СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Сергеевич Тургенев и его стихотворение в прозе «Русский язык»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с элементами патриотического воспитания на литературном материале.

Просмотр содержимого документа
«Иван Сергеевич Тургенев и его стихотворение в прозе «Русский язык»»

8


Проект конкурсного урока

Тема: Иван Сергеевич Тургенев и его стихотворение в прозе «Русский язык»

Цель: патриотическое воспитание на литературном материале

Задачи:

1.Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева;

2.Учить анализировать произведения малого жанра;

3.Воспитывать чувства прекрасного;

4.Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Ход урока

1.оргмомент (работа с эпиграфом) эпиграф слайд 1

-здравствуйте, ребята. Иван Сергеевич Тургенев однажды сказал:

«Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную землю».

-как вы понимаете это высказывание?(рассуждения учеников)

2.формулирование темы Слайд 2

-из данного ряда слов составьте тему нашего урока

Иван, Тургенев, Сергеевич, в, стихотворение, и, проза, его, язык, Русский

Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев и его стихотворение в прозе «Русский язык»

3.целеполагание

-какова будет наша цель на уроке?Слайд 4

*проанализировать стихотворение в прозе «Русский язык»

-какие задачи мы перед собой поставим? Слайд 5

*познакомиться с жанром «стихотворения в прозе»

*рассмотреть стихотворение «Русский язык»

* узнать, чему оно посвящено

4.актуализация

а) работа по рядам с постановкой проблемного вопроса

*1 ряд: что такое стихотворение?

Стихотворение - небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение. Слайд 6

Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

  • художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);

  • строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»).

Стихотворение - Небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

*2 ряд: что такое проза?

Проза – это свободная, прямая, простая речь, впоследствии прозой стали называть самые разнообразные жанры литературно-художественных текстов от короткой миниатюры, дневниковой записи до эпопеи.

Характерная примета прозы – отсутствие сложившейся системы композиционных повторов, присущих поэзии. Проза, с точки зрения стиля, противоположна поэзии и стиху. Слайд 7

*3 ряд: каким должно быть стихотворение в прозе?

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет (""Стихотворения в прозе"" И. С. Тургенева).

б) упражнение на зрительное восприятие:

в) работа в группах с прогнозированием на лексическом материале

*1 группа – таблица пословиц

Жало остро, а язык - острей того.


Мал язык, да всем телом владеет.


Языком капусты не шинкуют.


Без русского языка не сколотишь и сапога


Велик и могуч русский язык


Языком и лаптя не сплетешь.


Грамота - второй язык.


Без языка и колокол нем.


В прохладе живем: язык болтает и ветерок продувает.




-прочитайте высказывания и определите, чему они посвящены? (языку)

-как называются такие выражения? (пословицы)

-какое слово встречается в каждой из них? (язык)

-какое из высказываний может стать главной мыслью нашего занятия?

Велик и могуч русский язык

*2 группа

-что означает слово язык?

-данное слово однозначно или многозначно?

-имеются ли у него омонимы?

-в каком значении слово язык может быть употреблено у И.С. Тургенева?

Язык - 1. Подвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека,

2. Кушанье, приготовленное из такого мышечного органа (обычно коровьего или свиного).

Язык - 1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей.
2. Способность говорить, выражая словесно свои мысли.

Язык - 1. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения.
2. устар. Проводник, переводчик.

Язык – (стар.) народ, нация

*з группа-рассмотреть значения слов

  • тягостно — Соотносится по значению с прил.: тягостный. О трудном, обременительном, мучительно-неприятном состоянии, в котором пребывает кто-либо. О тяжелом, неприятном, мучительном чувстве, испытываемом кем-либо.

  • ОТЧА́ЯНИЕ,-я, ср. Состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Приходить, привести в о. О. охватывает кого-н. Говорить с ~м в голосе.

  • СОМНЕ́НИЕ, -я, ср.

1. Неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твёрдой веры в кого-что-н. Испытывать с. Взять под с. что-н. (начать сомневаться).

2. Затруднение, недоумение при разрешении какого-н. вопроса. Разрешить все сомнения.

Вне (всякого)илибез (всякого) сомнения (книжн.) несомненно, безусловно.

-что у них общего? -какое настроение они могут передавать?

-какова их роль в стихотворении?

*4 группа – рассмотреть значение слов великий, могучий, правдивый, свободный:

ВЕЛИ́КИЙ, -ая, -ое; велик, велика и велика, велико и велико, велики и велики; величайший.

1. Превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся. Великий русский язык. Великие люди. Великая победа. Великая Отечественная война.

2. (велик, -а, -о, -и). Очень большой. Великая радость. У страха глаза велики (посл.: трусу везде страшно, везде видится опасность).

3. только кратк. ф. (велик, -а, -о, -и). Большего размера, чем нужно, просторный. Сапоги велики. Кабинет слишком велик.

МОГУ́ЧИЙ, -ая, -ее; -уч. Мощный, сильный. М. богатырь. М. дуб. М. талант.

|сущ.могучесть, -и, ж.

ПРАВДИ́ВЫЙ, -ая, -ое; -ив.

1.Содержащий, выражающий правду. Правдивый рассказ. Правдиво (нареч.) отвечать. Правдивый взгляд.

2.Любящий говорить правду, стремящийся к правде. Правдивый человек. Правдивый характер.

|сущ.правдивость, -и, ж.

СВОБО́ДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна.

1.Пользующийся свободой (во 2 знач.). Свободный народ. Свободный труд.

