СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Работа со словарными словами на уроке.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на уроке русского языка со словарными словами.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Работа со словарными словами на уроке.»


«Словарная работа

на уроках русского языка как средство повышения орфографической зоркости»













Обобщение опыта

учителя начальных классов

Поляковой Татьяны Васильевны







Тамбовка

2014





Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

  Проблема формирования орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей: не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому мне нужно найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно одинаково успешно обучать всех учеников. Ведь чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарной работе в школе зачастую уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.  

Работая в школе не первый год и анализируя результаты контрольных работ, диктантов, я заметила, что наибольшее количество учащихся допускают ошибки в правописании словарных слов.

Меня всегда волновал вопрос: в чем же причины такого состояния орфографической грамотности учащихся?

Просмотрев страницы учебника «Русский язык» для 2 - 3 класса, можно увидеть, что в одном случае на уроке для рассмотрения предлагается несколько словарных слов, а в другом – на протяжении нескольких уроков к словарным словам вообще не обращаются - они отсутствуют на страницах учебника.

Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической зоркости»

Целью моей работы является:  определение путей совершенствования словарной работы на уроках русского языка как важного средства повышения орфографической грамотности учащихся.

Для реализации поставленной цели  были намечены следующие задачи:

-  изучить методическую литературу по теме;

- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

- обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.


 У меня сложилась система по усвоению правописания слов.

Знакомство со словарными словами начинаю с первого класса. Так на страницах букваря, в учебниках математики, предмета «Окружающий мир» можно встретить такие слова как: корова, сорока, малина и др.  – однако, в силу возраста детей понятие словарные слова не вводится. В этот период обучения своим ребятам на уроках письма, чтения предлагаю такие задания:

- из предложенных слогов (По, со, ко) вставьте подходящий, слова запишите:  ..рова,  ..мидор,  .. рока. 

- подчеркните гласные буквы.


 При знакомстве ребят с новым словом пользуюсь алгоритмом по его введению.

1-й этап     Осознание лексического значения слова, через

а) отгадывание загадок  

Рогалик, рогалик,                                        Он всегда во всем пример

Золотые рожки!                                           Хоть и не милиционер,

Тучке сел на плечи,                                     Зорко он вокруг глядит -

С тучки свесил ножки.                                За порядком он следит.

То он – блин, то он – клин,                                              ( Дежурный.)

Ночью в небе он один. ( Месяц.)   

 б) демонстрацию картинки с изображением предмета. Ребята рассматривают предмет и называют его словом, определяют значение слова.

в) разгадывание ребуса, шифровки  (Приложение 2).

Например, при изучении темы «Правописание парных звонких и глухих»  ребятам была предложена шифровка п,я,с,г,ф,о,к,д,ш,а и задание: зачеркните парные глухие согласные и вы узнаете слово, с которым мы будем знакомиться на уроке.  

 2-этап Звуковой анализ слова.

На этом этапе прошу ребят произнести слово хором, затем по одному или соседу по парте орфоэпически, выделяем слоги, ставим ударение, интонируем все звуки, определяем опасное место в слове.

3-этап  Запись слова в тетрадь с показом «опасных»   мест.

  Непременное условие при такой форме записи: вместо пропущенной буквы должен ставиться какой-либо «сигнал опасности» - например, точка, окошко:

«к .рова». При таком способе работы учащиеся совершенствуют свою орфографическую зоркость.

4-й этап  Решение орфографической задачи.

Предлагаю ребятам подобрать проверочное слово или однокоренные слова для определения буквы, которую необходимо вставить в слово.

5-й этап  Работа над «буквенным» зрительным образом слова.

  Это может быть запись словарного слова на карточке (с выделенной другим цветом буквой), на доске, обращение к орфографическому словарику.   

  Берёза – лиственное дерево с гладкой белой корой и сердцевидными листьями. Получила своё название по цвету коры: бер – значит светлый, ясный, белый.

6-этап  Повторное чтение слова орфографически, орфоэпически и запись его в словарик. 

 На этом этапе можно предложить ребятам стихотворные «запоминалки-рифмовки».

 Шёл дождь на сотне мягких лап.

Стучали капельки кап-кап!

Как только кап-кап-кап звучало,

Капуста сразу подрастала.   

