СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с открытым лицеем «Всероссийская заочная многопредметная школа» РАО при МГУ им.М.В.Ломоносова по форме «Коллективный ученик»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное время требует современного подхода к обучению. С введением новых стандартов целью обучения становится развитие личности ребенка, научение «добывать» а не только «получать» знания. Это и меняет принципы деятельности учителя.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с открытым лицеем «Всероссийская заочная многопредметная школа» РАО при МГУ им.М.В.Ломоносова по форме «Коллективный ученик»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1 ИМ. АКАДЕМИКА Б.Н. ПЕТРОВА» Г. СМОЛЕНСКА


«Из опыта работы с открытым лицеем «Всероссийская заочная многопредметная школа» РАО при МГУ им.М.В.Ломоносова

по форме «Коллективный ученик»»


Учитель математики Котикова Т.А.


Слайд 1

Слайд 2

Современное время требует современного подхода к обучению. С введением новых стандартов целью обучения становится развитие личности ребенка, научение «добывать» а не только «получать» знания. Это и меняет принципы деятельности учителя.


Слайд 3

Приоритетным становятся:

-     достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;

-     достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;

-     достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

Школьная дисциплина – математика играет значимую роль в формировании таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности».

Профессиональный рост учителя это, прежде всего поиск, поиск новых, а порой и не стандартных подходов в обучении. Полностью отказаться от учебного процессе передачи информации, на мой взгляд не возможно. Классическую педагогику никто не отменял. Есть темы, которые сложно понять ребенку с нуля. Роль учителя стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ребенок - ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельности ученика. Реализовать это можно, используя различные педагогические технологии. Еще один рычаг обучения – это родители, на которых возлагается домашний контроль, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса у большинства учащихся к школьному курсу математики. Важность массовой внеурочной работы по математике обусловлена тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На кружковой работе на много больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, ведь внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника и родителей, стремится к их удовлетворению, требует индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету «математика», повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному. Во внеурочной деятельности, в том числе и по математике, формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная научная информация, в учебнике, а знания, «пропущенные» через личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам.

Неотъемлемой частью работы кружка считаю применение новых информационных технологий. Они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся, а во время работы кружка используется, прежде всего как поиск информации. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время работы пользоваться персональным компьютером и, иметь доступ к ресурсам INTERNET, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке. Достаточно и одной точки доступа с контент-фильтром, делим школу на сетку подключаем Wi-Fi, и используем планшеты и смартфоны т.е. доступные гаджеты.

 Внеурочные занятия имеют не только пропедевтическое, познавательное и развивающее значение, но и огромное воспитательное. Ребята дружны, доброжелательны, взаимно вежливы, всегда готовы прийти на помощь друг к другу. Общение взрослых с детьми происходит в рамках товарищеского сотрудничества.

Такие занятия полезны, интересны, доставляет удовольствие всем участникам педагогического процесса: учащимся, родителям, учителю. В процессе такого общения учащиеся не боятся математики, а наоборот проявляют интерес к ее изучению.

В любом классе есть ученики которые стремятся получить больше знаний по математике, задавая вопросы которые не касаются базы предмета. Стремление к учебе, к труду интерес к посильной исследовательской работе учащихся необходимо постоянно воспитывать. Для всего этого внеклассная работа дает большое поле творческой деятельности. Внеклассная работа по предмету повышает и квалификацию самого учителя, побуждает его к изучению разнообразной литературы по предмету [3].

Кружковая работа рассчитана на «среднего» ученика, и опирается на требования образовательной программы школы. Постепенно происходит разделение на группы, по уровню освоения материала, по скорости решения, по умению применения, и т.д. В конечном итоге остаются те, кому это интересно. Но нельзя отказывать тем, кто посещает кружок хаотично.


Слайд 4

Цели обучения стандартные:

  • повышение качества обучения школьников;

  • развитие устойчивого интереса к математике;

  • расширение и углубление знаний по математике;

  • развитие у учащихся способности самостоятельного мышления;

  • развитие творческих, коммуникативных способностей школьников;

  • развитие умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели, добиваться результата, оценивать проделанную работу.

