СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы тренера дзюдо

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

как заинтересовать школьников заниматься дзюдо

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы тренера дзюдо»






















Дзюдо является одной из наиболее популярных современных систем восточных единоборств. Это вид боевого искусства имеет глубокие исторические корни, он впитал в себя наиболее рациональные элементы национальных видов боевых искусств и культуры народов Востока.

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, которая в свою очередь уходит корнями в XV в. в китайскую борьбу Кумиуту, что в переводе означает «голыми руками». Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в Японии.

Отцом современного дзюдо считается профессор Дзигаро Кано, родившийся в 1860 г. на Японских островах. Еще в студенческие годы он серьезно задумывался над возможностью достижения гармонии тела и духа. Не отличавшийся идеальными физическими данными, Кано в короткий срок сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу. Выбрав из них наиболее эффективные и исключив опасные захваты и удары, он создал новую систему физического совершенствования тела и духа - дзюдо. По мнению Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.

Дзюдо - первый из всех видов восточных воинских искусств, вошедший в Олимпийскую программу игр, проводившихся в Токио в 1964 г., и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта. Окончательно олимпийского статуса Дзюдо добилось в 1972 году в Мюнхене.

Подготовка дзюдоиста.

Учиться дзюдо нужно в процессе тренировок – иными словами, в ходе практических занятий под руководством опытного наставника. Им нельзя овладеть самостоятельно. Для того чтобы достичь мастерства, необходимо найти человека, готового вас обучать, и группу учеников, вместе с которыми можно было бы тренироваться.

Экипировка дзюдоиста называется по традиции кимоно или дзюдоги, белого или синего цвета. Костюм дзюдоиста включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани и пояса. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду.

Упражнения и борьба проходят исключительно босиком, использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным, правила это тоже запрещают. Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).


Подготовка дзюдоиста состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов с партнером и «рандори» – учебных поединков, где проверяются правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении.

Упражнения общего характера, подготовительные упражнения, тренировка на развитие силы мышц могут осуществляться практически везде. Специальная же подготовка и соревнования невозможны без соответствующего татами.

Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами» - это мат из рисовой соломы очень плотный. Уже долгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединения покрываются специальной тканью.

Схватка обязательно начинается и заканчивается поклоном. Всего борец должен продемонстрировать свое уважение сопернику 7 раз. Первый поклон нужно совершить перед тем, как вступить в зону безопасности, второй – перед тем, как пересечь «красную зону», третий – перед самым началом поединка. Четвертый поклон следует сразу после оглашения результата поединка. Пятый поклон нужно сделать перед тем, как начать движение с татами, шестой – после пересечения «красной зоны», седьмой – после выхода из зоны безопасности.


Виды подготовки в дзюдо.

Большой объем тренировок – не главный путь достижения результата в дзюдо.

Дзюдо – вид спорта, требующий комплексного развития всех физических, психических и моральных качеств. Для правильного планирования учебного процесса нужно иметь в виду, что специалисты определяют пять видов подготовки для осуществления успешной деятельности в дзюдо и не только в нем:

1. Теоретическая подготовка, то есть знание законов спортивной тренировки, правил соревнований и т.п.

2. Техническая подготовка.

Содержание технической подготовки – усвоение и совершенствование спортивной техники и вариантов ее.

Дзюдо – спорт, богатый движениями, поэтому техническая подготовка очень важна: Многие специальные упражнения и средства технической подготовки возникли в ходе развития дзюдо.

3. Тактическая подготовка.

Тактика – оптимальный способ борьбы в конкретных условиях, направлена на достижение победы. По ходу борьбы возникает много неожиданных ситуаций, когда дзюдоист должен принять самостоятельное решение, т. е. найти и осуществить подходящий прием. Такой опыт приобретается многолетней тренировкой.


4. Психическая подготовка.

Задача психической подготовки – создание оптимального уровня психического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативность спортсмена.

В процессе тренировки психическая подготовка находится в прямой зависимости от физической, технической и тактической подготовок


6.Гипотеза: если я поделюсь с одноклассниками своими знаниями и успехами, они задумаются о пользе занятий спортом и физкультурой.


