьян, и она пишет профессору И.Н. Шиплю:

При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники.

Ее глубоко волнует положение крестьян, и она пишет профессору И.Н. Шиплю: "Отчего так долго тянется крестьянский вопрос и будет ли конец? Будет ли конец этой истоме, этому лихорадочному ожиданию бедных людей?«

В 1858 г. выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева.

Указывая на отдельные недостатки, Добролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь.

Большое место в творчестве Жадовской занимает любовная лирика. Основными мотивами ее являются желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни.

Большое место в творчестве Жадовской занимает любовная лирика.

Основными мотивами ее являются желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни.

"Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд", "Я все еще его, безумная, люблю", "В сердце стало грустно и уныло", "Мне грустно", "Я плачу", "Боролась я долго с судьбою", - рассказывает поэтесса о своих чувствах в различных стихотворениях.

В ее стихах чувствуется сознание общности своей женской доли с судьбами многих русских женщин, обусловленными всем образом жизни того времени.

Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами (

Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты скоро меня позабудешь" М.И.Глинки, "Я все еще его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков" и другие), а стихотворение "Я люблю смотреть в ясну ноченьку" стало народной песней.

Романс на стихотворение «Мне не жаль» Юлии Жадовской в исполнении Антона Макарского, С. Ли, Арины был саундреком к телевизионному сериалу «Бедная Настя» OST -студии.

В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Это объясняется не тем, что она была противницей некрасовского направления в литературе и не могла насиловать свой талант, заставляя себя писать на злобу дня, как утверждал ее биограф Л.В. Быков и уединилась в своем родовом имении (которого у нее не было!), а тяжелыми и сложными семейно-бытовыми условиями. Когда у друга их семьи ярославского доктора К.И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Все это, как справедливо писал Л.Ф. Лосев, мало способствовало плодотворной творческой деятельности.

В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Это объясняется не тем, что она была противницей некрасовского направления в литературе и не могла насиловать свой талант, заставляя себя писать на злобу дня, как утверждал ее биограф Л.В. Быков и уединилась в своем родовом имении (которого у нее не было!), а тяжелыми и сложными семейно-бытовыми условиями.

Когда у друга их семьи ярославского доктора К.И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Все это, как справедливо писал Л.Ф. Лосев, мало способствовало плодотворной творческой деятельности.

Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии. Жадовская всю свою жизнь страстно желала дождаться

Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии. Жадовская всю свою жизнь страстно желала дождаться "утра мира, когда заря с зарей сойдется".

К сожалению, она не дожила до этого времени.

28 июля (9 августа) 1883 года Ю.В. Жадовская умерла.

Имя Жадовской и лучшие ее стихи сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии.

"Я не сочиняю стихи, а выбрасываю на бумагу, потому что эти образы, эти мысли не дают мне покоя, преследуют и мучают меня до тех пор, пока я не отвяжусь от них, перенеся их на бумагу".

Ю.В.Жадовская

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/zhadowska/  http://poem.com.ua/category/classik/zhadovskaya-yuliya  http://www.hrono.ru/biograf/bio_zh/zhadovskaya.html  http://www.dstrahov.com/video/kino/bednaya_nastya/bednaya_nastya_1.html  http://stroki.net/content/blogcategory/34/38/
  • http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/zhadowska/

  • http://poem.com.ua/category/classik/zhadovskaya-yuliya

  • http://www.hrono.ru/biograf/bio_zh/zhadovskaya.html

  • http://www.dstrahov.com/video/kino/bednaya_nastya/bednaya_nastya_1.html

  • http://stroki.net/content/blogcategory/34/38/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!