СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с учащимися сОВЗ в образовательном учреждении

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации показаны приемы методической  работы с учащимися с ОВЗ в образовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с учащимися сОВЗ в образовательном учреждении»


Из опыта работы с учащимися с ОВЗ в образовательном учреждении

Школа отражает те процессы, которые происходят в обществе. Каждый учебный год в школу поступает все больше ослабленных, больных детей, которых принята считать детьми с особыми образовательными потребностями. В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним. Поэтому каждый работающий в школе учитель задает себе вопрос: как работать с такими детьми? Как учить их, воспитывать, развивать? Основная проблема организации инклюзивного образования связана в первую очередь с тем, что образовательная организация ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном основной образовательной программой, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы. Чтобы решить данную проблему, необходимо создать соответствующие условия, которые позволят оптимально и эффективно встроить инклюзивное (в большей степени индивидуальное) обучение в классно-урочную систему массовой школы, и обеспечить такой подход к обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования колоссальна. Как предметник он может организовать учебный процесс таким образом, чтобы знание было усвоено и присвоено каждым учеником класса, независимо от его способностей и особых потребностей. При подготовке к уроку в классах, где есть учащийся со статусом ОВЗ, учитель должен быть готов выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка в соответствии с адаптивной образовательной программой. При выстраивании индивидуальной программы обучения необходимо учитывать следующие особенности детей данной категории:

- слабое физическое здоровье и, как следствие, большое количество пропусков учебных занятий;

- умственные способности и интеллектуальное развитие учащихся ниже возрастной нормы, наблюдается отставание в развитии всех видов мышления, ограниченный объем памяти;

- детям свойственны повышенная утомляемость, вялость, неработоспособность, трудная переключаемость;

- низкие речевые навыки (неумение выразить мысли, бедный словарный запас).

- отсутствие интереса к учению из-за быстрой утомляемости;

- несформированность регулятивных универсальных действий (неорганизованность, бессистемность в учебе, отсутствие самоконтроля, низкий темп работы);

- наличие доминирующего эмоционального состояния (замкнутость, неуравновешенность, раздражительность, повышенная двигательная активность, неадекватность реакций);

- особые личностные качества (неуверенность в себе, слабоволие, упрямство и т. д.).

Работу с учащимися с ОВЗ нужно вести комплексно в разных направлениях:

1. обогащать вербальный опыт (т. е. общую осведомленность детей);

2. развивать все группы универсальных учебных действий;

3. формировать познавательный интерес;

4. компенсировать пробелы в знаниях, возникающие из-за частого пропуска уроков.

Развитие речи - большая сложная задача. В ответах на уроках у этих учащихся превалирует чувство боязни, страха говорить, отвечать. И они стараются либо ответить односложно, либо промолчать, а то и вовсе уйти от ответа. Чувство страха вводить в свой лексикон новые термины, использовать их в своей речи, обновлять речь, пополняя постоянно активный словарь, является одной из главных причин отсутствия успеха на уроке. Речь ребят состоит из коротких, однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними.

На мой взгляд, основным видом работы по развитию речи (и устной, и письменной) является работа по обогащению словаря. Способствуют развитию речи и различные формы пересказа: близкого к тексту, пересказа с изменением лица рассказчика. Описание и составление рассказа по картине, иллюстрациям, развернутый ответ на вопрос также заставляют детей учиться говорить.

Обогащение вербального опыта осуществляется через работу с предметными понятиями, историческими терминами. Так, начиная с 5 класса, в конце тетради по истории, ведется словарь с расшифровкой исторических терминов, используется метод свободных словесных ассоциаций. Расширяется кругозор через частое употребление современных терминов общественно - политического, морально — эстетического содержания, через многократное повторение.

Прежде чем ознакомить ученика с новыми знаниями, надо найти опору в тех знаниях, которые были сформированы ранее. Знания считаются усвоенными, если содержащиеся в них понятия, термины с их логико-функциональными связями и отношениями стали достоянием ребенка. Самой грубой ошибкой было бы считать такое мнение, что раз детям мыслить трудно, то нужно дать им элементарные знания, «натаскать» их. Никакие знания, понятия нельзя давать в готовом виде, требуя механического запоминания. На каждом этапе обучения должна быть активизирована мыслительная деятельность ребенка. Структуру познания можно представить следующим образом: цель -мотив - объект - образец - операция - результат - коррекция. Реализуя компенсаторную функцию обучения, я обучаю учащихся некоторыми мыслительным, элементарным операциям: анализ понятия, выделение составляющих его признаков, классификация их, умение сопоставлять и объединять разные положения по сходным признакам.

Как же побудить ребенка мыслить, если ему не интересны ни процесс обучения, ни знания. Побудить пытливость, направить чувства, волю и мысли к глубокому освоению действительности, возбудить стремление что - то знать, к почину и открытию мира необходимая задача учителя, без решения которой ни о какой компенсирующей функции не может быть и речи. Что может вызвать у учащихся интерес к процессу познания:

1. Прежде всего - эмоциональный уровень обучения (он позволяет сделать процесс обучения привлекательным, выделить те аспекты в обучении, которые могут привлечь внимание, заставить волноваться, переживать, увлеченно работать, что в свою очередь активизирует мышление).

