КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе».
Цели деятельности учителя: создание условия для ознакомления обучающихся с фактами из биографии Ю. Коваля и произведением «Сказка о серебряном соколе»; продолжение работы над формированием умений и навыков чтения.
Цели:
1.Образовательная: познакомиться с автором Ю.И. Коваль и его произведением.
2. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к кружающим, любовь к творчеству.
3. Развивающая: развивать память, внимание, воображение.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать смысл понятий добро и зло;
-уметь составлять характеристику героев произведения;
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
-проявлять интерес к литературе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская 2 часть; презентация.
УМК: Перспектива
Ход урока.
1.Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас открытый урок по литературному чтению. Все готовы к уроку, все ли принадлежности есть у вас на партах?
II. Постановка учебной задачи.
А теперь разгадайте загадку и подумайте о чем, мы будем сегодня говорить.
Он выбрался из скорлупы.
Жнут воздух крылья, как серпы.
Глаз зоркий. Песня его - клёкот.
Летит по небу быстрый (сокол)
-Кто уже догадался, с каким произведением, мы сегодня познакомимся? (сказка о серебряном соколе)
-А кто-нибудь знает, кто его написал? (Юрий Коваль).
-Какие цель, мы поставим перед собой? (познакомимся с Юрием Ковалем и его произведением «Сказка о серебряном соколе»)
-А какие задачи, мы поставим перед собой?
Задачи:-осознавать характер каждого героя, определять идею произведения.
Тема нашего урока: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»
-А теперь, мы познакомимся с биографией Юрия Коваля.
-Задайте мне «тонкие» вопросы по его биографии.
Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист общее название художественной литературы в стихах и прозе), известный российский писатель, поэт, художник, скульптор.
Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Отец работал в уголовном розыске, а мать была сельской учительницей, потом в больнице врачом. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.
Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.
В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских изданиях.
Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. Его книги давно приобрели популярность не только на родине, но и во всем мире. Они изданы на многих европейских языках, японском и китайском. Мотивы его произведений вдохновляют режиссеров на создание оригинальных картин и мультфильмов.
Жанр произведения.
-К какому жанру относится данное произведение? (волшебная литературная сказка)
-Назовите признаки сказки, встречающиеся в данном произведении.
- Назовите зачин, концовку сказки. -Какие чудеса и волшебные превращения встретились в этой части сказки?
-Какие сказочные выражения вам встретились?
III. Открытие нового знания.
Словарная работа.
Жалованье- плата за службу.
Клеть-помещение, комната в строении,
здании, а также отдельная постройка хозяйственного назначения.
2 часть
Цигарка-скрученная из бумаги трубочка с табаком.
3часть
Картечь-патрон.
Развилка-образуемое обычно двумя разошедшимися в стороны частями на конце дерева.
4 часть
Мушка — часть механического прицельного приспособления стрелкового оружия.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Мы должны выяснить во время анализа произведения, какой же урок содержится в нем?
2.Анализ произведения.
-Куда шел солдат? (На родину). Почему?(прослушивание аудиозаписи песни «Наш край»)
-Кто первый встретился солдату на пути? Найдите его описание.
(Нечистый. Не понравился ему нечистый - рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат.)
-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю).
- Почему солдат согласился послужить нечистому? (из-за жалованья).
-Кого увидел солдат в клетках? (соколов).
-Найдите в тексте описание каждого сокола. (У меня три сокола живут, в трех разных клетях. Покарауль их, пока я за жалованьем слетаю.
-Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза так медью сверкают, аж в кровь отдают. А там, в серебряной клети сидит белоснежный сокол. Тихо сидит да спокойно. Пригорюнился, видно. Только приоткрыл свои ослепительные серебряные глаза, глянул на солдата и снова их закрыл.
-А в третьей палате в золотой клети солнечный сокол сидел).
-Какие средства выразительности использует автор для описания соколов? (эпитеты).
-Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему? (ему стало совестно, потому что Нечестивый держал их в клетках).
2 часть
-Когда солдат вышел в сад что он увидел?
-О чем попросила береза солдата? ----Почему береза не сразу обратилась к солдату за помощью?
-Зачем береза отправила солдата в деревню? Почему она сразу не попросила солдата об освобождении соколов?
-Почему автор в качестве дерева выбрал именно березу? (Берёза является символом России потому, что среди многочисленных видов деревьев, растущих в нашей стране, берёза - это единственное дерево, имеющее кору белого цвета. Белый же цвет, символизирующий чистоту, очень хорошо сочетается с искренним и хлебосольным характером нашего народа). Звучит аудиозапись «Белая береза». -Сразу ли разобрался солдат. что сердце ему приказывает? (нет) -Что же оно ему приказывало? (сначала воды попил, потом закусил)
3 часть
-Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы?
-Что подсказало сердце в первый раз?
-Пожалел солдат об этом? Почему?
-Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз?
-Прочитайте строки. которые доказывают. что ему легче было отказаться. Как это характеризует его?
-Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость?
4 часть
-Какое еще испытание поджидало солдата? (сразиться с нечистым)
-Почему солдат решил сразиться с нечистым?
-Что подсказало ему сердце?
-Найдите и перечитайте описание "боя".
-Как же был вознагражден солдат за свой подвиг?
III. Закрепление изученного.
-Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату? (Доброта, чуткость, отзывчивость, храбрость).
-Каким оказался нечистый? (Нечистый — страшный и злой, обманщик). --Какие черты характера увидели в девушке? (Девушка — добрая, ласковая и отзывчивая, верная и преданная. Не оставила солдата в беде). -Какими оказались братья? (Братья — один рыжий, второй русый, третий седой и самый отзывчивый).
IV. Этап обобщения.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Какой же урок содержится в этой сказке? (Главная мысль сказки в том, что сочувствие и сострадание лечат лучше врача. Основная идея сказки в том, что, делая добро, человек становится лучше и чище, облегчает свою душу и сердце.
-Чему учит сказка? (Сказка учит поступать по совести, как сердце подсказывает.
Учит не поступать из расчёта. Учит милосердию и состраданию).
2. Составьте «толстый» вопрос.
Синквейн главному герою.
V. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу, откройте дневники, запишите д\з Пересказ сказки от 3 лица.
Выставляем оценки.
Продолжи предложения
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
На уроке я…
Материал урока мне был…