 

Берёза так была бела,

Что буква е из слова «белый»

К ней незаметно перешла

И уходить не захотела.         

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе основной формой деятельности является игра.   Многие игры дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов   направлена на накопление, систематизацию и применение игровых приёмов.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому прежде всего я обратила внимание на зрительное запоминание слов.  

Одним из приёмов, обеспечивающих запоминание, является метод графических ассоциаций. Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.  

Следующим направлением моей работы был отбор дидактических игр, которые содействовали бы глубокому и прочному усвоению словарных слов, развитию смекалки, находчивости, сообразительности.  Из всего многообразия игр я остановилась на следующих: «Помоги найти домик», «Толковый словарь», «Картинный словарь», «Копилка-минутка», «Заколдованные слова», «Чепушина», «Наборщик».

 Настоящим открытием для меня стала игра «Изографы», когда словарное слово представляется его буквенной композицией.

 Задания такого вида предлагаются для работы в группе.

 Конечно, такая работа требует от учителя затраты сил, времени, наличие наглядного материала. Однако, видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.

 Таким образом,  проведя наблюдение, проанализировав достигнутые результаты при изучении словарных слов, я убедилась в целесообразности использования описанных мною игровых методов и приёмов на уроках русского языка и необходимости введения их в образовательный процесс.  

В моей копилке  методические разработки уроков согласно теме; подборка мультимедийных презентаций, индивидуальные карточки.

С целью распространения своего педагогического опыта 27 июня 2012 года на диссеминации инновационных подходов делилась опытом работы по теме: "Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка" на курсах повышения квалификации учителей начальных классов "Реализация системно - деятельностного подхода в современных УМК НОО" в ГОАУ ДПО Амурском областном институте развития образования, давала открытые уроки для педагогов МБОУ Придорожненская СОШ. Внедряемый мною опыт вызвал интерес у коллег по работе: они с интересом посещали мои уроки, делились своими впечатлениями и брали что-то для себя из моей практики. Это придает мне уверенности, что выбранные мною формы работы создают надежные предпосылки к прочному усвоению правописания словарных слов и формированию орфографической грамотности учащихся.


Вывод: Таким образом:

1. Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления.

2. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.

3. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

4. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.

5. Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Я как и Вы пользуюсь интернет ресурсами, и использую в своей работе тренажеры других учителей.

На уроках русского языка я применяю следующие приемы словарно-орфографической работы:

1. Данная работа проводится как на основе слухового, так и основе зрительного восприятия. Каждое слово вначале комментируется, а затем записывается. Учитель диктует слова (или записывает слова на доске, пропуская двойные согласные)

Ж ужжат, коллекция, суббота, аппетит, программа, пассажир, колонна, бассейн, перрон.

Задание: подчеркните орфограммы (безударные гласные, двойные согласные).

2. Данная работа проводится как объяснительный диктант. Слова с непроверяемыми написаниями, записанные учителем на доске, заранее не разбираются. Комментирование и исправление ошибок проводятся после написания всех слов

З…яц, к…мбайн, к…пуста, к…ртофель, м…л…ток, к…рабль.

Задание: подчеркните орфограммы.

3.Найдите и подчеркните словарные слова.

Карандаш, вагон, месяц, счастье, каникулы, магазин, столы, вчера, сегодня, звезда, портфель, хороший, бело­русский, воскресенье.

4.Запишите словарные слова: в первый столбик те,
которые отвечают на вопрос кто?, во второй — те, которые
отвечают на вопрос что?

Щенок, ворона, ягода, воробей, помидор, корова, язык, ребята, яблоко, берёза.

5. Пользуясь шифром и ключами, угадайте словарные
слова.


а

б

в

г

д

е

1

с

к

н

м

т

ц

2

а

в

ч

е

и

ь

3

ы

У

г

л

о

я



а) 16, Зд, 1г, 1в, 2а, 1д, 2а

б) 16, 2а, 1в, 2д, 16, 36, Зг, За

в) 1а, 2в, 2а, 1а, 1д, 2е, 2г

г) 1г,2г,1а,Зе,1е
д) 2б, 2а, Зв.Зд, 1в

6.В предложениях подчеркните известные вам сло­варные слова.