7.Ожидаемый результат: в результате знакомства класса я найду единомышленников и смогу общаться с одноклассниками на спортивные темы, в частности о дзюдо.


9.Источники информации: фото и видео, интернет ресурсы.


Методы: изучение и анализ спортивной литературы, беседа, сравнение, рассказы





ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА



В дзюдо существует совокупность закономерностей подготовки и ведения соревновательного противоборства — стратегия. Стратегический план учитывает различные варианты построения подготовки, соревновательного противоборства, а также средства, методы и формы достижения результата. Тактика считается подчиненной частью стратегии и в широком смысле определяется как искусство противоборства в дзюдо.

Тактику дзюдо определяют как выбор средств и методов спортивного противоборства, применяемых для решения задач в конкретно сложившихся условиях поединка. Чем больше дзюдоисты владеют тактикой, тем больше имеют возможностей реализовать свой технический арсенал в поединке с любым соперником, добиваясь при этом большего эффекта при меньшей затрате сил и энергии. Изучение тактических действий необходимо вести параллельно с изучением техники.

ВИДЫ ТАКТИКИ В ДЗЮДО

В теории борьбы дзюдо выделяют 3 вида тактики: тактика соревнований, тактика ведения поединка и тактика выполнения приемов.

1. Тактика соревнований

Задача тактики соревнований — определить направления действий дзюдоиста для достижения спортивного результата. Составление тактического плана к соревнованиям в общих чертах включает:

а) разведку (сбор информации);

б) оценку обстановки или прогнозирование будущих ситуаций;

в) выбор основного и запасного вариантов действий дзюдоиста в соревнованиях;

г) уточнение тактического плана в связи с возможными изменениями ситуации в ходе соревнований и его реализации.

Тактика участия в соревнованиях реализуется через установку дзюдоиста на предстоящую деятельность. Установка может быть нескольких видов: на достижение первенства — «на победу»; на превышение собственного результата — «на личный рекорд»; на демонстрирование определенного результата — «отбор к другому старту», «на призовое место». У каждого вида установок существуют особенности формирования. При подготовке дзюдоистов к соревнованиям наиболее сложный вариант тактической установки «на победу». Он должен базироваться на всесторонней подготовленности спортсмена. Опора на собственную подготовленность внушает дзюдоистам уверенность в своих силах и возможностях ее реализации в конкретных соревнованиях. Установка «на личный рекорд» более простая для применения в соревнованиях. Для ее реализации необходимы: высокий уровень физической подготовленности и готовность дзюдоистов строить противоборство в зависимости от ранее наработанного и успешно проводимого в соревнованиях тактического плана.



Тактическая установка «на результат» (призовое место, отбор для участия в других соревнованиях, проверка качества освоения технических и тактических действий) чаще всего применяется в практике дзюдо. Соревнования, в которых «проверяются» наработанные умения и навыки, очень важны для дзюдоистов, поскольку позволяют установить уровень сформированности «коронных» приемов, эффективность формируемых умений и навыков. Тактическая установка «на результат» позволяет рассчитывать силы и в то же время навязывать сопернику свой стиль противоборства.




Тактическое мастерство дзюдоистов, реализуемое в соревнованиях, зависит от комплексного проявления их физической, технической, психологической подготовленности. Основой тактического мастерства в дзюдо являются тактические знания, умения, навыки и тактическое мышление. Компонентами тактического мышления являются способность к восприятию, оценке, переработке информации, а также предвидение возможных действий соперника.

Реализация намеченной тактики проводится в предсоревновательной подготовке дзюдоистов. Для этого тренер-преподаватель использует планирование, заключающееся в распределении по времени средств и методов тренировки, необходимое для накопления подготовленности дзюдоиста к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях.



Контратакующая тактика в эпизоде поединка

Непосредственно в период соревнований для реализации намеченной тактики дзюдоисты применяют следующие действия:

а) подавление — действия дзюдоиста, направленные на создание превосходства над соперником и состоящие в применении имеющегося преобладания в одной или нескольких сторонах собственной подготовленности (технической, тактической, физической или морально-волевой);

б) маскировка — применяется дзюдоистом с целью скрыть свои намерения и тактические планы или вынудить соперника принять необходимое для собственной победы тактическое решение.

