Юлия Жадовская. Жизнь и творчество. Тема любви в лирике Юлии Жадовской.
Урок литературы Костромского края
(региональный компонент базисного учебного плана))
9 класс
Характеристика урока:
Уровень образования: основное общее образование.
Целевая аудитория: учащиеся.
Класс(-ы): 9 класс.
Предмет(-ы): литература Костромского края (региональный компонент базисного учебного плана)
Цель урока: духовное, нравственное воспитание учащихся на материале лирических произведений Юлии Жадовской.
Задачи:
познакомить с жизнью и творчеством костромской поэтессы Юлии Жадовской, темой любви в её лирике;
совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Юлии Жадовской;
продолжить отработку навыков выразительного чтения поэтического произведения;
развивать навыки составления конспекта лекции;
развивать творческие способности учащихся, их нравственную и духовную культуру.
Тип урока: комбинированный урок, сочетающий в себе усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков.
Учащихся в классе: 5.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация «Юлия Жадовская. Исповедь женской души…» (приложение на диске)
План урока:
Вступительное слово учителя.
Составление кластера.
Знакомство с жизнью и творчеством костромской поэтессы Юлии Жадовской, темой любви в её лирике (показ мультимедийной презентации).
Индивидуальная работа учащихся – анализ стихотворений о любви.
Выступления учащихся, включающие выразительное чтение стихотворения и сообщение о его художественном своеобразии.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке речь пойдёт о самом прекрасном чувстве на земле, воспетом многими поэтами древности и современности – о любви. Без любви наша жизнь не имеет смысла, она заставляет сильнее биться наши сердца, во имя любимых совершаются подвиги, в любви рождаются дети и продолжается человеческий род. Французский писатель Габриель Марсель когда-то написал: «Сказать человеку: «Я тебя люблю» - то же самое, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрёшь».
Составление кластера.
- поцелуй
Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «ЛЮБОВЬ»? (составляется кластер).
ухаживание
семья
взаимная
счастливая
и т. д.
Таким образом, у каждого человека любовь своя, неповторимая. У кого-то она счастливая, а кому-то приносит много огорчений и переживаний. Но без этого чувства мир был бы неинтересен и неярок. Какая бы любовь ни была – это очень сильное чувство, которое человек проносит через всю жизнь. Такая сильная любовь была и у нашей сегодняшней героини. Она пролегла яркой полосой не только через всю её жизнь, но и через многие её стихи.
Мы продолжаем с вами знакомство с жизнью и творчеством Юлии Жадовской и откроем для себя новую грань её творчества – тему любви в её лирике.
Слайд I
Знакомство с жизнью и творчеством костромской поэтессы Юлии Жадовской, темой любви в её лирике (показ мультимедийной презентации).
Слайд II
Родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в селе Субботино, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. По материнской линии принадлежала древнему роду Готовцевых.
Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца.
На четвертом году она осталась еще и сиротой. Овдовевший отец отдал ее на воспитание в село Панфилово Буйского уезда Костромской губернии к бабушке Н.Л.Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития.
Слайд III
Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением.
"Она поглощала все то, что заключала в себе небольшая библиотека бабушки, - рассказывает ее брат Л.В.Жадовский в своих воспоминаниях.
Слайд IV
Она росла, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый".
Слайд V
Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А.И. Готовцевой - Корниловой, которая сама писала стихи, печатала их в "Сыне Отечества", "Московском телеграфе", "Галатее".
Она приветствовала Пушкина стихами "О, Пушкин! Слава наших дней", а он ответил ей мадригалом "И недоверчиво и жадно смотрю я на твои цветы".
А.И. Готовцева очень серьезно отнеслась к воспитанию племянницы, обучала ее французскому языку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой.
Через год она определила племянницу в пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф. Акатова, но в целом преподавание в пансионе ее не удовлетворяло, о чем она и сообщила своему отцу.
Слайд VI
Отец вызвал дочь в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Петра Мироновича Перевлесского, который и сам увлекался литературой и уже опубликовал в "Москвитянине" статью "Свадебные обряды и обыкновенная у крестьян Ярославской губернии" (1842, No.8).
Он был доволен успехами своей ученицы, особенно по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Некоторые первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже высоко оценил Добролюбов.
Тайно от ученицы Перевлесский отправил в Москву ее стихотворение "Водяной", которое в 1844 г. было напечатано в «Москвитянине».
Слайд VII
Лучший перл таится
В глубине морской;
Зреет мысль святая
В глубине души.
Надо сильно буре
Море взволновать,
Чтоб оно, в бореньи,
Выбросило перл;
Надо сильно чувству
Душу потрясти,
Чтоб она, в восторге,
Выразила мысль.
