5 кл.
Урок литературы
в 5 классе
«Иван Сергеевич Тургенев.
Рассказ «Муму»
Возвращение Герасима в деревню
как нравственная победа героя над барыней и её челядью»
Учитель Каща И.А.
Тема урока: Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму».
Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа героя над барыней и её челядью.
Цель урока: проследить, как безмерно было горе Герасима и как велико было чувство радости при одной мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; воспитать добрые чувства к окружающим и близким; продолжить развивать навык выразительного чтения;
Наглядность: портрет писателя; рисунок к рассказу; иллюстрация к рассказу; выставка книг;
Эпиграф к уроку: Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с ней, что я возненавидел.
Враг этот был - крепостное право.
И.С. Тургенев
Ход урока.
Организационный момент.
II.Тема, цель урока.
Эпиграф (зачитывается).
Слово учителя.
Дети, на прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну.
Но что - то дало ему силы жить, находить в себе успокоение и счастье. - В чем Герасим нашел это счастье?
V. Пересказ отрывка:
VI. Слово учителя:
Прошел еще один счастливый год жизни Герасима в Москве. Как вдруг произошло какое - то неожиданное событие, обстоятельство, нарушившие счастье и спокойствие жизни Герасима.
VII. Работа с рассказом:
- Что приказала барыня сделать с Муму?
Герасим был глухонемой. Как он почувствовал приближение беды?
Почему Герасима вдруг мы увидели бледным, изменившимся?
IX. Чтение текста по учебнику по ролям.
А теперь, дети, откройте учебники и зачитаем одну из сцен (от слов «Отвори..»), и пока будем читать по ролям, подумайте над вопросом:
Почему эта сцена происходит на лестнице?
Как, будучи крепостным, вынужден поступать Герасим к самому любимому существу?
-Почему Степан, такой же раб своего положения,
крепостной, промолвил:
«Уж он такой... Коли обещал,
это наверное. Он на это,
не то, что наш брат. Что правда, то правда»
Вывод: Герасим их всех превосходит нравственно.
Спустя час дверь каморки растворилась
- Каким мы видим Герасима?
X. Слово учителя. Рассказ учителя отрывка о гибели Муму.
Как вы думаете, когда Герасим принял решение уйти: до смерти Муму или после её гибели?
Что изменилось в Герасиме?
Почему мы видим Герасима на пути домой радостным?
Как И.С. Тургенев описывает природу, её радость за героя? Найдите и зачитайте в тексте.
Слово учителя.
Обратите внимание: пять слов в одном предложении повторяются, их нельзя опустить, убрать. Они - часть живой ткани.
Вывод:
Автор выражает этим почти стихотворным текстом своё торжество - победу Герасима не только над барыней, но и над самим собой, над привычкой терпеть, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.
Рассказ «Муму» направлен против крепостничества. Ведь в основе - реальные события и прообразом Герасима был немой дворник Андрей, живший у Варвары Петровны Лутовиновой. Он тоже был красавец, огромного роста, терпел обиды, но Андрей до самой смерти терпел обиды, рабскую покорность.
Вывод:
Автор верит в народ, поэтому и изменил ход событий, он больше всего ненавидел крепостное право, (зачитать этот эпиграф).
XI. Заключительное слово учителя.
У нас сегодня получился интересный разговор. Я увидела, что вы все любите читать, знаете хорошо содержание произведения. Вы все принимали участие в обсуждении, анализе произведения.
XII. Итоги урока.
XIII. Домашнее задание.
Разговор о народных героях мы продолжим с вами на следующем уроке. Прочитайте дома стихотворение Кольцова «Косарь».