Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение
Моторская средняя общеобразовательная школа № 3.
.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные Инспектора Дорожного Движения»
для детей 5 – 7 классов
срок реализации программы - 1 год
Разработчик программы: Сафронова Татьяна Павловна.
с. Моторское 2020год.
1.Планируемые результаты освоения программы:
Предметные результаты
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
Учащиеся должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Личностными результатамиизучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатамиизучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Критерии оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Степень освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы показывает, насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы каждым обучающимся и выражается в виде в оценке: высокая степень освоения, средняя степень освоения, низкая степень освоения, и фиксируются в листе результатов освоения программы.
Лист результатов освоения
№ п\п | Ф.И. учащегося | Спепень освоения |
1 | Иванов Иван | Высокая |
| | |
| | |
| | |
Оценивание уровня усвоения программы фиксируется в оценке «зачет» / «незачет» и выставляется в журнал по результатам итоговой аттестации.
Форма итоговой аттестации: Театральная постановка « Друзья светофора».
Критерии и инструментарий оценивания достижения личностных результатов обучения.
Листы оценки.
Личностные результаты | Да | Нет | Иногда |
Активно работает на большинстве занятий | | | |
Контролирует свои действия, корректирует их в соответствии с новыми условиями | | | |
Правильно и безошибочно выполняет практически все учебные задания | | | |
Адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы | | | |
На занятии сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя | | | |
Общителен, коммуникативен | | | |
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования | | | |
Находится преимущественно в хорошем настроении | | | |
За каждый ответ «да» - 1 балл, «иногда» - 0,5 балла, «нет» - 0 баллов.
Высокий уровень – 7-8 баллов
Средний уровень – 4-6 баллов,
Низкий уровень – 1-3 балла.
Критерии и инструментарий оценивания достижения метапредметныхрезультатов обучения.
Листы оценки и самооценки.
За каждый ответ «да» - 1 балл, «иногда» - 0,5 балла, «нет» - 0 баллов.
Высокий уровень – 9-11 баллов,
Средний уровень –5-8 баллов,
Низкий уровень –1-4 балла.
Карта развития метапредметных результатов «Юных Инспекторов Дорожного Движения»
ученика ____ класса Ф.И._________________________________________
Метапредметные результаты. | Да | Нет | Иногда |
Высокая мотивация к обучению. | | | |
Проявляет настойчивость в достижении цели. | | | |
Применяет методы наблюдения. | | | |
Оценивает свои достижения (см.рефлексивную карту). | | | |
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | | | |
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | | | |
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | | | |
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | | | |
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности. | | | |
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | | | |
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. | | | |
Рефлексивная карта ученика ФИ________________________________________
1. Чему я научился на занятиях? | |
2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? | |
3. Над чем ещё надо поработать? | |
4. Где пригодятся знания? | |
5. В полную ли силу занимался? | |
6.За что могу себя похвалить? | |
2.Содержание курса с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Содержание | Основные виды деятельности | Формы организации учебных занятий |
1 | ПДД. 1.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. 1.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. 1. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. 1.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. 1.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. 1.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. 1.7. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. 1.8. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. 1.9. Правила движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. 1.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду. 1.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. 1.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. 1.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. 1. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении. 1.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. 1.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. 1.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. 1. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. | Учатся правилам поведения во время внеурочной деятельности. Формулируют цель и задачи работы объединения Формируют представление о правилах дорожного движения Распределяют обязанности по работе в объединении Формируют представление о дорожных знаках. Изучают поведение людей на дороге. Учатся моделировать нештатные ситуации, правила поведения в них. Строят осознанное речевое высказывание в устной форме; дополняют и расширяют знания. Высказывают и аргументируют свое мнение принимают другое мнение и допускают существование различных точек зрения осуществляют поиск существенной информации. Анализируют свое поведение | тематические занятия игровые тренинги разбор дорожных ситуаций на настольных играх экскурсии конкурсы, соревнования, КВН, викторины изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; выпуск стенгазет разработка проектов по ПДД встреча с работниками ГИБДД просмотр видеофильмов Методы и средства обучения: Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. |
2 | ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. 2.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела. 2.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). 2.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска). 2.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти. | Изучают правила оказания первой помощи Высказывают и аргументируют свое мнение принимают другое мнение и допускают существование различных точек зрения Систематизируют информацию, преобразуют ее в другие формы | просмотр видеофильмов тематические занятия игровые тренинги экскурсии изготовление наглядных пособий практикум |
3.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт | План | Факт |
1 | Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. | 1 | | 05.09 | |
2 | .Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. | 1 | | 12.09 | |
3 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. | 1 | | 19.09 | |
4 | Правила движения пешехода. | 1 | | 26.09 | |
5 | Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. | 1 | | 03.10 | |
6 | Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. | 1 | | 10.10 | |
7 | Движение группы пешеходов и велосипедистов. | 1 | | 17.10 | |
8 | Различие движения колонн пешеходов и групп детей. | 1 | | 24.10 | |
9 | Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. | 1 | | 31.10 | |
10 | Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). | 1 | | 07.11 | |
11 | Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. | 1 | | 14.11 | |
12 | Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. | 1 | | 21.11 | |
13 | Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. | 1 | | 28.11 | |
14 | Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. | 1 | | 05.12 | |
15 | Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений. | 1 | | 12.12 | |
16 | Упражнение «восьмёрка», перевоз предмета. | 1 | | 19.12 | |
17 | Упражнения проезда по коридору из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями. | 1 | | 26.12 | |
18 | Упражнения :слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. | 1 | | 09.01 | |
19 | Дорожные «ловушки». | 1 | | 16.01 | |
20 | Знание правил безопасного перехода через дорогу. | 1 | | 23.01 | |
21 | Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. | 1 | | 30.01 | |
22 | Виды кровотечений. | 1 | | 06.02 | |
23 | Правила наложения жгута, (закрутки). | 1 | | 13.02 | |
24 | ПМП приобморожениях. | 1 | | 20.02 | |
25 | Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. | 1 | | 27.02 | |
26 | Медицинская аптечка, её предназначение. | 1 | | 06.03 | |
27 | Виды и техника наложения повязок. | 1 | | 13.03 | |
28 | Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в но»;с | 1 | | 20.03 | |
29 | Подготовка выступления агитбригады по ПДД | 1 | | 27.03 | |
30 | Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. | 1 | | 03.04 | |
31 | Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. | 1 | | 10.04 | |
32 | Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. | 1 | | 17.04 | |
33 | Театр ПДД. Подготовка сценки «Друзья светофора». | 1 | | 24.04 | |
34 | Театр ПДД. Подготовка сценки. Репетиция. | 1 | | 08.05 | |
35 | Театр ПДД. Подготовка сценки. Репетиция. | 1 | | 15.05 | |
36 | Театр ПДД. Демонстрация сценки «Друзья светофора». | 1 | | 22.05 | |
37 | Просмотр презентации«История ПДД» | 1 | | 29.05 | |
38 | Подготовка к районному соревнованию «Безопасное колесо» | 1 | | 05.06 | |
39 | Выпуск листовок и медио-плакатов по ПДД. | 1 | | 19.06 | |
40 | Я – знаток ПДД | 1 | | 26.06 | |