№ 4
Дата 10.09.2021
Класс. 5-А
Тема. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Система образов сказки
Цели урока: познакомиться с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение высказывать свое отношение к героям.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные: формирование умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, иллюстрации
Ход урока
1Организационный момент.
2Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания.
3.Изучение нового материала.
4.Вступительное слово учителя
- “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, - говорил М.Горький.
- Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?
(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)
- Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.
- Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” - сказка волшебная, но чем же она отличается от других волшебных сказок?
2. Анализ текста сказки
- Понравилась ли вам сказка? Почему?
- Кто из героев понравился больше? Почему?
- Какое известие опечалило жителей некоторого государства?
- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? - Найдите этот эпизод в сказке
- Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась братьям?
(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится)
- Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?
(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))
- Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение заранее подготовленного учащегося)
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла.
- Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?
- Кто оказывается самым организованным?
- Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?
- Как ведет себя в дозоре старший брат?
- Как ведет средний брат?
- Почему же Иван берет всю ответственность на себя?
(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)
- Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?
- Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?
- Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Значит, это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием
- Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?
(Два значения:
Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой – человек, совершивший героический поступок”)
Композиция сказки. Особенности.
- Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
- Как в этой сказке проявляется цифра три?
(Три боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены, три испытания)
- Какие словосочетания замедляют действие?
(долго ли коротко ли ехали)
Физкультминутка
4Закрепление изученного материала.
Игра “Интервью с литературным героем”
- Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?
- А чтобы он ответил на этот вопрос?
5.Подведение итогов урока.
6.Оценивание.
7.Домашнее задание: прочитать сказку «Журавль и цапля»
8.Рефлексия.