СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Из опыта работы по приобщению воспитанников к общественно полезному труду и труду по самообслуживанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Одной из задач специальной коррекционной школы – интерната VIII вида является трудовое воспитание, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребёнка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребёнка, его моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Просмотр содержимого документа
««Из опыта работы по приобщению воспитанников к общественно полезному труду и труду по самообслуживанию»»

Сообщение на МО воспитателей

«Из опыта работы по приобщению воспитанников к

общественно полезному труду и труду по самообслуживанию»

Одной из задач специальной коррекционной школы – интерната VIII вида является трудовое воспитание, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребёнка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребёнка, его моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Задача трудового воспитания состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека – производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить воспитанников (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для воспитанников специальной коррекционной школы – интерната VIII вида большое коррекционное значение.

1 «САМООБСЛУЖИВАНИЕ»

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у воспитанников хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, в группе, в спальнях, на школьном дворе.

Когда дети пришли в первый класс, в младшую группу, многие из них не имели элементарные навыки самообслуживания. Поэтому воспитанников с первых дней в школе приучала к удовлетворению простейших личных потребностей, например переодеванию. Вместе со сменным воспитателем и детьми определили школьную и домашнюю форму. Объяснила и показала как правильно и аккуратно складывать свои вещи в определённом месте. Для этого каждому в шкафу была выделена полка, где сразу перед воспитанниками определились обязанности следить за вещами и порядком в шкафу. Чтобы дети быстрее усвоили эту операцию, использовала разнообразные методы. Например, в младшем возрасте применяла метод – игровой, используя для этого героев сказок. В среднем возрасте метод – соревнования «Кто красивее и быстрее сложить бельё» и др. В младшем возрасте, в игровой форме учила пришивать пуговицы, в начале кукольной одежде пришивали, затем учились на своих вещах. Показывала и объясняла, как правильно пользоваться иголкой и ножницами; как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова должна быть длина нитки. Не забывали ухаживать за обувью и верхней одеждой после прогулок, чистили, сушили.

Для того, чтобы воспитанники быстрее научились заправлять постель, просила их заправлять парами, помогая друг другу.

С младшего возраста приучала соблюдать санитарно-гигиенические навыки, стирать мелкие вещи: носовые платки, носки показывая, как тщательно намыливать и прополаскивать каждую вещь, как правильно развешивать для сушки.

Привлекая воспитанников к выполнению различных поручений, например дежурству по группе, составили график, где распределили детей так, чтобы ребёнок с низким уровнем самообслуживания попал с ребёнком с среднем уровнем самообслуживания. Это способствовало лучшему усвоению трудовых навыков при мытье полов, воспитанию дружеских взаимоотношений.

Организуя повседневную жизнь воспитанников с учётом приобретённых умений и навыков, на определённом возрастном этапе, постепенно повышала уровень требований. Воспитанники среднего и старшего возрастов уже более самостоятельно делают ремонт одежды, они могут и постирать, почистить и погладить свои вещи.

Для совершенствования навыков самообслуживания проводила коррекционные занятия: «Чистим правильно зубы», «Ногти – предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», Уроки Здоровья – уход за кожей, волосами, и др.

Во время дежурства по школе, посещения столовой, формирую элементарные навыки сервировки стола, так же учила убирать за собой посуду, вытирать столы.

В условиях интерната большое значение имеет создание уюта в спальнях, в группе. И вместе с детьми, сменным воспитателем, стараемся благоустроить группу, спальни и вырабатываем потребность содержать в чистоте свой «быт». Чтобы в спальнях, в группе был порядок, дежурные следят в течение дня и исправляют беспорядок.

Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый воспитанник выполняет определённые обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни в группе. Дежурство по школе, участие в ремонте белья, мебели, помощь младшим – всё это помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех.

В работе с младшими воспитанниками широко использовала тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках ручного труда, закрепить навыки самообслуживания.

Для лучшего усвоения знаний и умений, по трудовому воспитанию каждый год планирую занятия, занятия - практики. Например, «Что на полочке лежит?», «В гости к гигиене», «Путешествие по стране Гигиена», «Уроки Мойдодыра», «К нам гости идут», «Девочка – девушка - женщина» и др.

2 «ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД»

Участие воспитанников в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узколичных интересов высоким идеалам общества.

Трудовая деятельность воспитанников: самообслуживание, производительный и даже учебный труд – должна носить общественно полезных характер, так как труд, лишённый идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших воспитанников, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями. Снижение мотивации любого, пусть самого значительного вида труда, может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу по-легче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно - словчить.

Самым главным и самым ценным в общественно полезном труду являются его высокие мотивы, которые понятны детям. Например, осенью, весной проводим уборку берега реки, объясняя воспитанникам, что чистота нужна не только для того, чтобы было красиво, но для улучшения экологии. Труд на общую пользу, во имя высокой цели – вот мотивация общественно полезной деятельности. Для воспитанников она воплощается в мотивах: «Поможем малышам дежурить», «Обвернём учебники, чтоб лучше сохранились для других ребят», « Больница для книжки», «Уберём участок, чтоб был красивым», «Уход за комнатными растениями» и др.

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. При выполнении воспитанниками любых общественно полезных дел объясняю им необходимость их труда, ставлю перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы воспитанников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с воспитанниками, страдающими пассивным отношением к жизни.

Каждый воспитанник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что даёт ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку - часть своего времени отдавать общественным делам.

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между воспитанниками и учёта их работы, оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Поэтому всё время поддерживаю бодрый ритм работы, не допуская спада настроения. Наибольший подъём вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда поощряю инициативу, изобретательство и творчество. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъём, побуждает каждого жить общими интересами.

Если у воспитанников возникает нежелание заниматься общественно полезным трудом, преодолеваю это с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных и материальных поощрений. После каждых поручений, собрав всю группу подвожу итоги, показываю им результаты работы.

Проводя занятия по трудовому воспитанию, формируя у воспитанников самостоятельность, я в то же время воспитываю и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если ребёнку не удавалось что-либо сделать, старалась его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него всё получиться. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалю за старание, добросовестное отношение к делу, отмечаю проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. Учу воспитанников со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагаю самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.

Таким образом, проведенная методика даёт возможность, опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, помочь им в личностном развитии, особенно в их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!