СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта программы эффективно реализующей современные образовательные технологии в практику работы в условиях ФГОС.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы – достижение эффективности реализации современных образовательных технологий в процесс обучения.

Задачи работы: 1. охарактеризовать применяемые инновационные технологии, 2. раскрыть принцип целостности процесса обучения, 3. отразить эффект реализации современных образовательных технологий во взаимосвязи форм и методов обучения.

Актуальность работы заключается в том, что инновационные технологии не могут сами по себе гарантировать успеха образовательного процесса. Только проработанное и обдуманное применение технологий, методов и форм обучения в сочетании с основательным знанием темы обеспечивает планомерное развитие образовательной ситуации.

Реализация учащимися полученных знаний на практике путем современных образовательных технологий отражает новизну работы.

Современные образовательные технологии нельзя превращать в средство избавления учащихся от скуки на занятии. Создаваемая технологиями благоприятная психологическая атмосфера не может быть единственным и достаточным результатом занятия. Нельзя скрыть некомпетентность в содержательном и методическом плане, переполняя образовательный процесс разнообразными технологиями.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта программы эффективно реализующей современные образовательные технологии в практику работы в условиях ФГОС.»

















Из опыта программы эффективно реализующей современные образовательные технологии в практику работы в условиях ФГОС.

Образовательная область «Филология. Иностранный язык»
















Стебенькова Лариса Александровна,

учитель немецкого языка,

высшей квалификационной категории

МАОУ «Экспериментальный лицей

«Научно-образовательный комплекс»













г. Усть-Илимск, 2021 год

Введение.


Возросшие требования к образованию определяются многими факторами и, прежде всего, изменениями, происходящими в социально-экономической жизни России. Новую образовательную модель нельзя напрямую перенести, ее нужно спроектировать применительно к конкретным условиям на основе прототипа, а затем тщательно спланировать и реализовать процесс перехода. Свою работу осуществляю по авторской программе преподавания немецкого языка на базе английского в разновозрастных группах (7-9 кл.; 10-11 кл). Применяю разработанные мною модули учебных пособий, программно – методическое обеспечение вариативной части учебного плана лицея. Реализация программы осуществляется при разновозрастном обучении в условиях «однодневного погружения».

Цель работы – достижение эффективности реализации современных образовательных технологий в процесс обучения.

Задачи работы: 1. охарактеризовать применяемые инновационные технологии, 2. раскрыть принцип целостности процесса обучения, 3. отразить эффект реализации современных образовательных технологий во взаимосвязи форм и методов обучения.

Актуальность работы заключается в том, что инновационные технологии не могут сами по себе гарантировать успеха образовательного процесса. Только проработанное и обдуманное применение технологий, методов и форм обучения в сочетании с основательным знанием темы обеспечивает планомерное развитие образовательной ситуации.

Реализация учащимися полученных знаний на практике путем современных образовательных технологий отражает новизну работы.

Современные образовательные технологии нельзя превращать в средство избавления учащихся от скуки на занятии. Создаваемая технологиями благоприятная психологическая атмосфера не может быть единственным и достаточным результатом занятия. Нельзя скрыть некомпетентность в содержательном и методическом плане, переполняя образовательный процесс разнообразными технологиями.


























Концептуальная часть.


В своей работе использую как традиционные (урок, школьная лекция, семинар), так и инновационные методы и формы преподавания. К используемым инновационным технологиям относятся: технология концентрированного и блочно-модульного обучения [2,29], что способствует параллельно развивать все виды устной и письменной речи в однодневных «погружениях»; коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко, А.И. Ривин), позволяющий мне оптимально организовать различные формы взаимообучения и обучения в «малых группах». Для развития интеллектуального и творческого потенциала детей использую метод проектов, метод ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Целенаправленно применяю методику проектирования во внеклассной деятельности по немецкому языку при реализации социально значимого проекта. Благодаря организации работы по технологии разновозрастного обучения экономлю учебное время при сохранении в количественном и качественном отношении содержания немецкого языка.

В практике своей деятельности реализую принципы развивающего обучения [1,36], применяю их в учебном процессе и при разработке авторского программно–методического комплекса: учебной программы для лицея и объединений дополнительного образования, пособий, программ элективного курса.

По заказу Института образовательной политики «Эврика» мною разработана сетевая инновационная образовательная программа по немецкому языку для учащихся 9-11 класса «Бизнес-курс немецкого языка». Программа используется в преподавании немецкого языка для учащихся 11 класса при изучении темы «Профессия, в которой я достигну успеха»; для учащихся 7 – 11 классов при изучении темы «Моя будущая профессия», отдельных тем курса немецкого языка и элективного курса: «Деловой немецкий язык». Данная программа имеет важное воспитательное значение при изучении тем культурологической направленности и толерантности, как «Традиции и обычаи в Германии», «Культура в Германии», «Политическое и экономическое развитие Германии».

