СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юные Инспекторы Движения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Юные Инспекторы Движения»



Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района




Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 15

от «29» августа 2020г.

Утверждаю
Директор школы:
 __________Фарукшина Н.А.
приказ № 170-0

От 05 августа 2020г.





Дополнительная общеразвивающая программа

«Юные инспектора движения. ЮИД »

направление: социально-гуманитарное

возраст: 11-13 лет

срок реализации:3 года








Автор:

Педагог дополнительного образования

Валентина Геннадьевна Лупандина


















п. Юганская Обь, 2021 г.

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая основа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

Программа «Юные инспектора движения» имеет социально-гуманитарную направленность, носит практико-ориентированный характер и направлена на создание условий для определения ребенком себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, позволяет научиться быть ответственным за себя и других.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует обеспечению духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания учащихся.

Актуальность программы «Юный инспектор дорожного движения»

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и объединения ЮИД. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, а главное интересное. Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда обучающийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причём, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни. В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного объединения. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».

Социально-гуманитарная целесообразность программы «Юный инспектор движения» состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями.

Данная программа является развивающей.

Уровень освоения программы базовый.

Возраст воспитанников - 11-13 лет.

Состав группы - в работе объединения участвуют обучающиеся 5-7 классов. Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Наполняемость групп - 6-10 человек.

Форма обучения – очная.

Форма занятий - групповая, индивидуальная.

Срок реализации – 3 года.

Общее количество часов за 3 года – 105 часов.

Количество занятий в неделю – 1 раз в неделю;

Продолжительность занятия - занятие по 45 минут.

Отличительные особенности программы «Юный инспектор движения» в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.

Главные принципы:

1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы;

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;

3. Предполагает постепенное усложнение материала;

4. Добровольность участия в данном виде деятельности;

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий;

6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.


Цель программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно - транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Обучающие:

- Научить основным правилам дорожного движения;

- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

Развивающие:

- Развивать мотивацию к безопасному поведению;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Организационно-педагогические условия реализации программы: Набор детей проводится как вначале, так и во время обучения, благодаря гибкой системе занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Это теоретические и практические занятия. На занятиях обучающиеся проходят теоретический материал и закрепляют свои знания на практике. Количество обучающихся в группе 1 года-6 человек, в группе 2 года -5 человек. В группу второго года обучения обучающиеся переходят из первого года обучения. Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В группу могут входить все желающие, которые успешно прошли учебное тестирование по программе первого года обучения.

Формы проведения занятий: Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

 тематические занятия;

 игровые тренинги;

 разбор дорожных ситуаций на настольных играх;

 экскурсии;

 конкурсы, соревнования, КВН, викторины;

 изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

 выпуск стенгазет;

 разработка проектов по правилам дорожного движения;

 встреча с работниками ГИБДД;

 просмотр видеофильмов.

Основные формы деятельности объединения по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы. В работе объединения участвуют обучающиеся 5-7 классов. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Основные методы, используемые для реализации программы «Юный инспектор движения»:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики обучающихся в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимы:

  • рабочий кабинет на 15 посадочных мест, спортивный зал, библиотека;

  • необходимое количество часов.

Материально-техническое оснащение:

  • Столы (8 штук)

  • Стулья (15 штук)

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Жалюзи

  • Магнитно-маркерная доска

Кадровое обеспечение: Педагоги, работающие по данной программе, должны соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».

Ожидаемые или планируемые результаты программы «Юный инспектор движения»

Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников, результатами учебного тестирования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных

ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать

выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

  • обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательная УУД:

  • обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;

  • обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

  • обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;

  • обучающиеся научаться обращаться за помощью;

  • обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;

  • обучающиеся научаться слушать собеседника;

  • обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;

  • обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;

  • обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;

  • обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;


Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;

  • овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:

    • Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся;

    • Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;

    • Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;

    • Повысить дорожную грамотность обучающихся;

    • Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;

    • Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.

