СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юный географ» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Юный географ» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности»







«Юный географ»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

Возраст учащихся: 15-16 лет

Срок реализации: 1 год





Составитель:Шевченко Е.В., учитель географии
































Содержание


  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

«Юный географ»


1.1.

Пояснительная записка

с. 3

1.2.

Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Юный географ»

с. 5

1.3.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юный географ»

с. 6


Учебный план

с. 6


Содержание учебного плана

с. 7

1.4.

Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы

«Юный географ»

с. 10

II.

Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной

общеразвивающей программы «Юный географ»

с. 12

2.1.

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Юный географ»

с. 12

2.2.

Методические материалы

с. 12

2.3.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный географ»

с. 20

2.4.

Оценочные материалы

с. 21


Список литературы для работы педагога с учащимися

с. 21


Список литературы для родителей и учащихся

с. 22


I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Юный географ»


    1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный географ» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г.

№ 09-3242), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра- зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии.

Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.

Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.

Для изучения географии своей местности предлагается следующий кружок:

«Юный географ»– 9 класс, 105 ч.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как « географическое положение», «природные условия», «климат», « хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны , лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, туристические походы, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия.

Особое место в программе кружка принадлежит исследовательской деятельности. Предполагается написание исследовательских работ, участие в конференциях, слетах, конкурсах.


    1. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы

«Юный географ»

Цель программы: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.


Задачи программы:

I. Образовательные:

Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.

Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.

Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

II. Развивающие:

Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.

Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.


Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы от 15 до 16 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим работы: в неделю проводится три занятия 45 минут.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Юный географ» изучается в 9 классе из расчёта 3 ч в неделю.

Объем часов: 105 часов теоретическая часть – 30 часов, практическая часть- 50 часов, исследовательско- проектная деятельность - 25 часов.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как « географическое положение», «природные условия», «климат», « хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны , лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.


Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  • требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

  • Законе «Об образовании»;

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;


    1. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Юный географ»


Учебно-тематическое планирование кружка «Юный географ»


п/п

Темы

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

1

Введение.

1

1


2

План и карта.

6

3

3

3

Методика полевых этнографических исследований.

6

3

3


4

Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Ставропольского края

5

3

2


5

Климатические особенности, внутренние воды Ставропольского края

5

4

1


6

Почвы, растительный и животный мир Ставропольского края

8

3

5

7

История и развитие с.Октябрьское

10

7

3

8

Население села.

10

4

6


9

Улицы села Октябрьское.

10

6

4


10


Предприятия села Октябрьского

10

4

6

11

Знаменитые люди нашего края, района, села.

10

6

4

12

Исследовательско - проектная деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа).


30




всего

105











Планирование исследовательской деятельности учащихся кружка

«Юный географ»




Направления


Исследовательская деятельность


1



Геология


создание коллекции минералов и полезных ископаемых района.

экскурсии в школьный музей , в краеведческий музей города Ипатово.



2



Внутренние воды города


определение доступных характеристик воды реки Кубырле, Калаус.

создание мини-проекта



3



Почвы района


изучение типов почв пришкольного участка.

создание проекта «загрязнение почвы пришкольного участка выхлопными газами автомобилей»


4


Улицы села


работа с различными источниками информации.

создание мини-проекта «Название улиц моего села».


5



Предприятия



экскурсии на предприятия.

изучение продукции, выпускаемой в районе

создание презентации: «Предприятия района и их продукция».




6



Состояние природной среды


создание туристического маршрута по окрестностям поселка.

создание мини-проектов о способах переработки вторсырья: «Отходам - вторую жизнь»


7


Учебные заведения


создание мини-проекта «История школы в лицах»


8


Знаменитые люди края,района, села

работа с различными источниками информации.

посещение краеведческого музея.

создание презентации.





Содержание программы


1. Введение ( 1 ч.) Цели и задачи кружка «Юный географ». Инструктаж по технике безопасности

Тема 2. План и карта (6 ч.)

Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.

Тема 3. Методика полевых этнографических исследований ( 6 ч.)

Основные понятия:

Типы полевых этнографических исследований: стационарный (кабинетный), экспедиционный (полевой)

Методы полевых этнографических исследований: наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, метод пережитков, сравнительно-функциональный.

Содержание темы: Виды экспедиций: стационарные экспедиции, маршрутные, маршрутно-кустовые экспедиции.

Практические занятия: Характеристика методов: полевой метод: непосредственное наблюдение, опрос, беседа, описание явлений традиционной культуры, реконструкции, работа по программам, вопросникам, выписка статистических сведений из документов текущего учета населения (хозяйственных книг), сбор экспонатов – личные наблюдения участника экспедиции (полевой дневник).