Активное формирование лингвистической компетенции учащихся осуществляется, на мой взгляд, в проектной деятельности. Применение проектного метода [3,36] обучения ориентировано на актуализацию знаний и самостоятельное приобретение новых. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя. Мною используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, прикладные. Применяются формы учебной деятельности: урок подготовки к работе над проектом, урок выполнения проекта, урок-защита проекта. Презентация результатов проекта всей группой. Учащимися были выполнены много разных проектов, например: «Почему я изучаю немецкий язык?», «Проблемы экологии города Усть-Илимска», «Здоровый образ жизни», «Праздники и обычаи в Германии», и др.

На Неделе наук мои ученики неоднократно представляли компьютерные презентации по темам: «Великие люди Германии», «Пасха в Германии», «Рождество в Германии» и др., вызывавшие неизменный интерес у присутствующих.

Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно развить и выявить как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности у учащихся. Учеников привлекает данный вид деятельности поиском новых неизвестных данных, любознательность, повышенный интерес к немецкому языку. Участие в конкурсах исследовательских работ повышает авторитет среди лицеистов. Характер исследовательских работ по немецкому языку отличается от других видов исследовательских работ. Работы пишутся одновременно на двух языках: русском и немецком. Темы исследований подбираются исходя из интересов учащихся. Над проектами исследовательских работ по немецкому языку ежегодно работают учащиеся 9-11 классов: «Фразеологические неологизмы в современном немецком языке», «Творчество немецких классиков в развитии культуры Германии», «Анализ рекламы сотовых телефонов», «Сниженная лексика в современном немецком языке; источники пополнения и особенности функционирования в молодёжном сленге», «Функционирование пословиц и поговорок в немецком языке, отражающих межличностные отношения», «Молодежные субкультуры России и Германии 10-е годы 21 века» и др. Тексты лучших исследовательских работ по краеведческой, культурологической, страноведческой проблематике, представленные на лицейской научно-практической конференции «Я открываю мир», используются на занятиях по немецкому языку и при проведении элективного курса как учебные пособия.















































Практическая часть.


У меня сложилась система взаимодействия с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям. Я целенаправленно занимаюсь организацией научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Как руководитель Детской проектной лаборатории, совместно с детьми мы реализуем социально значимый проект по созданию серии видеофильмов на немецком языке об экономике и культуре г. Усть-Илимска: «Добро пожаловать в Усть-Илимск!» (видеофильм продолжительностью 40 минут), «Промышленное развитие в городе Усть-Илимске» (видеофильм), «Деловые переговоры» (видеофильм). Являясь преподавателем центра дополнительного образования «Школа бизнеса и управления», веду занятия по авторской программе «Бизнес-курс немецкого языка».

При отборе иноязычного содержания обучения в большей мере учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы. Это проявляется при отборе аутентичного текстового материала, в том числе с помощью Интернета. При использовании современных образовательных технологий появилась возможность изучения тем, которые при традиционном обучении не включены в школьные программы: «Улицы моего родного города», «Экономическое и промышленное развитие Германии и России, города Усть-Илимска», «Достопримечательности города Усть-Илимска» и др.; увеличилось время для развития творческих способностей учащихся; расширились возможности для ранней профилизации учащихся. Развитие исследовательской деятельности учащихся осуществляется через современные интерактивные формы обучения (работа в программах ICQ, Skype, Yahoo, MSN; общение с носителями немецкого языка в режиме «online»). Учащимся нравятся уроки с применением компьютера. Использование ИКТ сосредотачивает их внимание, активизирует деятельность, развивает интерес к предмету. Опыт показал, что учащиеся легче воспринимают грамматические правила при помощи компьютера. Большую популярность среди старшеклассников имеет он-лайн - тестирование на сайте www.deutsch-uni.com.ru;сайте Гете-института. Принимая участие в конкурсах и проектах международного уровня посредством системы Интернет учащиеся не только повышают мотивацию к изучению немецкого языка, но и обмениваются опытом и знаниями с участниками из других стран. Так, в 2013 году принимая участие в международном конкурсе «Балтийский талант», видео проект учащейся 8 класса Савиной Елизаветы вошел в лучшую пятерку России! Её работа опубликована на сайте в Интернете, чтобы показать в Финляндии, Эстонии, Литве, Польше, России и Латвии. А также выпущен интерактивный постер -(http://ostseetalent.ning.com/preise/russisch#sthash.JOyIYDoW.dpuf). Ученица была награждена бесплатной путевкой в международный молодежный лагерь Германии.

Показателем результативности работы учителя является успешное участие учеников в конкурсах, олимпиадах. Учащиеся 9-10 классов участвуют в российских интернет - конкурсах «Мост культур Россия и Германия» (AFS России). Так, победительница этого конкурса в 2012 году ученица 11 класса Шиманько Дарья была награждена полной стипендией на один год, и прошла обучение в Италии; победитель этого конкурса в 2013 году, ученица 9 класса, Рубцова Елизавета награждена полной стипендией на один год для обучения в Италии. По результатам олимпиады всероссийской заочной олимпиады по немецкому языку «Познание и творчество» мои учащиеся вошли в десятку лучших. В январе 2018 г сборная команда лицеистов – участников олимпиад по немецкому языку, получила персональное приглашение общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» на лингвистический турнир по немецкому языку. Учащиеся 10-11 классов участвуют во всероссийской заочной олимпиаде по немецкому языку «Покори Воробьёвы горы».

