СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Воспитатели»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Воспитатели»»

Урок 125. Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Воспитатели»
(учебник, с. 179–183, рабочая тетрадь, с. 85)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», «Воспитатели»; способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей, путем чтения по ролям, внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережного отношения к животным живого уголка

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

осознают значение юмора для отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; аудиоприложение
к учебнику «Литературное чтение»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности

к уроку. Определение са-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4


– Проверим готовность к уроку.

– Урок литературного чтения – урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!».

– Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

Организует чтение текста:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил

моготовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

Читают текст

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.


– Прочитайте рассказ «Проговорился» по ролям.



Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной работе

дома. Читают по ролям

на оценку.

Владеют навыками выразительного чтения; четкого произношения слов. Умеют слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения по существу полученного
задания

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика


Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

••вдох носом, выдох через рот;

••нюхаем цветок;

••тушим свечу.

Организует речевую разминку.

Ок-ок-ок – падает снежок.

Ип-ип-ип – слышу снега скрип.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове «снежном».

– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

– А теперь прочтите ее громко и быстро

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

••Мы познакомимся с…

••Мы узнаем…

••Мы вспомним…

••Мы будем уметь…

••Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.


Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Белокурый – имеющий светло-русые волосы; светловолосый (о человеке).

Пригрозить – сопроводить предупреждение угрожающим жестом.

Укоризненно – с укоризной, осуждающе.

– Прочитайте трудные слова по слогам, целым словом:

вто-ро-класс-ни-ки – второклассники

тор-жест-вен-но – торжественно

до-школь-ни-цы – дошкольницы

всхли-пы-ва-ла – всхлипывала

съе-жи-лась – съежилась

пер-во-класс-ник – первоклассник

мно-го-зна-чи-тель-но – многозначительно

пе-ре-вос-пи-та-ем – перевоспитаем

Работают с толковым словарем.


Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произ-


Продолжение табл.

1

2

3

4


Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

ведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль
по результату

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Как звали главных героев рассказа? (Федя и Костя.)

– В каком классе они учились? (Во втором классе.)

– Что решили сделать мальчики?

– Что делал Вова на скамейке?

– Что делала Надя в песочнице?

– Почему плакала Маша?

– Что сказал мальчикам Вова? Прочитайте строчки из текста.

– Что сказала Маша Наде? Прочитайте строчки из текста.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Рассказ Юрия Ермолаева, который вы прочитали дома, называется «Воспитатели». Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»?

– Почему же писатель дал такое название рассказу? (Автор смеется, иронизирует, посмеивается над этими мальчиками.)

– Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? (Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.)

– Прочитаем рассказ по ролям.


– Чтение какой группы вам понравилось больше других?

– Назовите лучшего исполнителя каждой роли. Объясните, почему так считаете

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.




Несколько групп учащихся читают рассказ
по ролям

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы, извлекают информацию
из различных источников


Окончание табл

1

2

3

4

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

••Подготовить чтение по ролям рассказа.

••Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Мишень настроения».

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!