СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по немецкому языку"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляла  свой опыт работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по немецкому языку на педсовете, поэтому решила поместить на сайте. Возможно кто-то из коллег посоветует, что можно ещё делать, чтобы результаты были отличными.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по немецкому языку"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 23 имени В.А.Шеболдаева

индекс 347 879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17,

ИНН 6144006163, регистрационный № 525,

E-mail: 832580@mail.ru

тел. 8 (86361) 3-25-65, 3-25-80 тел.\факс. 8 (86361) 5-01-75












Из опыта работы

«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по немецкому языку»











Подготовила:

Кочубей Галина Яковлевна,

Учитель немецкого и французского

языков,

высшая квалификационная категория




Сдать ЕГЭ по немецкому языку на «отлично» не так уж сложно. Но как? За годы введения ЕГЭ у меня было всего пять учеников, которые сдавали экзамен по немецкому и один по французскому языкам и ещё готовила двух ребят к сдаче экзаменов в Гете-институт на уровень В-2 и С-1. Подготовка к этому экзамену отличается несколько от нашего ЕГЭ.

Но начну по порядку с ЕГЭ. Экзамен, на мой взгляд, сложный, но если ученик работает кропотливо и вдумчиво с первых лет обучения языку, всегда выполняет домашние задания, пытается понять и разобраться в том, что ему непонятно, то тогда экзамен не так уж и сложен! От такой кропотливой работы складывается у ученика прочный фундамент знаний по предмету.

Перед тем как начать подготовку к экзамену, мы с ребятами изучаем все требования досконально, предъявляемые к ним по каждому виду речевой деятельности, а также критерии оценивания заданий.

Экзамен по немецкому языку, как и другие экзамены в этом формате, также претерпевал изменения, в 2005 году было говорение, потом его убрали, и вот с 2015 года снова введена устная часть. ЕГЭ (Единый государственный экзамен) по немецкому языку состоит из двух частей:

письменной, которая в свою очередь состоит из четырех разделов:
Аудирование 
Чтение
- Грамматика и лексика
Письмо 
и устной части, состоящей из 4-х заданий:

- чтение текста,

- к рекламному объявлению нужно задать 5 вопросов на основе ключевых слов,

- монологическая речь (выбрать одну из трех фотографий и описать её на основе плана),

- Монологическая речь (сравнить две фотографии также на основе предлагаемого плана).

Итак, цели перед учащимся поставлены, критерии оценивания известны, и следующий этап нашей работы – это подготовка.

Видов деятельности много, и если к ЕГЭ готовить ученика, то, как практик, могу сказать, что урочного времени совсем не хватает, т.к. есть программа, которую учителю необходимо просто выполнять. Поэтому приходится изменять постановку заданий, данных в учебниках, подстраивать их под формат ЕГЭ, чтобы у ученика вырабатывались навыки работы с этими заданиями, перестраивать процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, но мне кажется, что этого совсем недостаточно. И потом не все же учащиеся в классе хотят заниматься этими заданиями, мотивируя тем, что они этот экзамен не сдают. На мой взгляд, и сам учебник (автор Бим И.Л.) не содержит заданий, которые бы готовили ученика к ЕГЭ. Поэтому основная подготовка ученика проходит за рамками учебного времени. В этой статье мне хотелось бы поделиться с теми видами работы, которые «западают» у моих учащихся или вызывают трудности своей сложностью.

