СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму» Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа героя над барыней и её челядью

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проследить, как безмерно было горе Герасима и как велико было чувство радости при одной мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; воспитать добрые чувства к окружающим и близким; продолжить развивать навык выразительного чтения

Просмотр содержимого документа
«Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму» Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа героя над барыней и её челядью»

5 кл.








Урок литературы

в 5 классе


«Иван Сергеевич Тургенев.

Рассказ «Муму»

Возвращение Герасима в деревню

как нравственная победа героя над барыней и её челядью»










Учитель Каща И.А.











Тема урока: Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Муму».

Возвращение Герасима в деревню как нравственная победа героя над барыней и её челядью.


Цель урока: проследить, как безмерно было горе Герасима и как велико было чувство радости при одной мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; воспитать добрые чувства к окружающим и близким; продолжить развивать навык выразительного чтения;


Наглядность: портрет писателя; рисунок к рассказу; иллюстрация к рассказу; выставка книг;


Эпиграф к уроку: Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с ней, что я возненавидел.

Враг этот был - крепостное право.

И.С. Тургенев

Ход урока.


  1. Организационный момент.


II.Тема, цель урока.


  1. Эпиграф (зачитывается).


  1. Слово учителя.


Дети, на прошлом уроке мы говорили о том, что Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку Татьяну.

Но что - то дало ему силы жить, находить в себе успокоение и счастье. - В чем Герасим нашел это счастье?


V. Пересказ отрывка:


  • Как люди в доме барыни отнеслись к щенку?

  • Опишите Муму, какая была собачка?


VI. Слово учителя:


Прошел еще один счастливый год жизни Герасима в Москве. Как вдруг произошло какое - то неожиданное событие, обстоятельство, нарушившие счастье и спокойствие жизни Герасима.


VII. Работа с рассказом:


- Что приказала барыня сделать с Муму?

  • Куда исчезла собачка?

  • Как Герасим искал Муму?

  • Как дальше стали развиваться события? Автор ведет нас в дом бырыни.

  • Что происходит в доме?


  • Герасим был глухонемой. Как он почувствовал приближение беды?

  • Почему Герасима вдруг мы увидели бледным, изменившимся?


IX. Чтение текста по учебнику по ролям.


А теперь, дети, откройте учебники и зачитаем одну из сцен (от слов «Отвори..»), и пока будем читать по ролям, подумайте над вопросом:

  • Почему эта сцена происходит на лестнице?

  • Как, будучи крепостным, вынужден поступать Герасим к самому любимому существу?

-Почему Степан, такой же раб своего положения,

крепостной, промолвил:

«Уж он такой... Коли обещал,

это наверное. Он на это,

не то, что наш брат. Что правда, то правда»


Вывод: Герасим их всех превосходит нравственно.


Спустя час дверь каморки растворилась

- Каким мы видим Герасима?


X. Слово учителя. Рассказ учителя отрывка о гибели Муму.


  • Как вы думаете, когда Герасим принял решение уйти: до смерти Муму или после её гибели?

  • Что изменилось в Герасиме?

  • Почему мы видим Герасима на пути домой радостным?

  • Как И.С. Тургенев описывает природу, её радость за героя? Найдите и зачитайте в тексте.


Слово учителя.


Обратите внимание: пять слов в одном предложении повторяются, их нельзя опустить, убрать. Они - часть живой ткани.


Вывод:


Автор выражает этим почти стихотворным текстом своё торжество - победу Герасима не только над барыней, но и над самим собой, над привычкой терпеть, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Рассказ «Муму» направлен против крепостничества. Ведь в основе - реальные события и прообразом Герасима был немой дворник Андрей, живший у Варвары Петровны Лутовиновой. Он тоже был красавец, огромного роста, терпел обиды, но Андрей до самой смерти терпел обиды, рабскую покорность.

  • Почему автор изменил ход событий?

  • Почему мы чувствуем радость за пробудившегося Герасима?


Вывод:


Автор верит в народ, поэтому и изменил ход событий, он больше всего ненавидел крепостное право, (зачитать этот эпиграф).


XI. Заключительное слово учителя.


У нас сегодня получился интересный разговор. Я увидела, что вы все любите читать, знаете хорошо содержание произведения. Вы все принимали участие в обсуждении, анализе произведения.


XII. Итоги урока.


XIII. Домашнее задание.


Разговор о народных героях мы продолжим с вами на следующем уроке. Прочитайте дома стихотворение Кольцова «Косарь».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!