Из различных форм внеурочной работы, я остановился на кружке, наиболее по моему, стабильная форма проведения организованной внеурочной деятельности, не исключающая индивидуальный подход к ученику. В итоге ученик посещающие кружок становятся незаменимыми помощниками во время урочной деятельности.

 Стандартно подходить к одному виду внеурочной деятельности не получается, это синтез разных форм и методов. Олимпиады, викторины, проекты, КВНы, тренинги, моделирование всё это является неотъемлемой частью работы в кружке.


Слайд 5

Обучающие задачи

-     учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
-     учить быть критичными слушателями;
-     учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
-     учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
-     учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
-     изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
-     демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
-     достигать более высоких показателей в основной учебе;
-     синтезировать знания.


Слайд 6

Развивающие задачи

-     повышать интерес к математике;
-     развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
-     развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
-   развивать эмоциональную отзывчивость
-     развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.


Слайд 7

Воспитательные задачи

-     воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
-     воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
-     формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
-    развивать пространственное воображение;
-    формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
-    воспитывать трудолюбие;
-    формировать систему нравственных межличностных отношений;
-    формировать доброе отношение друг к другу.

Слайд 8

Я начала сотрудничать с этим лицеем в 2008 году. Цель этого сотрудничества: развитие таланта учеников, повышение их интеллектуального уровня, открытие перспективы дальнейшей учебы в серьёзных региональных и столичных вузах.

ВЗМШ существует с 1964 года. Это первое учебное заведение дистанционного дополнительного образования такого уровня не только в России, но и во всем мире. Накоплены уникальные методики, издано большое количество учебной литературы, написанной прекрасными специалистами. Работа школы известна не только в России, но и за ее пределами. С 2011 года ВЗМШ стала работать в составе известного московского физико-математического Лицея «Вторая школа».

ОЛ ВЗМШ при Московском государственном университете-крупнейший и старейший центр дополнительного образования, широко известный в России. Основатели этого государственного учреждения – Российская Академия Образования (РАО) и Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ).

И, действительно, учеба в ОЛ ВЗМШ многим помогла лучше ориентироваться в жизни, ставить пред собой большие задачи и добиваться задуманного.

За время обучения, учащиеся узнают о многих увлекательных вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников, пробуют свои силы в решении нестандартных задач, и задач повышенной сложности, учатся самостоятельно работать с книгой и грамотно излагать свои мысли.

Обучение в лицее строится следующим образом.

В школе организуется группа «Коллективный ученик». Затем из лицея высылаются задания на весь учебный год. Они включают в себя методические разработки для учащихся, в которых разъясняются какие-либо темы, приводятся основные определения и теоремы, разбираются конкретные задачи и примеры, после чего предлагаются задачи для самостоятельного решения, которые должны быть высланы к определенному сроку. В школе, на занятиях математического кружка, учащиеся под руководством учителя, разбирают отдельные примеры и теоремы, решаются наиболее сложные задачи. Затем учащиеся самостоятельно записывают решения задач в тетрадь, которую отсылают на проверку в лицей (без предварительной проверки учителем). Работы проверяются преподавателями лицея, рецензируются и отправляются обратно учащимся. В течение учебного года ребята выполняют от 5 до 8 таких заданий. На последнем году обучения выпускникам в качестве одной из работ предлагается подборка задач из вариантов вступительных экзаменов на мехмат МГУ прошлых лет.

Кроме традиционной индивидуальной формы работы с учениками, с которой исторически начинала обучение ВЗМШ, мы уже много лет предлагаем проверенную временем форму совместной работы школьного учителя с детьми, называемую «Коллективный ученик». Отделение математики принимает учеников по программе «Коллективный ученик» на все курсы с 0-ого по 5-ый (что соответствует 6-11 классам общеобразовательной школы).

После получения пособий и заданий группа учеников с помощью школьного учителя начинает работать под руководством куратора по программе отделения математики Всероссийской Заочной Многопредметной Школы.

