Мотивирование учебной деятельности. Цель: самоопределе-ние к деятельности 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | История- это фонарь, который зажжён в прошлом, горит в настоящем и освещает дорогу в будущее. В. Ключевский Подведение учащихся к «открытию» темы урока. - Сегодня мы продолжим наше путешествие по Древней Руси. А как настоящим путешественникам, нам необходимо заполнить некоторые документы. Кто из вас уже путешествовал по другим странам? Знаете ли вы , какие документы нам необходимы? (Виза, Декларация) Виза- пометка в паспорте в знак разрешения на въезд, выезд или проезд через неё. Декларация- государственный документ, содержащий точную информацию о вывозимых вещах. В нашем случае это что? (наши знания) Которые нам необходимы для дальнейшего изучения истории нашего государства. Перед вами на столе лежат эти документы. Заполните их. (Проверка декларации). 2)Учитель читает некоторые сведения о князе- группа, что готовила о нём сообщение встаёт и отчитывается. 1. Всю жизнь мечтал стать Великим князем Киевским и в конце концов добился этого. Но в истории он остался как основатель совсем другого города. Именно по распоряжению этого человека на окраине Северо-Восточной Руси был основан этот город. (Москва) 2. Этому князю дали прозвище, обозначающее «мешок с деньгами». (Калита) 3. Этот княже родился в Москве У Ивана второго в семье. А Иван Калита дедом был, Внука добрым делам всё учил. 4. Был сыном Московского князя Василия Тёмного и с малых лет помогал незрячему отцу. -РАСПОЛОЖИТЕ портреты КНЯЗЕЙ В ПОРЯДКЕ ИХ ПРАВЛЕНИЯ. (Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской Иван 3 Великий) Ну а теперь –в путь! Говорим волшебные слова: -Колесо истории влево повернись, Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь. Про эпохи, войны, про борьбу за власть, Как сумели многие в историю попасть. - Не случайно мы вспомнили этих князей. Каждый из них внёс свой вклад в развитие Московского государства. -Посмотрите на монету. Отделения Среднерусского банка России начала продажу новой серебряной монеты, продолжающей монгольскую серию «Русские цари», которая . посвящена этому человеку. -Какая историческая личность там изображена? Кто сформулирует тему нашего урока? ТЕМА: ГРОЗНЫЙ ЦАРЬ. - На какие вопросы вы бы хотели найти ответ? -Почему ЦАРЯ назвали ГРОЗНЫМ?(факты, доказывающие эту мысль) -Как крепло государство при его правлении? | Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. Заполняют на листах данные о князьях (каждая группа- свой князь), Ответ на вопрос: что дало принятие христианства на Руси? Когда оно произошло? ) Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. | Подготовка к восприятию нового материала. Слушание. Учебный диалог. Фиксация знаний (устный рассказ о князе и его вкладе в образование государства). Устное высказывание | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить. |
3.Постановка учебной задачи. | - Как царь сумел упрочить государство? - Как изменилось Московское государство в годы его правления? Наша задача – найти ответы на эти вопросы. -Как будем работать над материалом? (индивидуально, в парах, группами) ФИЗМИНУТКА «Узнай меня получше» 1. Покрутили головой, посмотрели направо, налево и продолжили это делать те, кто очень любопытный. 2. Поставили руки на пояс, распрямили плечи и остались в таком положении те, кто часто злится. 3. Подняли руки вверх, помахали всем присутствующим и продолжили это делать те, кто всегда весёлый и позитивный. 4. Присели те, кто считает себя умным,.. очень умным…, и красивым. | Создание проблемной ситуации. Открыть вопросы на доске. (интерактивная) | Уточнение темы урока. Выбирают знаки – формы работы. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
4. Открытие нового знания. | Наше путешествовать невозможно без карты. 1) Слайд 6. Работа с картой. Посмотрите на карту. - Каким цветом показана территория Московского государства в конце 15- начала 16 века? (Обвожу границу «волшебным пером» - овал). - Какова стала территория после завоеваний Ивана Грозного? - Откройте учебник на стр. 11, прочитайте первый абзац статьи, найдите ответ на вопрос: что способствовало расширению границ Древней Руси? 3) Самостоятельная работа с доп.материалом (в группах). - Сейчас вы ознакомитесь с материалом и составьте таблицу о деяниях Ивана Грозного. Чтобы ответить на наши вопросы: Почему Ивана Васильевича назвали Грозным?(факты, доказывающие эту мысль) -В чём заключались изменения в Московском государстве в годы его правления? Что было положительного в этих изменениях, а что отрицательного. Группы работают. | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. (Обвожу границы «волшебным пером»). Установление осознанного восприятия. Обобщение. ые) | Работа с картой Поиск информации в учебнике Слушанье Поиск информации в словаре Ожегова Разрешение проблемной ситуации. Поиск информации в учебнике. Обсуждение. | Регулятивные: прогнозирование Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
6.Закрепление. Проверка по эталону. | 1) Проверка самостоятельной работы (выступления от групп) Первичное закрепление. Заполнение таблицы. Поступки Ивана Грозного. Положительное | Отрицательное | Территория государства увеличилась в 2 раза. | Был очень вспыльчив, жесток. | Установились торговые отношения с Европой и Азией. | Массовые казни виновных и невиновных. | Составил Судебник. | Разгром Новгорода, Твери, Клина, Торжка . | Создал первую типографию в Москве. | Создание опричнины. | Покорил Казанское и Астраханское ханство. | Случайное убийство сына. | Заложил Покровский собор. | | Обучение грамоте в школах по букварю. | | Укреплялись границы Московского государства. | | Обсуждение выполненной работы. Слайд 8. Ну что ж, пора возвращаться из путешествия. Колесо истории вправо повернись, Помоги вернуться в современный мир. | ИД: открытие эталона (ячейки закрыты «шторкой». прикосновением к нужной ячейке «шторка» открывается) | Устные высказывания Контроль. выполняют на листочках. Самопроверка на ИД по эталону. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |