Из опыта работы. Оценивание и разработка контрольно-измерительных материалов.
В условиях реализации ФГОС мне, как и остальным педагогам, пришлось переосмыслить свою деятельность во многих направлениях. Это касается прежде всего контрольно-оценочной деятельности.
К основным результатам начального образования стандарт относит:
формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний;
воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)
- особенность – уровневый подход к представлению планируемых результатов, т.е. за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки формируется сегодня оценка, а необходимый для продолжения образования и реально достижимый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Изучив литературу по данному вопросу, я для себя сделала вывод, что наиболее созвучной современным требованиям образовательной политики является педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности, предлагаемая институтом развивающего обучения. Именно эту технологию я взяла за основу в своей работе.
Действия контроля и действия оценки являются неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности. Именно контроль характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется не столько намерением нечто сделать и желанием учиться, сколько контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Поэтому формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников – важнейшая задача, которую должен ставить перед собой учитель. А, значит, оценивание должно быть критериальным и формирующим.
Принципы, на которых я строю контрольно-оценочную деятельность:
Принцип развития
Должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровень его стартовых возможностей, темп движения в развитии и в учебном материале; определять достижения учащегося относительно его прежних результатов; задавать индивидуальный маршрут движения в учебном материале.
Принцип рефлексии
Определяет рефлексивный контроль и оценку как «запускной механизм» всей учебной деятельности обучающихся.
Принцип дифференциации
Обеспечивает понимание обучающимся того, что его работа – сумма многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки
Определяет соотношение в технологии внутреннего и внешнего контроля и оценки, обеспечивает условия постепенной передачи контрольно-оценочного механизма от учителя к учащимся.
Принцип открытости в процессе контроля и оценки в учебной деятельности
Определяет контроль и оценку как совместные действия учащихся и учителя по разработке и применению критериев, с позиций которых рассматриваются действия школьников, по сопоставлению оценки взрослого и оценки ребенка.
Содержание контроля и оценки на этапах обучения
Этапы формирования учебной деятельности | Цель на данном этапе | Предмет контроля и оценки со стороны ученика | Предмет контроля и оценки со стороны учителя | Приемы для формирования действий контроля и оценки |
Освоение способов и средств контроля и оценки на уроке. (I полугодие 1-го класса) | Переход от игровой деятельности к учебной, освоение форм сотрудничества, формирование основ положительной мотивации и основ действий контроля и оценки. | Соблюдение договоренности внутри класса о «правилах игры» во время урока, разработанных детьми и учителем. Действия одноклассников и учителя. Собственные действия на основе заданного эталона. | Стартовые возможности обучающихся. Уровень эмпирических, житейских знаний, представлений и умений. Уровень предпосылок учебной деятельности: - умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на учебную задачу, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов; - уровень развития памяти, воображения, наглядно-образного мышления. Уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, адекватность самооценки, уровень мотивации обучающихся. | «Волшебные линеечки» (и изобретение других оценочных шкал и знаков) «Задания-ловушки» (рефлексия освоения способа действия) «Сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия) «Классификация» (выделение общего признака или способа действия) «Составление заданий» (работа над выделением критериев) «Создание «помощника» для проверки работы» Взаимооценивание |
Использование средств самоконтроля и самооценки в разворачивании учебной деятельности учащихся. (II полугодие 1-го класса - I полугодие 4-го класса) | Формирование и становление коллективного субъекта учебной деятельности | Операции, входящие в состав способа действия. Работа модели (схемы) в различных условиях. Соотнесение результатов, полученных в ходе решения учебной задачи, с её условиями. Проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий. «Помощники», которые можно использовать при возникновении трудностей в решении задач. Критерии оценки выполнения заданий. Действия одноклассников и учителя. | Действия самоконтроля и самооценки учащихся. Учебно- познавательная мотивация, активность и самостоятельность обучающихся. Способность к рефлексии. Знаково- символическая деятельность. Уровень сформированности ведущих понятий программы начальной школы. Личностный рост обучающихся. | «Волшебные линеечки» «Задания-ловушки» «Сопоставление своих действий и результата с образцом» «Классификация» «Составление заданий» «Создание «помощника» для проверки работы» «Составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного) «Диктант для робота» «Разноцветные поправки» «Умные вопросы» Взаимооценивание Самооценивание Оценочный лист |
Совершенствование контрольно- оценочных действий обучающихся. (II полугодие 4-го класса) | Создание условий для освоения «инструментов» учебной деятельности в разных учебных ситуациях | Знаково- символические средства для решения поставленных задач. Собственное продвижение в учебном материале с фиксацией трудностей и способами их преодоления. Осознанный выбор заданий для выполнения. Операционный состав действия. | Возможности детей по применению сформированных коллективных механизмов учебной деятельности для решения задач в индивидуальном режиме. Самостоятельность в проведении контроля и оценки своих действий обучающимися при решении задач и по результату. | Определение того, что будет проверяться (уметь работать с типологией заданий). Составление проверочных заданий. Выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности. Создание или поиск образца для проверки работы. Сопоставление данных работы с образцом. Характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах. Составление (отбор) корректировочных заданий. |
Способы и формы организации контроля, использумые в моей практике
Устный опрос (фронтальный, взаимоопрос, зачёт)
Взаимоопрос формирует навыки контрольно-оценочной деятельности, позволяет актуализировать теоретические знания.
