СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Оценивание и разработка контрольно-измерительных материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Оценивание и разработка контрольно-измерительных материалов»

Из опыта работы. Оценивание и разработка контрольно-измерительных материалов.

В условиях реализации ФГОС мне, как и остальным педагогам, пришлось переосмыслить свою деятельность во многих направлениях. Это касается прежде всего контрольно-оценочной деятельности.

К основным результатам начального образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний;

  • воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования)

- особенность – уровневый подход к представлению планируемых результатов, т.е. за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки формируется сегодня оценка, а необходимый для продолжения образования и реально достижимый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

Изучив литературу по данному вопросу, я для себя сделала вывод, что наиболее созвучной современным требованиям образовательной политики является педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности, предлагаемая институтом развивающего обучения. Именно эту технологию я взяла за основу в своей работе.

Действия контроля и действия оценки являются неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности. Именно контроль характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется не столько намерением нечто сделать и желанием учиться, сколько контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Поэтому формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников – важнейшая задача, которую должен ставить перед собой учитель. А, значит, оценивание должно быть критериальным и формирующим.

Принципы, на которых я строю контрольно-оценочную деятельность:

Принцип развития

Должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровень его стартовых возможностей, темп движения в развитии и в учебном материале; определять достижения учащегося относительно его прежних результатов; задавать индивидуальный маршрут движения в учебном материале.

Принцип рефлексии

Определяет рефлексивный контроль и оценку как «запускной механизм» всей учебной деятельности обучающихся.

Принцип дифференциации

Обеспечивает понимание обучающимся того, что его работа – сумма многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки

Определяет соотношение в технологии внутреннего и внешнего контроля и оценки, обеспечивает условия постепенной передачи контрольно-оценочного механизма от учителя к учащимся.

Принцип открытости в процессе контроля и оценки в учебной деятельности

Определяет контроль и оценку как совместные действия учащихся и учителя по разработке и применению критериев, с позиций которых рассматриваются действия школьников, по сопоставлению оценки взрослого и оценки ребенка.

Содержание контроля и оценки на этапах обучения

Этапы формирования учебной деятельности

Цель

на данном

этапе

Предмет контроля и оценки со стороны ученика

Предмет контроля и оценки со стороны учителя

Приемы для формирования действий контроля и оценки

Освоение способов и средств контроля и оценки на уроке. (I полугодие

1-го класса)

Переход от игровой деятельности к учебной, освоение форм сотрудничества, формирование основ положительной мотивации и основ действий контроля и оценки.

Соблюдение договоренности внутри класса о «правилах игры» во время урока, разработанных детьми и учителем.


Действия одноклассников и учителя.


Собственные действия на основе заданного эталона.


Стартовые возможности

обучающихся.


Уровень

эмпирических, житейских знаний, представлений и умений.


Уровень предпосылок

учебной деятельности:
- умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на учебную задачу, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов;
- уровень развития памяти, воображения, наглядно-образного мышления.


Уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, адекватность самооценки, уровень

мотивации обучающихся.


«Волшебные линеечки» (и изобретение других оценочных шкал и знаков)


«Задания-ловушки» (рефлексия освоения способа действия)


«Сопоставление своих действий и результата с

образцом» (умение вычленять операциональный состав действия)


«Классификация» (выделение общего признака или способа действия)


«Составление заданий» (работа над выделением критериев)


«Создание «помощника» для проверки работы»


Взаимооценивание






Использование средств самоконтроля и самооценки в разворачивании учебной деятельности учащихся.

(II полугодие 1-го класса - I полугодие 4-го класса)


Формирование и становление коллективного субъекта учебной деятельности




Операции, входящие в состав способа действия.


Работа модели (схемы) в различных условиях.


Соотнесение результатов,

полученных в ходе решения учебной задачи, с её условиями.


Проблемы и трудности,

возникающие в ходе

выполнения заданий.


«Помощники»,

которые можно использовать при возникновении трудностей в решении задач.


Критерии оценки выполнения заданий.


Действия одноклассников и учителя.


Действия самоконтроля и самооценки учащихся.


Учебно- познавательная мотивация, активность и самостоятельность обучающихся.


Способность к рефлексии.


Знаково- символическая деятельность.


Уровень сформированности ведущих понятий программы начальной школы.


Личностный рост обучающихся.


«Волшебные линеечки»


«Задания-ловушки»

«Сопоставление своих действий и результата с

образцом»


«Классификация»

«Составление заданий»

«Создание «помощника»

для проверки работы»


«Составление задачи,

подобной данной» (вычленение существенного)


«Диктант для робота»


«Разноцветные

поправки»


«Умные вопросы»


Взаимооценивание


Самооценивание


Оценочный лист


Совершенствование контрольно-

оценочных действий обучающихся.
(II полугодие 4-го класса)


Создание условий для освоения

«инструментов» учебной деятельности в разных учебных ситуациях


Знаково- символические

средства для решения поставленных задач.


