Опыт организации и проведения ГИА в формате демонстрационного экзамена как форма оценки освоения квалификации специалиста среднего звена в СПО
Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру итоговой государственной аттестации обучающихся в нашем техникуме дает возможность объективно оценить содержание и качество части образовательных программ техникума, его материально- техническую базу, уровень квалификации педагогического состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определяются точки дальнейшего роста и развития.
С 2019 года в центре проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ) – на площадке ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум», аккредитованной союзом WorldSkills Russia и оснащенной в соответствии с установленными требованиями по компетенции, проходит промежуточная и итоговая государственная аттестация с использованием механизма ДЭ по компетенции № R41 «Бухгалтерский учет».
Проведению ДЭ предшествовала трудоемкая и тщательная подготовка. Была организована специализированная площадка на 11 рабочих мест, которые оснащёны современным оборудованием. Кроме рабочей площадки были предусмотрены комнаты для главного эксперта, экспертов, участников .
Был выбран комплект оценочной документации (КОД) из предложенных на официальном сайте союза WorldSkills Russia , нами был выбран КОД 1.1, базовый уровень.
Создана рабочая группа из числа сотрудников техникума, внесены изменения в положение о промежуточной и итоговой государственной аттестации, издан приказ об организации и проведении ДЭ. Все основные нормативные документы, касающиеся организации и проведения демонстрационного экзамена, были размещены в специальном разделе на сайте техникума.
Подготовку студентов проводили как опытные преподаватели, имеющие высшую квалификационную категорию и опыт участия в Региональных и Всероссийских (отборочных) чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), так и молодые, начинающие коллеги.
Задание демонстрационного экзамена по КОД 1.1 состояло из 2 модулей:
Модуль А «Текущий учет хозяйственных операций и группировка данных»;
Модуль С «Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее анализ».
Для организации проведения ДЭ был разработан План работы конкурсной площадки.
В период проведения демонстрационного экзамена все эксперты соблюдали Кодекс этики. Конфликтных и спорных ситуаций на площадке не возникало.
К ДЭ были допущены лица, не имеющие академической задолженности. Студенты продемонстрировали хороший уровень теоретической и практической подготовки, соблюдали санитарно-эпидемиологический режим, технику безопасности и требования охраны труда. В целях обеспечения информационной открытости и публичности при проведении ДЭ использованы ресурсы, позволяющие организовать видео трансляцию в режиме «Онлайн» на площадке.
Перевод баллов ДЭ в оценки осуществлялся в соответствии с локальными актами образовательной организации. В нашем техникуме в рамках программы промежуточной аттестации была разработана специальная шкала, где учитывался процент выполненного задания.
14-15 июня 2022 года на площадке техникума, по компетенции «Бухгалтерский учет», был проведен ДЭ, средний балл составил 4,5 балла.
В целях соблюдения принципов объективности и независимости, при проведении ДЭ, для оценки выполненных заданий ДЭ были привлечены 2 эксперта работающих на производстве, 1 эксперт - педагог из другого учебного заведения.
Все эксперты прошли обучение и имеют свидетельства, дающие право на участие в оценке ДЭ по стандартам WorldSkills.
Работу по оценке результатов и подведению итогов ДЭ возглавлял главный эксперт, который организовывал и контролировал деятельность экспертной группы, обеспечивал единство требований, предъявляемых к участникам, заносил в систему CIS и импортировал на цифровую платформу результаты всех участников.
Все сдавшие ДЭ вместе с дипломом получают документ о квалификации – Skills-паспорт.
Однако проведение демонстрационного экзамена по стандартам WS для образовательного учреждения имеет и свои сложности. А именно:
- необходимость наличия современного оборудования, позволяющего выполнить задание, приближенное к производственному;
- наличие достаточного количества экспертов способных оценить выполненные задания.
Как преподаватель специальных дисциплин, я, приветствую внедрение ДЭ в качестве ГИА в профессиональных образовательных учреждениях. Проведение государственной итоговой аттестации, в форме ДЭ позволит существенно изменить качество профессионального образования, поднять его престиж у молодежи.
Литература:
1. Золотарева Н.М. Присоединение России к WorldSkillsInternational — Профессиональное образование в России и за рубежом №10/2013 http://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international
2. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах РФ подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.
3. /http://www.edustandart.ru/top-50
2