Инструкция о деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, утвержденная приказом МВД №845 от 2013 г, четко определяет все направления деятельности инспектора ПДН в образовательном учреждении (глава 12).В частности, это участие в
- разработке и реализации плана совместных мероприятий ( п 105.1.1)
- заседаниях коллегиальных органов управления образовательного учреждения при рассмотрении вопросов, связанных с профилактикой правонарушений учащихся ( п 105.1.2)
- проведении ИПР с учащимися, допускающими факты противоправного поведения, группами несовершеннолетних антиобщественной направленности, законными представителями, отрицательно влияющими на несовершеннолетних ( п 105.1.5)
- рейдовых мероприятиях в микрорайоне образовательного учреждения на предмет выявления мест сбыта или потребления наркотических или психотропных веществ
- профилактике самовольных уходов воспитанников интернатных учреждений
- установлении причин систематических пропусков занятий учащимися, если есть основания полагать, что они обусловлены семейным неблагополучием.
Инспектор ПДН в ходе своей деятельности вносит руководителю образовательного учреждения предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями или иными законными представителями ( п 105.4.1), а в вышестоящие организации - по вопросам профилактики правонарушений в образовательных учреждениях, продажи алкогольной и табачной продукции в непосредственной близости от объектов образовательной сферы, принятия мер к устранению недостатков в антитеррористической и противокриминальной защищенности указанных учреждений( 105.4.2)
В предыдущих выступлениях уже были освещены некоторые направления работы инспектора ПДН в образовательном учреждении, я остановлюсь более подробно на таком важном направлении, как правовая пропаганда.
Инструкцией предусмотрен широкий спектр видов деятельности инспектора ПДН во взаимодействии с администрацией образовательного учреждения по организации правовой пропаганды среди учащихся и родителей:
- участие в организуемых администрацией образовательного учреждения мероприятиях (круглых столах, дискуссиях, конкурсах, "уроках права"), направленных на формирование у учащихся правосознания, положительных нравственных качеств, принципов здорового образа жизни, патриотических чувств, толерантного отношения к социальным, культурным, расовым, национальным и религиозным различиям людей ( п 105.1.3), в проводимых в образовательном учреждении классных часах, родительских собраниях с выступлениями по правовой тематике ( п 105.1.4)
- оказание педагогическому коллективу в пределах компетенции методической и правовой помощи в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (п 105.3.1),
- содействие в организации деятельности детских объединений правоохранительной направленности (п. 105.3.2)
Формы взаимодействия нашего ОМВД и образовательных учреждений района по правовому информированию учащихся, педагогов и родителей различны, среди них есть и традиционные – проводятся беседы с учащимися и родителями, оформляем Правовые уголки.
Достаточно широко используем более расширенное взаимодействие. Например, ряд информационно-пропагандистских мероприятий правовой направленности провели совместно с библиотекой, – как на территории библиотеки, так и с выходом в школы и интернатные учреждения. С другой стороны, выезжаем в школы своеобразной бригадой (представители КДНиЗП, полиции – ПДН, УУП, ГИБДД, представители МЧС) – и проводим ИПМ для детей и сразу для родителей. С 2013 года наладили взаимодействие с представителями Тамбовского отделения Всероссийского общества трезвости, и ряд мероприятий как для детей, так и для родителей провели совместно.
Имеется и некоторый опыт проведения нетрадиционных мероприятий. Несколько лет назад, а точнее - в 2008 г, проводя очередную беседу правовой направленности в одной из школ района, я как всегда, оставила материал для Правового уголка – листовку. И в беседе с представителем администрации школы прозвучало такое осторожное предложение: «к сожалению, современные дети не любят читать, надо бы придумать какой-то информационный материал с минимумом текста, вообще какие-то новые формы информирования…».
В результате обдумывания этой проблемы в конце концов родилась идея создания межшкольного клуба правовых знаний «Азбука закона».
Если говорить строго научным языком, то деятельность клуба имеет своей целью взаимодействие школы и других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в практико-ориентированном гражданско-правовом обучении учащихся
Задачи создателей и руководителей клуба:
ОВД – обеспечение обучающихся информацией на начальном уровне правовых знаний,
школа - усвоение навыков практического применения правовых знаний;
КДЦ – развитие творческих способностей и возможностей.
Мероприятия, подготовленные клубом, проводятся в инновационной (тогда) форме, которая получила название «организационно-деятельностная игра» - одна из форм организации коллективной мыследеятельности, при которой подросток погружен в правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть поле собственных действий по ее преобразованию, обеспечивает переход от правовых знаний к гражданской позиции.
Мероприятия готовятся волонтерской бригадой учащихся и проводятся поочередно в нескольких образовательных учреждениях района для различных возрастных категорий учащихся.
А если рассказывать просто, то мы вместе с тогда еще социальным педагогом Инжавинской СОШ И.Сотниковой задались целью проводить с учащимися и их родителями работу по формированию правовой культуры не в форме скучных лекций и бесед, а интерактивно.