Календарный график план
«Юный инспектор движения» 1 года обучения

Дата

Время

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

01.09

16:45-17.25

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

1

0

Учебное тестирование для эрудитов по истории правил дорожного движения

08.09

15.09

22.09

Юный инспектор движения

3

2

1

Интерактивные учебное тестирование по правилам дорожного движения

29.09

06.10

История ГИБДД

2

1

1

Встреча и беседа с инспектором ГИБДД

13.10

20.10

27.10

Правила дорожного движения (ПДД)

3

2

1

Просмотр презентаций по пропаганде правил дорожного движения

03.11

10.11

17.11

Дорожные знаки

3

2

1

Учебное тестирование по теме «Дорожные знаки»

24.11

Акция - как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

1

0

1

Акция по пропаганде правил дорожного движения среди детей, их родителей

01.12

08.12

15.12

22.12

29.12

12.01

Велосипед. Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста

6

3

3

Учебное тестирование «Правила движения на велосипеде»

19.01

Повторение правил безопасности на улице зимой

1

1

0

Конкурс рисунков «Осторожно - дорога зимой! »

26.01

02.02

09.02

16.02

02.03

09.03

Пропаганда изучения правил дорожного движения

6

5

1

Оформление стенда «Уголок безопасности»

16.03

23.0306.04

12.04

20.04

Основы медицинских знаний

5

1

4

Встреча и беседа с врачом школы

27.04

04.05

11.05

Виды транспорта

3

2

1

Фотоконкурс «Виды транспорта »

18.05

Проверка знаний по правилам дорожного движения

1

1

0

Участие в конкурсе «Безопасное колесо»


ИТОГО

34

20

13


Содержание программы 1 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.

Тема № 2 «История развития ЮИД»

Теория. Изучение истории возникновения и развития ЮИД.

Практика. Оформление стенда.

Тема №3 «История ГИБДД»

Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.

Практика. Встреча с сотрудниками ГИБДД.

Тема №4 «Правила дорожного движения»

Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге».

Практика. Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного движения». Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного движения».

Тема №5 «Дорожные знаки»

Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации дорожных знаков.

Практика. Викторины «Азбука безопасности» для обучающихся объединения. Разработка положения школьного конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие – диспут.

Тема №6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ»

Теория. Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.

Практика. Проведение акции «Письмо водителю».

Тема №7 «Правила велосипедиста»

Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.

Практика. Решение тематических карточек. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо». Сборка и разборка велосипеда.

Тема №8 «Повторение правил безопасности на дорогах зимой»

Теория. Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!».

Тема №9 «Пропаганда изучения правил дорожного движения»

Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.

Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Просмотр учебного фильма «Азбука безопасности на дороге».

Тема №10 «Основы медицинских знаний»

Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.

Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых стартов

«Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчета о проделанной работе.

Тема №11 «Виды транспорта»

Теория. Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на водном и воздушном транспорте.

Практика. Проведение тестов для проверки знаний. Просмотр учебного фильма «Азбука дороги».

Тема №12 «Проверка знаний по правилам дорожного движения»

Теория. Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного движения.

Практика. Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД.

Ожидаемые результаты после 1года обучения:

 Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

 Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;

 Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

 Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

 Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

 Снижение уровня и сокращения случаев детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Календарный график план
«Юный инспектор движения» 2 года обучения

дата

Время

Тема

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля




Теория

Практика

Всего


01.09

16:45-17:25

Исторические сведения о развитии ПДД

1


1


08.09

15.09



На улицах нашего поселка

1

1

2


22.09

29.09

06.10



Мы - пешеходы

2

1

3


13.10

20.10

27.10



Элементы улиц и дорог

2

1

3


03.11

10.11

17.11



Светофоры

2

1

3


24.11

01.12

08.12




Сигналы регулировщика

2

1

3


15.12

22.12

29.12




Дорожные знаки

2

1

3


12.01


Мы - пассажиры

1


1


19.01


Виды транспортных средств

1


1


26.01


Правила пользования транспортом

1


1


02.02


Остановочный путь транспорта

1


1


09.02


Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

1


1


16.02

02.03

09.03



Разметка проезжей части

2

1

3


16.03


Движение учащихся группами и в колоннах


1

1


23.03

06.04

12.04


Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию 1-й медицинской помощи

2

1

3


20.04

27.04


Велосипеды, мопеды.

1

1

2


04.05


Марки отечественных машин

1


1


11.05


Труд водителя

1


1


18.05

Проверка знаний учащихся


1

1



итого

24

11

34


Содержание программы 1 года обучения

Тема № 1. Исторические сведения о развитии ПДД /2ч./.

