Бальжиева М.В.
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I-II вида», г.Улан-Удэ
К вопросу о реабилитации имплантированных учащихся
Операция кохлеарной имплантации – лишь первый шаг в процессе использования новых слуховых возможностей в развитии речи. Безусловно, одной кохлеарной операции недостаточно, чтобы помочь ребенку слышать. Чтобы научить ребенка «пользоваться» собственным слухом, необходима реабилитация, иначе «все усилия врачей и государства могут оказаться напрасными», - подчеркнул на последнем Конгрессе по кохлеарной имплантации директор Санкт-Петербургского НИИ ЛОР, профессор Юрий Янов – «…задача - наладить жесткий медицинский контроль не только за расходованием средств, но и за результатами реабилитации. Каждый плохо реабилитированный … - это выброшенные на ветер деньги …».
Активная реабилитации детей после кохлеарной имплантации началась в ГБОУ СКОШИ I-II вида с 2007 года. На сегодняшний день в школе обучается 43 имплантированных ребенка. Основой педагогической реабилитации является Всероссийская программа поддержки и реабилитации детей с нарушениями слуха «Я слышу мир!», научные труды профессора РГПУ им. А.И.Герцена И.В.Королевой.
Квалифицированную реабилитацию в школе проводят сурдопедагоги, прошедшие подготовку на разных уровнях – это тематические региональные и межрегиональные семинары, научно-практические конференции, всероссийские Конгрессы по кохлеарной имплантации с международным участием. Мероприятия как обучающие семинары для педагогов, школа родителей, действующий сайт по кохлеарной имплантации, публикации из опыта работы, проведение межрегиональных семинаров: всё это содействует эффективной педагогической реабилитации детей с кохлеарным имплантом. При поддержке Министерства образования и науки Республики Бурятия проведены три межрегиональных (Забайкальский край, Иркутская область, Республика Саха-Якутия) тематических семинара с приглашением методиста Санкт-Петербургского НИИ ЛОР О.В.Зонтовой, ведущего научного сотрудника Центра оториноларингологии (г. Москва) А.В. Пашкова, реабилитологов из Санкт-Петербурга – Ковалёвой Н. Е., Мельниковой Ю. С. Два семинара, так называемые выездные, проведены на Байкале в летнее время, где совмещался отдых детей с учёбой. Учились дети, их родители и педагоги.
Во всём мире действуют 4 компании, производящие системы кохлеарной имплантации: Cochlear Nucleus (Австралия), Advanced Bionex (США), Neurelec (Франция), Med-EL (Австрия). Все четыре модели кохлеарных имплантов этих фирм используемы детьми и в нашей школе.
Процесс реабилитации после кохлеарной имплантации протекает по-разному. Но сходство в одном - это длительный процесс, занимающий многие годы и является крайне трудоемким, требует годы кропотливой работы. Реабилитация детей после кохлеарной имплантации имеет свои особенности, это формирование речи на новой для ребенка естественной слуховой основе, т.е. обучение навыкам речи практически с нуля. При отсутствии адекватного педагогического сопровождения глухой ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью кохлеарного импланта он будет слышать все звуки речи, в том числе и высокочастотные.
Дети с кохлеарным имплантом учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными факторами для развития понимания речи и развития устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений. Важный этап кохлеарной имплантации – оказание коррекционно-педагогической помощи детям после КИ, включающей формирование и развитие слухоречевых навыков. По мнению отечественных и зарубежных ученых длительность и содержание послеоперационных коррекционно-педагогических мероприятий зависят от возраста ребенка, возраста потери слуха, интервала времени между потерей слуха и операцией кохлеарной имплантации, индивидуальных особенностей ребенка.
После операции кохлеарной имплантации выделяют 4 этапа реабилитации: I этап - начальный (1 – 3 месяца), II этап – основной (6 – 18 месяцев), III этап - языковой - развитие восприятия речи и собственной речи (5 и более лет) и IV этап – этап развития связной речи и понимания сложных текстов.
№ п/п | Возраст имплантации | Этап реабилитации | Количество детей | Прошло лет после операции |
1. | 1-3 года | I | 7 | 2 – 7 лет |
2. | 4-6 лет | I | 16 | 2 – 7 лет |
3. | 4-6 лет | II | 14 | 2 – 7 лет |
4. | от 7 лет и выше | III | 4 | |
| Итого | | 41 | |
Потенциально все дети после подключения речевого процессора имеют возможность слышать и различать неречевые и отдельные звуки речи, короткие фразы, фонемы.
