Дата:
Класс:
Предмет: история
Урок № 21
Тема урока: Южные и юго-западные русские княжества
Цели и задачи: познакомить с историческими особенностями южных и юго-западных земель; определить факторы, повлиявшие на упадок Киевского княжества; характеризовать социально-экономическую и политическую жизнь Черниговского, Смоленского и Галицко-Волынского княжеств.
Планируемые результаты:
- предметные: применять основные хронологические понятия и термины, понятийный аппарат исторического знания; определять исторические процессы, события во времени; использовать картографические сведения; понимать взаимосвязь между природными и социальными явлениями, осознавать их влияние на жизнь человека; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей;
- метапредметные УУД — коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении; регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; познавательные: работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; использовать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи;
- личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
На прошлых уроках мы познакомились с Владимиро-Суздальским княжеством и Новгородской республикой. Не менее интересна история Южной и Юго-Западной Руси.
Тема нашего урока «Южные и юго-западные русские княжества».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Киевское княжество.
2. Черниговское княжество.
3. Смоленское княжество.
4. Галицко-Волынское княжество.
Проблемные вопросы:
— Смогли ли русские земли сохранить общие черты в своем политическом, экономическом и культурном развитии?
— Каковы особенности развития южных и юго-западных русских княжеств?
— Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развития различных русских княжеств?
III. Введение в новый материал
Сегодня вы выступите в роли исследователей.
— Разделитесь на четыре группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам об истории одного из южных и юго-западных русских княжеств.
Первая группа анализирует историю Киевского княжества. Вторая группа оценивает развитие Черниговского княжества. Третья группа рассказывает о Смоленском княжестве. Четвертая группа характеризует политическое и экономическое развитие Галицко-Волы некого княжества.
(Группы используют интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, карты, материалы учебника.)
1. Киевское княжество
В условиях политической раздробленности Руси Киевское княжество сохранило особое положение.
(Презентация работы первой группы.)
Вопросы к классу:
— Как изменилась территория Киевского княжества во второй половине XII в.?
— Что влияло на развитие Киевского княжества в XII—XIII в.?
— Какие факторы привели к уменьшению значения Киева?
— Как развивалось вотчинное землевладение в Киевском княжестве?
— Кто защищал южные рубежи Киевского княжества в этот период?
— Почему продолжался процесс разорения Киева?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
2. Черниговское княжество
Отправимся в путешествие в Черниговское княжество. (Презентация работы второй группы.)
Вопросы к классу:
— В чем состояли особенности развития Черниговского княжества в XII — начале XIII в.?
— Почему Черниговское княжество считалось одним из самых мощных и экономически сильных на Руси?
— Что было основой его экономики?
— Почему Черниговское княжество стало центром торговли?
— Кто был родоначальником черниговской княжеской династии? Дайте характеристику его деятельности.
— Почему начался распад Черниговского княжества?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Смоленское княжество
Совершим экскурсию в Смоленское княжество. (Презентация работы третьей группы.)
Вопросы к классу:
— В чем состояли особенности развития Смоленского княжеств в XII - начале XIII в.?
— Какая династия утвердилась в Смоленском княжестве?
— Какую роль играли смоленские князья в истории Руси?
— С какими землями вели торговлю смоленские купцы?
— Против кого совершали походы смоленские князья?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
4. Галицко-Волынское княжество
Благоприятный климат и плодородные земли, относительная удаленность от кочевников способствовали развитию Юго-Западной Руси.
— Прослушав сообщение о политическом и экономическом развитии Галицко-Волынского княжества, ответьте на вопросы и заполните таблицу.
(Презентация работы четвертой группы, составление таблицы.)
Показатель | Характеристика |
Территория | Галицко-Волынская земля — юго-западная окраина Руси, расположившаяся у предгорий Карпат |
Природные и климатические условия | Плодородные почвы, лесостепные зоны, отсутствие крупных рек, горные массивы (Карпаты). Теплое лето и мягкая зима |
Экономика | Пашенное земледелие. Успешное развитие охотничьих и рыболовецких промыслов, ремесла. Добыча соли (богатые соляные месторождения). Через Юго-Западную Русь проходили оживленные торговые пути — к Дунаю, в центр и на юг Европы, в Византию. Это способствовало росту городов. Относительная отдаленность от кочевников привлекала сюда население юго-восточных земель |
Главные города | Галич, Владимир-Волынский, Луцк, Бужск, Червень, Белз, Пинск, Перемышль, Берестье (на Волыни) |
Особенности политического устройства | Вотчинное землевладение. Богатое и независимое боярство постоянно стремилось ослабить княжескую власть. Галицко-Волынская земля постоянно находилась в состоянии феодальной смуты и княжеских усобиц. Близость европейских государств приводила к тому, что эти государства часто вмешивались в княжеские и боярские усобицы, поляки, венгры, половцы грабили местное население |
Видные политические деятели | Князь Ярослав Осмысл боролся с боярами за укрепление своей власти. При нем произошел расцвет Галицкого княжества. В 1199 г. Волынскому князю Роману Мстиславичу удалось объединить Волынь и Галич. В 1202 г. он стал и великим князем киевским. Роман Мстиславич сумел прекратить боярские усобицы во время своего правления и активизировать внешнюю политику. Даниил Галицкий после нескольких лет борьбы смог восстановить княжескую власть. Римский папа даровал ему титул короля Руси |
Особенности культурного развития | На развитие культуры Галицко-Волынского княжества влияли как восточные, так и западные культурные традиции. Было развито летописание («Галицко-Волынская летопись»). Процветало каменное строительство, керамика, живопись |
(Проверка выполнения задания.)
Вопросы к классу:
— Как географические и природно-климатические условия влияли на развитие Галицко-Волынской земли?
— В каких сферах жизни Галицко-Волынского княжества особенно сказывалась близость западноевропейских стран?
— Какие это имело последствия?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Какие же дороги выбрали главные политические центры Руси в период феодальной раздробленности?
(Ответы учеников, составление сравнительной таблицы.)
Юго-Западная Русь | Северо-Восточная Русь | Северо-Западная Русь |
Боярство было влиятельной силой, и князьям, чтобы сохранить свою власть, приходилось считаться с его волей | Князья старались усилить свою власть, меньше считались с мнением бояр | Республиканская форма правления. Князья приглашались вече, заключали договор с Новгородом и были ограничены в своих правах |
V. Рефлексия
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
- «слышал краем уха»
- «хлопал ушами»
- «шевелил мозгами»
- «считал ворон»
VI. Домашнее задание
Повторить изученный материал по теме «Русь в середине XII- начале XIII в.» (§ 12—14)