Рассказ учителя об очень строгих требованиях, которые были доведены до сведения широкой публики в XVIII веке. Об извозчике (крепостном), который в 1784 году впервые в России получил водительские права.

Тема № 2. На улицах нашего поселка /4ч./.

Беседа: «На улицах нашего поселка» (что представляет собой улица, для чего надо знать и выполнять правила дорожного движения).

Практическая часть: Экскурсия по поселку.

Наглядность: Макет перекрестка, таблицы, схемы улиц, перекрестков.

Должны знать: из каких элементов состоит улица (тротуар, проезжая часть), их назначение. Знать различие между улицей, переулком, проспектом, площадью.

Термины и понятия: улица, переулок, проспект, площадь.

Должны уметь: выполнять правила безопасности движения на улицах города.

Тема № 3. Мы - пешеходы (6ч.).

Беседы: «Легко ли быть пешеходом?», «Правила культурного пешехода».

Практическая часть: экскурсия «Мы - пешеходы».

Наглядность: макет перекрестка, таблицы;

Оборудование: д/фильм «Безопасный маршрут в школу».

Должны знать: правила для пешеходов.

Термины и понятия: пешеход.

Должны уметь: выполнять правила культурного пешехода -правильно переходить улицу и дорогу, выбрать безопасный маршрут в школу.

Тема № 4. Элементы улиц и дорог (4 ч.)

Беседа: «Элементы улиц и дорог».

Практическая часть: Экскурсия (прогулка), наказ и рассказ об основных элементах улиц и дорог.

Наглядность: набор фигур пешеходов, макеты и рисунки улиц, дорог, перекрестков.

Оборудование:

Должны знать: из каких главных частей состоит дорога, для кого предназначена пешеходная дорожка, для чего устанавливается велосипедная дорожка.

Основные понятие и термины: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

Должны уметь:

Тема № 5. Светофоры (6 ч.)

Беседа: «Светофоры». Места установки, принципы работы /их назначение и разновидности/, как расположены сигналы светофора.

Разучивание сценки: «Бездельник-светофор».

Просмотр д/фильма: «Три чудесных цвета».

Практическая часть: работа на тренажере «регулируемый перекресток». Выход на перекресток.

Наглядность: прапрадеды современного светофора, современные светофоры, слово - светофор

Оборудование:

Должны знать: о светофорах, их сигналах.

Термины и понятия: светофор;

Должны уметь: правильно переходить улицу и дорогу по зеленому сигналу транспортного светофора и разрешенному сигналу пешеходного светофора:

- красный - стой;

- желтый - жди;

- зеленый - иди;

Тема № 6. Сигналы регулировщика (8 ч.)

Рассказ учителя о сигналах регулировщика, их значении. Водители и пешеходы должны подчиняться сигналам регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам, разметке.

Практическая часть: упражнение с жезлом, разводкой транспортных средств на макете, тренажере.

Наглядность: таблицы «Сигналы регулировщика». Оборудование: жезлы, тренажер, макет перекрестка.

Должны знать: жесты и положения корпуса регулировщика, соответствующие сигналы трехцветного светофора.

Термины и понятия: регулировщик.

Должны уметь: распознавать сигналы регулировщика, показывать жесты регулировщика: три разновидности: красный, желтый, зеленый.

Тема № 7. Дорожные знаки (24 ч.)

Беседа: о группах дорожных знаков, их форме, окраске, изображении на них. О значении цифр, стоящих под знаками.

Д/фильм «Дорожные знаки».

Загадки в дорожном порядке (дорожных знаках).

Игры: «Говорящие знаки», «Дорисуй знак», «Назови знак», «Изобрази знак».

Практическая часть: решение задач на тему "Дорожные знаки",

Наглядность: комплект дорожных знаков, д/фильм «Дорожные знаки», игра «Говорящие знаки».

Оборудование: экран, фильмоскоп, макет перекрестка.

Должны знать: дорожные знаки, их значение.

Должны уметь: пользоваться дорожными знаками во время движения.

Тема № 8. Мы - пассажиры (4 ч.)

Беседа: о правилах поведения в транспорте, на остановках, при посадке и выходе из транспорта.

Практическая часть: поездка в городском транспорте. Игра «Мы – пассажиры».

Наглядность: таблицы.

Должны знать: правила для пассажира в общественном транспорте.