Собственное продвижение в учебном материале с фиксацией трудностей и способами их преодоления.


Осознанный выбор заданий для

выполнения.


Операционный

состав действия.


Возможности детей по применению

сформированных коллективных механизмов учебной деятельности для решения задач в индивидуальном режиме.


Самостоятельность в проведении контроля и оценки своих действий обучающимися при решении задач и по результату.

Определение того, что будет проверяться (уметь

работать с типологией

заданий).


Составление

проверочных заданий.


Выделение сложности

заданий, приписывание

баллов сложности.


Создание или поиск

образца для проверки работы.


Сопоставление данных работы с образцом.


Характеристика ошибок и

выдвижение гипотез об их причинах.


Составление (отбор)

корректировочных заданий.





Способы и формы организации контроля, использумые в моей практике


  • Устный опрос (фронтальный, взаимоопрос, зачёт)


Взаимоопрос формирует навыки контрольно-оценочной деятельности, позволяет актуализировать теоретические знания.


Форма зачёта использовалась после изучения сложных тем во втором полугодии 3-го класса и в 4-м классе. Особенностью этой формы было то, что дети готовились по заранее разработанному ими и дополненному учителем блоку вопросов в парах. С целью подготовки к зачету ребятам приходилось проверять друг у друга не только знание теории, но и придумывать (подбирать) друг для друга тематические задания, взаимообучаться, т.е. формировались коммуникативные и регулятивные УУД.


  • Письменный опрос (блиц-опрос, самостоятельная работа, контрольная работа)


Блиц-опрос проводится мной с целью проверки первичного понимания, выявления моментов недопонимания у отдельных учеников, организации индивидуальной помощи учащимся, а также с целью выявления понимания способа действия. К проверке привлекаются желающие ребята. С учетом результата блиц-проверки строится следующий урок.




Для самостоятельной работы иногда дается большее количество заданий, чем можно сделать за урок. До начала самостоятельной работы дети просматривают задания, определяют критерии оценивания (в 1-2 классах знакомятся с готовыми) или сложность задания в баллах. Затем выполняют задания по выбору. Такой подход позволяет учителю оценить не только предметные навыки, но и сформированность познавательного интереса, учебной мотивации.


  • Тестирование


  • Творческая работа (сочинение, синквейн, отзыв, загадка, презентация и др)


Творческие работы являются показателем глубокого усвоения знаний и творческого потенциала ребенка, т.к. знание необходимо применить в нестандартной ситуации.


  • Домашняя работа (выбор заданий, рефлексия)


Уже много лет в 4 классе по русскому языку и математике применяю блочно-уровневую систему домашних заданий. Разноуровневые задания даются на неделю тематическими блоками. Существует договоренность о минимальном количестве заданий, которое необходимо сделать до конца недели. Дети сами определяют когда, в каком объёме и на каком уровне трудности выполнять домашнее задание. Т.к. темы повторяются, после проверки нескольких блоков, дети самостоятельно могут сделать выводы о пробелах в собственных познаниях и умениях и их причинах. Кроме оценки предметных знаний такой подход к организации домашнего задания позволяет учителю наблюдать за уровнем познавательной активности и формировать регулятивные УУД у обучающихся.


  • Портфолио


В своей практике использую сборное портфолио, которое служит средством накопления информации о прогрессе ребенка в учебной деятельности. В него входят самостоятельные и контрольные работы ученика, оценочные листы, творческие работы, аналитические таблицы и т.д., а так же работы, которые хотят сохранить сами ребята.




  • Педагогическое наблюдение (учебная деятельность, проектные задачи)


Повседневное и специально организованное наблюдение позволяет не только составить суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него изучаемого материала, но и описать динамику участия в учебной деятельности. В ходе решения проектных задач происходит раскрытие учащихся в новых условиях, что дает возможность оценить сформированность не только учебных навыков, но, главным образом, сформированность УУД. В своей педагогической практике я проводила готовые проектные задачи, взятые из интернет-ресурсов и методической литературы, а также проектные задачи разработанные МО учителей начальных классов нашей гимназии. Одним из шагов проектной задачи является рефлексия, в ходе которой ребята учатся видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки. Нами были разработаны и представлены участникам следующие анкеты.


Анкета №1 (заполняет каждый) Анкета №2 (заполняет группа)

Для оценивания уровня сформированности УУД, кроме наблюдения, использую рекомендованные типовые задачи (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» М., Просвещение 2008), УМК «Учимся учиться и действовать» Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова и авторизированные комплексные контрольные работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!