Занятия (почти всегда!) начинаем с чтения текстов (устная часть). Они все научно-популярного характера. Материалами для тренировки служат задания сайта https://de-ege.sdamgia.ru/?redir=1 «РЕШУ ЕГЭ», демоверсии прошлых лет, а также пособия с грифом «Рекомендовано приказом Минобрнауки России № 729 от 14.12.2009 г.». Хотелось бы заметить, что тексты на сайте не равнозначны, и если примерно сохранится такая подборка их и на ЕГЭ, то учащиеся будут находиться не в одинаковых условиях: (есть тексты объемом в 120 знаков, а другие в 150-175 слов, поэтому время прочтения может быть разное). Вторым недостатком является то, что много в текстах слов не немецкого происхождения (английские, французские). Не все же дети владеют английским, а тем более французским. И встреча в тексте с таким набором слов введет ученика в замешательство, а это может повлиять на его результат…

Аудирование – непростое задание, но полагаю, что если учитель с самого начала обучения языку постоянно использует его на уроках, проводит анализ ошибок, то каждый учащийся может его преодолеть, пусть хоть и с некоторыми погрешностями!

В письменной части (раздел «Чтение») тренируем с учащимися умение находить ключевые слова, чтобы потом соотнести их с заголовками микротекстов. Задание № 11 (в этом же раздел) требует большого внимания, чтобы выполнить его с наибольшим количеством баллов, поэтому приучаю учащихся прочитать полностью текст, и только потом подбирать к «люкам» смысловые части текста. В заданиях №№ 19 – 31 терпеливо тренируем склонение прилагательных, существительных, степени сравнения прилагательных, пассивную форму, формы сильных глаголов, управление глаголов и другие грамматические феномены, знание их и грамотная работа с ними помогли бы получить наибольшее количество баллов. Причем к умению узнавать тот или иной грамматический феномен, я прибегаю и при чтении текстов, прошу объяснить учащегося, почему у прилагательного, глагола такое окончание, прошу назвать 2-ю или 3-ю форму глагола, или к одной из глагольных форм назвать инфинитив глагола и т.д. и т.п. При чтении текста проверяю его понимание в беседе с учащимся, требую от ученика, чтобы он высказал свое мнение, или как бы он повел себя в той или иной ситуации. Учу ученика объяснить то или иное событие в тексте другими словами, тем самым развивая компенсаторные умения и расширяя словарный запас.

И, наконец-то, мы добрались до трудных заданий № 39 и № 40 – это письмо личного характера и сочинение-рассуждение. Прежде чем учить ребенка, я сама училась писать эссе, выдерживая все требования и естественно, укорачивая время на его написание.

На выполнение этих заданий, как известно, отводится 80 (20 + 60) минут. Советую ученику написание личного письма довести до минимума, минут 8-10, и у нас это получается! Таким образом, ребенок выигрывает дополнительное время на написание эссе, которое требует, на мой взгляд, более тщательного продумывания, логической структуры и правильного грамотного написания. Опять же хотелось бы сказать несколько слов о проблемах (темах) эссе. Например, такая тема « Guter Geschmack ist besser als ein schlechter Geschmack, aber ein schlechter Geschmack ist besser als gar keiner“ или другая тема "Es ist sicherlich eines des größten Vorurteile, selbst zu glauben, keine Vorurteile zu haben"х, думаю, вызовет определённые затруднения у учащегося, да ещё учитывая волнение на экзамене. Я согласна с мнением Л.К.Никитиной, заместителем председателя предметной комиссии по немецкому языку, методистом Центра языкового образования СПбАППО, М.Н. Гузь, заместителем председателя предметной комиссии по немецкому языку, преподавателем РГПУ им. А.И. Герцена, кандидатом филологических наук, которые говорят, что КИМы представляют завышенный уровень трудности по тематике и лексическому наполнению и заявляют по некоторым разделам уровень С1/2 по международной шкале. Все тренируемые задания приучаю учащихся выполнять строго по времени, отведенному на его выполнение.

Писать письмо школьники начинают уже во втором классе, это, конечно, письмо-поздравление, приглашение, но уже на этом этапе я приучаю учеников соблюдать отступ строк, писать правильно дату, город, обращение, завершающую фразу. Иногда (один раз в год) включаю написание письма

в контрольную работу, а для этого, как правило, тренируемся дома и на уроке. И обязательно выучиваем клише и для письма, и для эссе, которые помогут ученику выстроить логически верно текст. Несколько писем, написанных моим учащимся, помещено на моем сайте https://multiurok.ru/files/obraztsy-pisiem-dlia-iege-iz-diemovarianta-za-2008.html

https://multiurok.ru/files/pis-mo-iz-diemo-varianta-iege-2017.html

Привожу одно письмо в качестве примера.

