СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Алексеевич Бунин «Листопад» (урок литературного чтения в 4 классе, УМК «Школа России»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс, УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Иван Алексеевич Бунин «Листопад» (урок литературного чтения в 4 классе, УМК «Школа России»)»



Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

(урок литературного чтения в 4 классе, УМК «Школа России»)

Цель: познакомить учащихся со стихотворением И. Бунина;

развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к образным

средствам языка;

развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение

лирического произведения;

образовательные: познакомить учащихся со стихотворением И. Бунина; продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.



Ход урока:



I . Орг.момент



II. Проверка домашнего задания.



- Вы работали со стихотворениями русских поэтов по выбору. Прочитайте их выразительно (2-3 ученика)

- Какие средства выразительности использовали авторы?



III . Постановка цели. Актуализация знаний.



– Сегодня мы продолжим разговор о природе. Через музыку, пейзажную живопись, поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли. Понаблюдаем, как одно и тоже явление изображают композиторы, художники и поэты.



IY. Работа над новым материалом.



- Постарайтесь угадать, о каком времени года пойдёт речь на уроке. Я вам немного помогу – загадаю загадку.

Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам – блуждать в тумане,

Ветру – в трубах завывать.

Солнцу – стынуть,

Тучам – злиться,

Нам с тобой – идти учиться. ( осень)

- Осень приглашает нас с вами в картинную галерею. Перед вами репродукции картин крупных мастеров пейзажной живописи: И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана (слайд 2,3,4)

– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?

Все художники дали названия своим картинам «Золотая осень».

Художники, музыканты и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, учат нас видеть красоту природы.

- Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.», но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь «увидеть» музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского) (слайд 4)

Учитель продолжает беседу на фоне музыки.

- «Осенняя песня» - тихая, печальная и очень красивая. В октябре лес полыхает пёстрыми красками. Иногда ещё чувствуется дыхание бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев листву. Посмотрите, на картинах осень изображена разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Эти картины вызывают самые разные чувства.

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Листопад» известного писателя и поэта.

- Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете его фамилию.

SDБRWУНJYSИН (слайд 5)(портрет писателя)

- Иван Алексеевич Бунин. Бунин написал «Листопад» в 1900 году. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма. А так же постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

Работа над стихотворением

- Сейчас мы прослушаем стихотворение «Листопад». (слайд 6,7, 8, 9)

- Какую картину вы себе представили?



Анализ первой части отрывка.

- Давайте повнимательнее рассмотрим картину осеннего леса.(чтение 1 части)

- Каким автор изобразил лес?

- Докажите. Найдите прилагательные, слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубая лазурь, просветы неба синеют, серебро, белый)

- Есть ли непонятные слова? (лиловый – розово-фиолетовый, багряный – красный, лазурь – светло синий) (слайд 10)

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.

- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)

- Как называются образные слова в художественной литературе? (эпитеты) (слайд 11)

- Найдите ещё эпитеты в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)

- С чем сравнивает осенний лес поэт?( Лес, точно терем расписной)

- Кто из вас, ребята, видел терема? Какие они? (слайд 12)

- Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? ( князья, бояре, цари)

- Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. Они были богато украшены резьбой. (слайд 13)

- Как называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение) (слайд 14)

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? ( берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой)

- Какие деревья напомнили ему вышки?( Как вышки, елочки темнеют)

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?

- Почему в осеннем лесу мы можем увидеть небо?

- Лес похож на деревянный русский терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу одинаково пахнет. Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.

- Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения.

- Найдите их в стихотворении. ( «Лес, точно терем расписной», «Как вышки, ёлочки темнеют», «Просветы в небо, что оконца», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «Мотылёк, точно белый лепесток»).

- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками

- Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы? (Осень – хозяйка, царица этого прекрасного резного терема).

- Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об Осени?

(олицетворение.) (слайд 14)

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. (слайд 15) (удивляется, восхищается, любуется, любит то, о чём пишет, радуется, ему весело)

Выразительное чтение 1 части

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем парке листопад.

Анализ 2 части отрывка.

- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.(чтение 2 части)

- Какова здесь осень? (грустная, она вдова)

-Кого называют вдовой? ( Вдова – женщина, у которой умер муж. Вдовы грустны, они переживают утрату. Бунинская Осень как будто помнит о своих прежних утратах и слезах. И хотя в стихотворении она не плачет, она знает, что красота её недолговечна.)



- Найдите эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, последний мотылёк, мёртвое молчанье)

- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток)

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует) (слайд 15)

- В лесу уже «мёртвое молчание».

- Почему стало так тихо в лесу осенью? ( птицы улетели. Пусто на широком дворе лесного терема – поляне. Безлюдно в царском тереме Осени.)

- Но что нарушает тишину? (шуршание падающих листьев.)

- Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Как будем читать – громко или тихо? (слайд 16)

Такое мёртвое молЧанье

В лесу и в синей выШине,

Что моЖно в этой тиШине

расслыШать листика ШурШанье.



- Какие звуки помогают передать шуршанье падающих листьев? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют (аллитерация) (слайд 17)

Выразительное чтение 2 части



Работа над выразительностью.

- Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно?(неторопливо ,чтобы передать любование неподвижным лесом)

- Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?

(Выразительное чтение детьми.: 1 ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть)



V.Итог урока

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

(осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты)

- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?

-Какие приёмы он использовал?

- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?

- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?

VI. Рефлексия.

- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.

- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)

- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)

- Да.

"В полночь дождь перестал,

И как белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок:"

- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.

- Урок окончен. Спасибо.

Домашнее задание

- Научиться выразительно читать стихотворение И.А.Бунина «Листопад», по желанию выучить понравившиеся строки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!