СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юрий Черных. Стихи. «Веселый разговор» и «Необычные гости».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями (УУД). На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие.

Просмотр содержимого документа
«Юрий Черных. Стихи. «Веселый разговор» и «Необычные гости».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №42» г. Братск

Разработка урока. Литература Восточной Сибири.

Тема: Юрий Черных. Стихи.

«Веселый разговор» и «Необычные гости».

Тархова Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Аннотация: Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями (УУД). На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. СДП нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Цели урока:

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; формировать у них умения реализации новых способов действий; научить учащихся искать и обрабатывать информацию о творчестве Юрия Черных; расширить понятийную базу; создать условия для развития эмоционального восприятия поэтического текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, речи; работать в группе, умение учиться.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование урока: компьютер, м/медиа, мультфильм, портреты поэта, презентация, рисунки, фото, стихотворения, словари, карта.

Формирование УУД: (личностные) - формирование положительного отношения к учёбе; - способность к взаимооценке и самооценке; - умение работать в группе; (регулятивные) – планирование своего действия с поставленной задачей; (познавательные)- построение речевого высказывания в устной форме; - создание презентации; (коммуникативные) включение в диалог с учителем, одноклассниками; обмен эмоциями.

Метапредметные - умение вести диалог, работать с картой, рисовать, применять знания по теме: «Омонимы»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Продукт взаимодействия.

Лист самооценки.

Физминутка с аффирмациями (краткая фраза, 

стимулирующая положительные перемены)


Приготовили пальчики для работы, ладошки, почувствовали тепло, погладили лоб, ушки, чтобы слышать и слушать хорошо, быть умными и активными.

Учащиеся выполняют всё и все вместе с учителем.

Настроились на позитивную волну.

Скороговорки.


Либретто «Риголетто»

Полили ли лилию, видели ли Лидию.

Молодцы!

Проговорили, новую скороговорку записали.


Активная работа артикуляционного аппарата.

Самооценка 1 балл.

Опрос по домашнему заданию

Чтение стихотворения по ролям. И. Луговской «Кто разбил лёд?»

Оценивают читающих

Оценка словесная понравилось - не понравилось или знаковая. Смайлик: хорошо , плохо

Актуализация опорных знаний:

Прочитаем все вместе «Егоркины скороговорки»

Приложение №1


Чтение каждым учеником.

Активная работа артикуляционного аппарата.

Самооценка 1 балл.

Мотивация


Знаете, ли вы, чьи эти стихи?

Хотите узнать? Может поможет вам в этом просмотр мультфильма?

Нет.


Да.

Кто знает слова, тот подпевает.

Просмотр мультфильма. «Песенка-загадка. Кто пасется на лугу?»

Приложение №2

Изучение нового материала

Определите тему урока. Поможет вам в этом учебник.

Запись в тетради темы.

Юрий Черных «Веселый разговор» и «Необычные гости».

Постановка цели и задач урока

Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, свои цели, свои действия.





.

-читать, писать, сочинять, рисовать, искать;

-презентацию создать;

-работать в группе...



Есть ли полюбившийся девиз урока?

Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока

- Желание трудиться, все научиться делать самому.

Девиз урока.

Задания группам и индивидуальные задания.

Работаем сегодня в городе Мастеров:

-информатики-экскурсоводы;

-географы;

-художники-иллюстраторы;

-артисты;

-рифмачи;

Время работы в группе 10-15 минут. Учитель консультирует группы.

Выбор группы

Распределение по группам


Информатики-экскурсоводы. Создайте презентацию - экскурсию «Поэт Ю. Черных - наш земляк»

Фотоматериал на сайтах, указанный в литературе, но для экономии времени приготовлен в отдельной папке.

Презентация «Поэт Ю. Черных - наш земляк». Доказывают, что Ю. Черных – наш земляк.


Сделаем вывод.

Земляк это тот, кто родился с нами в одном краю, на одной земле. А наш край, наша родная земля называется Сибирь, значит, все мы – сибиряки, как и Юрий Егорович Черных. Ведь родился он в небольшом сибирском городе Усть-Куте, затем долгие годы жил в сибирском городе Братске, очень любил приезжать в Иркутск, где жили его друзья и где издавались его книги.