Как вы понимаете, о чём это стихотворение? (Душа в стихотворении сравнивается с морем. Как буря волнует море, так и чувство волнует душу. И всё прекрасное в человеке рождается в этих душевных бореньях).
Слайд VIII
Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где впоследствии стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.
А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви.
Слайд IX
Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины.
В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять».
Чтобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия Валериановна взяла на воспитание сироту, двоюродную сестру А.Л. Готовцеву, вышедшую впоследствии замуж за профессора Демидовского лицея В.Л.Федорова.
Интересные воспоминания А.П.Федоровой раскрывают многие стороны личности Юлии Жадовской.
Слайд X
Отец, узнавший о таланте дочери, чтобы несколько искупить вину перед ней, личное счастье которой он так грубо разрушил, стал способствовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а потом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву, Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями.
Слайд XI
Ее стихи стали печататься в "Москвитянине", "Русском Вестнике", "Библиотеке для чтения".
В 1846 г. в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Белинский в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года", отмечая бесспорный поэтический талант поэтессы, выражал сожаление, что источник вдохновения этого таланта не жизнь, а мечта. Он писал: "Но нужно слишком много смелости и героизма, чтобы женщина, таким образом отстраненная или отстранившаяся от общества, не заключилась в ограниченный круг мечтаний, но ринулась бы в жизнь для борьбы с нею".
Суровая критика Белинского имела очень большое значение для дальнейшего идейного и творческого развития Жадовской. Она с благодарностью вспоминала: "Он один умел, хотя и резко, но верно обозначить достоинство того или другого произведения. Его сухая правда ценилась мною дорого".
Ее творчество приобретает гражданский, социальный характер.
Слайд XII
При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники. Ее глубоко волнует положение крестьян, и она пишет профессору И.Н. Шиплю: "Отчего так долго тянется крестьянский вопрос и будет ли конец? Будет ли конец этой истоме, этому лихорадочному ожиданию бедных людей?«
В 1858 г. выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева.
Указывая на отдельные недостатки, Добролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь.
Слайд XIII
Большое место в творчестве Жадовской занимает любовная лирика.
Основными мотивами ее являются желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни.
"Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд", "Я все еще его, безумная, люблю", "В сердце стало грустно и уныло", "Мне грустно", "Я плачу", "Боролась я долго с судьбою", - рассказывает поэтесса о своих чувствах в различных стихотворениях.
В ее стихах чувствуется сознание общности своей женской доли с судьбами многих русских женщин, обусловленными всем образом жизни того времени.
Слайд XIV
Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты скоро меня позабудешь" Глинки, "Я все еще его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков" и другие), а стихотворение "Я люблю смотреть в ясну ноченьку" стало народной песней.
Романс на стихотворение «Мне не жаль» Юлии Жадовской в исполнении Антона Макарского, С. Ли, Арины был саундреком к телевизионному сериалу «Бедная Настя» OST-студии. (Слайд XV – просмотр видеоклипа)
Слайд XVI
В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Это объясняется не тем, что она была противницей некрасовского направления в литературе и не могла насиловать свой талант, заставляя себя писать на злобу дня, как утверждал ее биограф Л.В. Быков и уединилась в своем родовом имении (которого у нее не было!), а тяжелыми и сложными семейно-бытовыми условиями.
Когда у друга их семьи ярославского доктора К.И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Все это, как справедливо писал Л.Ф. Лосев, мало способствовало плодотворной творческой деятельности.
Слайд XVII
Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии. Жадовская всю свою жизнь страстно желала дождаться "утра мира, когда заря с зарей сойдется". К сожалению, она не дожила до этого времени. Она ушла из жизни в самое цветущее время года – в конце июля (28 июля (9 августа) 1883 года. Местом последнего её упокоения стало маленькое кладбище в селе Воскресенье…
Индивидуальная работа учащихся – анализ стихотворений о любви.
Давайте познакомимся с одними из самых лиричных произведений Юлии Жадовской о любви и постараемся понять её интерпретацию этого чувства в поэзии
Предлагаю вам проанализировать по плану (Приложение 1) несколько стихотворений Юлии Жадовской о любви:
«Ты скоро меня позабудешь»
«Я всё ещё его, безумная, люблю»
«Признание» (отрывок)
«Прощай»
«Всё бы я теперь сидела да глядела!»
А также подготовить их выразительное чтение, учитывая интонацию и чувства лирической героини. (Даётся время).
Выступления учащихся, включающие выразительное чтение стихотворения и сообщение о его художественном своеобразии.
1 выступление: выразительное чтение стихотворения «Ты скоро меня позабудешь» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.
Ты скоро меня позабудешь,
Но я не забуду тебя;
Ты в жизни разлюбишь, полюбишь,
А я - никого, никогда!