Мнение, что после имплантации глухой ребёнок станет полноценным членом общества не совсем правильно. В подавляющем большинстве родители уверены, что операция кохлеарной имплантации решит проблему с глухотой. Но это ошибочное мнение. Нужно учитывать, что ответственный этап – это не сама операция, а дальнейшая коррекционно-педагогической помощь, ведь кохлеарный имплант не может полностью восстановить пораженный слуховой анализатор и не гарантирует перехода ребенка на путь естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи.
Наука считает, что операция, проведенная ребёнку до 3-х летнего возраста, дает эффективные результаты при правильной организации реабилитации. Чем раньше проведена имплантация, тем лучше ее результаты.
Дошкольник Асланбек Турдубеков протезирован в два года, Ксения Максимова оперирована также в два года. Начальный этап реабилитации у перечисленных детей, как показало тестирование, организован относительно правильно, достигнуты некоторые параметры настройки речевого процессора: дети на сенсорной основе различают парные фонемы типа СГ; гласные звуки речи в слогах типа СГ, СГС; узнают одно,- двух,- трёхсложные слова, воспринимают незнакомые фразы, а также знакомые инструкции или вопросы. Результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, что правильно организованная послеоперационная реабилитация является эффективной формой естественного слухового поведения. Но не всё так гладко, как сказано.
Давид Штадлер 2009 года рождения, имплантирован в один год четыре месяца. Поступил в наше дошкольное учреждение в 2012 году. Ребёнок на сегодня с особым статусом, промежуточным, неопределенным – уже не глухой, но ещё не слышащий. Давид – ребенок с сохранным интеллектом, адекватного поведения. Что же явилось причиной 6-летнего отсутствия речевого и слухового развития? У него до операции не было и не могло быть речи в силу возраста (1г.4мес.). На сегодня важны для результативной реабилитации следующие критерии: ранний возраст имплантации, наличие слухового опыта и речи до операции, а после операции условия для формирования речи на новой сенсорной основе, поддержка и помощь родителей. Давид, рано протезированный, не имел ни речи, ни слуха, родители с депривацией по слуху. Даже выдающийся сурдопедагог не может без включения родителей в реабилитацию решить задачу: сформировать коммуникацию и речь имплантированного ребенка. Равно как родители без помощи специалиста не смогут перестроить жизнь ребенка после операции.
фамилия, имя | год рождения | год имплан-тации | возраст имплан-тации | слух. опыт, общение до операции | наличие условий для реабилитации | причины |
Давид Штадлер | 02.07.2009 | 2010г. 1год 4 мес. | 6 лет | отсутствует | не созданы (нарушения слуха у родителей) | отсутствие речевой среды |
Яковлев Данил | 06.09.2007. | 2011г., 3 года | 6 лет | отсутствует | | -ЗПР, -нарушения интеллекта, -на учете в ПНД, |
Обследование речевого слуха показало адекватность результатов тестирования и этапов реабилитации у следующих учащихся:
Иванова Настя (сурдопедагог А.Д.Соктуева), Стряпунин Миша – (сурдопедагог С.Д.Очирова), Бадмаев Арсалан – (сурдопедагог Г.Э.Базарова), Васильченко Лиза - (сурдопедагог Т.М.Убеева), Бальжинимаева Евгения – (сурдопедагог Л.И.Хамуева), Сухарев Артем - (сурдопедагог Л. А. Антипова).
Вывод. Несомненно, присутствует определенная результативность в реабилитации детей-имплантатов, в этом заслуга микроколлектива класса-группы: учителей, воспитателя, сурдопедагога. И всё же к более успешной послеоперационной реабилитации приведут, на наш взгляд, следующие факторы:
организация естественного речевого пространства вокруг детей с КИ, что влечёт восприятие ими спонтанной речи;
увеличение количества часов по РСВ и ФП в дошкольной группе (6 часов в неделю на 8-10 детей - на одного ребёнка в неделю приходится 45 мин);
более высокая мотивация, заинтересованность родителей в реабилитации, (не происходит перестройка взаимодействия в семье),
(возобновление обучающих семинаров и школы для родителей детей с кохлеарным имплантом),
включение в более активной форме в реабилитацию психологической службе школы,
повышение уровня профессиональной компетентности сурдопедагогов; На сегодня недостаточно традиционных профессиональных компетенций (сложившиеся на сегодня в отечественной сурдопедагогике представления о системах обучения дополнены онтогенетически ориентированной системой работы сурдопедагога на начальном этапе реабилитации).
Литература
Жукова О.С. Логопедическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации. Тезисы докладов. Второй Всероссийский Конгресс по слуховой имплантации с международным участием. Пушкин. 2012г., с.125.
Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.
Королева И.В., Янн. П.А. Дети с нарушениями слуха.- СПб.: КАРО, 2011.-240с.: илл,.
Королева И.В. Развитие слухового восприятия и речи у детей после кохлеарной имплантации. – СПб.: КАРО, 2014.- 304с.:илл.