Должны уметь: пользоваться общественным транспортом и быть культурным пассажиром.

Термины и понятия: пассажир, остановка.

Тема № 9. На загородной дороге (4 ч.)

Беседа: отличие загородной дороги от городской. Элементы загородной дороги. Правила поведения на загородной дороге.

Практическая часть: решение задач.

Наглядность: таблицы, схема загородной дороги (шоссе, схема дороги с ж/д переездом).

Должны знать: правила пешехода на загородной дороге.

Должны уметь: правильно идти по загородной дороге.

Термины и понятия: дорога, ж/д переезд, проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка.

Тема № 10. Виды транспортных средств (6 ч).

Беседа: история транспорта. – Виды транспортных средств и их предназначение.

Практическая часть: просмотр д/фильма «Внимание! Спецмашины».

Наглядность: таблицы, набор машинок, д/фильмы.

Должны знать: виды транспорта - грузовой и пассажирский или общественный и специальный.

Должны уметь: различать все виды транспортных средств и пользоваться ими.

Термины и понятия: автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед, автобус, троллейбус, трамвай, такси. Спецмашины: пожарные, «Скорая помощь», ГИБДД.

Тема № 11. Правила пользования транспортом (2 ч.)

Беседа: повторить материал о спецмашинах.

Практическая часть: просмотр д/фильма «Внимание! Спецмашины». Наглядность: таблицы, набор машинок, д/фильмы. Должны знать: предназначение различных видов транспорта. Должны уметь: пользоваться транспортом.

Тема № 12. Остановочный путь транспорта (4 ч.)

Беседа: по д/фильму «На скользкой дороге».

Практическая часть: работа по таблицам, решение задач на тормозной путь автомобиля.

Наглядность: таблицы, «Тормозной путь автомобиля», д/фильм «На скользкой дороге».

Должны знать: тормозной путь, от чего он зависит, об опасности перехода, проезжей части перед близко идущим транспортом.

Должны уметь: выполнять правила дорожного движения

Термины и понятия: тормозной путь.

Тема № 13. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах (2 ч.)

Рассказ педагога о цифрах и буквах, регистрационных знаках, их стандарте, и размещении на автомобилях и прицепах грузового автотранспорта. Их назначение.

Практическая часть: работа по таблицам.

Наглядность: таблицы и госномер.

Должны знать: что все виды транспортных средств имеют свой регистрационный номер, назначение этих номеров.

Термины и понятия: регистрационный номер.

Тема № 14. Разметка проезжей части (8 ч.)

Беседа: о дорожной разметке и ее назначении. Виды разметки: горизонтальная, вертикальная.

Практическая часть: экскурсии.

Наглядность: таблицы.

Должны знать: для чего делается разметка улиц и дорог.

Должен уметь: пользоваться дорожной разметкой, чтобы избежать ДТП.

Термины и понятия: разметка вертикальная, горизонтальная, осевая линия, зебра, островок безопасности.

Тема № 15. Движения учащихся группами и в колоннах (2 ч.)

Рассказ педагога о движении организованных пеших колон и групп детей.

Практическая часть: экскурсии, игры.

Наглядность: таблицы.

Должны знать: о движении организованных пеших колонн и групп детей.

Должен уметь: выполнять правила дорожного движения.

Термины и понятия: колонна, группа.

Тема № 16. Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (16 ч.)

Знакомство с поведением учащихся при ДТП. Виды травматизма, первая медицинская помощь при ДТП.

Практическая часть: оказание первой медицинской помощи при переломах, ранах, наложение повязок, жгута, шины, искусственное дыхание.

Наглядность: таблицы.

Должны знать: виды ран и кровотечения, переломы, состав аптечки, подручный материал, правила наложения жгута.

Должен уметь: обработать рану, наложить повязку, жгут, шину.

Термины и понятия: жгут, шина, подручный материал.

Тема № 17. Марки отечественных машин (6 ч.)

Беседа: о марках отечественных машин, их масса, грузоподъемность, мощность двигателя и значение транспорта в экономике страны.

Практическая часть: работа по таблицам, конкурс рисунков.

Наглядность: таблицы.

Должны знать: марки отечественных машин.

Тема № 18. Труд водителя (2 ч.)

Встреча с интересными людьми, работающими на автотранспортном предприятии.

