СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Грозный конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иван Грозный конспект»

Окружающий мир. 3 класс. Система Л.В. Занкова.



Тема урока. Грозный царь.

Тип урока. Урок «открытия» новых знаний

Место урока в системе уроков: 11-й урок в разделе «Московское государство».

Деятельностная цель. Создание условий для формирования способности учащихся осуществлять поиск и выделение нужной информации.

Образовательная цель. Расширение знаний о Московском государстве: его образовании, управлении, расцвете.

Содержательная цель. Знакомство с периодом правления царя Ивана Грозного, укрепления Московского государства в связи с присоединением к нему Казанского и Астраханского ханств, созыва Земского собора.

Планируемые результаты.

Предметные: умеют соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; выделять главное в текстах учебника; получат возможность узнать об истории Московского государства.

Личностные: у обучающихся будут сформированы интерес к познанию окружающего мира, истории родной страны; осознание своей гражданской идентичности.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия при работе со словесно-логическим материалом, действовать в учебном сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике и в справочной литературе, строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей, планировать, контролировать и оценивать познавательную деятельность.

Работа с информацией: умение получать информацию из учебника, исторической карты.

Ресурсы:

  • Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир», 3 класс, часть 2, стр. 69-71.

  • Презентация

  • Словарь Ожегова.

  • Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир».

Специфическое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Мотивирование учебной деятельности.

Цель: самоопределе-ние к деятельности














































2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.














История- это фонарь, который зажжён в прошлом, горит в настоящем и освещает дорогу в будущее.

В. Ключевский

  1. Подведение учащихся к «открытию» темы урока.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по Древней Руси. А как настоящим путешественникам, нам необходимо заполнить некоторые документы. Кто из вас уже путешествовал по другим странам? Знаете ли вы , какие документы нам необходимы? (Виза, Декларация)

Виза- пометка в паспорте в знак разрешения на въезд, выезд или проезд через неё.

Декларация- государственный документ, содержащий точную информацию о вывозимых вещах. В нашем случае это что? (наши знания) Которые нам необходимы для дальнейшего изучения истории нашего государства.

Перед вами на столе лежат эти документы. Заполните их.

(Проверка декларации).

2)Учитель читает некоторые сведения о князе- группа, что готовила о нём сообщение встаёт и отчитывается.

1. Всю жизнь мечтал стать Великим князем Киевским и в конце концов добился этого. Но в истории он остался как основатель совсем другого города. Именно по распоряжению этого человека на окраине Северо-Восточной Руси был основан этот город. (Москва)

2. Этому князю дали прозвище, обозначающее «мешок с деньгами». (Калита)

3. Этот княже родился в Москве

У Ивана второго в семье.

А Иван Калита дедом был,

Внука добрым делам всё учил.


4. Был сыном Московского князя Василия Тёмного и с малых лет помогал незрячему отцу.

-РАСПОЛОЖИТЕ портреты КНЯЗЕЙ В ПОРЯДКЕ ИХ ПРАВЛЕНИЯ.

(Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской Иван 3 Великий)

Ну а теперь –в путь! Говорим волшебные слова:

-Колесо истории влево повернись,

Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь.

Про эпохи, войны, про борьбу за власть,

Как сумели многие в историю попасть.

- Не случайно мы вспомнили этих князей. Каждый из них внёс свой вклад в развитие Московского государства.

-Посмотрите на монету. Отделения Среднерусского банка России начала продажу новой серебряной монеты, продолжающей монгольскую серию «Русские цари», которая . посвящена этому человеку.

-Какая историческая личность там изображена?

Кто сформулирует тему нашего урока?


ТЕМА: ГРОЗНЫЙ ЦАРЬ.

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответ?

-Почему ЦАРЯ назвали ГРОЗНЫМ?(факты, доказывающие эту мысль)

-Как крепло государство при его правлении?


Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.






Заполняют на листах данные о князьях (каждая группа- свой князь), Ответ на вопрос: что дало принятие христианства на Руси? Когда оно произошло?







)

















Актуализация знаний учащихся: определение  уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.






Подготовка к восприятию нового материала.










Слушание.

Учебный диалог.

















Фиксация знаний (устный рассказ о князе и его вкладе в образование государства).


Устное высказывание








Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение информации.










Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Постановка учебной задачи.

- Как царь сумел упрочить государство?

- Как изменилось Московское государство в годы его правления?

Наша задача – найти ответы на эти вопросы.