Пусть, например, подросток как бы окажется в реальной обстановке, когда надо сделать выбор между противоправным и законопослушным поступком. А если о том, «что такое хорошо и что такое плохо», тебе рассказывает твой же ровесник и в такой форме, которая понятна и интересна… И не один раз «провести мероприятие», а интересную программу показать в разных образовательных учреждениях района!
Инициативу поддержали в Инжавинском районном культурно-досуговом центре, в отделе образования администрации района. С начала 2011 года руководителем подросткового объединения стала методист районного КДЦ Н.Осипова, и работа значительно активизировалась, стала более организованной, мы даже не без успеха принимали участие в областных конкурсах.
Темы проектов выбираем наиболее актуальные именно для нашего района. Так,
- уголовную и административную ответственность ученикам начальных классов мы разъясняли детям вместе со старухой Шапокляк - она задавала мне вопросы как бы от имени детей, и получилась не скучная лекция, а именно интерактивная театрализация.
- проблема агрессивности современных подростков - это мероприятие уже для более старших ребят – обсуждалась в ходе шоу «Свобода махать кулаками», сценарий писали вместе с детьми, в стихах излагали выводы «Почему дерутся люди – сейчас расскажем – ясно будет».
- подготовлены 2 проекта на тему противопожарной безопасности, с которыми мы принимали участие в региональных этапах конкурса «Таланты и поклонники», заняли в своей номинации «Театральное творчество» призовые места.
- несколько проектов было на темы здорового образа жизни и профилактики курения, пьянства, наркомании ( «Просто скажи «НЕТ» и т.п.)
- имеется в практике клуба такой метод работы как постановочные фотографии – моделирование криминальных ситуаций, противоправных деяний; с использованием этого метода мы проводили беседы, в ходе которых изготавливали листовки, а потом уже педагоги также стали использовать данную форму работы при подготовке мероприятий в школах, творческих работ и т.д.
- традиционно каждый год мы проводим игру по станциям «Моя полиция меня бережет». Игра по станциям – идея не новая, но особенность наших таких мероприятий – не проверка знаний детей, а их уточнение и расширение, говоря педагогическим языком. Этот проект стал последователем другого, более старого – сначала это все придумал преподаватель ОБЖ школы №2 Анников Ю.А., в своей школе - а потом это стало проводиться в разных школах в форме ассамблеи «По лабиринтам права» - с участием родителей и учеников всех классов среднего и старшего звена, станции были не чисто «полицейскими», а с приглашением структур, занимающихся правоохранительной деятельностью (заповедник, МЧС, а из полиции – ПДН и УУП), а кроме них вопросы готовили школьная медсестра, преподаватель ОБЖ – ну и на что у педагогов каждой школы фантазии хватало)
Особенность нашей игры «Моя полиция меня бережет» в том, что судьи на станциях – дети, участники клуба.
Еще одной нетрадиционной формой работы по правовому информированию детей и родителей с 2008 года стал муниципальный фестиваль творческих работ учащихся «Криминальные страшилки»
Цели и задачи проведения:
- содействие формированию правовой культуры обучающихся и их родителей
- развитие творческих способностей несовершеннолетних
- усвоение обучающимися навыков поведения, способствующих обеспечению безопасности личности и имущества, а также норм поведения, не противоречащих административному и уголовному законодательству РФ.
Требования к творческим работам:
Творческие работы участников должны пропагандировать в краткой, доступной, яркой, запоминающейся форме правила безопасного поведения в криминальных ситуациях и правовые нормы, направленные на обеспечение сохранности здоровья, имущества, чести и достоинства граждан по номинациям-
- «Литературное творчество» (рассказы, стихи, частушки)
- «Изобразительное творчество» (рисунки, плакаты, коллажи, телефонные заставки, фото)
- «Умелые руки» (поделки из бумаги и разного материала)
- «Музыкальное творчество» (вокал, танцы, пантомима)
- «Мультимедийное творчество» (презентации, видеоролики, реклама для ТВ)
- «Театр малых форм» (агитбригада, инсценировки, оригинальный жанр)
- «Работа педагогов по правовому воспитанию» (тематические внеклассные мероприятия, программы, проекты)
- «Пожарная безопасность – литературное творчество»
- «Пожарная безопасность – изобразительное творчество»
- «Пожарная безопасность– умелые руки»
- «Пожарная безопасность – музыкальное творчество»
- «Пожарная безопасность – мультимедийное творчество»
- «Пожарная безопасность – театр малых форм»
- «Пожарная безопасность – работа педагога»
- «Социальная антинаркотическая реклама» (для последующего участия в областном конкурсе)
Лучшие работы мы предлагаем для публикации в местных СМИ, используем в дальнейшем при проведении информационно-пропагандистских мероприятий правовой направленности для учащихся.