СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с одарёнными детьми на уроках истории и во внеурочное время

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди множества планируемых результатов предполагается воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современного общества: учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Эти условия лежат в основе развития одаренности у детей. Среди множества планируемых результатов предполагается воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современного общества: учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Эти условия лежат в основе развития одаренности у детей.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с одарёнными детьми на уроках истории и во внеурочное время»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

М.В. Федорова

В русле современных социальных процессов в российском обществе вопросы социализации подрастающего поколения становятся особо актуальными. Не менее актуальной является проблема работы с одаренными детьми и молодежью. В условиях рыночной экономики существует острая необходимость в молодых энергичных людях с высоким интеллектом и значительным творческим потенциалом. Данные вопросы должны обязательно входить в сферу профессиональной компетенции педагогов.

В 2015 году во всех школах страны принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), основой которого является системно – деятельностный подход. Среди множества планируемых результатов предполагается воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современного общества: учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Эти условия лежат в основе развития одаренности у детей.

К одаренным детям относят тех, кто по оценке специалистов обладают выдающимися способностями и показывают высокие достижения. Одаренные дети относятся к особой категории детей, которые не всегда укладываются в стандартные рамки требований образовательной системы. Характерной особенностью одаренных детей является насущная потребность в познании, активность и ярко выраженная независимость.


Идея отбора и обучения одаренных детей была предложена еще Конфуцием в Древнем Китае, более двух с половиной тысяч лет назад. Для этого детей подвергали испытаниям на логическое мышление, творческую фантазию, память, способность красиво писать, сочинять стихи и т.д.

Наиболее дискуссионным вопросом, связанным с проблемой одаренных детей, выступает вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существует два противоположных мнения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первого – считают, что одаренность можно развить почти у каждого здорового ребенка при создании определенных благоприятных условий. Тогда как другие, рассматривают одаренность как уникальное явление и здесь главное – поиск одаренных детей.

Большинство психологов сегодня соглашаются с тем, что уровень, своеобразие и характер одаренности – это результат совокупности природных задатков ребенка (его наследственности), социокультурной среды и все это опосредованно игровой, учебной, трудовой деятельностью ребенка.

Оценить одаренность того или иного ребенка практически не возможно, поскольку даже самые выдающиеся способности ребенка не могут являться прямой гарантией его достижений во взрослой жизни. Невозможно не признать того факта, что признаки одаренности, которые проявлялись в детские годы, несмотря на вроде бы благоприятные условия способны исчезнуть. И это обстоятельство необходимо учитывать при работе с одаренными детьми.

Поскольку нет методов для точного определения одаренности детей, работа на уроках истории начинается со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

На первом этапе работа проходит в рамках урока. На этом этапе выявляется интерес к предмету, применяются проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы… (например, в 5-х классах при изучении темы культура Др. Египта); по законам Хаммурапи – сочинение – рассуждение: «Мое представление о законах древних государств». В 11 классе прошел «урок-суд» на тему «Октябрьская революция – шаг вперёд или шаг назад?», на котором детям предлагалось самим решить – Октябрьская революция – благо для России или величайшая трагедия... Учащиеся играли роли присяжных заседателей, судьи, прокурора. Присяжные заседатели, выслушав стороны, должны были вынести вердикт. Целью такого урока было рассмотрение сущности Октябрьской революции, определение отрицательных и положительных последствий Октябрьской революции. Учащиеся обобщали и систематизировали учебный материал по теме революции 1917 г. в России.

Через понимание исторических событий того времени ребята формулировали суть происходящего сейчас. События Октября оцениваются детьми по-разному. Одни считают, что большевики спасли Россию, другие, наоборот, погубили русскую государственность. И всё-таки, эти события имеют особое значение как для нашей истории, так и для мировой. Впервые большевики попытались на практике применить теорию построения социалистического общества.

Были подготовлены интересные выступления с формулировкой и доказательством собственного мнения.

В учебниках по истории появилась рубрика «Учимся быть историками», которая предлагает ребятам поразмышлять над интересными вопросами, изучить письменные документы, подготовить сообщение по теме, составить рассказ от лица людей разных исторических эпох. Выполнение многих заданий этой рубрики требует обращения не только к дополнительным источникам информации, но и обучает навыкам обобщения, сопоставления данных, их анализа.

На втором этапе работа проходит во внеурочное время. Детям дается возможность проявить себя, показать свои таланты (предметные недели, научно-практические конференции, творческие конкурсы и т.д.). На заключительном, третьем этапе, работа проводится уже с отдельными учениками, показавшими свою заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. – Покори Воробьевы Горы (МГУ), «Высшая проба» ВШЭ, Ломоносов (МГУ), КФУ.

В рамках поддержки одаренных детей педагог должен стараться, чтобы ученики участвовали в конкурсах разного уровня, и, конечно, в предметных олимпиадах.

Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.

Развитие исследований проблем одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Одаренные дети требуют особой заботы в обучении и развитии.































Скачать

© 2024, 36 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!