Форма зачёта использовалась после изучения сложных тем во втором полугодии 3-го класса и в 4-м классе. Особенностью этой формы было то, что дети готовились по заранее разработанному ими и дополненному учителем блоку вопросов в парах. С целью подготовки к зачету ребятам приходилось проверять друг у друга не только знание теории, но и придумывать (подбирать) друг для друга тематические задания, взаимообучаться, т.е. формировались коммуникативные и регулятивные УУД.
Письменный опрос (блиц-опрос, самостоятельная работа, контрольная работа)
Блиц-опрос проводится мной с целью проверки первичного понимания, выявления моментов недопонимания у отдельных учеников, организации индивидуальной помощи учащимся, а также с целью выявления понимания способа действия. К проверке привлекаются желающие ребята. С учетом результата блиц-проверки строится следующий урок.
Для самостоятельной работы иногда дается большее количество заданий, чем можно сделать за урок. До начала самостоятельной работы дети просматривают задания, определяют критерии оценивания (в 1-2 классах знакомятся с готовыми) или сложность задания в баллах. Затем выполняют задания по выбору. Такой подход позволяет учителю оценить не только предметные навыки, но и сформированность познавательного интереса, учебной мотивации.
Творческая работа (сочинение, синквейн, отзыв, загадка, презентация и др)
Творческие работы являются показателем глубокого усвоения знаний и творческого потенциала ребенка, т.к. знание необходимо применить в нестандартной ситуации.
Домашняя работа (выбор заданий, рефлексия)
Уже много лет в 4 классе по русскому языку и математике применяю блочно-уровневую систему домашних заданий. Разноуровневые задания даются на неделю тематическими блоками. Существует договоренность о минимальном количестве заданий, которое необходимо сделать до конца недели. Дети сами определяют когда, в каком объёме и на каком уровне трудности выполнять домашнее задание. Т.к. темы повторяются, после проверки нескольких блоков, дети самостоятельно могут сделать выводы о пробелах в собственных познаниях и умениях и их причинах. Кроме оценки предметных знаний такой подход к организации домашнего задания позволяет учителю наблюдать за уровнем познавательной активности и формировать регулятивные УУД у обучающихся.
В своей практике использую сборное портфолио, которое служит средством накопления информации о прогрессе ребенка в учебной деятельности. В него входят самостоятельные и контрольные работы ученика, оценочные листы, творческие работы, аналитические таблицы и т.д., а так же работы, которые хотят сохранить сами ребята.
Педагогическое наблюдение (учебная деятельность, проектные задачи)
Повседневное и специально организованное наблюдение позволяет не только составить суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него изучаемого материала, но и описать динамику участия в учебной деятельности. В ходе решения проектных задач происходит раскрытие учащихся в новых условиях, что дает возможность оценить сформированность не только учебных навыков, но, главным образом, сформированность УУД. В своей педагогической практике я проводила готовые проектные задачи, взятые из интернет-ресурсов и методической литературы, а также проектные задачи разработанные МО учителей начальных классов нашей гимназии. Одним из шагов проектной задачи является рефлексия, в ходе которой ребята учатся видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки. Нами были разработаны и представлены участникам следующие анкеты.
Анкета №1 (заполняет каждый) Анкета №2 (заполняет группа)
Для оценивания уровня сформированности УУД, кроме наблюдения, использую рекомендованные типовые задачи (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» М., Просвещение 2008), УМК «Учимся учиться и действовать» Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова и авторизированные комплексные контрольные работы.