СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы «Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.

   Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 р.п.Юрты







Районное методическое объединение










Из опыта работы «Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках»




Подготовила

учитель математики

МКОУ СОШ№17 р.п.Юрты

Пузик Ирина Николаевна











2019год

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.

Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

Слайд 2. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями соей мысли, а не памятью», - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.

Одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа.

В ходе работы отметила, что в сохранении активности мыслительной деятельности учащегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес.

Поэтому поставила перед собой ряд целей:

  • формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;

  • развитие и тренинг творческого мышления;

  • стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели;

  • регулярный контроль за успеваемостью учащихся по предмету.

Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 12 до 88% времени занятия. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи: Слайд 3.

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием информационных технологий;

  • совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся с использованием информационных технологий;

  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

Слайд 4. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Слайд 5. Требования к самостоятельной работы на уроке математики:

  1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

  2. Соответствовать учебным возможностям ученика.

  3. Минимум шаблонности, т.к. основная ее задача- развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.



Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у учащихся. Поэтому использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.

Для этого выбираю разные методы работы: Слайд 6.

  • устный;

  • словесно-графический;

  • наглядный;

  • практический.

Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: фронтальный опрос,

устные контрольные работы (Слайд 7., контрольная работа «Все действия с десятичными дробями» или как проверка устного счета) ,

Слайд 8., построение графиков,

Слайд 9., диаграмм,

Слайд 9фигур на плоскости и в пространстве, работа с ними,

Слайд 10-12. моделями по алгоритму, сделанному в печатном виде,

Слайд 13- 15. практические работы.

Слайд 16. лабораторно-графические работы,

Слайд 17- 23. работа над проектами, сказками, рефератами.

Использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.

Провожу самостоятельные работы, которые различаются: Слайд 24.

  1. по дидактическим целям: 

    • обучающие;

    • тренировочные;

    • закрепляющие;

    • повторительные;

    • развивающие;

    • творческие.

  2. по уровню самостоятельности учащихся:

    • по образцу (репродуктивные);

    • реконструктивные, вариативные;

    • эвристические (частично-поисковые);

    • исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)

  3. по степени индивидуальности:

    • общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);

    • групповые (в группах, парах);

    • индивидуальные.

  4. по источнику и методу приобретения знаний:

    • работа с книгой (в классе, дома);

    • решение и составление задач;

    • лабораторные и практические работы;

    • подготовка докладов, рефератов.

  5. по месту выполнения:

    • классные;

    • домашние.

  6. по форме выполнения:

    • устные;

    • письменные;

    • тесты.

Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.

Культура мыслительной деятельности ученика значительно повышается, он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес учеников к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес учащихся к данным темам.

От того, как организован контроль знаний и умений, зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.

На уроках применяю следующие виды проверки

  • предварительная;

  • текущая;

  • периодическая;

  • итоговая.

Использую различные формы контроля: Слайд 25.

  • по способу предъявления (письменный и устный);

  • по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);

  • по месту проведения (в классе или дома);

  • по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);

  • по объему контролируемого материала (итоговый – экзамен, промежуточный – зачет, контрольная работа);

  • по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными средствами: карточки, рабочие тетради, тесты, перфокарты; работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Регулярное использование разнообразных самостоятельных работ позволило улучшить успеваемость по математике.

Слайд 26. Результаты самостоятельной работы учащихся:

  • Участие в конкурсах презентаций, видеороликов, графических рисунков различной тематики.

  • Защита проектных работ.

  • Создание презентаций, видеороликов по другим дисциплинам.

Слайд 27 .Использование ИКТ.

Использование современных ИКТ позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

Использование тренажеров на уроке позволяет осуществить индивидуальный подход, закрепить начальные навыки, получить представление о качестве усвоения материала, контролировать деятельность ученика на уроке и что немаловажно мотивировать его. Опыт показывает, что даже слабые ученики с удовольствием выполняют задания на компьютере, а в это время появляется возможность индивидуальной работы с сильными учениками, которые быстро выполняют задания. В 5-6 классах тренажеры хорошо показывают себя в работе с устным счетом. Тренажеры также полезны в 9 классе при подготовке к ГИА для быстрого приобретения или восстановления вычислительных навыков. В процессе использования тренажеров всегда вношу в них коррективы на основании опыта их использования учащимися. На протяжении уже 8 лет году участвую в Общероссийском проекте «Школа цифрового века».

В рамках предпрофильной подготовки и подготовки учащихся к Единому государственному экзамену преподаю факультативные курсы для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов.

Уч. год

Название факультативного курса

2016-17

9 класс - « Задачи с параметрами для учащихся 8 - 9 классов

9 класс- «За страницами учебников математики»

10 класс – «Исследование функций элементарными способами»

10 класс - 11 класс - «Практикум по решению геометрических задач»


2017-18

10 класс – «Исследование функций элементарными способами»

10 класс - 11 класс - «Практикум по решению геометрических задач»

11 класс - «Подготовительный»

11 класс - «Практикум по решению геометрических задач»

11 класс - « Задачи с параметрами»

2018-19

9 класс - «Углубление основного курса»

9 класс- «За страницами учебников математики»

11 класс - «Подготовительный»

11 класс - «Практикум по решению геометрических задач»

11 класс - « Задачи с параметрами»

В процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА и во время дополнительных занятий после уроков использую дистанционную систему подготовки, разработанную Д.Д. Гущиным на сайтах http://reshuege.ru и http://sdamgia.ru. Система представляет для учащегося и учителя набор задач ГИА и ЕГЭ с решениями и пояснениями, а также инструменты для их эффективного использования. Учителю предоставляется возможность, как в ручном, так и в автоматическом режиме делать выборку заданий по заданным темам, в режимах с пояснениями или контроля.

Постоянно участвую в работе методических объединений района.

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ;

  2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;

  3. Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;

  4. Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников;

  5. Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению  эффективности обучения и самообучения,  повышению качества образования

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, ребята проявляют познавательную активность, которая выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а также в поиске ответов на трудные вопросы. Возрастает количество учащихся, готовящих самостоятельно дополнительную информацию к уроку. Данные уроки также способствуют формированию компьютерной грамотности. Работая на уроке, в который учитель включает ту или иную технологию, учащихся используют и совершенствуют навыки работы с текстом,   речевой деятельности, умения работать в паре и группе.  Безусловно, такие навыки более сформированы у учащихся средней школы.   В своей работе я апробировала некоторые техники из информационно-коммуникативных технологий и надеюсь, что примеры из моей практики, приведённые в этой работе, дают возможность задуматься о формировании навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроке. И, конечно, важно, что эти техники позволяют учащимся, живя «в ногу со временем», повышать свой уровень образованности, расширять кругозор и успешно решать задачи стоящие перед современным учеником.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!