Использование инновационных технологий в работе
творческого объединения «Ручеек»
( Из опыта работы)
Ковалева Тамара Дмитриевна, педагога дополнительного образования
Инновации в педагогической деятельности направлены на развитие личности, настроенной на успех и самореализацию и занимают особое место в моей педагогической работе.
В своей работе использую инновационные технологии (методы).
Подробнее остановлюсь на некоторых из них.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения. Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории с учётом индивидуализации и дифференциации обучения.
В своей работе активно использую три основные технологии личностно-ориентированного обучения:
Цель технологии уровневой дифференциации:
∙ обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;
∙ создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
В основе данного метода:
∙ индивидуализация обучения;
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Поэтому я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.
Проекты при этом могут быть небольшие (на одно-два занятия) и более длительные, (что очень редко в моей практике) часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома.
Таким образом, у меня складывается следующая система. Сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем проводятся практические занятия, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу «Азбука творчества». Но в то же время, эти занятия имеют конечной целью выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний, и желательно имеющих практическое значение. (Изготовление игрушек-сувениров, картин).
Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (картина, игрушка-сувенир) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта
Проектная деятельность по своей тематике выстраивается согласно образовательным линиям и разделам программы.
Проблемно-поисковый метод обучения осуществляется в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности воспитанников; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения.
Технология направлена, в первую очередь, на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности воспитанников педагога при оптимальной самостоятельности детей и под общим направляющим руководством педагога.
Пример.(«Окружающий мир». Письмо зайцев. Признаки времени года)
В основу метода проектов и проблемно-поискового метода заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае- применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого занятия, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Уверена, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. Поэтому на своих занятиях прибегаю к использованию игровых технологий
Проведение занятий в игровой форме даёт мне возможность:
повысить интерес детей к изучаемому материалу;
глубже раскрыть индивидуальные способности обучающихся;
реализовать их творческий потенциал;
развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы;
обрести уникальный коммуникативный опыт.
Особенность игровых занятий заключатся в том, что они включают совместное творчество педагога и ребенка. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям сотрудничества.
Формы занятий: викторины, кроссворды, турниры, соревнования, путешествия.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии, которые направлены на решение самой главной задачи– сохранить и укрепить здоровье дошкольников, воспитать здоровых физически и психологически детей.
В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика.
Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры. («Окружающий мир»: 1. Раскрытие темы. 2. Развитие речи. 3. Логопедические стихи. 4.Изобразительное искусство.)
Технология портфолио дошкольника В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.. (Одно из направлений-участие в творческих конкурсах различных уровней.)
Постоянно рассказываю родителям, как лучше оформить «Портфолио» своего ребенка
В будущем планирую применить работу в малых группах - одну из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Перечисленные технологии являются ведущими в моей работе, они позволяют результативно реализовывать идеи компетентностного подхода.
Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).