Этот способ обучения по сравнению с индивидуальной формой имеет несколько преимуществ.

Во-первых, контакт с учителем упрощает обучение, потому что особенно для младших детей сложности исключительно заочного образования часто оказываются плохо преодолимыми, а неизбежные трудности «одиночного плавания» в математической теории могут погасить первоначальный детский энтузиазм. Во-вторых, совместные занятия в подходящей компании мотивированных детей создают ту творческую и даже соревновательную атмосферу, в которой происходит взаимный обмен свежими идеями, и поддерживают хорошее деловое настроение.

В-третьих, присылаемые из ВЗМШ материалы могут служить учителю прекрасной базой для организации в школе кружка или факультатива. В-четвёртых, учитель и школьники получают в постоянное пользование замечательного качества учебные пособия, тем более, что часть из них распространяется только по внутришкольной рассылке.

Прием в заочную школу на групповое обучение производится без вступительной работы. Если в школе нашлись не менее, чем три ученика, желающих учиться на математическом отделении, а учитель согласен этой группой руководить, то по заявлению учителя, заверенному директором школы и школьной печатью, и приложенному к заявлению списку учеников, группа принимается в ВЗМШ в качестве «Коллективного ученика». Количество экземпляров пособий, которые высылаются в адрес группы, определяется в соответствии с Договором о научно-педагогическом сотрудничестве, который школа, где работает группа, заключает с ВЗМШ.

Руководитель группы может строить свою работу в той форме, которая ему удобна, а может воспользоваться методической помощью, которую будет оказывать ВЗМШ. Хотелось бы, чтобы каждый участник группы выполнил все контрольные задания, а учитель их проверил. В адрес математического отделения мы просим высылать по каждой теме одну коллективную работу в одной тетради со всеми решёнными группой задачами.

Коллективные работы проверяются и рецензируются точно так же, как и работы индивидуальных учеников, и возвращаются руководителю группы для анализа и исправления ошибок, если в этом есть необходимость. Группа переводится на следующий курс, когда все текущие контрольные работы зачтены.


Слайд 9

Все члены группы по окончании Школы получают дипломы соответствующего образца, а руководитель группы получает удостоверение.


Слайд 10

Программа кружка


Слайд 11- 14

Достижения ребят


Слайд 15

Международные исследования PISA

Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?

На этот вопрос с 2000 года пытаются ответить специалисты десятков стран мира в ходе Международной программы PISA (Programme for International Student Assessment - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений.


Слайд 16

Основная цель международных исследований – оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.


Слайд 17

Образовательные достижения учащихся оценивались по трем основным направлениям

1. грамотность чтения

2. математическая грамотность

3. естественно-научная грамотность


Слайд 18

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.


Слайд 19

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний.


Слайд 20

Результаты тестирования (место России)



Слайд 21

Вывод российских экспертов

В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем направлениям функциональной грамотности.

По сравнению с предыдущим циклом исследования в 2012 году повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста по стране:

по математической грамотности на 14 баллов (с 468 до 482 баллов);

по читательской грамотности на 16 баллов (с 459 до 475 баллов);

по естественнонаучной грамотности на 8 баллов (с 478 до 486 баллов).


Слайд 22

Причина низкого практико-ориентированного показателя (по мнению экспертов PISA)

По мнению экспертов, причина кроется в том, что российские дети не умеют работать с информацией. В российских школах распространен трансляционный метод обучения. Учитель транслирует знания, но не учит методам познания. И, как следствие, имеем неумение наших школьников работать с информацией: искать, систематизировать, сравнивать и анализировать, делать выводы, синтезировать. Вместе с тем, полностью отказаться от трансляционного метода нельзя, поскольку нет другого способа передать основные знания в течение сравнительно короткого времени.

В целом российское образование носит явный академический или теоретико-ориентированный характер.

Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование оказалось на одном из последних мест. Эти итоги свидетельствуют о том, что российская школа не обеспечивает подготовку ее выпускников к жизни в современном постиндустриальном информационном обществе, которая отвечает международным требованиям и стандартам.



Слайд 23.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!