СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Алексеевич Бунин "Листопад" Урок литературного чтения. 4 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме И.А.Бунин "Листопад" . Учебник  Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий. Школа России

Просмотр содержимого документа
«Иван Алексеевич Бунин "Листопад" Урок литературного чтения. 4 класс ФГОС»

Урок литературного чтения в 4-м классе. И.Бунин."Листопад» Баженова Н.Мучитель начальных классов

Тип урока: урок осмысления произведения

Цель: исследовать лирический отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос: «В чем долговечность поэзии И.А.Бунина?»

Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент, деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология.

Основные понятия: вдова, охватная (рифма)



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок

II. Проверка домашнего задания

1.Вводное слово.

- Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Осень)

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)

Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубке лисьей!
Стали студеными росы,
Стали багряными листья

Обобщение учителя. Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать ее в своих работах. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления.

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)

– О каком явлении мы будем говорить на уроке?

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
Вспомните имя и отчество поэта. (Иван Алексеевич) (Вывешивается портрет)
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
– Какое же открытие вы сделали

Рассказ ученика. Иван Алексеевич Бунин – замечательный человек, поэт, писатель. Он говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…». Таким человеком и был сам Иван Алексеевич. Вот почему он дорог и близок нам, читателям.
Поэзия рано пробудилась в душе поэта. Первое свое стихотворение, он написал в 8 лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них он сам,  его переживания, его мысли, его душа.

– Какие из его стихотворений вам известны?  («Полевые цветы», «Мороз», «На проселке», «Детство», «Вечер», «Пустой зеленый ельник у дороги», «Первый снег» и др.)

IV. Изучение нового материала

– Откройте учебник на станице 152. Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся. Итак, тема урока: «Листопад» И.А.Бунина.
– Что означает слово листопад?
Листопад – опадение листьев осенью. (С.И.Ожегов).
– Чему мы будем учиться на этом уроке?
– Для чего нам это нужно?
– Но прежде чем мы познакомимся со стихотворением, выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.

Словарная работа

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета).
Лиловый – фиолетовы цвет (демонстрация цвета).
Багряный – темно-красный цвет (демонстрация цвета).
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.
– Как вы думаете, для чего Бунин написал его? (Чтобы обратить внимание на красоту природы; выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние и всю любовь к природе)

V. Беседа по содержанию

– С чем автор сравнил лес?
– Что общего между теремом и лесом? (Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)
Терема строили в Древней Руси. В них жили князья, бояре, цари. Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные и украшали их резьбой.
– Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, точно терем расписной…»
Найдите другие сравнения.
сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
– Как поэт называет осень? (Тихой вдовой)
– Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер)
– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота)
Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)
– Почему стало так тихо в лесу осенью? (Птицы улетели)
– Какие слова помогают представить лесную тишину? (Вступает тихою вдовой, мотылек замирает, мертвое молчание)
– Что нарушает тишину? (Листика шуршанье)
– Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листья. А читать  как будем – громко или тихо?

Какие звуки будем выделять?

«молчание» – [ч]
«вышина» – [ш]
«можно» – [ж]
«тишина» – [ш]
«расслышать» – [ш]
«шуршанье» – [ш]

– Обратите внимание на то, что поэт трижды употребляет слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.
– Почему поэт несколько раз повторил это слово?
(потому что осень непредсказуема, завтра может все измениться, этот солнечный денек может быть последним. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса).
– Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно? (Не торопясь)
– Почему не следует торопливо читать это  стихотворение? (Чтобы передать любование неподвижным лесом).
– Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?
– Почему вторую половину следует читать тише? (Потому что именно там поэт говорит о мертвом молчании).
– Будем читать вторую половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.

VI. Физкультминутка

Был нелегким этот путь,
Предлагаю отдохнуть.

Хлопаете – если это относится к осени, топаете – если нет.
Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая.

VII. Закрепление материала

1. Игра «Найди пару» (карточки)

– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.

Просветы
Елочки
Осень
Лес
Паутина
Мотылек

Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки

2. Работа в парах (карточки)

– Какая цветовая гамма используется в стихотворении для изображения осенних картин.

Лиловый;
золотой;
багряный;
желтый – «желтою резьбой»;
голубой – «в лазури голубой»;
синий – «в синей вышине»;
белый – «белый лепесток»;
серебряный – «как сеть из серебра».

3. Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели, но и мастера пейзажной живописи. Посмотрите на картину знаменитого  художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и подберите к ней строчки из стихотворения.

VIII. Упражнения в выразительном чтении стихотворения

– Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и приготовитесь его выразительно, а следовательно, обратите внимание на паузы, на выделение сравнений более громким голосом, соблюдая знаки препинания.
– Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
Какие строчки из изученных произведений приходят вам на память?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лазурны вечера…

Славная осень! Здравствуй, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно, покой и простор.
Листья окрепнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер…

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная кросса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

Обобщение учителя. Так поэты восхищались чудесами осенней природы, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно, красивое в природе привлекает любого человека.

IX. Определение главной мысли стихотворения

  • Почему автор назвал стихотворение «Листопад»

  • Как еще можно озаглавить стихотворение?

(«Золотая осень», «Осенний лес», «Осенние картины», «Краски осени».

X. Итог урока

– Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?

XI. Рефлексия

----- Кому принадлежат эти строки
          1)Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна

Грустную думу наводит она

                                   (Николай Алексеевич Некрасов)


2)Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой,

Ты куда, листок, постой?

                              (В.Берестов)


3)Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

                                ( Константин Бальмонт)


4) Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу

                         (А. Майков)


5) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В лазурь и в золото одетые леса….    (А.С. Пушкин)





– Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
– Я предлагаю прицепить осенние листочки на доску, если вам на уроке было хорошо, комфортно.

XII.Домашнее задание

  • Выразительное чтение стихотворения;

  • Изобразите бунинскую осень в рисунке и подтвердите словами из текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!