Ты новые лица увидишь
И новых друзей изберешь;
Ты новые чувства узнаешь
И, может быть, счастье найдешь.
Я - тихо и грустно свершаю,
Без радостей, жизненный путь;
И как я люблю и страдаю -
Узнает могила одна! 1844
Тема данного стихотворения – любовь девушки, покинутой её избранником. Юлия Жадовская показывает чувства и переживания бедной девушки, которая находит в себе силы простить своего возлюбленного. Лирическая героиня не упрекает его ни в чём, стойко переносит свои страдания, держит их внутри себя. Стихотворение построено на приёме контраста – глубоким переживаниям лирической героини противопоставлены чувства юноши-повесы (« Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя», «Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я – никого, никогда!»). Подчёркивают уверенность героини в своих силах перенести измену и предательство восклицательные предложения. Стихотворение грустное, с одной стороны, но, с другой, в нём слышны волевые интонации, поскольку о страдании героини никто не узнает, только могила.
Вывод: Какая же любовь изображена в данном лирическом произведении? (Любовь жертвенная, самоотверженная). (Составляется кластер на доске и в тетрадях).
2 выступление: выразительное чтение стихотворения «Я всё ещё, безумная, его люблю» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.
Я все еще его, безумная, люблю!
При имени его душа моя трепещет;
Тоска по-прежнему сжимает грудь мою,
И взор горячею слезой невольно блещет.
Я все еще его, безумная, люблю!
Отрада тихая мне в душу проникает,
И радость ясная на сердце низлетает,
Когда я за него создателя молю. 1846
Тема этого стихотворения – непроходящая любовь. Идут годы, отношения с любимым давно прекратились, но любовь лирической героини по-прежнему жива. И, как любой живой организм, она растёт и видоизменяется («тоска сжимает грудь мою», «отрада тихая мне в душу проникает»). Рефрен «Я всё ещё, безумная, его люблю!» подчёркивает, что любовь всё ещё жива, как и прежде. Уверенность в этом придаёт восклицательное предложение. Возможно, это безумие для героини так любить (эпитет «безумная» повторяется несколько раз), но в этом и заключается сила этого чувства. Стихотворение очень лиричное, в нём страдание и тихая печаль.
Вывод: Какую грань любви мы увидели в этом стихотворении? (Любовь вечную, не проходящую со временем, а развивающуюся, динамичную) (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).
3 выступление: выразительное чтение отрывка из стихотворения «Признание» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.
ПРИЗНАНИЕ
(Отрывок)
Когда б ты знал, как больно мне
Всегда в душевной глубине
Таить и радость и печаль,
Всё, что люблю, чего мне жаль!
Как больно мне перед тобой
Не сметь поникнуть головой,
Шутить, смеяться и болтать!
Как часто я хотела дать
Свободу сдержанным речам,
Движенью сердца и слезам...
Но ложный стыд и ложный страх
Сушили слезы на глазах,
Но глупого приличья крик
Оковывал мне мой язык...
И долго я боролась с ней,
С печальной участью моей...
Но полно! Больше нету сил!
Мне мой рассудок изменил!
Мой час настал... теперь узнай,
Что я люблю тебя! Один
Всех дум моих ты властелин,
В тебе мой мир, в тебе мой рай!
Себя и исповедь мою
В твою я волю предаю, -
Люби, жалей иль осуждай!
Тема данного стихотворения – признание в любви. Поэтесса показывает борьбу между страхом признания в своих чувствах и любовной страстью, охватившей сердце девушки. Рефрен «как больно мне» даёт почувствовать, как глубоки переживания героини, как сложно ей скрывать свои чувства, прятать от всех. Она сначала пытается это делать («таить и радость и печаль», «шутить, смеяться и болтать»), но страсть оказывается сильнее перед страхом и стыдом, девушка признаётся в своем чувстве. Подчёркивают силу эмоций героини восклицательные предложения, которых в стихотворении очень много.
Вывод: Какой предстаёт любовь в этом стихотворении? (Здесь мы видим любовь – страсть) (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).
4 выступление: выразительное чтение стихотворения «Прощай» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.
Прощай
Прощай! Не нужно мне участья:
Не жалуюсь, не плачу я,
Тебе - вся прелесть бытия,
Тебе - весь блеск земного счастья,
Тебе - любовь, тебе - цветы,
Тебе - все жизни наслажденья; -
Мне - сердца тайные мученья
Да безотрадные мечты.
Прощай! Пришла пора разлуки...
Иду в печальный долгий путь...
Бог весть, придется ль отдохнуть
Мне здесь от холода и скуки!