2. Творческое начало урока (например, мини - кроссворд), которое позволяет учащимся самим определить тему урока и настроиться на коллективную познавательную деятельность.

3. Разнообразие форм опроса, практических работ, индивидуальной проверки, работа в парах. Все это побуждает интерес к учебной деятельности, анализу своих возможностей. Материал должен быть для учащихся доступен, по возможности необходимо использовать яркие, интересные факты, которые бы оставались в памяти.

В обучении таких учащихся большую роль играет наглядность, т. к. развивает наблюдательность, воображение, постоянный интерес к историческим событиям. На уроках часто использую самодельные аппликации, благодаря которым у учащихся создаются достоверные зрительные образы исторического прошлого. Аппликации можно применять на всех этапах урока: во время опроса, объяснения нового материала, при закреплении. На аппликациях изображено самое главное, они лишены дополнительных деталей, фрагментов. Аппликации помогают легче понять исторические процессы (например, трудовой процесс выращивания зерна в Древнем Египте).

Активно в своей работе на уроке я использую карточки как дополнительный контроль за знаниями учащихся. Их удобно применять в качестве индивидуального опроса при проверке домашнего задания. Карточки классифицированы на следующие группы:

1. Карточки, развивающие у учащихся умение составлять рассказ о каком-либо историческом событии;

2. Карточки, содержащие вопросы, направленные на знание фактического исторического материала;

3. Карточки, предполагающие умение учащихся работать с картой;

4. Карточки, проверяющие знание учащимися отдельных исторических деятелей и их роли в развитии исторического процесса.

Чтобы привлечь интерес к предмету, часто на уроках использую игровые моменты. Словарная «дуэль» помогает проверит знания значений исторических терминов, хронологическое лото - знание дат, обязательных для запоминания. Для развития концентрации внимания на уроках работаем с сигналами («красный» -неправильно, «зеленый» - правильно). Это помогает научиться слушать ответы товарищей. Интерес у учащихся вызывает решение кроссвордов, нахождение в тексте исторических ошибок, задание, в котором учащимся предлагается соединить при помощи стрелок отдельные понятия, названия (царь - страна, где он правил; река - страна, где она протекает; город -страна, где он находится и т. д.).

Одна из проблем, которая наиболее трудно решается на практике, – компенсация пробелов в знаниях детей. Работая с такими детьми, нужно помнить, что в основе нарушений познавательной деятельности, а значит, и в снижении успеваемости при астеническом состоянии лежит ослабление умственной работоспособности, а не интеллектуальная недостаточность. Ребенок вовсе не глуп, просто из-за ослабленности организма скорость усвоения материала, память снижены, наблюдается неспособность к длительному умственному напряжению. Таким образом, при работе над пробелами следует учитывать следующие аспекты:

1. Характер и глубину пробелов в знаниях и умениях.

2. Выявление первопричины, вызвавшей пробелы и мешающей преодолению их.

3. Осуществление мер по нейтрализации факторов, вызывающих новые пробелы в знаниях.

4. Организацию в процессе обучения системы мер по восполнению недостаточных знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.

Для решения данной проблемы необходимо учитывать и анализировать ошибки и затруднения учащихся. Специально организовывать повторения, использовать не однотипные практические упражнения, а с обязательным постепенным усложнением, организовывать работу над ошибками, проводить специальный опрос, предупреждающий пробелы. Также помогает эффективно восполнять пробелы прием многократного повторения наиболее важного и существенного из уже изученного, постоянное обращение к простым и доступным примерам.

Чтобы создать ребенку с ОВЗ ситуацию успеха, очень важно понять, чем увлекается ребенок, в чем он силен, а значит, может быть интересен своим одноклассникам. Ребенку с ОВЗ иногда бывает сложно войти в повседневную жизнь класса, а педагог может выстраивать ситуации, в которых особый ребенок благодаря своему хобби станет значимым для остальных учеников.

Одно из основополагающих условий достижения высокого результата – спокойная доброжелательная обстановка на уроке. Учитель должен быть добрым, терпеливым, вселяющим в ученика веру в свои силы. К ученику надо подходить с открытым сердцем, и тогда он постепенно безболезненно включится во взаимоотношения нового типа, сопровождающиеся переходом к адаптированной системе обучения и воспитания.

Решение дополнительных и далеко не простых педагогических задач то и дело приковывает внимание педагога к такому ребенку, но при этом нельзя демонстративно выделять его, давать ему очевидные и неоправданные поблажки. Это неминуемо восстановит класс против «любимчика». Самое естественное (но не самое простое) решение этой проблемы – относиться к каждому ребенку в классе как к особенному, достойному индивидуального подхода



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!