Рифмачи

Придумайте рифму, дополните строчку. Стихотворение «Огонь-недотрога» Ю.Черных. Расскажите о рифме и ритме.


Я такой:
Вспыльчивый и ……
Ни рукой, ни ………
Ты меня не трогай.
А затронешь …… -
Стану злее волка,
Так лизну ……… -
Помнить будешь …

Не играйте, ………,
С недотрогой этим!

Эталон стихотворения.

Приложение№3.

Индивидуальные з





Сделаем вывод. Ключевые слова запишем в тетрадь.


Стихи Ю.Черных — игра со словами, ритмом и рифмами. Его слог узнаваем, а стихотворения добрые и наполнены любовью к жизни и детям


Географы.

Прочитать текст, найти географические названия, связанные с именем Ю. Черных, показать на карте или выделить флажками, звездочками.

Работа с текстом и картой. Приложение№4.

На карте звёздочками отмечены места, где жил Ю. Черных, и где издавались его книги. Доказывают, что Ю. Черных – наш земляк.


Артисты. 1.Прочитайте по ролям и инсценируйте стихотворение «Веселый разговор», вспомните – как работают молотком, пилой, как рубят дрова топором. «Необычные гости» Страница учебника - 92-95

Чтение одним учеником стихотворения «Веселый разговор», все остальные с рефреном тук-тук, тюк-тюк, вжик-вжик.

Инсценировка стихотворений, чтение по ролям.

Поиск информации, выполнение заданий

Художники- иллюстраторы. 1.Прочитайте стихотворения «Веселый разговор» и «Необычные гости» Ю.Черных и к нему нарисуйте рисунок.

Работают по выбору командой или индивидуально.

Картинная галерея. (Рисунки к стихам);







Языковеды. Прочитать стихотворение «Лук и стрелы», определить, как называются эти слова в русском языке.



Первичное применение нового знания



Литературоведы. Стихотворение, Рифма, Ритм, Лирика.


Групповой продукт:

Картинная галерея. (Рисунки к стихам);

Презентация;

Литературный словарь к уроку;

Инсценировка стихотворения или чтение по ролям;

Оценка работы групп





Рефлексия

Показывает слайд набором начала фраз для предложения.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Инструктаж домашнего задания



Выучить на выбор стихотворение, а для рисующих: нарисовать рисунок к этому стихотворению.

Выбери задание сам на стр. 88.




Список литературы:

1. Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири» Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ.- Иркутск: ИПКРО,2006.

2. http://detstvo.irkutsk.ru/authors/chernih/mm/1.html Сценарий «На Кудыкиной горе»

3.http://detstvo.irkutsk.ru/authors/chernih/index.html Детские писатели. Ю.Черных.

4. http://bratsklib.ru/index.php?Itemid=61&catid=36:2011-05-18-03-14-35&id=78:2011-05-19-01-15-49&option=com_content&view=article Юрий Егорович Черных.



5. http://imenabratska.ru/2010/06/chernyx-yurij-egorovich/ Юрий Егорович Черных.

6. http://klauzura.ru/2012/01/vladimir-kornilov-stixov-zhivye-golosa-v-chest-75-letiya-so-dnya-rozhdeniya-detskogo-poeta-yuriya-chernyx/ й взгляд на современное искусство

Владимир Корнилов. «Стихов живые голоса» (в честь 75-летия со дня рождения детского поэта Юрия Черных)





Звучит песня на стихи Ю. Черных  «Жили-были» или «Дождик озорной».




Ф.И. ученика

Отвечал

Другое (рисовал, объяснял, создавал,

читал, инсценировал..)

Оценка самого

себя

Особые замечания





Оценка словесная понравилось - не понравилось или знаковая. Смайлик:

хорошо , плохо


Приложение №1.

Егоркины скороговорки.

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте, детвора:

— Посреди двора дрова.

— Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

— В перелеске перепел

Перепёлку перепел!

— Мышь шуршит у шалаша,

Векше* шишку шелуша.

— Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

— Аня ныне нянина,

Нина няня Анина.

— Мамами любимы мы

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятёрки!

*Векша- белка

Приложение №2.

Мультфильм http://detstvo.irkutsk.ru/audiovideo/f00.mp3

Приложение №3.

«Огонь-недотрога»

Я такой:
Вспыльчивый и строгий.
Ни рукой,
Ни ногой
Ты меня не трогай.
А затронешь тайком -
Стану злее волка,
Так лизну языком -
Помнить будешь долго!

Не играйте, дети,
С недотрогой этим!


Приложение№4.

Юрий Егорович Черных родился 27 ноября 1936 года в г. Усть-Куте Иркутской области. Детство прошло в селе Нижне-Илимске, там же и окончил десятилетку. В 1960 г. окончил в Иркутске институт сельского хозяйства, получив специальность инженера-механика. В этом же году по распределению отправляется в Коршуниху, в только начавший строиться Железногорск-Илимский, где отработал 3 года. В 1963 г. переезжает в Братск, где работал инженером-экономистом в Управлении Автотранспорта, а в 90-е годы переехал в Иркутск. Стихи начал сочинять для своей дочери. В 1965 г. стихотворение «Кто пасется на лугу» было опубликовано в многотиражке «Огни Ангары». Книги поэта, члена Союза Писателей России, издавались в Братске, Иркутске, Москве, его стихи и в наше время пользуются любовью и популярностью. В г. Железногорске-Илимском Центральная детская библиотека носит имя Ю. Черных, регулярно знакомит своих маленьких читателей с произведениями Черных Ю. Е.




Улыбка :)   =)   :-)Подмигнуть ;)   ;-)Плохо :(   =(   :-(Нормально  =|   :-|Показать язык :P   =P   :-PСомнение :\\   =\\   :-\\   :/   =/   :-/Удивлен :O   =O   :-O   :o   =o   :-o   =0   :-0Злой  =|   :-|Очень злой:O   =O   :-O   :o   =o   :-o   :0   =0   :-0



Своеобразным является и стихотворе­ние “Жили-были”, где поэт, умышленно смешивая клички животных и птиц, со­здает совершенно необычную для чело­века, лишенного фантазии, картину:

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка,

А еще у них была

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще – два козла:

Сивка да Бурка.

…Никогда еще дети не нуждались так остро в обогащении своего языка, как в наши дни, когда бездуховность и нарко­мания захлестнула буквально все сфе­ры жизнедеятельности современного об­щества, наложив свой отпечаток и на дет­ские души. Поэтому именно сейчас они нуждаются в прекрасной детской лите­ратуре, написанной талантливым языком. Это можно сказать и о книгах Ю. Чер­ных, который сумел создать для своих маленьких друзей прекрасные по фор­ме и содержанию поэтические произве­дения.

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет и познает мир, прежде всего и легче всего в игре. Именно на игре словом учится ребенок тонкостям родного языка, усва­ивает его музыку.

Это относится и к мальчику Николке из книги “Хотите – поверьте!”, который, играя словами, пытается по-своему на­зывать все окружающие его предметы. В результате Николкины слова приоб­ретают особый юмористический оттенок, образуя при этом смешные каламбуры:

Для Николки ножик – режик,

Потому, что ножик режет.

А сапожный молоток

Для Николки – колоток.

Вот Николкина лопатка,

Он зовет ее копатка.

А рубанком до сих пор

Называет он топор…

Умение в обычном видеть необычное и красочно передавать увиденное язы­ком художника – в этом главное досто­инство поэзии Юрия Черных. Его произведения музыкальны, отточены, имеют четкий ритмический рисунок. А написан­ные простым, но очень поэтичным язы­ком, они легко запоминаются детьми… Отсюда и всевозрастающая популярность поэта.


Дождик озорной

Дождик, дождик, припусти,

Чтобы зёрнам прорасти!

Дождик, дождик, пуще –

Всходы будут гуще!

Дождь,    

   дождь,      

  дождь,

Поливай нашу рожь,

Лей весь день,

Поливай наш ячмень, поливай пшеничку,

Не жалей водичку!

Дождик, дождик озорной,

Лей, как ливень проливной!

Лей     

  там,        

      где                

    ждут,

А не там, где жнут, И не там, где косят,

- Лейся там, где просят!

Ю.Чёрных Оригинал : http://www.fun4child.ru/1061-stikhotvorenija-dlja-detejj.-ozornojj-dozhdik.html

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!