1. Города Беларуси чистые и красивые. 2. Погода на ка­никулах была чудесная. 3. Вчера и сегодня я ходил в мага­зин. 4. Мама купила мне в воскресенье новый портфель. 5. В моей комнате светло и чисто. 6. Ребята рисовали цвет­ными карандашами.

7.Запишите словарные слова, называя предмет
одним словом.

Большой населённый пункт —

Наша Родина —

Часть дома, квартиры —

8. Образуйте от словарных слов однокоренные слова.

Яблоко —

Пирог —

Библиотека —

Бульон —



9. Разгадайте ребусы — словарные слова.






Ответы: ворона, воробей, помидор

10. Запишите словарные слова, в которых есть сочета­ние -оро-.



X

О

Р

О

Ш

И

Й


О

Р

О





О

Р

О





О

Р

О





О

Р

О






11. Разгадайте кроссворд.




1

О











2

О











3

О








4

О








5

О






6


О







7

О









1.Птица с серенькой шапочкой.

2.Седьмой день недели.

3.По морям, по волнам.

Нынче здесь, завтра — там.

4.Не живая, а идёт, неподвижна, а ведёт.

5.От рогатой берут

Да малым деткам дают.

6.Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для неё кузовки и лукошки.

7.Растёт на грядке зелёная ветка,

А на ней красные детки.

13. Выпишите в один столбик слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, а в другой- слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают один звук.

Щенок, язык, дежурный, яблоко, ягода, берёза, ноябрь, сентябрь, воробей.

14. Из первых букв слов, записанных в строчку, составьте словарные слова, запишите их.

Медведь, олень, лось, овца, кабан, овод.

Явор, бархатцы, лилия, осина, крокус, орхидея.

Ягуар, гиена, осел, динго, акула.

15. Выпишите слова с ударением на первом слоге.

Автобус, бассейн, бегемот, иней, газета, космос, огурец, праздник, природа, человек, корзина, конфеты, километр.

16. Отгадайте загадки

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает. (Корова)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один. (Комбайн)

































Качество знаний



Под качеством знаний мы понимаем высокий уровень освоения знаний, умений, навыков, которые получают обучающие в ходе реализации учебно-воспитательного процесса.



Данный показатель мы оцениваем по результатам административных контрольных работ и тестов, школьного и районного мониторинга ЗУН, итоговой аттестации и ЕГЭ.



К примеру, мониторинг в начальной школе включает в себя следующее:



1) проверка техники чтения. Проводится 3 раза в год. Особенность в том, что для ее проверки дается единый текст для всех учащихся 1-4-х классов.



2) определение продуктивности чтения в 4-м классе (конец учебного года). Позволяет определить возможности школьников по воспроизведению прочитанного текста.



3) замеры скорости письма и вычислительных навыков - методика В.Зайцева. (4-й класс, 2 раза в год). Позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в основной школе.



4)диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру (4-й класс, март). Позволяют увидеть готовность класса к работе в основной школе по трем уровням: репродуктивному, частично-поисковому, творческому.



5) проверка состояние ЗУНов по русскому языку и математике проводится каждую четверть. Позволяет увидеть, насколько эффективно формировались знания, а главное, умения учащихся. Кроме того, данная процедура заставила учителей основательно изучить программы и работать в соответствии с ними.



6) систематически проводятся словарные диктанты. В школе существует список слов по программе под редакцией Бунеевых, которые учащиеся должны знать. В первой работе предлагаются слова предыдущего года обучения, в мае – текущего.



Каждую четверть администрация школы или по линии управления образования проводим мониторинг навыков чтения, скорости письма, вычислительных навыков и уровня физической подготовки учащихся. Школьный методический Совет или Управление образования предоставляют тексты и критерии оценивания.



Проведенный мониторинг за третью четверть 2008 – 2009 учебного года показал, что у 30 % уч-ся уровень вычислительных навыков ниже нормы. На данный факт следует обратить внимание учителям начальной школы и учителям математики в 5,6 классах: при планировании уроков обязательно включать упражненияНавыки письма ниже нормы только у 4 % уч-ся, в это число вошли дети, для которых характерен низкий темп деятельности и аккуратность письма.



Проверка техники чтения показала, что 47 % уч-ся справляются с нормой, 39 % уч-ся показали результаты выше нормы. 96 % уч-ся 2-11-х классов имеют навыки осознанного чтения.