Высокий уровень знаний моих учащихся подтверждается при сдаче международного экзамена по немецкому языку на уровни А1, А2, В1. Они получают сертификаты, которые не имеют ограниченного срока действия. Экзамен проводится и оценивается по единым критериям в экзаменационных центрах по всему миру. Сертификаты с результатами этого экзамена открывают перед их владельцами большие перспективы. Ведь они дают право (в зависимости от полученного уровня) бесплатно обучаться в высших учебных заведениях Германии, Австрии, Швейцарии и/или работать в Германии.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Развитие собственной системы поддержки талантливых и одаренных детей (учащиеся-исследователи, олимпиадники, творчески способные дети) с учетом ФГОС нового поколения

требует времени, подготовки. На данном этапе мною выявлены преимущества собственной системы преподавания.

Мои ученики становятся финалистами и призерами, победителями городских и областных олимпиад, научно-исследовательских работ по немецкому языку. Их достижения подтверждают дипломы, сертификаты, грамоты, призы. Несомненно, этому способствует каждодневная работа на учебных занятиях. При совместной групповой работе обучающиеся работают на общий результат, оказывают взаимную помощь, предлагают разнообразные перспективы в постановке вопросов, увеличивается темп работы. Отдельные ученики подтягиваются, другие имеют возможность сравнения собственных оценок. Такая работа способствует перепроверке, прослушиванию, переспрашиванию друг друга. Возникает свободная организации работы, возможность гибкого движения, лучше запоминаются понятия, факты.

В процессе обучения инновационными методами и формами мною выявлены недостатки.

Работая в группах, обучающиеся не всегда могут между собой договориться, отвлекаются от темы, запаздывают с выполнением задания, перегружают свои ответы, теряются в лексическом материале, бесконечно дискутируют. Трудности носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя. Насколько группы готовы включиться в совместную работу? Какова мотивация каждого члена группы? Помогает или мешает прошлый опыт обучения?

Я веду большую работу по созданию программно-методического комплекса по немецкому языку. Мною разработаны и используются: авторская программа «Преподавание второго иностранного (немецкого) языка в условиях инновационного учебного заведения»; разноуровневые задания; профильно-ориентационный модуль для П ступени обучения (разновозрастная группа, 7-8-9кл.); модули учебных пособий: «Германия», «Праздники в Германии», «Глагол», «Сложноподчинённые предложения» и др.; авторская программа для объединений дополнительного образования «Бизнес-курс немецкого языка»; программа элективного курса «Деловой немецкий язык»; видеоурок по теме «Что значит дружба для меня?»; серия видеофильмов на немецком языке о культуре и экономике г. Усть-Илимска.

Современные образовательные технологии нельзя превращать в средство избавления учащихся от скуки на занятии. Создаваемая технологиями благоприятная психологическая атмосфера не может быть единственным и достаточным результатом занятия. Нельзя скрыть некомпетентность в содержательном и методическом плане, переполняя образовательный процесс разнообразными технологиями.

Таким образом, обществу нужны творчески мыслящие люди, а это предполагает инновационное освоение современных знаний. Многое можно сделать с помощью новых форм обучения, но это требует немало материально-технических, финансовых, социальных затрат. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителя.








Выводы.

Представляя опыт программы эффективно реализующей современные образовательные технологии в практику работы в условиях ФГОС, я рассмотрела некоторые  аспекты обучения учащихся иностранному языку.

Обращаю внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные её элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

    На основе анализа своей деятельности и ее результатов я пришла к заключению, что обучающий и познавательный характер моих уроков, индивидуализация и дифференциация обучения, продуктивная самостоятельная работа обеспечивают реализацию личностного творческого потенциала учащихся. Накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка, развитие устной и письменной речи, способствуют самоопределению и самореализации личности, снимают боязнь языка.

    За время работы в лицее я добилась положительных результатов в своей работе.  Качественные показатели успеваемости моих учеников  по всем видам речевой деятельности растут с каждым годом. У обучающихся сформировался устойчивый интерес к предмету, наблюдается рост познавательной и коммуникативной  культуры.

    Ежегодно я обучаю от 150 до 170 учащихся 5 – 11 классов, все они успевают. Качество обученности за 2012-2013 учебный год  составило на 4-5 % выше прежнего.

И в заключение - пожелание учителю: У детей есть право на учителя-профессионала, право на общение со счастливым человеком. А у учителя нет выбора – стань таким! Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что идея современных образовательных технологий сравнительно не нова. Однако есть опасность утонуть в словах и иллюзиях, повторив путь многочисленных модных педагогических новаций, которые слегка «приукрасили», модернизировали традиционное обучение, а потом забылись, так ничего всерьез не изменив. Пробуйте, дорогие коллеги, ведь успех – это залог положительного отношения к учебе, к труду, к себе, стимул к активной работе.






















Литература.


  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1999. – С. 36

  2. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск, 2003. С. 13-14

  3. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. – Краснодар, 1998. – С. 29

  4. «Проектная методика при обучении немецкому языку» - Педагогический вестник ЕАО. №1-2/2004. С. 36


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!