8
Проект конкурсного урока
Тема: Иван Сергеевич Тургенев и его стихотворение в прозе «Русский язык»
Цель: патриотическое воспитание на литературном материале
Задачи:
1.Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева;
2.Учить анализировать произведения малого жанра;
3.Воспитывать чувства прекрасного;
4.Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.
Ход урока
1.оргмомент (работа с эпиграфом) эпиграф слайд 1
-здравствуйте, ребята. Иван Сергеевич Тургенев однажды сказал:
«Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную землю».
-как вы понимаете это высказывание?(рассуждения учеников)
2.формулирование темы Слайд 2
-из данного ряда слов составьте тему нашего урока
Иван, Тургенев, Сергеевич, в, стихотворение, и, проза, его, язык, Русский
Слайд 3
Иван Сергеевич Тургенев и его стихотворение в прозе «Русский язык»
3.целеполагание
-какова будет наша цель на уроке?Слайд 4
*проанализировать стихотворение в прозе «Русский язык»
-какие задачи мы перед собой поставим? Слайд 5
*познакомиться с жанром «стихотворения в прозе»
*рассмотреть стихотворение «Русский язык»
* узнать, чему оно посвящено
4.актуализация
а) работа по рядам с постановкой проблемного вопроса
*1 ряд: что такое стихотворение?
Стихотворение - небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение. Слайд 6
Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»).
Стихотворение - Небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
*2 ряд: что такое проза?
Проза – это свободная, прямая, простая речь, впоследствии прозой стали называть самые разнообразные жанры литературно-художественных текстов от короткой миниатюры, дневниковой записи до эпопеи.
Характерная примета прозы – отсутствие сложившейся системы композиционных повторов, присущих поэзии. Проза, с точки зрения стиля, противоположна поэзии и стиху. Слайд 7
*3 ряд: каким должно быть стихотворение в прозе?
Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет (""Стихотворения в прозе"" И. С. Тургенева).
б) упражнение на зрительное восприятие:
в) работа в группах с прогнозированием на лексическом материале
*1 группа – таблица пословиц
Жало остро, а язык - острей того. | Мал язык, да всем телом владеет. | Языком капусты не шинкуют. |
Без русского языка не сколотишь и сапога | Велик и могуч русский язык | Языком и лаптя не сплетешь. |
Грамота - второй язык. | Без языка и колокол нем. | В прохладе живем: язык болтает и ветерок продувает. |
-прочитайте высказывания и определите, чему они посвящены? (языку)
-как называются такие выражения? (пословицы)
-какое слово встречается в каждой из них? (язык)
-какое из высказываний может стать главной мыслью нашего занятия?
Велик и могуч русский язык
*2 группа
-что означает слово язык?
-данное слово однозначно или многозначно?
-имеются ли у него омонимы?
-в каком значении слово язык может быть употреблено у И.С. Тургенева?
Язык - 1. Подвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека,
2. Кушанье, приготовленное из такого мышечного органа (обычно коровьего или свиного).
![]()
Язык - 1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей.
2. Способность говорить, выражая словесно свои мысли.
![]()
Язык - 1. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения.
2. устар. Проводник, переводчик.
Язык – (стар.) народ, нация
![]()
*з группа-рассмотреть значения слов
тягостно — Соотносится по значению с прил.: тягостный. О трудном, обременительном, мучительно-неприятном состоянии, в котором пребывает кто-либо. О тяжелом, неприятном, мучительном чувстве, испытываемом кем-либо.
ОТЧА́ЯНИЕ,-я, ср. Состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Приходить, привести в о. О. охватывает кого-н. Говорить с ~м в голосе.
СОМНЕ́НИЕ, -я, ср.
1. Неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твёрдой веры в кого-что-н. Испытывать с. Взять под с. что-н. (начать сомневаться).
2. Затруднение, недоумение при разрешении какого-н. вопроса. Разрешить все сомнения.
• Вне (всякого)илибез (всякого) сомнения (книжн.) несомненно, безусловно.
-что у них общего? -какое настроение они могут передавать?
-какова их роль в стихотворении?
*4 группа – рассмотреть значение слов великий, могучий, правдивый, свободный:
ВЕЛИ́КИЙ, -ая, -ое; велик, велика и велика, велико и велико, велики и велики; величайший.
1. Превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся. Великий русский язык. Великие люди. Великая победа. Великая Отечественная война.
2. (велик, -а, -о, -и). Очень большой. Великая радость. У страха глаза велики (посл.: трусу везде страшно, везде видится опасность).
3. только кратк. ф. (велик, -а, -о, -и). Большего размера, чем нужно, просторный. Сапоги велики. Кабинет слишком велик.
МОГУ́ЧИЙ, -ая, -ее; -уч. Мощный, сильный. М. богатырь. М. дуб. М. талант.
|сущ.могучесть, -и, ж.
ПРАВДИ́ВЫЙ, -ая, -ое; -ив.
1.Содержащий, выражающий правду. Правдивый рассказ. Правдиво (нареч.) отвечать. Правдивый взгляд.
2.Любящий говорить правду, стремящийся к правде. Правдивый человек. Правдивый характер.
|сущ.правдивость, -и, ж.
СВОБО́ДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна.
1.Пользующийся свободой (во 2 знач.). Свободный народ. Свободный труд.