C1 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2008 г. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Sie haben 20 Minuten, um diese Aufgabe zu machen.

Sie haben eben einen Brief von Ihrem deutschen Freund Florian bekommen, in dem er über seinen Lieblingsfußballspieler Michael Ballack schreibt. Sie lesen: … Gestern habe ich das Fußballspiel Bayern – Schalke LIFE gesehen! Das war absolute Spitze! Besonders der Ballack, der Mittelfelder von Bayern: er war überhaupt nicht zu halten und schoss zwei Tore!!! Er ist übrigens mein Lieblingssportler. Bist du eigentlich ein Sportfan? Schreib mir über deinen Lieblingssportler ...

Nun möchten Sie Florian über Ihren Lieblingssportler oder Ihre Lieblingssportlerin erzählen. Schreiben Sie einen Brief, in dem Sie:

• über Ihren Lieblingssportler/ Ihre Lieblingssportlerin schreiben;

3 Fragen zu seiner Freizeitgestaltung formulieren

Der Brief soll 100 – 140 Wörter enthalten. Beachten Sie die üblichen Regeln für Briefformeln.


Den 15. Mai,

Gukowo.


Hallo, Florian,


ich habe deinen Brief vor einer Woche bekommen und danke dir dafür.


Du schreibst so begeistert über das Fußballspiel und den Ballack! Oh, dieser Spieler gefällt mir auch!


Ich bin auch wie du ein Sportfanatiker. Ich mag Fußball, Hockey… Aber der Fußball ist meine Lieblingsportart und Ronaldo ist der beste Sportler für mich. Ich sehe immer das Spiel mit ihm. Er ist so brav, tapfer, stark beim Spiel und schießt immer Tore. Leider habe ich keine Möglichkeit die Spiele im Stadion zu sehen, aber im Fernsehen schaue ich sie immer an. Das begeistert mich!


Na, Alter, der Sommer kommt! Was hast du vor, im Sommer zu machen? Wie organisierst du deine Freizeit in den Ferien? Fährst du vielleicht nach Spanien um Ronaldos Spiel anzusehen?

Schreibe mir, es ist interessant.


Grüße deine Eltern.

Egor. (139 Wörter)

Ориентирую учащегося на то, чтобы от волнения не забыл задать в письме три вопроса, т.е. он должен действовать строго по плану задания.

Написание эссе (задание № 40) также, на мой взгляд, перестанет быть устра-шающим, когда напишешь их несколько десятков, в режиме строго уста-новленного времени. Приучаю детей писать письма и эссе на листах фор-мата А-4, чтобы вырабатывалась привычка видеть примерный объем напи-санного.

И немного о заданиях устной части. О чтении я уже писала выше, диалог-расспрос (задание № 2) не должен вызывать трудности у учащихся, если с первых дней на уроках ведется работа по обучению задавать вопросы с инверсией или с вопросительными словами, единственное, что надо тренировать учащихся на выполнение этого задания в режиме установленного времени и тренировать интонацию.

В заданиях С-3 и С-4 учащийся должен сказать 12-15 предложений за две минуты. В задании три ученик должен выбрать из трех картинок одну и описать её согласно плану:

• wann haben Sie das Foto gemacht

• was oder wen zeigt das Foto

• was passiert da gerade

• warum haben Sie das Foto gemacht

• warum haben Sie beschlossen, das Foto zu zeigen.

Высчитала схему рассказа, если по первому и последнему пункту ученик скажет по две фразы и по второму-четвертому – по три, то в целом получается 14 предложений. Фраза «Ich habe das Foto № 3 gewählt“ не входит в объем сказанных фраз.

