ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953). «ЦИФРЫ». Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми,
Цели:
1.образовательная: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества И. Бунина, рассказом «Цифры», выявить смысл названия рассказа, рассмотреть образы героев;
2. развивающая: развивать связную речь, внимание, память, мышление, самостоятельность;
3. воспитательная: воспитывать интерес к творчеству писателя, терпимость, сдержанность, бережное отношение к близким, духовно- нравственную культуру личности.
Оборудование: портрет И.А. Бунина, презентация.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Прослушивание выразительного чтения стихотворений о природе.
Ученики читают выученные стихотворения Бунина «Листопад», «Детство», «Родина».
2. Страницы жизни и творчества Бунина.
Слово учителя.
С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт. (Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг).
Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве И.А. Бунина. (Презентация.)
Работа по учебнику, с. 3–5.
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году; детство и юность провёл в деревне. Происходил из старого дворянского рода.
Отец Бунина в молодости был офицером, жил беззаботно, широко… Разорившись, он поселился на хуторе Озерки…
Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях Бунина. На развитие литературного дара юноши влияла не только окружающая его природа, но и среда, близкие люди: его воспитатель, старший брат Он пробудил в младшем брате любовь к книгам.
В 1887 году было опубликовано первое стихотворение Ивана Бунина. С 1888 года имя Бунина начинает появляться в книжках «Недели».
В начале 1905 года Бунин поселяется в Москве, сближается с А.М.Горьким, А.П.Чеховым и другими писателями.
Долгие годы Иван Бунин прожил вдали от родины и умер в Париже 8 ноября 1953 года.
Задание: зачитать 4-й абзац статьи, ее комментарий (тишина, просторы полей, зеленые, а затем желтые, обилие снегов – отсюда поэтическое отношение к природе).
– Как складывалась литературная судьба Бунина? (Счастливо, его хвалили, называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».)
– Каковы темы его произведений? (Темы: природа, ее увядание, увядание и разорение «дворянских гнезд», нищета и убогость жизни деревни.)
– Какова особенность поэтического языка Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и живописен»).
III. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята! Мы только что изучили произведение Л.Н.Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.
- Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа « Цифры » попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком.
- Что такое рассказ?
Рассказ – малая форма эпической прозаической литературы.
В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.
VI. Работа по рассказу «Цифры»
1) Чтение глав рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.
Словарная работа: рассказ, деликатный, эмиграция.
Эмиграция – массовое переселение из какой – либо страны в другую, вызываемые различными причинами.
Эмигрант – человек, находящийся в эмиграции.
2) Беседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий
- Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт).
- Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя).
- К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом).
— Чем необычен этот рассказ?
(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)
— По какой схеме строится повествование?
(Герой-повествователь (я) и мальчик (ты). Повествование строится по схеме “я — ты”).
- Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? — Какую цель преследует при этом автор? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка).
— О чём этот рассказ? (О ссоре, о конфликте)
— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Его интересует внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)
— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)
- Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения, что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).
- Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).
- Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.
- Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку).
– Зачитайте диалог во время ссоры.
– Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)
Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)
– Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула. – Перестань! – рявкнул…») (С. 11.)
– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)
– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?» (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)
- Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?
- Преодолен ли конфликт в 7 главе?
- Какова композиция рассказа?
Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.
Композиция рассказа.
Глава 1.Развязка. (Осмысление прошлого). «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»
Глава 2. Завязка. Развитие действия – развитие ссоры. «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»
Глава 2. Кульминация. «Царский день. Великий грех»
Глава 3. «Вот тебе и цифры…»
Глава 4 глава. «Но ты всё кричал…»
Глава 5-6. Спад действия. «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»
Глава 7. Развязка. «Дядечка!– сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье..»
Глава 1. Заключение. «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…»
— Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?
(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)
— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)
— Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)
— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? – Какая мечта охватила всю душу ребенка? (Иметь собственные цветные карандаши, книжки с картинками, научиться читать, рисовать и писать цифры. Дети не могут исполнение своей мечты «получать» по частям, им нужно все и сразу. Это желание никак не отвечало желанию взрослого. С. 9–10. «Не сегодня… Нет, покажи сейчас».)
(Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты: узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)
– Зачитайте диалог.
— А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)
— Подтвердите эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)
— Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)
— Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)
— Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)
— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)
— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу.)
Задание: зачитать сцену примирения.
— Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)
— Какие главные выводы мы можем сделать?
Вывод 1. Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности со злобой, ненавистью, гневом.
Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.
Вывод 3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.
Запись в тетрадь.
Композиция рассказа показывает борьбу радости, любви со злобой, гневом.
Постоянное обращение героя-повествователя к мальчику подчеркивает внимание и любовь со стороны взрослого к ребенку, осознание своей ошибки и понимание необходимости уважения личности ребенка.
Ребенок тоже должен научиться понимать взрослых, уважать их интересы.
V. Подведение итогов урока.
– Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?
– Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах?
(Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек; 2) затруднительный. Требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.)
- Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ…
VI. Домашнее задание:
Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван « Цифры »? Объясните смысл заглавия.
Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»; поразмышлять, что хотел сказать ими писатель; напишите отзыв на один из них.