2.полн ф. Не запрещённый, беспрепятственный. Свободный проезд. Вход свободный (без билетов).
3. Не затруднённый, совершающийся легко, без помех. Свободные движения. Свободное дыхание. Свободно (нареч.) говорить по-французски.
-что у них общего?
-они друг друга дополняют или противоречат?
-какие чувства с их помощью можно передать?
-для чего в произведении они служат?
*5 группа-анализ слова Родина
Родина- 1.отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения.
-каково значение?
+составьте с каждым из значений словосочетание или предложение
-какие эмоции оно вызывает?
-что важнее: иметь знания о Родине или испытывать к ней чувства?
5.погружение в тему (фронтально)
У каждого своя Родина. Для нас это Россия, поистине могущественная страна, мощь и сила которой восхищают! Мы дети своего государства, жаль, что порою про это забываем, ищем успокоение, достаток, защиту где-то в другом месте. Но корни в любом случае рано или поздно берут свое, и душа стремится к России-матушке, где бы мы ни были!
*какова главная мысль этого текста?
*как понятие Родина соотносится с понятием язык?
*ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Учитель рассказывает историю, произошедшую в годы Великой Отечественной войны на территории, занятой немцами:слайд 8
" Шла Великая Отечественная война... На оккупированной территории произошел такой случай.
Захватив деревню, немцы зверствовали. Люди боялись выходить и днем, и ночью, боялись общаться друг с другом. Казалось, сломили селян. Но одна учительница пошла к коменданту, немецкому офицеру, и предложила открыть школу и создать там хорошие условия для обучения детей, чтобы все поверили в "благие намерения" немецких захватчиков. Офицер дал согласие, но потом об этом горько пожалел.
Учительница возобновила работу и школьного музея. Каждый день в школу приходило огромное количество селян. В их взглядах появилась смелость, уверенность-люди стали выходить из укрытий: то флаг красный вывесят, то испортят немецкий автомобиль. Офицер решил тоже заглянуть в школу. Негодованию его не было предела: над входом в школьный музей висел плакат: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Это было стихотворение в прозе И.С. Тургенева (рассказ учителя сопровождается фонограммой «С чего начинается Родина?»)
6. вопросы для обсуждения
*первичное восприятие
*случайны ли были слова на том плакате? какую роль они сыграли?
* связаны ли эти слова с пониманием Родины?
*элементы анализа стихотворения
*как меняется настроение лирического героя? (постройте цепочку ощущений)
Сомнения – раздумья - гордость
*проверка прогноза:
*существует отдельно (в роли крылатого выражения) фраза из этого стихотворения: великий, могучий, русский язык! (подчеркните)
*какой смысл она в себе несёт?
*совпадает ли эта фраза с главной мыслью нашего занятия?
- а теперь давайте сравним стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык» со стихотворением С. Скачко «Язык»
С благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий ,
И междометный вздох , и клич ,
Гордись , что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь.
*анализ стихотворения
*какова тема стихотворения? какие чувства оно выражает?
*что этим произведением хотел сказать автор? как в нём раскрывается тема Родины?
*подчеркните слова, которыми определяется русский язык. (составление кластера)
*какие ощущения они у нас вызывают?
*они создают образ языка?
*какие художественные приёмы используются?
-ребята, такие художественные определения называются эпитеты - слова (реже словосочетания), определяющие предмет речи, подчеркивая какое-либо характерное свойство, качество.
Вернёмся к стихотворению в прозе И.С. Тургенева
*есть ли повторяющийся эпитет?(великий)
*какое соотношение\ какие чувства он раскрывает?
Великий язык - великому народу.
Х)каким словом автор определяет свои раздумья? (тягостные)
Ц)чем вызваны эти чувства?
Ч)чем обусловлено название русского языка поддержкой и опорой?
Ш)в каком настроении\ состоянии автор мог написать такое стихотворение? (грустил о Родине, будучи во Франции)
*мини-вывод слайд 9
Щ) как связан смысл вопросительного предложения (Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?) с душевным состоянием автора и состоянием людей в рассмотренной нами ситуации? А этот вопрос требует ответа? Автор даёт на него ответ?
Ребята, нам встретился риторический вопрос - это вопросительное по своему строению предложение, которое передает сообщение о чем-либо, наподобие повествовательного. Риторический вопрос обычно выражает эмоции говорящего. Его задают не с целью получения ответа, а ради экспрессивного выражения утверждения.
7.подведение итогов слайд 10
*соответствует ли произведение заявленному жанру?
*на основании чего вы сделали такой вывод?
*какая мысль заключена в данном стихотворении?
*как в нём раскрывается тема Родины?
8.рефлексия слайд 11
*какое место это стихотворение в прозе может (и должно) занимать в судьбе страны и её гражданина?
*в судьбе отдельного человека?
*в нашей жизни?
На фоне мелодии «С чего начинается Родина» ответить на вопрос:
*С чего начинается Родина?.. Со стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»?
9.домашнее задание по выбору слайд 12
А) выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
Б) написать рассуждение (5-7 предложений) на тему «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» и наша Родина»
В) по аналогии придумать свою миниатюру, например, «Родина и литература»
10.оценка урока: дети поднимают смайлики, отражающие их впечатления от урока.