Основные правила безопасности при проведении полевых и экспедиционных работ

Тема 4. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. ( 5 ч.)

Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия.

Содержание темы: предмет изучения минералогии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.

Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки, участие в геологическом слете.

Тема 5. Климатические особенности и внутренние воды ( 5 ч.)

Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки Ипатовского района, Ставропольского края ,озера и их происхождение. Опасные природные явления.

Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над мини-проектом.

Тема 6. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей района

( 10ч.)

Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей Бобровского района.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», растительный и животный мир города.

Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.

Тема 7. Возникновение и развитие городов Ставрополья и с.Октябрьское. (10ч.)

Основные понятия: город, герб, флаг - символы власти.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

Содержание темы: Герб и флаг города Ставрополя, Ипатово. Историческое прошлое города

Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия.

Географическое положение . Геологическая история. Природные условия города и его окрестностей.

Практические занятия: История происхождения названий улиц города, рек. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Тема 8. Население города и поселка. ( 10 ч.)

Основные понятия: миграция, национальный состав.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История заселения. Численность населения . Национальный состав города. Миграции населения.

Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.

Тема 9. Улицы и учебные заведения ( 10 ч.)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения города. История развития образования в городе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».

Тема 10. Промышленные предприятия района , края ( 10 ч.)

Основные понятия: отраслевая структура, промышленность, промышленные предприятия.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: Развитие хозяйства района. Развитие города в конце 20 века. Промышленные предприятия Ставропольского края, Ипатовского района. Развитие транспорта в городе. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.

Практические занятия: Экскурсии на предприятия района. Составление картосхемы промышленных предприятий города. Создание презентации. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

Тема 11. Знаменитые люди Ставропольского края , Ипатовского района

( 10 ч.)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов

Содержание темы: Знаменитые люди города (труженики промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие страны.

Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.




1.4.Планируемые результаты

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.

Учащиеся должны знать/ понимать:

- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

- замечательных людей своего населенного пункта;

- историю своей семьи;

- природу родного края,

- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

- описывать основные этапы развития населенного пункта;

- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;

- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой информации;

- определять географические координаты и границы населенного пункта,

- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.


Способы проверки результатов работы:

-выставки

-фестивали

-учебно-исследовательские конференции

-экологические слеты

-олимпиады


Изучение программы кружка завершается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих самостоятельных работ учащихся, оформляется выставка фотографий, рисунков о родном крае.


Направления:

Введение, план и карта, методика полевых этнографических исследований, минералогия, геология района, рельеф и полезные ископаемые, климатические особенности, внутренние воды, почвы, растительность и животные. Обитающие в окрестностях района, история образования города, поселка, население, промышленные предприятия, знаменитые имена и фамилии города и села, исследовательская деятельность, полевая игра.






II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной

общеразвивающей программы «Юный географ»

2.1.Условия реализации программы


Для реализации данной программы необходимо иметь:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для учащихся – 12 штук;

3. Стулья – 24 штук;

4. Стол – 1 штука;

5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;

6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видеопрезентации по темам;

7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.

8. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Кружок посещают учащиеся 9 класса. Занятия кружка в основном проходят в кабинете географии. Кабинет оснащен компьютером, мультимедиапроектором, муз. оборудованием. На кружке учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, разрабатывают тесты, делают презентации, исследовательские работы. В работе кружка широко используются электронные диски. Также при проведении кружка используются такие формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, лекция, творческая мастерская.


2.2 Методические материалы.


























п/п

Раздел или тема

программы (по учебному плану)

Формы

занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический

материал

Формы подведения итогов

Техническое

оснащение занятия

1

Введение в программу.

Занятие-знакомство.

Беседа.

Групповая практическая работа.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демон-страция иллюстраций, фотографий.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ документов, музейных предметов

Практический: работа с картой, документами под наблюдением педагога.

Презентация прог-раммы, презентация «Символика России», презентация «Лучший город Земли»инструкция по ОТ и ТБ, иллюстрации, документы, карточки с заданиями

Опрос, тестирование, кроссворд

Компьютер

2

План и карта

Беседа.

Лекция.

Практическая работа

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением, экскурсия.

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными

Презентации, иллю-страции

Наблюдение, измерение, анализ

Компьютер, линейка, компас, карандаш, ластик, бумага, метр.

3

Методика полевых и этнографических исследований

Беседа.

Лекция.

Практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением, экскурсия.

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы, карточки с заданиями

Наблюдение, опрос, тестирование, кроссворд

Компьютер

4

Минералогия, геология, рельеф, и полезные ископаемые Ставропольского края

Беседа.

Лекция.

Практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ, экскурсия.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы

Наблюдение, опрос, тестирование, кроссворд

Компьютер

5

Климатические особенности, внутренние воды Ставропольского края

Беседа.

Лекция.

Практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ, экскурсия.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы, графики, таблицы

Наблюдение, опрос, тестирование, кроссворд

Компьютер

6

Почвы, растительный и животный мир Ставропольского края

Беседа.

Лекция.

Самостоятельная практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы

Наблюдение, опрос, защита мини – проектов

Компьютер

7

История и развитие села Октябрьского

Беседа.

Лекция.

Самостоятельная практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы

Наблюдение, опрос, защита мини – проектов

Компьютер

8

Население села

Беседа.

Лекция.

Самостоятельная практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы

Наблюдение, опрос, защита мини – проектов

Компьютер

9

Улицы села Октябрьского

Беседа.

Лекция.

Самостоятельная практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы

Наблюдение, опрос, защита мини – проектов

Компьютер

10

Предприятия села Октябрьского

Беседа.

Лекция.

Самостоятельная практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы

Наблюдение, опрос, защита мини – проектов

Компьютер

11

Знаменитые люди нашего края, района, села

Встречи и беседа.

Лекция.

Самостоятельная практическая работа.

Экскурсия.

Словесный: беседа, инструктаж, объяснение.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ работ с объяснением

Практический: работа с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога

Презентации, иллю-страции, документы

Наблюдение, опрос, защита мини – проектов

Компьютер

12

Итоговые занятия.Исследовательско- проектная деятельность.

Экскурсия.

Итоговое занятие.

Практический: проведение мини – экскурсий, итоговая викторина


Итоговое тестирование, проведение мини - экскурсий

Компьютер




Для эффективного обучения используются различные формы и методы ведения занятий: рассказ, бeceды, сюжетно-ролевые игры, KBH, викторины, круглый стол, походы, экскурсии, практические и лабораторные работы, слеты, трудовые десанты, экологические акции, встречи с интересными людьми, походы, экскурсии, презентация, виртуальны путешествия. Применяемые индивидуально-групповые формы обучения позволяют выявить и развить индивидуальные способности каждого ребенка. Проводимая в течение всего учебного года диагностическая работа (анкетирование, тестирование) позволяет не только оценить уровень и степень усвоения знаний по программе, но и выявить интересы и потребности учащихся на каждом этапе реализации программы. Проводимые в течение всего учебного года акции воспитывают у учащихся любовь к природе, трудолюбие, ответственность за состояние окружающей cpeды, возможность реализовать свой потенциал созидателя.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания, опыты и практические занятия, создание экологических и географических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологичекие акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные фopмы привлечения семьи к совместной деятельности: семейные домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели естественных наук, участие в организации праздников.


Дискуссии исполъзуются при обсуждении новых знаний, проблемных ситуаций и помогают развивать грамотность речи учащихся. Необходимым методическим элементом программы является организация и проведение выходов, выездов, где в полевых условиях учащиеся вырабатывают умения и навыки исследовательской работы и закрепляют полученные теоретические знания на практике.




Алгоритм учебного занятия.

Подготовительная часть занятия:

организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния учащихся. Основными средствами подготовительной части являются беседа, диалог. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.

Основная часть занятия:

задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных теоретических и практических знаний и умений по изучаемым темам с использованием современных методов и приемов в соответствии с календарным тематическим планированием. Основная часть начинается с постановки цели и задач занятия, установки на изучение новых

экологических понятий и терминов, проблемных ситуаций и задач. Обязательна физкультурная пауза. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени.

Заключительная часть занятия:

основные задачи: краткий анализ работы, подведение итогов.

На эту часть отводится 5-10% общего времени.

Основными средствами являются: познавательные игры, викторины, тесты, опрос, отчет, рисунки, модели.

Проводится краткий анализ достигнутых на занятии успехов, что создает у детей чувство удовлетворения и активизирует стремление к познанию нового.

Методическое обеспечение программы .Педагогические технологии.

В процессе реализации образовательной учебной программы использую следующие педагогические технологии:

-технология индивидуализации обучения (позволяет развить способности каждого ребенка)

-технология группового обучения группы (объединение делится на малые группы -3-5 чел.), позволяющая создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных умений и интеллектуальных способностей;

-технология дифференцированного обучения (задания разной степени сложности, в зависимости от уровня знаний учащегося),

-технология развивающего обучения: ребенок рассматривается как самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Опираясь на сформировавшиеся качества ребенка, на то , что ребенок может сделать самостоятельно поэтапно вводятся видьl деятельности, которые может сделать с помощью педагога (обработка наблюдений, работа с литературой по биологии и экологии, составление схем, таблиц,);

-технология исследовательской деятельности (постановка опытов, фенологические наблюдения в природе) позволяет развить познавательную деятельность учащихся;

технология игровой деятельности (ролевые игры, познавательные

«КВН,»Эрудит», «Своя игра», «Учитель — ученик») способствует возбуждению познавательного интереса учащихся, активизации памяти, мышления, воображения. У каждого ребенку есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую. Игровая деятельность позволяет вовлечь каждого учащегося.

-здоровьесберегающая технология направлена на укрепление здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни.

В процессе реализации программы мною используются следующие компоненты технологии:

-оптимальная плотность занятия;

-чередование видов деятельности;

- уважительный стиль общения ;

- эмоциональная разрядка;

-физкультурная пауза и правильная рабочая поза.

Методы обучения используемые при реализации программы:

словесные, наглядные, практические, анализ, обобщение, проблемные ситуации, дозированная помощь, творческие задания, самостоятельная работа, исследовательский, проблемно-поисковый, игровой.

Методы воспитания, используемые при реализации программы:

методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример. MeтoдьI организации деятельности и формирования опыта поведения приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования поведения и деятельности — поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). В процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.

2.3.Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный географ».

Все виды и формы проверки знаний учащихся для определения результативности усвоения данной программы направлены

а) на развитие:самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (защита мини- проекта, наблюдение, конференции);внимания (ребус), памяти (кроссворд, тест, викторина);воображения (аукцион);аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);речи учащихся (ролевые игры).

б) на проверку знаний фактического материала (конкурсы, тесты, олимпиады, викторина);

в) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, реферат, практические работы, мини-сочинение, творческое задание).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах усвоения учебного материала. Поощрение и стимулирование формирует у учащихся убеждение в правильности своих суждений и выборе направления детского объединения.


2.4.Оценочные материалы.

Оценка планируемых результатов учащихся по данной программе осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутренней итоговой аттестации освоения общеобразовательных программ обучающимися объединений МКОУ СОШ№3 с.Октябрьское».

Формой отслеживания учебных результатов служит диагностика. Диагностика проводится в течение всего учебного года: начальная, промежуточная, итоговая и отражает количество учащихся в полной мере освоивших программу к общему количеству.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини –проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом городе живу, я этот город знаю».

Способы проверки представлены тестированием, творческими заданиям. Степень усвоения материала оценивается в баллах, проводится мониторинг степени усвоения программы, вносится корректировка в содержание программы. Уровень освоения содержания программы отслеживаю по показателям: степень усвоения теоретического материала (тесты, олимпиады, интеллектуальные конкуры естественнонаучной направленности, творческие задания, викторины, ролевые игры, отчет);умение выполнить работу по образцу (практические работы, лабораторные работы, акции), умению анализировать и прогнозировать(решение проблемных ситуаций, задач, ребусы, мини проекты, экологические диктанты и сочинения). Одним из важных оценочных критериев является активность учащихся (участие в конкурсах, слетах, конференциях).Критерии замера прогнозируемых результатов - призовых места, нaгpaды, грамоты, сертификаты).

Уровень воспитанности и культуры учащихся отслеживается путем педагогических наблюдений , анкетирования, оценки родителей и классных руководителей, а также самих воспитанников.


Список литературы для педагога


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).

2.Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

5.Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области [Текст] : сборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56 с.

6.Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.

7.Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.

8.Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

9.  Скрипчинский В.В., Танфильев В.Г., Дударь Ю.А. и др. Сохраним для потомков Ставрополь.

10. Экология Ставропольского края /Под ред. В.Ф. Вишняковой. Ставрополь.

11. Губанов И.А., Новиков В.С. Школьный Атлас-определитель высших растений М.

12. Иванов, А.Н. Охраняемые природные территории / А.Н. Иванов, В.П. Чижова М.: Изд-во Московского университета С Кононов В.Н. Растительность и конспект флоры Ставропольской возвышенности Автореф. Докт. Дисс. Кишинев.

13. Красная книга Ставропольского края. Редкие и находящие под угрозой исчезновения растений и животных.// Н.С. Панасенко (отв. Ред.). Ставрополь: Полиграфсервис, Т. 1: Растения/ А.И.Иванов (отв. Ред.)

14.  Савельева В.В., Шальнев В.А. Физическая география Ставропольского края Ставрополь.


Список литературы для учащихся


1. Путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.


Интернет-ресурсы

http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)

http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).

http://www.virtan.ru (Природа России).

http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий)

http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).

http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»).

http://russia-karta.ru (Электронная карта России).

http://azbukivedi-istoria.ru/

http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая родословная»

http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/ Как составить родословную

http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии»

http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!