Практическая часть: просмотр д/фильма «Мой папа - шофер».

Наглядность: д/фильм «Мой папа - шофер».

Должны знать: профессию водителя.

Тема № 19. Велосипеды, мопеды (16 ч.)

Рассказ: велосипед - самый распространенный вид транспорта, его история. Устройство велосипеда. Правила велосипедиста. Мопед, устройство мопеда.

Практическая часть: просмотр д/фильма «Заяц в седле», решение билетов для велосипедиста, езда на велосипеде, сборка и разборка велосипеда. Подготовка к городским соревнованиям «Безопасное колесо».

Наглядность: д/фильм «Заяц в седле», таблицы.

Должны знать: правила дорожного движения для велосипедиста.

Должен уметь: пользоваться правилами дорожного движения на дорогах города.

Итоговое занятие: соревнования «Безопасное колесо» по трем

этапам:

- знаток ПДД;

- юный медик;

- фигурное вождение;

Цель: способствовать закреплению ПДД, оценить знания учащихся в вопросах безопасности движения, закрепить навыки вождения велосипеда и оказании первой медицинской помощи.


Учебный план «Юный инспектор движения» 3 года обучения

Дата

Время

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

01.09

08.09

16:45-17:25

Инструктаж о технике безопасности

2

1

1

1 раз в месяц

15.09

22.09

Юный инспектор движения

2

1

1

Интерактивные учебное тестирование по правилам дорожного движения

29.09

06.10

13.10

20.10

27.10

03.11

10.11

17.11

24.11

01.12

Изучение ПДД:
- дорожные знаки;
- правила поведения на дорогах и улицах


10

8

2

Теоретические занятия, практические занятия, классные часы по правилам дорожного движения для учащихся младших классов

08.12

15.12

22.12

29.12

12.01

Велотехника (устройство велосипеда)

5

2

3

Разборка и сборка велосипеда (практические занятия)

19.01

26.01

02.02

09.02

16.02

02.03

09.03

Вождение велосипеда

7

2

5

Знакомство с препятствиями (практические занятия)

16.03

23.03


Основы медицинских знаний

8

4

4

Оказание практической помощи

06.04

Агитационная работа (по отдельному плану)

1

-

1

Выступление перед учащимися школы, родителями. Рисование плакатов и рисунков.

12.04

Итоговое занятие

1





ИТОГО

34

17

16



Содержание программы 3 года обучения

Тема № 1. Инструктаж о ТБ.

Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.

Тема № 2.Юный инспектор

Теория. Разработка изучения положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год.

Практика. Оформление стенда «ЮИД».

Тема №3. Изучение правил дорожного движения

Теория. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. Знакомство с группами знаков, их назначение, установка. Изучения значений и особенностей групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.

Практика. Подготовка к акции посвящённой памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Подготовка рисунков для конкурса «Безопасность глазами детей».

Тема №4. Велотехника

Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.

Практика. Разборка и сборка велосипеда.

Тема №5. Вождение велосипеда

Теория. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

Практика. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо».

Тема №6 «Основы медицинских знаний»

Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.

Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение весёлых стартов «Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.

Тема №7 «История ПДД, ЮИД, ГИБДД»

Теория. Изучение истории возникновения и развития правил дорожного движения и ЮИД. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.

Практика. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. Работа с 1-2 взводом. Встреча с сотрудниками ГИБДД.

Тема №8 «Выступление агитбригады»

Теория. Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен.

Практика. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по правилам дорожного движения.

Тема №9 «Агитационная работа»

Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения.

Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Рисование дорожных знаков для воспитанников детского сада. Изготовление поделок на тему ЮИД. Рисование плакатов по предупреждению правонарушений на дороге.

Тема №10 «Итоговое занятие»

Практика. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД.

Ожидаемые результаты после 3 года обучения:

• сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся школы;

• повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;

• повышение ответственности обучающихся за своё поведение на дороге.





Список литературы.


1.Богачек Б.И. Наш друг – велосипед. - Свердловск, 1988.

2.Рублях В.Е., Овчаренко Л.Н. «Изучение правил ПДД в школе»,

3. Извекова Н.А. Правила дорожного движения.

4.ЯкуповА.М. «Формирование транспортной культуры школьников»: Челябинск,2008.-367с.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!