СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван алексеевич бунин (1870–1953). «цифры». сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.образовательная: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества  И.  Бунина, рассказом «Цифры», выявить смысл названия рассказа, рассмотреть образы героев;                        

2. развивающая: развивать связную речь, внимание, память, мышление,  самостоятельность;                           

3. воспитательная: воспитывать интерес к творчеству писателя, терпимость, сдержанность, бережное отношение к близким, духовно- нравственную культуру личности.

Просмотр содержимого документа
«Иван алексеевич бунин (1870–1953). «цифры». сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми.»

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953). «ЦИФРЫ». Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми,

Цели:

1.образовательная: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества И. Бунина, рассказом «Цифры», выявить смысл названия рассказа, рассмотреть образы героев;

2. развивающая: развивать связную речь, внимание, память, мышление, самостоятельность;

3. воспитательная: воспитывать интерес к творчеству писателя, терпимость, сдержанность, бережное отношение к близким, духовно- нравственную культуру личности.

Оборудование: портрет И.А. Бунина, презентация.


ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

  1. Прослушивание выразительного чтения стихотворений о природе.

Ученики читают выученные стихотворения Бунина «Листопад», «Детство», «Родина».

2. Страницы жизни и творчества Бунина.

Слово учителя.

С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт. (Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг).

Сообщение подготовленного ученика о жизни и творчестве И.А. Бунина. (Презентация.)

Работа по учебнику, с. 3–5.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году; детство и юность провёл в деревне. Происходил из старого дворянского рода.

Отец Бунина в молодости был офицером, жил беззаботно, широко… Разорившись, он поселился на хуторе Озерки…

Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях Бунина. На развитие литературного дара юноши влияла не только окружающая его природа, но и среда, близкие люди: его воспитатель, старший брат Он пробудил в младшем брате любовь к книгам.

В 1887 году было опубликовано первое стихотворение Ивана Бунина. С 1888 года имя Бунина начинает появляться в книжках «Недели».

В начале 1905 года Бунин поселяется в Москве, сближается с А.М.Горьким, А.П.Чеховым и другими писателями.

Долгие годы Иван Бунин прожил вдали от родины и умер в Париже 8 ноября 1953 года.

Задание: зачитать 4-й абзац статьи, ее комментарий (тишина, просторы полей, зеленые, а затем желтые, обилие снегов – отсюда поэтическое отношение к природе).

– Как складывалась литературная судьба Бунина? (Счастливо, его хвалили, называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».)

– Каковы темы его произведений? (Темы: природа, ее увядание, увядание и разорение «дворянских гнезд», нищета и убогость жизни деревни.)

– Какова особенность поэтического языка Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и живописен»).

III. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята! Мы только что изучили произведение Л.Н.Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.


- Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа « Цифры » попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком.

- Что такое рассказ?

Рассказ – малая форма эпической прозаической литературы.

В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.

VI. Работа по рассказу «Цифры»

1) Чтение глав рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.

Словарная работа: рассказ, деликатный, эмиграция.

Эмиграция – массовое переселение из какой – либо страны в другую, вызываемые различными причинами.

Эмигрант – человек, находящийся в эмиграции.

2) Беседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий

- Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт).

- Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя).

- К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом).

— Чем необычен этот рассказ?

(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

— По какой схеме строится повествование?

(Герой-повествователь (я) и мальчик (ты). Повествование строится по схеме “я — ты”).

- Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? — Какую цель преследует при этом автор? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка).

— О чём этот рассказ? (О ссоре, о конфликте)

— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Его интересует внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

- Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения, что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).

- Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

- Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.


- Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку).

– Зачитайте диалог во время ссоры.

– Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)

– Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула. – Перестань! – рявкнул…») (С. 11.)

– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?» (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

- Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?

- Преодолен ли конфликт в 7 главе?

- Какова композиция рассказа?

Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.


Композиция рассказа.

Глава 1.Развязка. (Осмысление прошлого). «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»

Глава 2. Завязка. Развитие действия – развитие ссоры. «Ты в этот день проснулся с новой мечтой…»

Глава 2. Кульминация. «Царский день. Великий грех»

Глава 3. «Вот тебе и цифры…»

Глава 4 глава. «Но ты всё кричал…»

Глава 5-6. Спад действия. «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»

Глава 7. Развязка. «Дядечка!– сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье..»

Глава 1. Заключение. «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как…»


— Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)

— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

— Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? – Какая мечта охватила всю душу ребенка? (Иметь собственные цветные карандаши, книжки с картинками, научиться читать, рисовать и писать цифры. Дети не могут исполнение своей мечты «получать» по частям, им нужно все и сразу. Это желание никак не отвечало желанию взрослого. С. 9–10. «Не сегодня… Нет, покажи сейчас».)

(Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты: узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

– Зачитайте диалог.

— А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

— Подтвердите эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

— Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

— Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

— Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)

— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу.)

Задание: зачитать сцену примирения.

— Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)

— Какие главные выводы мы можем сделать?

Вывод 1. Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

Вывод 3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

Запись в тетрадь.

  1. Композиция рассказа показывает борьбу радости, любви со злобой, гневом.

  2. Постоянное обращение героя-повествователя к мальчику подчеркивает внимание и любовь со стороны взрослого к ребенку, осознание своей ошибки и понимание необходимости уважения личности ребенка.

  3. Ребенок тоже должен научиться понимать взрослых, уважать их интересы.

V. Подведение итогов урока.

– Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?

– Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах?

(Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек; 2) затруднительный. Требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.)

- Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ…


VI. Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван « Цифры »? Объясните смысл заглавия.

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»; поразмышлять, что хотел сказать ими писатель; напишите отзыв на один из них.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!