В нашем образовательном учреждении, как и в других школах района, с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества знаний и обученности учащихся. Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения.



Мониторинг по учителям позволяет не ждать отрицательного результата в работе педагога, а заранее предсказать негативное явление с целью его предотвращения. Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. В этих условиях мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, принятия эффективных управленческих решений.



При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения. Проводится наблюдение за динамикой аттестации учащихся по четвертям, итогам года.



По школе успеваемость составляет 100 %, успешность – 39 %.



Мониторинг позволяет педагогам фиксировать ошибки индивидуально каждого ученика, отмечать слабо усвоенные темы.



Мониторинг позволяет организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Ежемесячно анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.



В качестве инструментария для оценки развития образовательного учреждения сегодня можно предложить



Мониторинг в начальной школе включает в себя следующее:

1. Проверка техники чтения. Проводится 4 раза в год. Разработаны нормы скорости чтения для каждого класса.

2. Определение продуктивности чтения в 4 классе (конец учебного года). Позволяет определить возможности школьников по воспроизведению прочитанного текста.

3. Замеры скорости письма и вычислительных навыков (4 класс, 2 раза в год). Позволяет прогнозировать успешность обучения учащихся в основной школе.

4. контрольные работы по математике, русскому языку, окружающему миру

( входные, первое полугодие, второе полугодие) – 3 раза в год. Результаты оформляются на листах, чтобы учитель мог видеть динамику выполнения.

5. Диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру

(4 класс, март). Позволяют увидеть готовность класса к работе в основной школе.

6. Состояние ЗУНов по русскому языку и математике. Проводится в конце каждого учебного года.

Позволяет увидеть, насколько эффективно формировались знания, а главное, умения учащихся.

7. Словарные диктанты проводятся в ноябре и мае. В первой работе предлагаются слова предыдущего года обучения, в мае – текущего. В решении задач, поставленных перед современной школой, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.


Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться. Приоритетом начального образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие подходы к оценке достижений ребенка в ходе обучения. Если раньше при оценке достижений детей учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выражая оценку в отметках — баллах, то сегодня учителя интересует процесс формирования личности в учебной деятельности, и прежде всего путь усвоения знаний и обретения базовых учебных навыков, который нельзя просто зафиксировать отметкой — баллом, но нужно отследить и, при необходимости, вовремя откорректировать. Не случайно современной начальной школой взят курс на безотметочное обучение, по сути своей являющиеся процессуальным, то есть ориентированным на анализ процесса учения и становления личности младшего школьника.


Для создания целостной системы мониторинга воспитательно-образовательного процесса в школе разработана программа мониторинга, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.


Мониторинг в школе представлен двумя уровнями.


Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).


Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.


Учитель начальных классов, он же классный руководитель, осуществляет следующие виды педагогического мониторинга:


дидактический мониторинг – слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков);


воспитательный мониторинг — слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум);


психолого-педагогический мониторинг — слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (совместно с психологом);


медицинский мониторинг — слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы).


Любой из видов педагогического мониторинга проводится в три этапа.


На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.


Второй этап (практический) — сбор информации.


Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.

Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.


Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.


По основным направлениям педагогического мониторинга для учителя начальных классов разработаны ориентировочные минимальные диагностические программы изучения с целью объективного определения уровней развития заявленных качеств. Использование их в практику помогает педагогу при анализе процессов и результатов развития, обучения и воспитания школьников.


С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому






Вы хотите скачать файл: Анализ мониторинга в начальной школе - сегодня обновлено.


УУД обучающихся начальной школы, осваивающих ФГОС НОО за2012-2013 учебный год. Контроль за уровнем знаний, умений и навыков учащихся в 1–4-х классах на учебный год. Этаработа – попытка показать учителям, что система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. Цель и задачи мониторинга. Информация •Точная •Достоверная •Оперативная Цель мониторинга - обеспечение устойчивого развития системы образования в школе. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Мониторинг в начальной школе Стартовый контроль знаний 1. Б» классе ( Трушина Е.Н.) : 72 % качества при 100% успеваемости На протяжении нескольких лет в начальной школе ведется мониторинг качества знаний учащихся. Критерии оценок в начальной школе десятибалльная система).

Последнее обновление: 23.09.2013







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!