Просмотр содержимого документа
«Из опыта организации мини-зачетов по химии в 8 классе»
В 8 классе важно сформировать в сознании учащихся основные химические понятия. Для этих целей существуют множество приемов часто употребляемых при обучении химии. Я очень много времени отвожу мини-зачетам по основным понятиям, а именно прошу учащихся выучить их наизусть. Зачеты по продолжительности 10-15 минут.
Тема | Зачет | Знать наизусть |
Начальные понятия и законы химии | 1.Основные понятия | Тела, вещества, атомы, молекулы, ионы, химия, химические и физические явления |
2. Знаки химических элементов. (этот мини-зачет провожу в 1 четверти на каждом уроке по карточкам) | Знаки химических элементов. |
3.Валентность | Валентность (приложение №1) |
4.Типы химических реакций | Типы химических реакций (приложение №2) |
Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии | 1.Основные понятия темы (определения, обозначение и единица измерения физической величины, расчетные формулы) | Количество вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, масса вещества, молярный объём, массовая доля (приложение №3) |
2.Решение задач (зачет дифференцированный) | Приложение №4 |
Основные классы неорганических соединений | 1.Классы неорганических веществ | Определение оксидов, кислот, солей и оснований, примеры веществ каждого класса |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 1.Состав атома | Физический смысл порядкового номера, номера периода и группы, относительной атомной массы |
Химическая связь | 1.Виды химической связи | Приложение №5 |
Приложение №1
Таблица валентности химических элементов
(ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ)
I(одновалентны) | II(двухвалентны) | III (трёхвалентны) |
H, F, Li, Na, K | O, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn | B, Al |
-F (фторид) | -S (сульфид) | |
-Сl (хлорид) | | |
-Br (бромид) | | |
-I (иодид) | | |
Определить валентность элементов по формулам их соединений: CuO, NaOH, Hg, P2O5 , H2CO3 , P, CaCl2, H2O
Составить формулы сложных веществ по валентности образующих их элементов: NaO, AlO, Сal, MgN,
Приложение №2
Заполнить таблицу, в 1 столбике вместо точек написать тип реакции, во второй столбик – определение), в третий столбик - уравнение реакции.
Тип реакции | Определение | Примеры реакций |
1.Реакция…… | | |
2. Реакция….. | | |
3. Реакция….. | | |
4. Реакция….. | | |
Приложение №3
Заполнить таблицу
Понятие | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула |
Количество вещества | | | |
Молярная масса | | | |
Масса вещества | | | |
Молярный объём газа при н.у. | | | |
Объём газа | | | |
Решить задачи
Варианты, название вещества | 1-серная кислота | 2-сульфат натрия | 3-оксид углерода(IV) | 4-метан | 5-гидроксид натрия |
Количество вещества | 0,5 | ? | 0,3 | 0,1 | ? |
Молярная масса | ? | ? | ? | ? | ? |
Масса вещества | ? | 62 | ? | ? | 80 |
Молярный объём газа при н.у. | | | | ? | |
Объём газа | | | ? | ? | |
Приложение №4
Решение задач (зачет дифференцированный):
на «3»
Вычислите массу 1,5 моль карбоната натрия.
Вычислите объем 2,5 моль оксида азота (V).
Вычислите массу 0,5 моль гидроксида натрия.
Вычислите объем 0,5 моль оксида серы (IV).
на «4-5»
Сколько потребуется серной кислоты для взаимодействия с 28 г гидроксида калия.
Сколько оксида алюминия образуется при разложении 39 кг гидроксида алюминия.
Сколько литров водорода выделится при действии 215 г цинка на соляную кислоту.
Сколько потребуется азотной кислоты для взаимодействия с 48 г оксида железа (III).
Приложение №5
Определить вид химической связи в следующих веществах: FeO SiO2 CaO MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3