-Как будем работать над материалом?

(индивидуально, в парах, группами)


ФИЗМИНУТКА «Узнай меня получше»

1. Покрутили головой, посмотрели направо, налево и продолжили это делать те, кто очень любопытный.

2. Поставили руки на пояс, распрямили плечи и остались в таком положении те, кто часто злится.

3. Подняли руки вверх, помахали всем присутствующим и продолжили это делать те, кто всегда весёлый и позитивный.

4. Присели те, кто считает себя умным,.. очень умным…, и красивым.

Создание проблемной ситуации.


Открыть вопросы на доске.


(интерактивная)

Уточнение темы урока.



Выбирают знаки – формы работы.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Открытие нового знания.

Наше путешествовать невозможно без карты.

1) Слайд 6. Работа с картой.

Посмотрите на карту.

- Каким цветом показана территория Московского государства в конце 15- начала 16 века? (Обвожу границу «волшебным пером» - овал).

- Какова стала территория после завоеваний Ивана Грозного?

- Откройте учебник на стр. 11, прочитайте первый абзац статьи, найдите ответ на вопрос: что способствовало расширению границ Древней Руси?

3) Самостоятельная работа с доп.материалом (в группах).

- Сейчас вы ознакомитесь с материалом и составьте таблицу о деяниях Ивана Грозного. Чтобы ответить на наши вопросы:

Почему Ивана Васильевича назвали Грозным?(факты, доказывающие эту мысль)

-В чём заключались изменения в Московском государстве в годы его правления? Что было положительного в этих изменениях, а что отрицательного.


Группы работают.

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.




(Обвожу границы «волшебным пером»).












Установление осознанного восприятия. Обобщение.


ые)

Работа с картой








Поиск информации в учебнике






Слушанье













Поиск информации в словаре Ожегова Разрешение проблемной ситуации.





Поиск информации в учебнике.

Обсуждение.

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные:

 сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.







Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

6.Закрепление. Проверка по эталону.

1) Проверка самостоятельной работы (выступления от групп)

    Первичное закрепление.

Заполнение таблицы. Поступки Ивана Грозного.

Положительное

Отрицательное

 Территория государства увеличилась в 2 раза.

 Был очень вспыльчив, жесток.

 Установились торговые отношения с Европой и Азией.

 Массовые казни виновных и невиновных.

 Составил Судебник.

 Разгром Новгорода, Твери, Клина, Торжка .

 Создал первую типографию в Москве.

 Создание опричнины.

Покорил Казанское и Астраханское ханство.

Случайное убийство сына.

Заложил Покровский собор.


Обучение грамоте в школах по букварю.


Укреплялись границы Московского государства.


Обсуждение выполненной работы.


Слайд 8.

Ну что ж, пора возвращаться из путешествия.

Колесо истории вправо повернись,

Помоги вернуться в современный мир.

ИД: открытие эталона

(ячейки закрыты «шторкой». прикосновением к нужной ячейке «шторка» открывается)







Устные высказывания






Контроль. выполняют на листочках. Самопроверка на ИД по эталону.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Итог урока. Рефлексия.

- Ответили мы на ключевые вопросы нашей темы?

- Важны ли эти знания для нас сейчас? Почему?

(без прошлого нет настоящего)

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выскажите своё отношение с помощью смайлика с дерева настроения.

Закончить урок я хотела бы словами А. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»

Спасибо за работу на уроке.


Рефлексия своей деятельности







7. Домашнее задание.

1) Перечитать статью на стр. 69-71, ответить на вопрос учебника.

2) Подготовить сообщение о правлении царя Ивана Грозного.

3)Из времён Ивана Грозного к нам пришли выражения 
Тяжела ты, Шапка Мономаха, дело в шляпе, казанская сирота, шиворот-навыворот. Узнайте, что это значит. 


Дифференци-рованное задание (на выбор ученика)



«Филькина грамота». Автором этого выражения был царь Иван Грозный. Для того чтобы еще больше укрепить свою самодержавную власть, чтобы ослабить влияние князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину. В числе тех, кто не согласен был с царем, был митрополит Московский Филипп, человек честный, прямой и бесстрашный. В своих многочисленных посланиях-грамотах к Грозному он убеждал царя распустить опричнину. Царь непокорного Филиппа презрительно именовал – Филькой, а его грамоты – «филькиными грамотами». В наши дни выражение «филькина грамота» обрело значение «безграмотно составленный документ».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!