Иван Ульянович Басаргин - певец дальневосточной тайги (на примере рассказа"Следы и судьбы")."Сочность" языка рассказа.
Рассказ "Следы и судьбы" отличается сочностью языка. Дальневосточная тайга здесь очеловечена.
Самые первые строчки вводят нас в живой мир природы со своим колоритом."За окном морозная тишина.Я лежу на жёстких нарах в домике пасечника Степана и смотрю , как пляшут по стенам огоньки. Они похожи на гномов, которые пришли разделить со мною одиночество. В их танце есть что-то ритуальное, вечное, бессмертное." Эпитет "морозная тишина", олицетворение "пляшут огоньки", сравнение "похожи на гномов", градация "ритуальное, вечное, бессмертное"создают зримый образ чего-то живого, одухотворённого, что скрашивает одиночество таёжного человека
Как знакомо нам потрескивание поленьев в камине, но у Басаргина они, поленья, не просто горят, а они "будто разговаривают", будто спешат рассказать последнюю сказку. Сказка эта про таёжные следы и судьбы, которые вершатся каждый день, каждый час, про ветры и морозы.
Пляска гномов, разговор горящих поленьев - всё это позитивно влияет на настроение рассказчика-охотника , и ему не терпится отправиться в тайгу, чтобы увидеть привычную сказку , проследить за чьими-то судьбами.
"Рассвет неторопливо занимался над тайгой. Он ""лёгкий, нежно-розовый ,охватил "полнеба и звенел , и слал миру чарующую музыку . Используемые изобразительно-выразительные средства языка(метафора, эпитеты) создают сказку леса, познать которую можно только в тайге.
Пока рассказчик спал, снег успел завалить зимовьюшку (перифраз слова домик )по самые окна. И опять эпитеты:"чистая", "принаряженная" зимовьюшка .
оставалась с гномами, так как рассказчик уходил неведомо куда, окунался в "таёжные звуки" (метафора).
Тайга для охотника словно сказка (сравнение). Она напоминает царство Берендея, а причина тому - белый, совсем белый и пушистый снег(эпитеты). Олицетворения снег "повис на ветках елей, разлапистых пихт, лёг на кедровые лапы, подбелил и без того белые берёзы. Ёлочки похожи на медичек-сестричек (сравнение), взялись за руки и куда-то бегут (олицетворение. В этой этюдной зарисовке мы видим соседство самых различных таёжных деревьев, таких как кедр, пихты, берёзы. А вот ещё примета дальневосточной тайги - это дерево ильм, род вяза, лиственное дерево с прочной древесиной.С восходом солнца становится холоднее. "Мороз рассерчал, затрещал, забуянил". Здесь не просто олицетворение, но ещё можно отметить и градацию. От такого холода не выдерживает ильм, он треснул, с его "крутых плеч взвихрились серебряные фонтанчики", осели. Таким волшебным языком описывает Басаргин , казалось бы, обычное явление - падение снега с дерева, но у него что ни слово, то алмаз. И вот она гордость дальневосточной тайги: "пошли трещать клёны, ясени, кедры, тисы, жаловаться на мороз, на долгую зиму" (Рассказчик подчёркивает соседство в дальневосточной тайге деревьев южных и северных широт).Так, в России только в двух местах встречается тис: на Кавказе и на Дальнем Востоке.
Несмотря на злющий холод, охотнику удалось увидеть незамерзающий ключик. Над проталинами курился густой туман. И какое оригинальное продолжение описания этого ключа! "И не лень кому-то в такой холодище кипятить воду в ручье? Раз вскипятили, то я напьюсь. Сделал два глотка - заломило зубы.И вовсе она не горячая - холоднущая (авторский окказионализм).
Всё описание дальневосточной тайги изобилует выразительными средствами. Пожалуй, преобладают олицетворения, эпитеты, сравнения. Язык Басаргина чем-то напоминает язык С.А.Есенина. И у того, и у другого неповторимые языковые средства.
У Басаргина "Шепотливо переговаривается снег под ногами, Вокруг всё мягкое и податливое, как мех соболя, белочки, колонка"(здесь мы уже видим несравнимый ни с чем мир братьев наших меньших - лесных зверей).
Конечно, мир животных богат и разнообразен. Но судьба многих из них находится в руках человека. Вот и сейчас, увидев след белки, охотник понимает, что её поджидает смерть на каждом шагу: от человека ли или от другого животного..
В тайге утро наступает не сразу."Вот первый луч солнца брызнул на снег (развёрнутая метафора), взъерошил его хрустальными водопадами, вихрем широко и весело промчался по сопке (олицетворение).
"Широко и добродушно улыбнулся кедр, чуть кивнул мне шишкастой кроной, будто старому знакомому, распрямил могучие плечи, потянулся и запел""(Здесь и эпитеты, и олицетворения).Запел басовито и мощно (эпитеты).
Настоящая сказка леса.
В тайге много различных животных. Одно из них -колонок (это хищный пушной зверёк из семейства куниц).В тайге свой особый мир. . Вот и видим мы глазами охотника, , как в единоборстве белки с колонком побеждает сильнейший. В перифразе"Такую красу загубил!" - мы слышим осуждение охотником колонка.
В тайге растут и тополи."Вот огорчённо скрипнул старый тополь. Он дуплястый, без кроны, буто жаловался на неспокойную старость(придаточное сравнения). Ему бы дремать, ан нет, старику ещё за жизнь приходится бороться, слушать, как внутри скребётся и шуршит гнилушками злая харза (хзарза - уссурийская куница, хищное млекопитающее семейства куньих). Голод гонит её на кабарожьи следы в густом ельнике(кабарга - небольшое парнокопытное оленевидное животное). Дорогу пересекает соболь. Охотникам без особого разрешения охота на соболей запрещена.Собольхитрее харзы (сравнение).
У животных, как и у людей, своя судьба.Вот на взлобке (бугор)отпечатан след кабана. Он прошёлся по снегу, будто плугом пропахал (придаточное сравнительное).В тайге надо уметь ориентироваться по разным приметам.Кабан-секач редко бросается от шорохов, он не боится даже медведя, тигр ему не в новинку, но он бежит от...человека, так как знает, что тот несёт ему смерть.Учуяв охотника, кабан громко чухнул, поднял снежные вихри, крутнулся, словно танк, (сравнение) и скрылся за гривкой сопки.
После встречи с кабаном охотник встретился с изюбром, который вышел в заросли элеутерококка. Удивительно! Как может изюбр объедать колючки, если за них невозможно взяться рукой.Элеутерококк, произрастающий в тайге, зачислен учёными в братья женьшеню.
Нередки встречи человека с медведем (косолапцем) (авторский перифраз), которые , бывает, заканчиваются трагически для человека. В дальневосточной тайге множество волков, которые питаются такими животным, как изюбры, олени, колонки.
Короток зимний день в тайге. Оставаться один на один с ночью, морозом, тайгой и волками очень опасно.В тайге свои неписаные законы.
Тайга перестаёт быть мягкой и близкой (эпитеты), если человека поджидают опасности.Призрачный свет луны обликает её таинственной тишиной (эпитеты).Шагать ночью одному по тайге - удовольствие малоприятное. К ночи тайга меняет свои краски.
Луна льёт холодный и тоскливый свет на землю (эпитеты), пляшут на небе (олицетворение) хороводистые звёзды (авторский эпитет).
К ночи волчий вой прокатывается над тайгой и замирает где-то на вершине хмурой сопки (эпитеты и олицетворение). "Липкий " страх (авторский эпитет) испытывает человек, оказавшись ночью один в тайге. Нередко можно услышать рвущий морозную тишину вой волков (эпитет).В такие часы или минуты все "страхи" (авторское словообразование) уходят, приходит та минута смелости, которая часто граничит с безумием.По-другому нельзя, по-другому может быть только смерть.
И опять на стенах таёжного зимовья пляшут огоньки-гномы, за окошком по-прежнему под ветром гудит тайга, качаются звёзды, а это значит, что жизнь продолжается.
И ещеё немало книжек будет написано о дальневосточной тайге...
3