Привожу пример, по которому мы с учащимся отрабатываем это высказывание.


Ich habe das Foto n 2 gewählt.

1. Wollen wir zusammen mein Album sehen!

2. Ich bin aus Frankreich vor zwei Tagen zurückgekehrt und bin noch begeistert,

und ich habe aus meiner Reise viele Fotos mitgebracht.

3. Dieses Foto habe ich, wie bekannt, in Paris gemacht.

4. Im Vordergrund sehen wir 3 Polizisten.

5. Im Hintergrund ist der berühmte Eiffel-Turm.

6. Das war sehr interessant! Als ich diese Szene mit den Polizisten gesehen habe, habe ich sofort gedacht, dass es etwas Schlimmes passierte….

7. Aber nach einiger Zeit habe ich erfahren, dass der Film mit Jean Reno an dem Eiffel-Turm gedreht wurde.

8. Ich war schockiert! Vor mir steht lebendiger Reno!

9. Und ich habe sofort einige Fotos gemacht.

10. Es wird mir an Paris, an Jean Reno erinnern.

11. Ich habe beschlossen dieses Foto meinen Freunden zu zeigen, weil sie noch niemals in Paris gewesen sind.

12. Und noch ein Grund ist dazu – dieses Foto weckt bei mir angenehme Erinnerungen.

13. Ich bin in Paris verliebt!

И завершающее задание 4 также проверяет умение учащихся монологической речи, в которой ученик должен при описании двух фотографий найти не менее двух-трёх (лучше трех!) отличий и сходств, а также высказать свое мнение, чтобы он предпочел в данных на фото ситуациях и почему. В этом виде задания также отрабатываем клише, которые служат примерным планом и учимся описывать фотографии соглас-но предложенному плану, к каждому пункту плана мы с учащимися приняли такую схему:

• beschreiben Sie kurz beide Fotos - 2- 3 предложения

• sagen Sie, was beide Fotos gemeinsam haben - 4 - 5 предложения

• sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet - 3 предложения

• sagen Sie, welches Spiel Sie männlich - 1- 2 предложения

• erklären Sie, warum - 2 предложения




1. Vor mir sind zwei Fotos.

2. Auf den beiden Fotos sehen wir spielende Menschen.

3. Ich würde sagen, dass die beiden Fotos mit gemeinsamer Thematik verbunden sind.

4. Das Thema beider Fotos lautet, meiner Meinung nach, das Spiel „Fußball“.

5. Ich würde sagen, dass diese Fotos sowohl Gemeinsames als auch Unterschiede haben.

6. Beginnen wir zuerst mit Gemeinsamen.

7. Ich habe hier 3 gemeinsame Merkmale gefunden.

8. Erstens, die Personen spielen Fußball.

9. Zweitens, die Spieler auf den beiden Fotos sind sehr begeistert und haben verschiedene Kleidung.

10. Aber es gibt auf diesen Fotos mehr Unterschiede, als drei.

11. Ich versuche sie zu nennen.

12. Auf dem ersten Foto spielen die nicht besonders großen Kinder und spielen Tischfußball im Zimmer.

13. Im Unterschied von dem ersten Foto spielen die Jugendlichen draußen.

14. Die Kinder spielen im Zimmer während auf dem zweiten Foto ist es Winter oder Spätherbst, weil man im Hintergrund den Schnee sieht.

15. Ich finde, dass das erste Foto mir besser passt, weil es für mich nicht besonders angenehm ist, eine Stunde bei der Kälte zu laufen.


Вот так кропотливо отрабатываем с учащимися каждый вид речевой деятельности. И несколько слов о результатах подготовки. Две мои ученицы уже преподают языки: одна в школе, другая в институте. Трое стали студентами МГПУ, РУДН, один из них уже заканчивает МГПУ. А двое других получили сертификат на уровень В-2 и С-1. Хотелось бы пожелать легких заданий учащимся на экзаменах, а учителям усидчивых, любознательных и трудолюбивых учеников!



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!