2. Тактика ведения поединка

Задача тактики поединка — предварительно наметить и при необходимости перестроить тактический план действий в противоборстве с конкретным соперником. Особенности этого вида тактики тесно взаимосвязаны с физической и обусловлены психологической подготовленностью дзюдоистов и свойствами их индивидуальности. Успешная реализация тактики ведения поединка усиливается рядом факторов.

В тактике ведения поединка выделяют способы, определяющие поведение дзюдоистов в противоборстве.

Наступательная тактика характеризуется прямой стойкой, свободной манерой противоборства, реализацией комбинационных действий, состоящих из различных тактических маневров, сочетающихся с реальными попытками выполнения приемов.

Контратакующая тактика имеет свой признак — построение противоборства на встречных и ответных атаках, используя благоприятные моменты, возникающие при активных действиях со стороны соперника.



Оборонительная тактика в эпизоде поединка

Оборонительная тактика у дзюдоистов проявляется сосредоточением внимания на защите, низкой активностью в поединке, попытками атаковать соперника в случае его ошибок. Реализация тактического плана поединка разрабатывается с учетом определенных условий:

а) способы решения тактических задач должны быть разрешены правилами соревнований по дзюдо;

б) реализуемые тактические приемы должны соответствовать состоянию дзюдоиста (уровню его спортивной формы, подготовленностью к конкретному соревнованию);

в) тактический план должен составляться с учетом информации о соперниках («коронные» приемы, уровень специальной подготовленности, особенности психики и др.).

3. Тактика выполнения технических действий

Важной частью тактики дзюдо являются тактические действия при выполнении атакующих и защитных действий. Этот вид тактических действий также как и другие виды тактики в дзюдо неотделим от степени освоенности дзюдоистами технических действий. В ходе поединка с их помощью решаются 2 задачи: создание динамической ситуации, удобной для выполнения оцениваемого действия, и выполнение самого действия.

Важную роль при проведении технических действий в поединке играет тактика подготовки ситуаций для выполнения атакующих действий. Она характеризуется действиями дзюдоиста, которые заставляют соперника нарушить свое равновесие в нужном направлении. Такие действия применяют не только для того, чтобы поставить соперника в неудобные и неустойчивые для него положения, но и вызвать напряжение его силы и тем самым создать благоприятные условия для проведения бросков.

Тактические умения проведения атакующих действий заключаются у дзюдоистов в использовании благоприятных условий, возникающих в ходе поединка, и в умении их создавать. На успешность проведения технических действий в поединке влияют:

а) положения тела, которые принимают дзюдоисты в противоборстве, они могут способствовать (затруднять) выполнение технических действий;

б) направления усилий соперника;

в) физическое ослабление соперника;

г) слабая психическая подготовленность соперника.

Важнейшее условие выполнения атакующих действий — выведение из равновесия партнера (соперника). Существуют следующие основные направления выведения из равновесия: вперед, назад, вправо, влево, вправо- вперед, влево- вперед, вправо- назад, влево- назад. Выполняя выведение из равновесия, атакующий дзюдоист должен сохранять устойчивое положение тела, позволяющее провести техническое действие.

В период соревнований благоприятная для проведения атакующего действия динамическая ситуация может появиться случайно или создаваться дзюдоистом преднамеренно. В ходе поединка часто затруднен выбор правильного решения в различных ситуациях, поэтому важно изучать и моделировать в учебно-тренировочном процессе различные тактико-технические действия применительно к ситуациям, возникающим в ходе поединка. Применение тактических действий зависит от реакции соперника:

а) при защите благоприятные условия могут быть специально созданы путем использования способов тактической подготовки — угроза, выведение из равновесия и сковывание;

б) при атакующих (контратакующих) действиях применяются тактические действия — встречная атака и вызов;

в) заставить противника ошибиться можно, применяя тактику повторной атаки, обратного вызова, двойного обмана.



АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ БРОСКОВ В ДЗЮДО


В дзюдо тактическое действие отделять от технического можно только теоретически. Обычно тактико-технические действия в дзюдо рассматриваются как сложные координационные структуры, четко подразделяемые на 2 фазы: первая — предварительные действия, направленные на приведение соперника в положение, удобное для реализации приема; вторая — собственно прием. Критерием мастерства дзюдоистов является умение выполнять их при различных сбивающих факторах и, прежде всего, сопротивлении соперника.

В процессе изучения тактических действий при проведении бросков, тренеру-преподавателю нужно не только объяснить и показать технику выполнения движения в стандартных условиях, но и возможность его применения в усложненных условиях. Для этого важно конкретизировать структуру тактического действия на его модели. Согласно положениям концепции П. Я. Гальперина о поэтапном формировании действий и понятий при анализе тактико-технических действий при выполнении броска целесообразно выделить их информационно-наглядную модель (рис. 9), включающую ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части действия.

Ориентировочная часть тактического действия состоит из аналитического и синтетического звена. Аналитическое звено включает осознание обучаемыми двигательной задачи тактического действия, формирование представлений о технике выполнения тактического действия, выделение главных моментов концентрации внимания (основных опорных точек — ООТ) в изучаемом тактическом действии.



ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка характеризует процесс обучения дзюдоистов основам техники тренировочных или соревновательных действий, предполагает совершенствование избранных вариантов техники дзюдо.

В технической подготовке дзюдоистов можно выделить общую и специальную подготовки. Общая техническая подготовка содействует освоению дзюдоистами различных двигательных умений и навыков, необходимых в спортивной деятельности (средств ОФП, действий, необходимых для дальнейшего формирования специфических умений и навыков). Специальная техническая подготовка целенаправленно формирует технику двигательных действий в дзюдо.

Техника в дзюдо — это система движений, действий и операций, содействующих решению задач противоборства с наименьшей затратой сил и энергии, применяющихся в соответствии с индивидуальными особенностями дзюдоистов.

В технике дзюдо выделяются следующие структурные элементы:

а) основа техники — совокупность звеньев и черт двигательного действия, необходимых для решения задач противоборства конкретным способом (согласованность движений, порядок проявления мышечных сил);



б) главное звено (звенья) техники — наиболее важная часть конкретного способа решения задачи противоборства, реализуется за минимальный отрезок времени, требует проявления максимальных усилий (выведение противника из равновесия при выполнении броска, применение техники болевого приема);

в) детали техники — отдельные составляющие техники, в которых проявляются индивидуальные особенности дзюдоистов (не принципиальные).

Главное звено в технике броска — выведение из равновесия

Японские специалисты выделяют 2 особенности техники современного дзюдо: общеизвестные приемы (общие приемы) и вариативные приемы, образованные на основе общих

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ДЗЮДО ПРИ ВЕДЕНИИ БОЯ


Дзюдо считается одним из базовых боевых искусств: на его приемах строятся многие современные виды единоборств. Впервые дзюдо появилось в Японии в конце XIX века, и с тех пор его популярность неизменно растет. Одним из главных достоинств этого вида единоборств является доступность: чтобы начать им заниматься, нужно лишь купить кимоно и освоить несколько приемов.



Особенности борьбы дзюдо:

Дзюдо отличается от других японских боевых искусств тем, что оно строится на борьбе без ударов. Соперники начинают схватку в стойке, а затем с помощью различных приемов пытаются либо уронить соперника, либо перевести борьбу в партер. Важно при этом не использовать приемы из других видов единоборств, например, захваты за шею, удары руками, ногами или головой.

Самым первым и важным этапом является борьба за захват. До выхода на старт важно продумать тактику, как получить контроль над соперником и заставить его следовать своим движениям. Как правило, противники пытаются захватить кимоно или пояс, но для некоторых приемов используется захват руки, ноги или туловища.



















Заключение:

ВЫВОДЫ:

1. Результаты теоретического анализа и обобщения данных литературных источников по проблеме подготовки дзюдоистов для участия в соревнованиях показывают что, не смотря на большое количество опубликованных научных работ по этой тематике, данная проблема актуальна и в наше время.

2. Установлено, что одним из способов повышения уровня подготовленности к участию в соревнованиях является использование в учебно-тренировочном процессе метода моделирования основных характеристик соревновательной деятельности, таких как:

- технико-тактической модели, разработанной на основе состава и структуры технико-тактических действий, применяемых на крупнейших соревнованиях, высококвалифицированными дзюдоистами;

- изменение структуры учебно-тренировочного процесса дзюдоистов-юношей к участию в соревновательной деятельности, в соответствии с учетом требований современной соревновательной деятельности на основе ее моделирования.

3. Сравнительный анализ содержания и структуры соревновательной деятельности дзюдоистов-юношей различной квалификации позволил выявить наиболее эффективный арсенал технико-тактических действий, используемый ими в процессе соревновательной деятельности.

4. Результаты анализа технико-тактической подготовленности показывают, что высококвалифицированные дзюдоисты имеют в своем арсенале большее количество эффективной ударной техники, в отличие от участников первенства. Высококвалифицированные дзюдоисты показывают более высокие результаты в соревновательных поединках, одерживают большее количество досрочных побед, а также выполняют большее количество приемов по сравнению со спортсменами менее низкой квалификации, обеспечивающих достижение досрочной победы.

5. Изучение особенностей соревнования дзюдоистов позволило установить и конкретизировать содержание экспериментальной методики подготовки дзюдоистов к соревнованиям. Эффективность этой подготовки значительно повышается при использовании в учебно-тренировочном процессе следующих методических приемов:

-изучение и совершенствование ударных технических приемов;

-совершенствование ударных технических приемов в комбинациях с другими приемами;

-выполнение тактических заданий с преимущественной направленностью на подготовку к проведению ударного приема.

6. Апробация (Что такое апробация – это термин, который используется в двух значениях. Первое значение – это одобрение или утверждение чего-либо. И другое  значение данного термина, более распространенное – это проверка работоспособности схем, процессов, методов, моделей, установленных теоретическим путем, производимая в реальных условиях.) экспериментальной методики подготовки дзюдоистов к соревновательной деятельности показала ее высокую эффективность в аспекте повышения величины спортивно-технических показателей, характеризующих успешность этой деятельности. При этом прирост указанных показателей в процессе проведения педагогического эксперимента показал значительное различие по сравнению с группой занимающейся по общепринятой методике подготовки по большинству спортивно-технических показателей.

7. Позитивная динамика спортивно-технических показателей в значительной мере предопределила и ускоренный рост спортивных достижений испытуемых экспериментальной группы, произошедший в ходе исследования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Подготовка дзюдоистов к ответственным соревнованиям должна учитывать содержание и структуру соревновательной деятельности дзюдоистов более высокой квалификации.

2. Для эффективного обеспечения оптимального положительного воздействия от использования рациональных соотношений средств и методов технико-тактического совершенствования при подготовке дзюдоистов к соревнованиям следует применять методические приемы следующей направленности:

- техническая подготовка с преимущественным содержанием по изучению и совершенствованию ударных технико-тактических действий;- технико-тактическая подготовка, основным содержанием которой является совершенствование технико-тактических действий в типовых соревновательных тактических ситуациях:

- тактическая подготовка с преимущественным совершенствованием активной тактики ведения поединков без проведения технических действий.

3. Применение в учебно-тренировочном процессе указанных методических приемов в процессе подготовки дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности должно осуществляться в периодической динамике в зависимости от направленности мезоцикла. Так, в подготовительном мезоцикле следует использовать средства технической подготовки, включающие изучение и совершенствование ударных приемов (до 40 %), а в соревновательном мезоцикле объем этих средств следует существенно уменьшать (до 20 %). Но при этом необходимо увеличивать объемы других средств совершенствования.

4. С целью объективного и оперативного выявления направленности и величины изменения параметров технико-тактической подготовленности дзюдоистов-юношей, необходимо регулярно осуществлять стенографирование и видеозапись их соревновательных поединков на всех соревнованиях. В последующем на основании анализа этой исходной информации разрабатывать содержание и структуру учебно-тренировочного процесса для подготовки к соревновательной деятельности для каждого спортсмена, выявляя при этом относительно сильные и слабые составляющие стороны подготовленности.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!