СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с одарёнными детьми по немецкому языку Денисенко В.П. учителя немецкого языка МБОУ «Хабарская СОШ № 1»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любому обществу нужны одарённые люди и общество заинтересовано в том, чтобы как можно раньше выявить детей, умеющих мыслить нестандартно, имеющих способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, широко использовать накопленные знания, способности к творческой деятельности. А творческая деятельность обусловлена теми способностями, которые формируются в раннем возрасте и которые нужно развивать в школьные годы

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с одарёнными детьми по немецкому языку Денисенко В.П. учителя немецкого языка МБОУ «Хабарская СОШ № 1»»

Из опыта работы с одарёнными детьми по немецкому языку

Денисенко В.П. учителя немецкого языка МБОУ «Хабарская СОШ № 1»

Любому обществу нужны одарённые люди и общество заинтересовано в том, чтобы как можно раньше выявить детей, умеющих мыслить нестандартно, имеющих способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, широко использовать накопленные знания, способности к творческой деятельности. А творческая деятельность обусловлена теми способностями, которые формируются в раннем возрасте и которые нужно развивать в школьные годы.

Уже в начальной школе можно встретить детей, которым малы рамки одного учебника. Они начинают читать специальную литературу, ищут материал в интернете, энциклопедиях. Важно вовремя выявить таких детей, раскрыть их способности.

Из курса психологии мы знаем, что одарённых детей характеризует отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас, но наряду с этим часто у таких детей неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенным требованиям к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём. На уроках им недостаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Ключевыми словами в работе с такими детьми являются следующие: личностно-ориентированный подход, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, определяющий фактор, ИКТ технологии, индивидуальные образовательные траектории. Но всю работу с такими детьми очень хорошо характеризовал великий Гёте, говоря, что гений — «это 1% таланта и 99% пота».

Когда я начинаю работать в младших классах, то, в первую очередь стараюсь расспросить учителей, которые учили ребёнка, о его особенностях, способностях, интересах. Главное – создать у ребёнка ощущение успеха, помочь поверить в себя, преодолеть страх делать ошибки. Таких детей стараюсь привлечь необычными заданиями:

--- подготовь образцовое чтение текста;

--- составь кроссворд с изучаемыми словами;

--- отметь самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки;

--- выбери задание себе сам и т. д.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка знакомлю с красочными журналами, использую страноведческий материал.

Вместе с тем многие педагоги отмечают, что наличие в классе одаренного ребенка стимулирует учителя при подготовке к урокам и в целом положительно влияет на общий интеллектуальный фон класса.

Согласно теории автора языковых способностей Дж. Кэрролла, способность к изучению иностранного языка складывается из четырех компонентов:

1. фонематическое кодирование — способность устанавливать связь между звуками и символами, выделять и идентифицировать отдельные звуки, устанавливать связи между звуками и теми символами, которые их представляют, а также сохранять в памяти эти связи;
2. чувствительность к восприятию грамматических структур, которая проявляется в способности распознавать грамматическую функцию слов и отдельных структур в предложении;
3. механическая память;
4. способность к индуктивному мышлению, которая выражается в умении самостоятельно выводить правила взаимосвязи между лексическими и грамматическими структурами языка.

К сожалению, до сих пор в нашей стране отсутствуют стандартизированные диагностические методики для определения языковых способностей. Единственным действенным методом диагностики в настоящий момент является метод экспертных оценок, сущность которого заключается в том, что уровень лингвистических способностей оценивается специалистами, в нашем случае — учителями немецкого языка. Таким образом, проблема разработки надежных методов оценки языковых способностей остается весьма актуальной. Разработка такой методики позволит решить задачу повышения качества обучения иностранным языкам, а также поможет в раннем выявлении детей, имеющих повышенные лингвистические способности — признак возможной языковой одаренности.

В школе разработана и апробируется методика диагностики языковых способностей у первоклассников.

Она состоит из нескольких тестов:

• тест изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера);
• исследование памяти (методика "10 слов");
• оценка восприятия грамматических структур;
• исследование уровня развития произвольности (тесты "Закончи рисунок", "Графический диктант" и т.п.);
• проверка состояния фонематического восприятия.

Эта методика позволяет на раннем этапе выявить как детей с потенциальными проблемами в овладении иностранными языками, так и учеников с высоким уровнем языковых способностей и задатками языковой одаренности.

Следует особо подчеркнуть, что в процессе обучения одаренных детей к педагогам и психологам предъявляются особые требования. И при подготовке педагогического персонала к работе с одаренными детьми необходимо вырабатывать у педагогов целый ряд специфических знаний и умений:

• формирование знаний о том, что такое одаренность и одаренные дети, каковы особенности их обучения и развития;
• изучение методов выявления, обучения и развития одаренных детей в разных условиях;
• формирование личностного отношения к одаренному ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместно конструируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит обучение и развитие учащегося;
• обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам практической работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях и образовательных средах;
• практическое знакомство с работой образовательных учреждений, в которых обучаются одаренные дети.

Нельзя забывать слова выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна: "Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности". Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми - не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!