Тема стихотворения – расставание с возлюбленным. В стихотворении показано мужество, душевная сила героини, которая не впадает в истерику, а принимает с достоинством этот жизненный удар. Лирическая героиня не плачет, не жалуется, а, вопреки своему горю, желает счастья возлюбленному, что ярко подчёркивает анафора («Тебе - вся прелесть бытия, Тебе - весь блеск земного счастья, Тебе - любовь, тебе - цветы, Тебе – весь блеск земного счастья»). Стихотворение очень трогательное и печальное.
Вывод: Какой мы видим любовь в этом стихотворении? (В этом произведении любовь горькая, но и одновременно жертвенная, ведь героиня жертвует своим счастьем во благо счастья любимого человека) (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).
5 выступление: выразительное чтение стихотворения «Всё бы я теперь сидела да глядела» и краткое сообщение о его художественном своеобразии.
Всё бы я теперь сидела да глядела!
Я глядела бы всё на ясное небо,
На ясное небо да на вечернюю зорю, -
Как заря на западе потухает,
Как на небе зажигаются звезды,
Как вдали собираются тучи
И по ним молнья пробегает...
Всё бы я теперь сидела да глядела!
Я глядела бы всё в чистое поле, -
Там, вдали, чернеет лес дремучий,
А в лесу гуляет вольный ветер,
Деревам чудные речи шепчет...
Эти речи для нас непонятны;
Эти речи цветы понимают, -
Им внимая, головки склоняют,
Раскрывая душистые листочки...
Всё бы я теперь сидела да глядела!..
А на сердце тоска, будто камень,
На глазах пробиваются слезы...
Как, бывало, глядела я другу в очи, -
Вся душа моя счастьем трепетала,
В моем сердце весна расцветала,
Вместо солнца любовь светила...
Век бы целый на него я глядела!.. 1847
Тема стихотворения – неутолённая любовь. Ярко изображается, как нелёгкая судьба лирической героини тесно переплетается с судьбами простых русских женщин с помощью использования фольклорных образов и мотивов. Чтобы подчеркнуть связь с народом в стихотворении используются постоянные эпитеты («ясное небо», «чистое поле», «вольный ветер», «лес дремучий»), сравнение «тоска, будто камень», метафоры «гуляет вольный ветер, Деревам чудные речи шепчет», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «головки», «листочки». Лирическая героиня одинока, она тоскует по любимому, она хочет любить, но его нет рядом. А ей необходимо хотя бы просто глядеть на него. Это подтверждает повторяющийся несколько раз рефрен «Всё бы я теперь сидела да глядела!» как молитва. Стихотворение проникнуто настроением печали, грусти. Оно похоже на русскую народную песню, поэтому очень мелодично.
Вывод: Какой гранью раскрывается чувство любви в этом лирическом произведении? (Здесь любовь неутолённая, трепетная). (Заполняется кластер на доске и в тетрадях).
Общий вывод: Итак, любовь в лирике Юлии Жадовской - чувство сложное, многогранное.
Получившийся кластер
Жертвенная, самоотверженная
Вечная, развивающаяся
Неутолённая, трепетная
Любовь в лирике Жадовской
Горькая
Любовь - страсть
Мы это увидели на примере нескольких её стихотворений. В них есть желание любви, страсть, разлука, одиночество, тоска и ещё целый спектр оттенков этого потрясающего чувства.
А чем вам запомнился образ лирической героини? (Лирическая героиня отличается высокой нравственностью, умением прощать и мужественно переносить все жизненные невзгоды. Она страдает и терпит по-христиански, никого не упрекая и никому не жалуясь. В этом её духовная красота).
Рефлексия.
Я предлагаю вам написать синквейны о Юлии Жадовской или о любви, какой мы её увидели в творчестве поэтессы (на выбор), подводящие итог нашему уроку.
К примеру, (синквейны, написанные учащимися):
Юлия Любящая, переживающая. Любит, страдает, терпит. Юлия – искренняя поэтесса. Одиночество. | Любовь Сильная, горькая. Помнит, живёт, не проходит. Любовь даёт силы жить. Разлука. |
Слайд XVIII
Имя Жадовской и лучшие ее стихи сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии. Писарев утверждал, что в ее стихах отразилась мягкая нежная душа женщины, которая понимает несовершенство жизни, что многие из ее стихотворений стоят наряду с лучшими созданиями русской поэзии. Жадовская – это чуткий и задушевный лирик.
Сама поэтесса сказала о своём поэтическом таланте так: «Я не сочиняю стихи, а выбрасываю на бумагу, потому что эти образы, эти мысли не дают мне покоя, преследуют и мучают меня до тех пор, пока я не отвяжусь от них, перенеся их на бумагу».
Домашнее задание.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Признание».
Полный письменный анализ одного стихотворения Юлии Жадовской о любви (на выбор):