2.полн ф. Не запрещённый, беспрепятственный. Свободный проезд. Вход свободный (без билетов).

3. Не затруднённый, совершающийся легко, без помех. Свободные движения. Свободное дыхание. Свободно (нареч.) говорить по-французски.

-что у них общего?

-они друг друга дополняют или противоречат?

-какие чувства с их помощью можно передать?

-для чего в произведении они служат?

*5 группа-анализ слова Родина

Родина- 1.отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения.

-каково значение?

+составьте с каждым из значений словосочетание или предложение

-какие эмоции оно вызывает?

-что важнее: иметь знания о Родине или испытывать к ней чувства?

5.погружение в тему (фронтально)

У каждого своя Родина. Для нас это Россия, поистине могущественная страна, мощь и сила которой восхищают! Мы дети своего государства, жаль, что порою про это забываем, ищем успокоение, достаток, защиту где-то в другом месте. Но корни в любом случае рано или поздно берут свое, и душа стремится к России-матушке, где бы мы ни были!

*какова главная мысль этого текста?

*как понятие Родина соотносится с понятием язык?

*ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Учитель рассказывает историю, произошедшую в годы Великой Отечественной войны на территории, занятой немцами:слайд 8

" Шла Великая Отечественная война... На оккупированной территории произошел такой случай.

Захватив деревню, немцы зверствовали. Люди боялись выходить и днем, и ночью, боялись общаться друг с другом. Казалось, сломили селян. Но одна учительница пошла к коменданту, немецкому офицеру, и предложила открыть школу и создать там хорошие условия для обучения детей, чтобы все поверили в "благие намерения" немецких захватчиков. Офицер дал согласие, но потом об этом горько пожалел.

Учительница возобновила работу и школьного музея. Каждый день в школу приходило огромное количество селян. В их взглядах появилась смелость, уверенность-люди стали выходить из укрытий: то флаг красный вывесят, то испортят немецкий автомобиль. Офицер решил тоже заглянуть в школу. Негодованию его не было предела: над входом в школьный музей висел плакат: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Это было стихотворение в прозе И.С. Тургенева (рассказ учителя сопровождается фонограммой «С чего начинается Родина?»)

6. вопросы для обсуждения

*первичное восприятие

*случайны ли были слова на том плакате? какую роль они сыграли?

* связаны ли эти слова с пониманием Родины?

*элементы анализа стихотворения

*как меняется настроение лирического героя? (постройте цепочку ощущений)

Сомнения – раздумья - гордость

*проверка прогноза:

*существует отдельно (в роли крылатого выражения) фраза из этого стихотворения: великий, могучий, русский язык! (подчеркните)

*какой смысл она в себе несёт?

*совпадает ли эта фраза с главной мыслью нашего занятия?

- а теперь давайте сравним стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык» со стихотворением С. Скачко «Язык»

С благоговеньем прикасайся

К тому , чем ты вооружён ,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком



Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,

Суров и нежен , многолик ,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.



Ему к лицу и термин узкий ,

И междометный вздох , и клич ,

Гордись , что понимаешь русский ,

Старайся глубину постичь.

*анализ стихотворения

*какова тема стихотворения? какие чувства оно выражает?

*что этим произведением хотел сказать автор? как в нём раскрывается тема Родины?

*подчеркните слова, которыми определяется русский язык. (составление кластера)

*какие ощущения они у нас вызывают?

*они создают образ языка?

*какие художественные приёмы используются?

-ребята, такие художественные определения называются эпитеты - слова (реже словосочетания), определяющие предмет речи, подчеркивая какое-либо характерное свойство, качество.

Вернёмся к стихотворению в прозе И.С. Тургенева

*есть ли повторяющийся эпитет?(великий)

*какое соотношение\ какие чувства он раскрывает?

Великий язык - великому народу.

Х)каким словом автор определяет свои раздумья? (тягостные)

Ц)чем вызваны эти чувства?

Ч)чем обусловлено название русского языка поддержкой и опорой?

Ш)в каком настроении\ состоянии автор мог написать такое стихотворение? (грустил о Родине, будучи во Франции)

*мини-вывод слайд 9

Щ) как связан смысл вопросительного предложения (Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?) с душевным состоянием автора и состоянием людей в рассмотренной нами ситуации? А этот вопрос требует ответа? Автор даёт на него ответ?

Ребята, нам встретился риторический вопрос - это вопросительное по своему строению предложение, которое передает сообщение о чем-либо, наподобие повествовательного. Риторический вопрос обычно выражает эмоции говорящего. Его задают не с целью получения ответа, а ради экспрессивного выражения утверждения. 

7.подведение итогов слайд 10

*соответствует ли произведение заявленному жанру?

*на основании чего вы сделали такой вывод?

*какая мысль заключена в данном стихотворении?

*как в нём раскрывается тема Родины?

8.рефлексия слайд 11

*какое место это стихотворение в прозе может (и должно) занимать в судьбе страны и её гражданина?

*в судьбе отдельного человека?

*в нашей жизни?

На фоне мелодии «С чего начинается Родина» ответить на вопрос:

*С чего начинается Родина?.. Со стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»?

9.домашнее задание по выбору слайд 12

А) выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

Б) написать рассуждение (5-7 предложений) на тему «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» и наша Родина»

В) по аналогии придумать свою миниатюру, например, «Родина и литература»

10.оценка урока: дети поднимают смайлики, отражающие их впечатления от урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя