СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Реализованная программа «Умелые пальчики» для воспитанников с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемой коррекции диагноза  ЗПР у детей дошкольного возраста  я занимаюсь 5 лет как педагог дополнительного образования прикладной деятельности по индивидуальной дополнительной программе развивающего обучения «Умелые пальчики». Программа рассчитана на два года обучения, занятия согласованы по темам недели с педагогом психологом.

Программа разработана для формирования готовности к обучению в школе и  является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольни­ками, направленной на их  социализацию. Программа дополнительного образования составлена с учетом требований современной  педагогики, учтены требования САН ПИНа

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Реализованная программа «Умелые пальчики» для воспитанников с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)»

« Из опыта работы. Реализованная  программа «Умелые пальчики»  для воспитанников с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)».

Число учащихся началь­ной школы, не справляющихся с требованиями стандартной, школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Это интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. Этих детей характеризует незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений. Но при этом наблюдающаяся у них «зона ближайшего развития» позволяет дифференцировать данный дефект от умственной отсталости.

Часто это социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений в семье, обществе в целом. На развитие ребенка оказывают негативное влияние: дефицит общения с окружающими взрослыми, вслед­ствие чего не обеспечивается развитие эмо­циональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом дея­тельности;

У этих детей повышенная эмоциональная восприимчивость, внушаемость, частая смена настроения, низкая работоспособность, неустойчивость внимания. Особенно существенно отставание детей этой категории в развитии мышления. В настоящее время каждый четвертый ребенок имеет ЗПР различного генеза.

Дошкольный возраст является благоприятным для коррекции данных недостатков. Выявление и включение детей с ЗПР в систему коррекционно-развивающего обучения в дошкольном возрасте даёт возможность её преодоления у большей части детей (75%).

Проблемой коррекции диагноза ЗПР у детей дошкольного возраста я занимаюсь 5 лет как педагог дополнительного образования прикладной деятельности по индивидуальной дополнительной программе развивающего обучения «Умелые пальчики». Программа рассчитана на два года обучения, занятия согласованы по темам недели с педагогом психологом.

Программа разработана для формирования готовности к обучению в школе и является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольни­ками, направленной на их социализацию. Программа дополнительного образования составлена с учетом требований современной педагогики, учтены требования САН ПИНа


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Занятия с детьми с ЗПР осуществляется с це­лью помочь им на начальной ступени обучения освоить не­обходимые знания, умения и навыки, способы учебной ра­боты и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а так­же способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и вос­питания у него положительных качеств личности.

Программа способствует развитию творческой дея­тельности детей через прикладную и предметную дея­тельность.

Цель программы— разностороннее развитие ре­бенка: развитие любознательности, мыслительных опера­ций в процессе предметно-практической деятельности, повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

Задачи программы.

Воспитательные:

-воспитать аккуратность и желание соблюдать порядок на рабочем месте;

- воспитать чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- сформировать обобщенные представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;

Развивающие:

-развить мелкую моторику кисти и пальцев рук ;

- развить память и внимание;

-развить самостоятельность;

-развить культуру речи;

-развить умение наблюдать предметы, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Обучающие:

-научить пользоваться оборудованием и инструментами;

-научить работать с бумагой, картоном, пластилином, клеем ПВА, клеем-карандашом, тканью, природными материалами.

-научить работать по образцу;

- научить основным знаниям по ТБ и ОТ;

Принципы построения программы

Принцип воспитывающего обучения

Каждое обучение воспитывает, а каждое воспитание обучает. Эти процессы взаимосвязаны и неотделимы друг от друга

Принцип охраны жизни и здоровья детей

Неотъемлемая часть образовательной программы знания по охране труда (ОТ) и техники безопасности (ТБ).

Принцип от « простого к сложному »

Программа построена таким образом, что весь изучаемый материал усложняется постепенно. Сначала излагаются и изучаются необходимые и доступные темы, а затем они усложняются более трудоемкими приемами изготовления изделий (вертикальный процесс обучения).

Принцип индивидуального подхода

Любая тема учебного плана учитывает индивидуальность воспитанников. Это вырабатывает у детей самостоятельность и приучает творчески мыслить.

Принцип доступности

Программа учитывает психологические особенности дошкольников, их интересы. Материал излагается в доступной, адаптированной для восприятия учащимися форме.

Принцип наглядности

У детей очень развито наглядно - образное восприятие и мышление. Удержать внимание и интерес к предмету помогают наглядные пособия. На каждый раздел программы имеются соответствующие теме наглядные пособия: рисунки, эскизы, схемы, раздаточный материал, образцы изделий, книги.

Принцип понимающей педагогики.

При реализации образовательной программы актуален самый главный принцип педагогики «Не навреди»!

Принципы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционно-развивающая работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психологическое и педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть  направлена  на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.

Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое задание должно быть четким, т.е. воспитанник должен точно знать, что надо сделать для получения результата. В случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

Главное, на что направлены мои занятия -

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Многие способности ребенка скрыты в пальчиках его рук. Развитие мелкой моторики рук у детей - это начало успешного полноценного развития и становления его как личности. Необходимо развивать мелкую моторику рук с помощью специальных упражнений и игр, через различные виды деятельности и организацию самообслуживания.

Это могут быть игры с пальчиками ребенка и самомассаж кистей рук, интересные занятия с различными подручными материалами: с поролоном, крупой, с пластилином, тестом, бумагой, с природным материалом: шишками, желудями, манкой, крупами, а также с тканью и песком. Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук.

Когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста необходимо научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного и для формирования личности человека в целом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!